Как запаять металлическую трубку?

Правила пайки стали

Пайка, как технология создания неразъёмных соединений металлических изделий имеет древнюю историю. И сегодня, несмотря на лидирующую позицию сварочных процессов, пайка стали, алюминия, меди, и многих других металлов и сплавов продолжает успешно применяться в различных отраслях техники.

Процесс пайки разных по составу металлических сплавов имеет свои особенности. Это связано с различной температурой плавления и химическим составом сплавов. К некоторым маркам стали пайка не применяется.

Сущность паяльной технологии

Пайкой называют соединение металлических деталей с помощью припоя, являющегося более легкоплавким металлом, который, будучи расплавленным, смачивает соединяемые поверхности.

Таким образом, процесс паяния связан с нагреванием и протекает при температуре, превышающей точку плавления припоя, но не достигающей температуры плавления соединяемого металла.

В процессе пайки соединяемые детали основного металла не изменяют форму, поскольку сами не подвергаются плавлению.

Прочность создаваемого соединения определяется механическими свойствами, которыми обладает припой для пайки. Когда стальные детали припаивают друг к другу, соединение всегда уступает по прочности основному материалу.

Главным препятствием для создания паяных соединений является окисел, образующийся на поверхности любого металла. Слой окисла не позволяет расплавленному припою равномерно смочить поверхность детали, поэтому металл должен предварительно зачищаться.

Для защиты поверхностей от окисления в процессе спаивания, применяются специальные вещества – флюсы. Для соединения разных материалов используются различные флюсы. Например, для того, чтобы спаять нержавейку, применяют буру. Флюсами для стали могут служить канифоль, паяльная кислота.

Основным процессом, сопровождающим создание паяного соединения, является нагрев заготовок. В зависимости от массы спаиваемых деталей и вида применяемого припоя, нагрев может осуществляться следующими способами:

  • паяльником;
  • газовой горелкой;
  • высокочастотным индуктором;
  • в специальных печах.

Например, проволоку небольшого диаметра можно легко прогреть обычным паяльником, при пайке стальных труб понадобится газовая горелка, а массивную заготовку придётся помещать в печь.

Низколегированной

Низколегированная углеродистая сталь относится к сплавам железа, наиболее легко подвергаемым процессу пайки.

Это объясняется тем, что на поверхности сталей данного типа образуется сравнительно непрочная плёнка окислов, легко устраняемая применением обычных флюсов.

Процесс пайки чёрных металлов может проходить при относительно низкой температуре, не превышающей 450 ℃ в случае применения мягких и легкоплавких свинцово-оловянных припоев.

Для получения паяного соединения, обладающего большей твёрдостью и механической прочностью, следует применять более твёрдые тугоплавкие припои, например на основе меди. Такая пайка осуществляется при температуре до 750 ℃.

Конструктивной

Этот вид сталей характеризуется наличием хрома, применяемого в качестве легирующей добавки. Благодаря хрому сталь приобретает необходимые механические характеристики.

Однако наличие этого легирующего компонента существенно затрудняет процесс пайки, так как на поверхности конструкционных сталей образуется довольно прочная и с трудом разрушаемая плёнка окисла.

Припаять сталь с добавкой хрома можно, применяя активный флюс, содержащий кислоты. Кроме этого, для получения качественного результата, используются специальные приспособления, создающие защитную атмосферу в зоне осуществления пайки.

Кроме этого, стальную поверхность, подготовленную для пайки, покрывают слоем порошка, содержащего металлические компоненты. Этот защитный слой предотвращает окисление стальной поверхности и выгорание легирующих элементов в процессе нагревания.

Паяное соединение легированных сталей производится с применением твёрдых припоев, содержащих медь, серебро или никель.

Инструментальной

Инструментальная сталь отличается очень высокой твёрдостью. Однако виды инструментальной стали, не имеющие в своём составе вольфрама, изменяют свои механические свойства при нагревании до 200 ℃ и более, значительно теряя при этом прочность.

Такие виды стали не подлежат пайке. Для устранения этого недостатка инструментальные стали, подлежащие нагреву в процессе эксплуатации, производятся с вольфрамовыми добавками. Такая сталь может подвергаться нагреву до 600 ℃, не утрачивая при этом ценных механических свойств.

Спаять инструментальную сталь можно припоем на основе никеля или ферросплавов. Нагревание заготовок обычно производят индукционным способом. При этом применяются флюсы, содержащие бор и фтор.

Последовательность операций

Процесс пайки стальных деталей начинается с тщательной очистки заготовок от грязи, ржавчины и следов масел. Для этого пользуются шлифовальной шкуркой, напильником, стальной щёткой. Ржавые детали можно обработать преобразователем ржавчины на основе ортофосфорной кислоты. Жировые загрязнения удаляются растворителем или щелочным раствором.

После очистки и обезжиривания, на поверхность деталей наносится слой флюса. Если в качестве припоя служит олово, детали предварительно лудят. Лужение представляет собой равномерное смачивание поверхности расплавленным оловом.

После этого, детали собирают и надёжно фиксируют в том положении, в котором они должны находиться после соединения.

Далее, детали нагреваются подходящим способом. Нагрев производится до температуры, несколько превышающей температуру плавления применяемого припоя, который должен быть помещён в область соединения.

При расплавлении он затекает в зазор между деталями, образуя соединение. После остывания и кристаллизации припоя, шов зачищают, следы флюса удаляют.

Ремонт трубок тормозных и не только.

Подумал я вот что. Как я паял трубки, в себе и своей работе уверен. Но в действительности кто-то может сделать пайку НЕКАЧЕСТВЕННО и тогда трагедии не миновать. Кто смотрел изначальный текст и решил попробовать, не делайте сразу на машине, потренируйтесь паять на верстаке. Получилсь? Можно делать на машине. НО ПОДУМАЙТЕ, СТОИТ ЛИ ТАК ДЕЛАТЬ?

Хочу спаять и отправить образец Михалычу в Москву протестировать на надëжность (он предложил, но в итоге исчез и удалил свои комментарии). Ещё с Новосибирска Андрей Болотин решил выступить спонсором по пересылке бендерольки.

Пайка трубок, видео здесь vk.com/wall94882917_594
————
Вот ещё в помощь как развальцовывать трубки, изобретатель не я.

Комментарии 45

Главное грамматно сделать и быть уверенным в своём творении…🤝👍

Всё паяется и держит.

Подпись под фото зачёт

Дед сколько лет, а ума не нажил

Неужели новые трубки такие дорогие что нужна пайка старых?

В случае серьезного ДТП вы автоматически становитесь главным виновником с такими трубками, даже если они целы и ничего не протекало. Вам не только страховку не оплатят- еще и сами денеХ отбашляете. Тоже самое касается и людей с затонированными задними фонарями и красным светом спереди в габаритах.

Скооперируемся, с вас видео испытаний.

Да, очень интересно было бы испытать на разрыв давлением.
Сам паял подобным образом трубки, только не тормозные, а на подвеску (ситроен на гидропневматике). Максимальное давление в системе до 180 бар (редукционный клапан в насосе), рабочее 60-70, когда колесо влетает в яму, подскакивает примерно до 100-120. Штатные трубки стальные, 3.5 мм, сгнили, заменил на тормозные медные 4.75 мм, пайка там на конце, припаивается конусная втулка, которая прижимается штуцером, аналогичным тормозному. Пока все целое, держит. Тормозные тоже была мысль паять, страшновато, надо опрессовывать до разрушения, и смотреть давление. Если выдержит до 200 бар давления и не порвет, будет просто отлично, этого вполне достаточно для тормозов.

А если рывком ? Пайке в тормозах не место.

И второй вопрос, а каким припоем паяете? Просто есть мягкие и твердые припои для меди. Прочность пайки будет разная.

Паял мягким припоем, которым спаивают медные водопроводные трубы, он имеет капилярные свойства, т.е. заполняет пустоты между трубками.

Вас не пугает давление в тормозной системе около 100 атмосфер?

Нет не пугает. Порядка 20ти машин ездят с такими трубками, ни у кого не оторвало. На двух или трëх машинах ремонтировал по две и три трубки. Ездят и не жалуются.

Читайте также  Технология сварки оцинкованных труб

Для поиска истины, это не проблема! Транспортные компании работают круглый год. И даже почта России потихоньку исправляться начала. Бандероль Новосибирск- Москва весом до 1кг, 300 руб. Могу выступить в качестве спонсора эксперимента на транспортные затраты:)

Я в Красноярске. Есть четыре конца с жигулëвскими штуцерами. Спаяю, отправлю почтой наложенным платежом. Пойдет?

Я согласен, ждем ответа обладателя оборудования.

Как запаять алюминиевую трубку в домашних условиях: советы мастера

Судя по отзывам, многие домашние умельцы сталкиваются с необходимостью произвести соединение трубок из алюминия. В большинстве случаев эта задача выполняется путем вальцовки – несложного, доступного и безопасного для оборудования метода. Тем не менее иногда приходится выполнить пайку алюминиевых трубок. Если у вас есть элементарные технические знания, то справиться с этой задачей вы можете самостоятельно. О том, как запаять алюминиевую трубку в домашних условиях, вы узнаете из данной статьи.

В чем особенность работы?

Как утверждают специалисты, кондиционеры не комплектуются запасными трубами. Поэтому вам придется отправиться за ними в строительный магазин.

Можно также обзавестись медной трубкой, в которой есть примеси серебра. Главное, чтобы изделие было не подвержено коррозии, выдерживало без деформации значительное давление и перепады температуры. Как запаять алюминиевую трубку? Можно воспользоваться двумя методами, а именно высоко- и низкотемпературным. В первом случае для плавления припоя нужна температура не менее 600 градусов. Также данный показатель может достигать и 900. Метод предназначен для работы трубками, выдерживающих большую нагрузку. Низкотемпературный используется для труб с меньшей нагрузкой в холодильных установках. Если работать приходится с мягким припоем, то температурный показатель достигает 450 градусов, и больше – с твердым припоем.

О материалах и оборудовании

Перед тем как запаять алюминиевую трубку, обзаведитесь следующими инструментами:

  • Труборезом. Он необходим для подготовки торца трубки, который будет соединяться посредством припоя.
  • Трубогибом. Если работать без данного инструмента, то, скорее всего, на трубке образуются заломы, что отрицательно скажется на проходимости. С помощью трубогиба, вы сможете сгибать трубы под нужным углом.
  • Паяльником и газовой горелкой.
  • Припоем. Он может быть твердым или мягким. Герметичная и прочная пайка напрямую зависит от чистоты поверхности.

Конечно, придется приобрести непосредственно саму трубку. Ее диаметр зависит от мощности оборудования. Чем он мощнее, следовательно, больший будет диаметр. Цена изделия будет зависеть от ее технических характеристик, свойств металла и марки производителя. Как утверждают специалисты, на алюминиевых трубках экономить не стоит, поскольку это отразится на качестве работы устройства и его эксплуатационном ресурсе.

О припоях

Тем, кто не знает, чем запаять алюминиевую трубку кондиционера, можно порекомендовать воспользоваться медно-фосфорными и серебряными припоями. Для изделия из меди фосфорный лучше заменить припоем, в котором есть ионы серебра. Дело в том, что фосфорное вещество является довольно хрупким в сплавах, в которых количество никеля превышает 10%. Если в твердом припое содержится кадмий, то вам придется побеспокоиться о здоровье, поскольку пары кадмия могут отравить ваш организм. Перед тем, как запаять алюминиевую трубку в холодильнике, следует определить вид соединения. Например, медь с медью, со сталью и с алюминием.

В первом случае придется работать медным припоем. Стык с помощью горелки нужно разогреть до 600 градусов (он станет темно-вишневого цвета). Далее припой следует окунуть во флюс. Чтобы произошло плавление, нужно к разогретому стыку прижать пруток. Со стыками сталь-сталь и медь-сталь работают серебросодержащим припоем, который еще называют серебряным. Для плавления припоя с большим содержанием серебра потребуется меньшая температура. Кроме того, он обладает лучшей смачиваемостью и обтекаемостью, в отличие от медно-фосфорных, для плавления которых нужна температура выше.

Из-за специфического химического строения алюминия во время пайки у вас могут возникнуть трудности. Причина заключается в том, что алюминий является довольно активным металлом.

Это значит, что реагентами могут быть различные химические вещества. При взаимодействии этого цветного металла с кислородом, на поверхности изделия наблюдается образование очень тонкой и одновременно необычайно прочной оксидной пленки. Ввиду того, что свойства алюминия и его оксида полностью противоположны, следует полностью исключить образование данной пленки. Для этой цели вам и понадобится флюс.

С помощью этого вспомогательного материала с припоя и поверхности спаиваемого изделия удаляются окислы. Кроме того, флюс предотвращает их образование. Судя по отзывам, самой лучшей маркой является Ф-64 с 40% содержанием активного фтора. После работы спаиваемую поверхность нужно обязательно промыть. Флюс А-214 считается универсальным безотмывным средством с температурой плавления от 150 до 400 градусов. После работы его остатки легко удаляются обычной салфеткой, которую предварительно смачивают спиртом.

В чем суть процедуры?

Перед тем как запаять алюминиевую трубку, следует разобраться, что же представляет собой процесс пайки. Образование соединений путем пайки происходит в два этапа. Сначала создают физический контакт между поверхностями. Далее физический контакт преобразуется в квантомеханическое взаимодействие между электронными оболочками атомов. Чтобы инициировать между поверхностями физический контакт и дальнейшую химическую связь, паяемый металл смачивают с помощью жидкого припоя. Целесообразность его применения зависит от такого показателя как тип межатомных сил на контактирующих поверхностях. Если наблюдается физическая адсорбция, то в результате смачивания жидким припоем получится малопрочное соединение. Если жидкий и твердый металлы химически взаимодействуют, то путем смачивания образуется прочная связь.

Нагрев поверхностей

Тем, кто не знает, как запаять алюминиевую трубку и с чего начать, специалисты рекомендуют предварительно подготовить поверхности соединяемых деталей. Нагревают их с помощью снопа пламени. Желательно, чтобы он был на расстоянии 1 см от поверхности. Если нужно соединить массивные детали, то лучше воспользоваться многосопловыми горелками с мягким и равномерным нагревом. Медно-цинковые припои растапливают при помощи окислительного пламени, при котором испарение цинка уменьшено.

Нержавеющие стали нагревают нормальным пламенем. Главное, чтобы при этом не образовывались карбиды хрома, способные инициировать межкристаллитную коррозию. Если нужно паять разнородные детали, имеющие различную толщину, то пламя нужно направить на поверхность с большей тепловодностью и массой.

О газопламенной пайке

В данном случае вам понадобится специальная горелка, которая работает на бытовом газе, пропане или ацетилене. Используется для нагрева деталей, толщина которых не превышает 1 см. Кроме алюминия, ацетиленовые горелки применяют для нагрева и спайки углеродистых и низколегированных сталей, серого чугуна, меди, никеля, медно-никелевых сплавов, серебра и золота. Нужно определить температуру, при которой будет осуществляться пайка. Важно, чтобы данный показатель на 50 градусов был больше температуры плавления используемого припоя. Для газопламенной пайки подойдет оловянно-свинцовый, оловянно-цинковый, медный, серебряный, алюминиевый и золотой припои. Процедура длится в течение трех минут. Пропан подается под давлением до 400 кПа (не ниже 100), ацетилен от 60 до 80, бытовой газ – 30 кПа. При выборе флюса вам придется исходить от температурных показателей и свойств припоя. Можно также воспользоваться газообразными флюсами.

О ремонте автомобильных кондиционеров. Способы

Часто владельцы автомобилей задают вопрос, как запаять алюминиевую трубку кондиционера авто? Некоторые пытаются исправить проблему своими силами. Если эту задачу выполнить неправильно, то вам придется отправиться в СТО, чтобы специалист все переделал. Восстановить алюминиевые трубки можно двумя способами, а именно путем заваривания трещины или путем напыления на них специального композитного вещества.

Читайте также  Как соединить металлические трубы без сварки?

Причины поломок

Может быть так, что алюминиевые трубки в кондиционере автомобиля просто засорились. Происходит это преимущественно в зимнее время, когда кондиционер не работает. По мере накапливания загрязняющих частиц между радиаторами в кондиционере и двигателе происходит засорение всей магистрали. В итоге хладагент будет циркулировать и смешиваться с влагой уже не в полной мере. За счет наличия реагентов, нарушения уровня влаги и перепадов температур разрушается алюминий, из которых сделаны трубки. Таким образом, их эксплуатационный ресурс зависит от климата, температурного режима, особенностей дорожного покрытия, участия в дорожных происшествиях и общих нагрузках на автомобиль. В комплексе эти факторы отрицательно скажутся на состоянии охлаждающей системы.

С чего начать?

В первую очередь нужно произвести диагностику устройства. Как утверждают специалисты, сделать это на глаз будет затруднительно. Дело в том, что трубка может быть с микротрещинами, через который и вытекает фреон. Поскольку хладагент бесцветный, его утечку выявляют с помощью специального оборудования. Начинают с внешнего осмотра, далее замеряют давление хладагента, а затем с помощью ультрафиолетовой диагностики и течеискателя определяют место утечки фреона. Если вы не хотите терять свое время на устранение неполадок, сразу воспользуйтесь услугами специалистов. Например, на юго-востоке Москвы запаять алюминиевую трубку вы можете в нескольких автосервисах. Например, в Red Hot Service вам, кроме пайки труб охладительного устройства, произведут и другие работы, а именно заменят масло, заправят кондиционер, отремонтируют электрооборудование.

Устранение маленьких трещин

Тем, кто не знает, чем можно запаять алюминиевую трубку, опытные мастера порекомендуют использовать специальные составы. Если трубки в вашем кондиционере с совершенно маленькими трещинками, еле видными глазу, то можно обойтись без аргонно-дуговой сварки. На дырочки в трубки наносят специальные заплатки. Важно, чтобы их толщина была не менее 3 мм. Для этого трубки из алюминия смесью покрывать следует в несколько слоев. Если трещины большие, то вам не обойтись без аргонно-дуговой сварки. Преимущество ее в том, что она исключает контакт поверхности с кислородом, а, следовательно – образование оксидов. Таким образом, работая аргонно-дуговой сваркой, вы можете обойтись без флюса.

Ход работ

Судя по многочисленным потребительским отзывам, с этой работой может справиться каждый, даже с небольшим опытом пайки. Для начала приобретите труборез, специальный гибочный станок и сварку. Некоторые домашние умельцы вместо трубореза пользуются ножовкой по металлу. Как утверждают специалисты, делать так не стоит, поскольку качество работы будет не тем. Трубогиб может быть универсальный (им работают с различными диаметрами) и специфический (предназначен для трубок определенного диаметра).

Далее следует купить трубки из алюминия, отрезать из них нужную длину и погнуть на гибочном станке. После приготовления трубок займитесь нарезкой фитингов и соедините все в одну систему. Прежде чем соединять, тщательно почистите трубки с помощью наждачной бумаги или металлической щетки. Если на изделиях останется смазка, краска или земля, то сцепление металла с припоем будет хуже. Если вы хотите соединить две трубки, вставьте их друг в друга, чтобы оставался небольшой зазор (0,2 см), который в дальнейшем будет заполнен расплавленным припоем. После выполнения этих действий можно приступать непосредственно к самой пайке.

Пайка медных труб: чем паять медь, разновидности флюса и припоев для меди

Да, на стальные и пластиковые (металлопластиковые) трубы приходится практически 80 % продаж трубопроводных коммуникаций. Остальной объем проката припадает на медные трубы. Низкая популярность медных коммуникаций обусловлена лишь их высокой стоимостью, в остальном же медные трубы значительно превосходят аналоги из стали и пластика. В обзоре будет рассказано как паять медные трубы.

Профессионально смонтированный медный трубопровод не имеет срока годности. Время службы медных коммуникаций сопоставимо со сроком эксплуатации самого здания.

Сборка и монтаж медного трубопровода может осуществляться несколькими способами:

  1. При помощи резьбовых соединений
  2. Методом пайки

Если говорить за медные трубы для бытовых коммуникаций, то практически всегда используется тонкостенный трубопровод. Такой прокат является пластичным и гибким, по этой причине к нему практически не применяются соединители под резьбу. Для монтажа медного трубопровода принято использовать пайку. В обзоре пойдет речь о том, как и чем паять трубы из меди.

Можно ли соединять медные трубы сваркой

Касательно сварки меди, традиционная электродуговая сварка не подходит для соединения медных деталей. Для сварки меди используются следующие методы:

  1. Газосварка
  2. Аргоновая сварка

Разумеется, соединение труб методом сварки применимо далеко не к любому виду медного проката. Сварка медных труб актуальна лишь для толстостенных коммуникаций, которые используются в промышленности. При помощи сварки соединяются медные трубы диаметром от 100 (мм) и более того.

Между газосваркой и пайкой медных труб есть много общего. И тот, и другой метод использует нагрев труб и припой.

Теперь подробнее о том, как паять медные трубы.

Какие методы пайки медных труб существуют

Различают несколько основных способов пайки меди:

  1. Горячий
  2. Холодный (капиллярный метод)

Горячая пайка отличается от холодной не толь ко температурой, а еще и типами припоя и флюса. Отличаться будет и технология подготовки медных соединений.

Горячая пайка медных труб

Горячий способ пайки подразумевает использование нагрева свыше 450 С. В данном случае припоем будет выступать тугоплавкий материал. Обычно это сплав меди (BCuP) или серебра (BAg). Конечно, для бытовых нужд вполне подойдет медный припой. Он недорого стоит и обеспечивает приличные прочностные характеристики соединений.

Метод горячей пайки применим к трубам диаметром от 12 до 150 (мм). Ключевым преимуществом горячего метода является получение шовного соединения повышенной твердости. Горячий метод еще называют «твердой пайкой».

Горячая пайка медных труб имеет допуск на создание даже газопроводных коммуникаций.

Паянные горячим способом медные трубы можно использовать в следующих сферах:

  1. Водопровод (горячий, холодный)
  2. Отопление
  3. Газопровод
  4. Кондиционирование
  5. Холодильные и морозильные камеры

Разумеется, у горячей пайки имеются и некоторые недостатки. Основным из них является появление эффекта отжига меди. При нагреве свыше 450 С структура меди становится более мягкой. То есть при использовании горячего метода пайки снижается прочность труб в месте пайки.

При пайке меди горячим методом обычно используют трубы со стенками потолще, чтобы отжиг был не так заметен.

Холодная или капиллярная пайка медных труб

Холодный метод пайки предусматривает нагрев коммуникаций до 450 С. При такой температуре можно использовать лишь припои начального класса: олово или свинец. По этой причине на высокие прочностные характеристики шовных соединений можно не рассчитывать.

Низкотемпературная (холодная) пайка применима для медных труб толщиной от 6 до 100 (мм). Ключевое преимущество холодного способа заключается в том, что при нагреве меди до температуры менее 450 С не происходит отжига. Это значит, что медные трубы останутся после пайки такими же жесткими и прочными, как и были изначально.

Холодный способ хорошо себя зарекомендовал при пайке медных труб с тонкой стенкой. Кстати, для бытовых нужд применяется в основном тонкостенный прокат.

Да, шовные соединения после капиллярной (холодной) пайки испытывают недостаток прочностных характеристик. Данный метод пайки медных труб не используется при создании газопроводных коммуникаций.

Дополнительно холодную пайку не используют и в том случае, когда коммуникации предназначены для транспортировки или циркуляции жидкости с температурой свыше 130 С.

Читайте также  Как правильно согнуть профильную трубу?

Но несмотря на имеющиеся недостатки холодный метод пайки активно используется при установке труб в жилищных, административных и даже коммерческих объектах. Низкотемпературная пайка имеет допуск на использование в тех местах, где есть риск воспламенения находящихся рядом предметов.

Чем паять трубы из меди.

Что потребуется для пайки медных труб

При установке трубопроводных коммуникаций из меди мастеру будет сложно обойтись без следующего инвентаря:

  • Газовая горелка – речь идет о компактных баллончиках с насадкой-резаком. Горелка должна обеспечивать тонкое направленное пламя длиной 50-100 (мм). Разумеется, можно обойтись и полоноразмерным газовым резаком, если он есть в наличии. Но резак достаточно опасно использовать на территории жилищных объектов.

Для работы с медными трубами существует специальный паяльник. Но специализированный нагреватель сможет себе позволить лишь специалист по установке медных коммуникаций, который занимается этим делом на коммерческой основе.

  • Труборез – приспособление для порезки труб. Главным преимуществом трубореза перед ножовкой или болгаркой является возможность получения аккуратной кромки. При этом срез получается цилиндрической формы, без появления конуса и овала.

Конечно, при обработке труборезом тонкостенных коммуникаций срез может получаться не цилиндрическим, а овальным. Чтобы предотвратить деформацию торцевой части трубы, рекомендуется использовать специальные вставки. Этот же совет применим и к другим методам порезки труб.

Многие мастера при порезке медных труб отдают предпочтение ножовке по металлу. Помимо деформации торца в этом случае на стенках останутся заусенцы, которые впоследствии нужно будет аккуратно убирать.

Работа с медными трубами является деликатной. Даже мелкие заусенцы на торце коммуникаций могут стать препятствием для качественной пайки соединений.

  • Наждак – перед нагревом труб и нанесением флюса контактные поверхности нужно зачистить от оксидной пленки. Если этого не сделать, то существенно снизится адгезия припоя.

Некоторые мастера используют вместо наждака щетку для зачистки металла. Для медных труб подходит лишь щетка с мягким металлическим ворсом. Такие щетки в народе называют «ведьмой».

  • Расширитель труб – данный инструмент применим лишь к медным трубам с толщиной стенки не выше среднего. Благодаря расширителю появляется возможность увеличить диаметр торцевой части. В данном случае можно вставляются трубки одна в одну.

Для качественной пайки медных труб величина зазора между диаметрами торцевых частей соединения должна находиться в пределах 0,1-0,4 (мм). Это достаточно плотная посадка, которая при этом пропустит внутрь расплавленный припой.

Под действием флюса расплавленный припой становится неимоверно текучим.

Если не пользоваться расширителем и не увеличивать диаметр торца, то коммуникации придется соединять фитингом (штуфера, муфты, уголки, тройники и пр.). Негативным моментом использования фитинга является то, что пайку придется осуществлять с двух сторон для каждого соединения. Это лишняя трата сил и времени.

Дополнительно фитинги не растут на деревьях, их нужно покупать. Ударить по карману может приобретение медного фитинга. Если же работать с разнородными материалами, медь плюс нихром, есть вероятность, что в один прекрасный день какое-то из соединений даст течь.

Что еще нужно знать о том, как паять медные трубы.

Чем паять трубы из меди, разновидности припоев и флюса

Припой и флюс выбираются в зависимости от метода пайки. Для соединения медных коммуникаций холодным методом следует применять мягкие виды припоя (свинец или олово) и специальный флюс, предназначенный для нагрева до 450 С.

Низкотемпературный флюс желательно брать с наличием порошка в консистенции. Порошок является индикатором, который плавится при достижении нужной температуры нагрева.

Если медные коммуникации соединяются горячим способом, в этом случае следует применять твердые виды припоя. Для таких труб хорошо подходят припои на основе меди и серебра.

Обычно флюс для пайки медных труб фасуется в специальные баночки с кисточкой на крышке. Такой флюс очень удобно дозировать, его просто и безопасно хранить. Наличие кисточки позволяет наносить флюс точно и быстро. Это очень важно, если мастер рассчитывает получить соединения высокого качества.

Припои для горячей пайки чаще всего представлены стержнями диаметром 2-3 (мм). Касательно холодного метода пайки, в этом случае обычно используется тонкая проволока на основе припоя.

Заметка №1: «Пайка латунных штуцеров без флюса»

Заметка №1: «Пайка латунных штуцеров без флюса»

Смысл САБЖа таков: «Как спаять, если нет под рукой флюса, а ехать покупать далеко»
Сразу расскажу что к чему. Паять латунь+медь по правильному надо с флюсам, т.к. припой не может растечься по оксидному слою на латуни, при нагревании! Смысл флюса, не дать окислится латуни! Пайка с флюсом очень проста и получается очень качественной и надежной! Но что делать если нет флюса под рукой? Правильно, паять – но по хитрому!

Для спайки нам понадобится:Латунный штуцер,

надфили, точило, 10мм медная труба (>10см), 8мм медная труба (2 см),

Заметка №1: «Пайка латунных штуцеров без флюса»

Смысл САБЖа таков: «Как спаять, если нет под рукой флюса, а ехать покупать далеко»
Сразу расскажу что к чему. Паять латунь+медь по правильному надо с флюсам, т.к. припой не может растечься по оксидному слою на латуни, при нагревании! Смысл флюса, не дать окислится латуни! Пайка с флюсом очень проста и получается очень качественной и надежной! Но что делать если нет флюса под рукой? Правильно, паять – но по хитрому!

Для спайки нам понадобится:Латунный штуцер,

надфили, точило, 10мм медная труба (>10см), 8мм медная труба (2 см),

припой и горелка с запасом газа на 5 мин пайки…
Все фотки ищите в моей галереи!
Сперва берем штуцер и обтачиваем на точиле крайние 2-3 мм (см. фото),

надфилем устраняем все заусенцы. Вставляем зачищенную 8мм трубку в штуцер, чтоб была небольшая щель для припоя!

Паяем: ОЧЕНЬ сильно нагреваем штуцер, медная трубка при этом раскаляется до бела! А штуцер целиком краснеет!

Припоем проводим по стыку, необходимо чтоб первые порции припоя попали в щель, стекая по медной трубке! После наносим обильную порцию припоя на выступ штуцера…

Деталь должна сама остыть (10-15 мин) после чего удаляем на точиле окалину, и стачиваем полученную заготовку в конус! При этом хорошо видно, что обе детали ОЧЕНЬ хорошо пропаяны,… видны слои латуни – припоя – меди…


После чего с усилием вставляем заготовку в 10мм трубу, так чтобы она вошла на сантиметр-полтора, и паяем по той же схеме, не жалея припоя!


Главное тут разогреть латунный штуцер до МАКСИМАЛЬНО возможной температуры! Во время пайки часть медно – фосфорного припоя теряет вкрапления фосфора и он растекается черно – желтой пленкой по детали, это хорошо, при повторном нагреве такой припой будет очень густым и отлично паяется с латунью (зачищенной).
Вот что вышло: (можно зачистить, и будет красиво ;) )

Таким методом я спаял 2 штуцера, результат 100% качественный, нет ни малейшей щели, через которую может травиться газ…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: