Герметизация сварных швов трубопроводов

Уплотнение стыков труб с помощью герметика

Герметизация стыков – это один из основных этапов строительства любого трубопровода. Произвести уплотнение стыков труб можно льняной нитью, специальными нитями или готовыми герметизирующими составами. Как подобрать герметик для труб того или иного вида? Как правильно использовать герметик для достижения максимального результата? Читайте далее.

Использование герметика для уплотнения стыка труб

Выбор герметика

Максимального уплотнения при сборке канализационных, отопительных или водопроводных систем можно достичь только при использовании корректно подобранного герметика.

Для сборки трубопроводов используются два вида герметиков:

  • силиконовый;
  • акриловый.

Силиконовые герметики

В основе силиконового герметика находится силиконовый каучук, к которому добавляются:

  • составы для увеличения адгезии;
  • составы для повышения прочности;
  • примеси для ускорения вулканизации.

Уплотнительная смесь на основе силикона

Преимуществами герметиков на основе силикона являются:

  • легкость применения. Уплотнительный материал наносится на поверхность трубы при помощи специального пистолета или выдавливается руками (небольшие упаковки материала);

Устройство для легкого нанесения герметика

  • долговечность. Благодаря таким качествам, как эластичность, отличная адгезия, стойкость к деформированию, водостойкость и термоустойчивость срок службы силиконового герметика составляет 15 – 20 лет;
  • широкая область применения. Герметики на основе силикона можно использовать при сборке трубопроводов из различных видов труб. Уплотнительный состав подходит для строительства внутреннего или наружного трубопровода, так как герметик отличается устойчивостью к агрессивным средам и прямому воздействию солнечных лучей.

Среди недостатков герметизирующего материала можно отметить:

  • швы, обработанные герметиком, нельзя покрывать краской, так как ее состав негативно отражается на уплотнителе, снижая период эксплуатации;
  • не рекомендуется использовать герметик при строительстве трубопровода в холодное время, так как низкий температурный режим значительно снижает период вулканизации (отвердевания) состава;
  • герметик нельзя использовать для соединения труб диаметром больше 4 дюймов (100 мм).

Силиконовые герметики в зависимости от химического состава могут быть:

  • кислотными. Такой вид уплотнительного состава не подходит для герметизации труб, изготовленных из цветных металлов, так как происходит между материалами химическая реакция;
  • нейтральными.

Акриловые герметики

Для герметизации труб водоснабжения, отопления и так далее чаще всего используется отдельный вид акриловых герметиков – анаэробные.

Герметик анаэробный применяется для герметизации резьбового соединения. При попадании на металл уплотнительное вещество затвердевает. Окончательная полимеризация вещества, придающая прочность месту соединения, производится после сборки узла трубопроводной системы без доступа воздуха.

Уплотнительный состав для резьбовых соединений

Преимуществами анаэробного герметика для систем отопления, канализации, водоснабжения и так далее, являются:

  • простота в использовании. Уплотнительный состав наносится на резьбу (фланцевое соединение) без использования дополнительных приспособлений;

  • устойчивость к вибрации, что позволяет продлить срок службы резьбового соединения на 4 – 5 лет;
  • устойчивость к высоким температурам и повышенному давлению;
  • отсутствие необходимости в использовании дополнительных герметизирующих материалов;
  • дополнительная защита металлической поверхности резьбы от коррозии.

Однако и такой вид герметика имеет свои недостатки, к которым относятся:

  • возможность использования только на металлической поверхности. Для пластиковых труб, соединяемых в раструб, такой состав не подойдет;
  • затруднение демонтажа. Если требуется выполнить замену определенного участка трубопровода, то для разъединения труб и удаления герметика потребуется предварительный нагрев;
  • возможность использования герметика для труб, диаметр которых не превышает 8 см;
  • высокая стоимость.

В зависимости от прочности получаемого соединения все анаэробные уплотнители разделяются на три группы:

  • стандартной прочности. Состав применяется при изготовлении трубопровода с невысоким давлением и не подвергающегося вибрации;
  • средней прочности. Такой герметик используется для строительства трубопровода со средними рабочими параметрами;
  • повышенной прочности. Используются для герметизации стыков, находящихся под высоким давлением и не требующих постоянного демонтажа.

При выборе анаэробного герметика также стоит учитывать состав смеси и диаметр труб, которые могут варьироваться в зависимости от линейки выпускаемой продукции или производителя.

Подбор герметика по параметрам

Правила использования герметиков

Способ использования того или иного вида герметика в обязательном порядке указывается на упаковке. В большинстве случаев схема использования уплотнительного материала следующая:

  1. участок трубопровода, подлежащий соединению, очищается от грязи и ржавчины, обезжиривается любым веществом и тщательно высушивается;
  2. герметик подготавливается к использованию (вставляется в монтажный пистолет, при необходимости тщательно перемешивается и так далее);
  3. уплотнитель наносится на соединяемые детали. При необходимости используются иные способы герметизации;

Обработка стыка герметиком

  1. производится стыковка труб в соответствии со схемой трубопровода;

  1. с труб мягкой тряпкой или иным приспособлением удаляется излишнее количество герметика;
  2. соединенный участок оставляется в неподвижности до полного высыхания уплотнительной смеси (период высыхания указывается на упаковке).

Как правильно использовать анаэробные герметики, смотрите на видео.

При выборе герметика также важно помнить, что использовать можно только качественные составы известных производителей, которые гарантируют надежность своих уплотнителей при определенных условиях.

Обработка герметиком сварных швов после сварки: особенности и назначение

Герметик для сварных швов в автомобиле применяется с целью защитить стыковочные места от ржавчины и иных негативных факторов, появляющихся при эксплуатации детали. Средства различаются по составным компонентам и методу нанесения. Подробно об особенностях обработки сварочных зон будет рассказано далее.

Назначение герметиков для швов

Сварные швы требуют дополнительной защиты, чтобы металлоконструкция держалась дольше, и не происходило негативных процессов на материале, например, не появлялась коррозия. Назначения герметиков следующие:

  • Гидроизолирующий слой для швов либо основания;
  • Закрытие щелей, зазоров;
  • Ремонтные работы с плоскостями с изъянами и трещинами.

Средства различаются по уровню усадки, следующей после отверждения. Обработав составом металл, можно не бояться, что вибрационные действия окажут влияние на целостность шва, слой может растягиваться и изгибаться. Используется средства для трубопроводов, систем отопления, в деталях различных аппаратов и для других предметов, в зависимости от выбранного вида.

При сварке швеллеров, применяют качественные электроды. При этом следует выполнять чертежи согласно ЕСКД, после также иногда применяют дополнительную обработку швов.

Критерии выбора шовного герметика

Для авто создаются разнообразные типы герметиков: для кузова, мест соединения труб, люков. Отличия составов заключается в степени термоустойчивого, эластичного свойства, долговечности результата обработки. Самыми эффективными считаются профессиональные типы, которые реализуются в больших объемах, и их целесообразно брать для автомастерских, когда ведется много подобной работы.

Для самостоятельной разовой обработки сварочных швов целесообразно приобретать небольшие тубы по 40-200 грамм. Если берется подобный тип, то желательно оставлять выбор на тубе из алюминия, тара позволяет сохранить технические характеристик без изменения весь срок годности.

Вариант в пластике дешевле, тогда использовать следует герметик, если его срок годности длится еще не меньше полугода.

Есть варианты герметиков в продаже, с предусмотренным наконечником, которым заполнить сварочные швы и углы можно удобно. Кузовной герметик в картриджах можно применять лишь с помощью специального пистолета.

Виды шовных герметиков

Герметизация участков должна осуществляться качественным и предназначенным для выбранной области составом. Поэтому выбор герметика должен делаться правильно, чтобы покрытие было надежным, следует разбираться в различиях популярных типов составов.

Силиконовые

Их относят к хорошему варианту для домашнего использования, из-за удобства их нанесения. Являются быстросохнущими, обрабатывают швы для сварки прочно и на долгий период создают защиту.

Силиконовый слой абсолютно не пропускает воду, выдерживает смену температурных показателей. Если влажность воздуха повышенная, то отверждение пройдет за 10-15 минут.

Акриловые

Растворы на основе акрила отличаются высоким уровнем адгезии, однако вибрационное воздействие может привести к нарушению целостности, так как эластичное свойство является среднем по уровню.

Поэтому оптимально их использовать для пористого основания, стабильных узлов и шовных зон. Покраска слоя допустима.

Полиуретановые

В название данного типа вложен основной компонент состава, полиуретан. Считается одним из востребованных видов, в продаже представлено много подобных вариантов. Есть формы, которые напыляются, для распределения кистью, в виде пасты. Отмечают следующие особенности:

  • Простота использования;
  • Не растекаются, даже если наносят на вертикальную основу;
  • Высокая степень гибкого, эластичного, термоустойчивого, влагоустойчивого свойства;
  • Способны выдержать повышенные механические нагрузки.

Битумные

Внешне представляют собой пасту темного оттенка. Создаются с добавлением битума, модифицирующих веществ и наполнителей для увеличения быстроты сцепляемости. Выделяются не обязательностью тщательной подготовки основания, применимы для любых оснований. Выдерживают повышенную влажность и действие воды.

Герметики для швов кузова по методу нанесения

На упаковке любого герметика есть обозначение того, как его нужно будет наносить. Также это можно понять по его таре, обычно внешняя форма показывает примерную процедуру распределения раствора.

Распыляемые герметики

Стандартно в подобных типах включены полимерные вещества. Относятся к однокомпонентным средствам, в составе используют много сухих элементов, за счет этого происходит быстрое затвердение слоя от влажности и соединение отличается высокой прочностью.

Обрабатывать поверхность нужно с помощью специальных пистолетов, это способствует комфортному распределению в районе днища, моторной части, багажника авто.

Наносимые кистью

В основе подобных средств может лежать нитрорезиновый либо силиконовый компонент, реализуются состав в банках от 1 кг. Веществом можно покрыть швы, которые варили в области багажника, колесных ниш, ароматизаторов, приклеенные перемычки, поддоны.

Стандартно они бывают белого либо черного оттенка, просушка длиться около 10 минут. После этого допускается нанести лакокрасочный материал, чтобы получить необходимый тон.

Читайте также  Орбитальная сварка нержавеющих труб

Лента-герметик

Автомобильные детали закрывать герметизировать необходимо ровным слоем, но не всегда в силу отсутствия практики новички могут это сделать легко. Тогда можно выбрать для упрощения процесса ленточный герметик.

Лента на одной стороне имеет клеевую основу, ее можно приклеить к любой зоне из-за гибкости, покраска возможно сразу после поклейки, просушка в данном случае не требуется.

Выдавливаемые герметики

Подобные средства упаковываются в тубы, из которых их выдавливают на шов. Есть варианты, которые можно распределить вручную, другие можно выдавить лишь с помощью специального инструмента.

Пистолет позволяет проводить нанесение наиболее удобно и сделать ровный слой с помощью него проще. Стандартно их выбирают, чтобы закрыть шовные участки на капоте, дверях, в багажнике, моторном отсеке.

Как выбирать шовный герметик

Герметики должны создать надежную гидроизоляцию, и качественно защищать поверхность от образования коррозии. Выбирая средства, следует обратить внимание на наличие следующих свойств:

  • Долгий срок службы;
  • Эластичность слоя, детали в авто обычно подвергаются вибрационному воздействию, поэтому слой должен эластично растягиваться, чтобы не изменить свою структуру;
  • Высокий уровень сцепляемости, чтобы сцепление с основанием было надежным и прочным;
  • Устойчивость к пагубным факторам окружающей среды;
  • Допустимость окрашивания слоя.

Средства, созданные согласно ГОСТ отличаются хорошим качеством.

Технология нанесения герметика

Использование герметика для автомобиля выделяется определёнными требованиями. Необходимо знать нижеописанные правила работы:

  • Сначала основание требуется зачистить от всех типов загрязнений, в том числе удаляется ржавчина, обезжиривают основание;
  • Чтобы увеличить степень сцепляемости, проводится зачистка красным скотч брайтом;
  • Наносится грунтовочный раствор для металлических поверхностей, когда подобный этап указан в инструкции к герметику;
  • Подготовить состав, туба ставится в пистолет, лента открывается, либо готовится кисточка или шпатель для нанесения средства;
  • Распределяется средство с одинаковой скоростью и желательно за один заход, чтобы шов вышел оптимально ровным.

Лишняя часть слоя убирается с помощью шпателя либо просто пальцем в перчатке сразу же. Если слой отличается излишней липкостью, то сбрызгивание водой уменьшит проблему. Покраска слоя может проводиться через указанное на упаковке время.

Популярные продукты

Чтобы получить желаемый результат необходимо выбрать качественный продукт. Облегчает выбор знание востребованных марок контактных средств для металла:

    Merbenit XS55 подходит для кузовного ремонта, а также для вентиляционных и других климатических устройств. Не содержит опасных веществ в составе, устойчив ко многим внешним воздействиям, легко покрывает даже мелкие зазоры;

Термическая обработка сварных соединений

Сварка подразумевает высокотемпературное воздействие на металл, которое ведет к нарушению его структуры, материал становится тоньше, поэтому после сварки требуется дополнительно укрепить его защитными средствами. В данном случае могут прибегать к термической обработке сварных соединений. Вариант схемы воздействия зависит от типа металла, и условий работы.

Герметики для авто бывают разнообразные, это дает возможность подобрать себе удобный тип для использования. При выборе средства учитывают область нанесения и тип металлического основания.

Видео: Как наносится герметик на сварочные швы

Как методом холодной сварки отремонтировать трубы с горячей водой

Если в доме неожиданно дала течь одна из труб системы отопления или водоснабжения, а для капитального ремонта в данный момент нет возможности, на помощь придет альтернативный способ ремонта – холодная сварка.

Сущность метода холодной сварки

Идея, предложенная изобретателями такого способа соединения деталей, довольно проста. Композитный материал тщательно перемешивается, после чего запускаются сложные химические реакции, сообщающие смеси новые свойства. По прошествии времени мягкий состав затвердевает, проникает в структуру склеиваемых материалов и становится сравнимым по прочности с металлическими поверхностями.

Отличные эксплуатационные качества дают возможность использовать холодную сварку для решения широчайшего спектра бытовых задач:

  • Устранение течи в металлических и полимерных водонапорных конструкциях.
  • Герметизация трещин отопительных радиаторов.
  • Уплотнение мест повреждений металлических элементов кузова автомобиля.
  • Усиление проблемных участков трубопроводных сетей.

Материал может стать незаменимым в тех ситуациях, когда проблемный участок трубопровода оказывается в труднодоступном месте, где при всем желании не получится использовать сварочный аппарат или другое громоздкое устройство.

Обратите внимание! Смешивание компонентов холодной сварки удобнее и проще производить руками. Чтобы избежать неприятных последствий, на время работы стоит одеть тонкие резиновые перчатки. Для ускорения и облегчения процедуры разминания плотной массы перчатки часто смачивают водой.

Разновидности клеевых составов и их особенности

Состав может иметь жидкую, либо твердую консистенцию:

  1. Жидкий вариант. Продается комплектом из двух тюбиков. В одну емкость помещается эластичный компонент на базе эпоксидных смол, в другую – жидкий отвердитель. Компоненты тщательно смешиваются в указанной на упаковке пропорции непосредственно перед применением. Использовать готовый состав необходимо в течении 2-20 (в зависимости от технологии изготовления) минут. Компоненты жидкой холодной сварки должны храниться в специальных условиях, а для различных склеиваемых материалов понадобятся разные варианты состава.
  2. Твердая холодная сварка. Представляет пластичный брусок круглого, либо прямоугольного сечения. Брусок бывает однородным, либо состоит из разделенных слоев. Внутренний слой – смесь эпоксидных смол, отвечающих за пластичность и однородность массы, внешний – отвердитель (металлические вкрапления и сера). Перед использованием компоненты разминаются и перемешиваются.

Обратите внимание! Если нет необходимости одномоментно использовать весь состав, брусок холодной сварки допустимо разделить на части (резать следует только поперек). Эксплуатационные качества материала от этого не пострадают.

Помимо универсальных клеевых составов, способных одинаково хорошо работать с любыми типами материалов, выпускаются специальные виды холодной сварки для производства конкретных видов работ:

  • Составы для экстремальных условий. Выручают в нестандартных ситуациях: под водой, в условиях повышенной температуры или давления.
  • Клеевые составы для металлов. Дают наибольший эффект при работе с металлическими деталями. Надежно склеивают поверхности из разных металлов.
  • Холодная сварка для автомобильных деталей.
  • Специальные сорта холодной сварки для бетона, керамики, пластика и т.п.

Специальные разновидности холодной сварки практически всегда превосходят универсальные по эффективности воздействия на конкретный материал, зато часто оказываются абсолютно бессильными при работе с прочими материалами.

Вне зависимости от разновидности холодной сварки, применительно к сетям водоснабжения и отопления отметим ряд явных преимуществ такого способа ремонта или соединения деталей:

  • Процедура полностью безопасна, особенно в сравнении с горячей сваркой.
  • Ремонт трубопровода или радиатора отопления не потребует использования специального инструмента, сама процедура подготовки и использования смеси предельно проста и понятна.
  • Материал доступен в свободной продаже во всех строительных магазинах.
  • Универсальные клеевые составы подойдут для любых видов труб: стальных, чугунных, пластиковых и т.п.
  • Окружающие материалы не подвергаются высокотемпературному воздействию, холодная сварка может без опасений применяться даже в условиях повышенной пожароопасности.
  • Возможность проведения ремонтных работ не зависит от наличия источника электричества.
  • Себестоимость работ с применением холодной сварки существенно ниже любого другого известного способа.

Между тем, холодная сварка не лишена некоторых недостатков. Застывший материал (впрочем, как все эпоксидные смолы) уязвим к кручению, изгибам, прочим деформациям. Серьезных нагрузок такой материал тоже скорее всего не выдержит. Полученные швы по показателям прочности и долговечности серьезно уступают возможностям дуговой сварки.

Это важно! Надежность и качество заплатки в большой степени зависят от правильности смешивания, соблюдения временных и температурных ограничений использования.

Температура, на которую рассчитан конкретный вид холодной сварки, указывается производителем на упаковке. Чаще всего верхний предел ограничивается цифрой 260°С. Отдельные виды способны выдерживать гораздо более экстремальные температуры – до 1300°С.

Саму процедуру применения холодной сварки также следует осуществлять при определенной температуре. Для большинства видов мастики достаточно, чтобы температура окружающего воздуха была положительной.

Среди популярных и зарекомендовавших себя брендов некоторые отечественные и зарубежные продукты:

  • Зарубежные марки: ABRO, Hi-Gear, Cold Weld Magnum Steel и т.д.
  • Российская продукция: «Полимет», «Алмаз», «Титан», «Быстрая сталь», «Момент Супер Эпокси» и т.д.

Цена составов, как правило, не слишком высока, поэтому лучше предпочесть чуть более дорогостоящие, но иногда на порядок более эффективные импортные образцы.

Как устранить течь в трубе ГВС методом холодной сварки

Чтобы отремонтировать трубу системы водоснабжения при помощи холодной сварки, придерживаемся такой последовательности действий:

  • Участок трубопроводной сети, на котором обнаружено повреждение, перекрывается.
  • Из него по возможности сливается вода.
  • Если труба окрашена или покрыта теплоизоляцией, она очищается до металла на расстояние около 5 см в зоне повреждения.
  • Остатки ржавчины удаляются, участок трубы обезжиривается и просушивается.
  • От бруска холодной сварки отрезается кусок, пластичный состав разминается руками до состояния, когда компоненты визуально становятся единым целым. Если используется жидкая разновидность – компоненты перемешиваются в указанной на упаковке пропорции.
  • Готовая мастика наносится на место повреждения, формируется ровное веретенообразное утолщение. Важно понимать, что состав желательно наносить на трубу не в виде заплатки, а охватывать ее по всей длине окружности.
  • В течение 3-4 часов состав высыхает, образуя жесткую прочную массу.

Для усиления прочности поверх слоя сварки можно наложить бандаж из технической ткани, простого бинта или марли. Также, нелишним будет нанести на это место слой краски.

Если перекрыть водоснабжение по тем или иным причинам не получается, можно попытаться устранить течь на мокрой трубе. Для этого обязательно понадобится особенный состав жидкой холодной сварки, способный купировать действие воды. Удобнее всего пропитывать таким составом тканевый жгут и обматывать им место повреждения. Ткань, даже очень тонкая, обеспечит материалу плотный контакт с поверхностью и дополнительную прочность.

Читайте также  Как врезаться в трубу отопления без сварки?

Все чаще в домах встречаются системы водоснабжения на основе полимерных труб. Этот материал надежнее, чем металл, но, к сожалению, также не застрахован на сто процентов от аварийных ситуаций. Для работы с пластиковыми изделиями разработаны специальные виды холодной сварки.

Последовательность действий в этом случае почти не отличается, за исключением нескольких моментов:

  1. Поврежденный участок обрабатывается наждачной бумагой (это повысит адгезию гладкого пластика с клеящим веществом), обезжиривается и просушивается.
  2. Для усиления эффекта, после наложения холодной сварки часто пользуются зажимом.

Особенности ремонта труб отопления

В сети отопления появление утечки может проявиться в трех местах:

  • На прямом участке трубопровода. Влияние коррозии, механических повреждений.
  • В местах стыковки труб с отопительным прибором или друг с другом. Здесь чаще слабым местом становится сварной шов, либо соединительный фитинг.
  • В местах соединения секций радиатора.

Работа любой отопительной сети связана с высокими температурами. Для ремонта таких трубопроводных систем понадобится холодная сварка, способная длительное время противостоять таким экстремальным условиям. Информация о предельно допустимых температурах для состава представлена на упаковке.

Обратите внимание! При всей эффективности и простоте работы с холодной сваркой стоит понимать, что такой способ ремонта относится скорее к временным решениям. Способ незаменим при необходимости оперативного устранения мелких бытовых протечек, однако, при первой возможности участок трубы надлежит заменить, либо отремонтировать более надежной и долговечной дуговой сваркой.

Основные методы герметизации резьбовых соединений труб

Резьбовые соединения наносятся на трубы, а также на соединительные и отводные фитинги. Но простота и надежность соединения любых трубопроводов с применением нарезки все же не обеспечивает полной его непроницаемости. Поэтому обязательным дополнением является герметизация труб во всех местах резьбовых стыков. Только такое сочетание позволяет создать надежное соединение.

Резьбовые фитинги различного назначения

Виды и условия герметизации

Изолировать стыки при прокладке труб необходимо для разных типов трубопроводов. Исключение составляют только сварные соединения, но в этом и их недостаток – они неразъемные. А стыки с применением резьбы позволяют легко заменить поврежденный участок или вставить новую обвязку.

Поэтому герметизация необходима для резьбовых соединений труб:

  • водоснабжения горячей и холодной воды,
  • газопроводов,
  • отопления.

На практике резьба используется в магистралях малого диаметра – во внутренних разводках дома и в квартире, загородных коттеджах и при прокладке сетей к отдельно стоящим строениям с малым потреблением воды и газа. Для труб водоснабжения и отопления большого диаметра применяются фланцевые соединения и сварка.

Вентиляционные магистрали, как правило, имеют большое сечение и изготавливаются из тонкостенного листа или гофрированных труб. Поэтому резьбовые соединения в них не используются, но герметизация стыков все же необходима.

При выборе способа герметизации трубных соединений требуется учитывать их свойства и условия, в которых они будут функционировать:

  • Внешняя температура среды и внутренняя носителя в трубопроводе. Некоторые виды герметиков теряют свои свойства при повышенной температуре или на морозе.
  • Давление в магистрали. Жидкие изоляторы могут выдавливаться из соединения при большом напоре.
  • Диаметр трубы.
  • Итоговая прочность соединения. Это усилие, необходимое для разборки изолированного стыка в случае его ремонта или перемонтажа.
  • Экологическая безопасность. При прокладке трубопроводов для питьевой воды нельзя применять вещества, способные выделять токсичные соединения.

Большинство средств и веществ, применяемых для герметизации, по этим параметрам укладываются в диапазон, необходимый для стыковки бытовых трубопроводов. Но особенно тщательный выбор необходим при герметизации стыков газовых труб. Нарушение герметичности в водяных магистралях заметно с самого начала по следам протечек в местах соединений. Газовые утечки не проявляют себя визуально, и могут оставаться необнаруженными длительное время.

Способы герметизации резьбовых соединений

По применяемы материалам различают заполнение пространства между витками резьбы твердыми материалами или пастообразными герметиками.

Нормативами рекомендуется применять пасты для условных проходов до 65 мм. Для твердых изолирующих материалов строгих ограничений нет.

Рассмотрим основные варианты герметизации резьбы на трубопроводах.

Сантехнический лен

Намотка льняных прядей на резьбовые витки применяется давно, и до сих пор считается надежным способом герметизации. Но он же и самый сложный в работе. Последовательность действий:

  • на резьбу наносятся насечки, чтобы материал не проскальзывал при намотке;
  • лен от пучка отделяется небольшими прядями,
  • первый виток наматывается крестообразно, чтобы зафиксировать его на резьбе;
  • после намотки всего материала, поверх него наносится олифа или водонепроницаемая паста.

Без опыта работы с этим материалом намотка часто получается неаккуратной, с торчащими прядями льна. Вдобавок легко перепачкать детали и руки накладываемой смазкой. Но основная проблема – необходимо заложить в витки нужное количество льна. Если его будет мало – герметичность со временем нарушится. При большом слое затяжка соединения будет проходить с трудом, а наворачиваемые фитинги из некачественного материала могут лопнуть.

Намотка льняных прядей на резьбу

Лента ФУМ

Эту фторопластовую пленку можно назвать уплотнителем для дилетантов. Работа с ней не предполагает никаких сложностей, поскольку она легко укладывается в витки резьбы. Только в самом начале приходится удерживать ленту от проскальзывания. Мягкость фторопласта позволяет не сильно заботиться о количестве намотанной ленты. Даже при избыточной намотке фитинги наворачиваются на резьбу без особых усилий. А если все сделано по правилам, то соединение можно проводить руками, без применения ключей. Но обратной стороной такой легкости является вероятность ослабления соединения.

  • простота в обращении,
  • химическая стойкость,
  • невысокая цена.
  • из-за невысокого качества затяжки не рекомендуется для резьб диаметром свыше дюйма (25 мм),
  • не допускается применение при условии вибраций на трубопроводе,
  • при больших температурных перепадах происходит нарушение герметизации.

Удобна для применения на трубах водо- и теплоснабжения в домашних условиях.

Лента ФУМ в катушке и намотке на резьбу

Сантехническая уплотняющая нить

Фактически сочетает в себе преимущества льняного и ленточного уплотнений. Изготавливается из синтетических материалов, пропитанных дополнительным герметизирующим составом. Также удобна при намотке, как и ФУМ-лента, но гораздо прочнее нее. При необходимости можно даже немного отвернуть и снова довернуть соединительный элемент – герметичность от этого не нарушится.

Есть особенности работы с ней:

  • намотка ведется не по канавкам резьбы, а немного наискосок;
  • для удержания нити в нужном положении необходимы насечки на резьбе,
  • первые два витка резьбы оставляются свободными, а на последних двух нить наматывается с дополнительным уплотнением;
  • количество оборотов для правильного уплотнения зависит от диаметра трубы и указывается в инструкции.

Температурная стойкость, надежность и герметичность соединения с уплотняющей нитью допускают герметизацию ею не только труб отопления, но и газовых стыков.

Из твердых резьбовых уплотнителей она считается самым надежным. Конечно, если не пользоваться дешевыми подделками. Самым популярной маркой является нить Tangit Uni-Lock.

Намотка уплотняющей нитью

Жидкие герметики

Такие составы для герметизации заполняются в резьбовые канавки соединяемых труб и фитингов. После нанесения они не затвердевают, а остаются в пастообразном состоянии, обеспечивая непроницаемость жидкости или газа по резьбе. Обычно в состав входят добавки, предохраняющие металл от ржавчины.

Главный недостаток таких паст – невозможность их применения в магистралях с высоким давлением. Напор жидкости или газа постепенно выдавит мягкую субстанцию из резьбовых зазоров.

Легкость соединения по такому герметику оборачивается тем, что оно без усилий же отвинчивается. Поэтому стыки на жидких герметиках необходимо контролировать и своевременно подтягивать.

Нанесение жидкого герметика на резьбу

Анаэробные герметики

Сложные полимерные соединения, сохраняющие текучие свойства на воздухе. Как и незатвердевающие пасты, легко наносятся на резьбовые канавки. После этого соединение затягивается без усилий. При контакте с металлом в отсутствии воздуха в зазорах происходит трансформация вещества, и оно затвердевает, обеспечивая герметизацию и надежность стыка. Основное требование перед нанесением – металл соединения должен быть очищен от ржавчины и тщательно обезжирен.

Различаются по степени крепости затвердевшего состава:

  • Средняя фиксация (Medium). Обычно выпускается синего цвета. После схватывания обеспечивает надежное соединения, но поддающееся механической разборке. Руками его развинтить вряд ли получится, а ключами – вполне.
  • Сильная фиксация (Strong). Имеет красный цвет. Образуемое им соединение практически неразборное, так как в обычных условиях даже с помощью гаечных ключей оно не поддается при отворачивании. В отличие от сварки, разобрать его можно после сильного нагрева. Поэтому такой тип герметика не находит применения в бытовых магистралях.

Анаэробный герметик средней силы на резьбе

Не рекомендуется применять сильный вариант для соединений металлических труб с полимерными. При необходимости разборки стыка нагрев может деформировать пластиковый участок соединения.

Уплотнение прокладками

Прокладка, упирающаяся в торец трубы, также может герметизировать стык. Прижим осуществляется накидной гайкой или соединительным фитингом. Саму нарезку при этом можно не герметизировать, хотя иногда для подстраховки ее тоже обматывают уплотнителем. Резиновые колечки постепенно вытесняются современными прокладками из фторопласта и других полимерных материалов.

Читайте также  Как правильно варить трубы?

Не все резьбовые соединения можно герметизировать таким способом. Состыковать две трубы между собой с применением прокладок затруднительно. Но подключение кранов, смесителей или гибких подводок через полимерные кольца очень удобно.

Резьбовые соединения с прокладками

Герметизация бытовых воздуховодов

Вентиляция в квартирах и загородных домах проводится тонкостенными элементами. Зачастую воздуховоды делаются прямоугольного сечения или из гофрированной трубы. Резьба на таких соединениях невозможна. Поэтому герметизация вентиляционных стыков осуществляется другими способами:

  • через фланцы,
  • наложением бандажа,
  • раструбным методом с вставлением одного воздуховода в другой.

Фланцевое соединение чаще всего используется для воздуховодов некруглого сечения. Герметизация проводится с применением прокладок из мягкого материала, например, пористой резины. Форма прокладки должна повторять сечение воздуховода.

При других способах пустоты, образующиеся после стыковки воздуховодов, заполняются мастиками, по своим температурным характеристикам соответствующими условиям эксплуатации воздушной магистрали. Иногда стык воздуховодов обматывают самоклеющейся лентой.

Бандажные хомуты, применяемые для стыковки круглых воздуховодов

Стыковка труб из металла и пластика

Популярность полимерных труб в бытовых магистралях зачастую требует их подсоединения к уже имеющимся трубам из металла. Для этого используют специальные переходники. Наиболее распространенные из них — фитинги под названием «американка» или «ниппель».

Переходник-американка состоит из двух частей. На одном конце металлической части нанесена внешняя или внутренняя резьба, в зависимости от типа нарезки присоединяемой трубы. На другом конце – внешняя нарезка. Вторая часть из пластика, заканчивающаяся накидной гайкой с внутренней резьбой. Обе части соединяются между собой при наворачивании гайки на резьбу металлического элемента. Герметизация стыка – через уплотняющую прокладку внутри накидной гайки.

Переходник-американка, соединяющий металл и пластмассу

Первой частью переходник ввинчивается в соединяемую металлическую трубу, а выходной патрубок приваривается методом полимерной сварки к трубопроводу из пластика.

Ниппель-фитинг – полимерная втулка, внутрь которой впаяна металлическая часть с нарезкой. Она обеспечивает стык со стальной трубой, а сама втулка приваривается к пластиковому трубопроводу.

Изоляция труб ППУ

1. Подготовка к работе.

1.1. Муфта устанавливается на трубу перед сваркой стыкового соединения металлических труб теплотрассы. Упаковочная пленка не снимается до начала изоляции! Маркировка муфты должна соответствовать диаметру оболочки изолируемого трубопровода. Свободные от изоляции концы стальных труб в месте стыка должны составлять в сумме:

  • не более 300мм для труб диаметром 57-219мм по стальной трубе.
  • не более 450мм для труб диаметром 273мм и более по стальной трубе.

2. Условия производства работ.

2.1. К изоляции стыков труб ППУ приступают после 100%-го контроля сварных швов соединений неразрушающим методом или после гидравлического испытания трубопровода.

2.2..Работы по изоляции соединений производятся при температуре воздуха не ниже -15 С°, а также при наличии технологических приямков не менее 1,4м (0,7м в каждую сторону от стыка) и глубиной не менее 400мм, согласно ВСН 11-94, ВСН 29-95 и СП 41-105-2002

2.3.Во время выпадения осадков (дождь, снег) работы производятся только под временным укрытием, исключающим попадание влаги на монтируемые элементы.

2.4. При монтаже теплотрассы оборудованной системой оперативного дистанционного контроля состояния изоляции (ОДК), непосредственно перед выполнением работ по изоляции стыка необходимо соединить сигнальные проводники и провести контрольные измерения согласно «Инструкции по соединению сигнальных проводников» и «Инструкции по проведению контрольных измерений».

2.5. На трубопроводах с диаметром стальной трубы 273 мм и выше работы по термоусадке муфт проводятся с использованием двух газовых горелок одновременно.

3. Производство работ.

3.1. Очистить торцы теплоизоляции, поверхность полиэтиленовой оболочки и металлической трубы от грязи, чтобы муфту можно было перемещать по чистой поверхности. При необходимости промыть водой и просушить газовой горелкой. Полиэтиленовая оболочка чистится на расстояние достаточное для перемещения муфты по чистой поверхности, но не менее длины применяемой муфты. Стальную трубу чистить металлической щёткой (кордощеткой) до удаления рыхлой пластовой ржавчины.

3.2.На торцах труб удалить слой теплоизоляции на глубину 15-20мм , соединить сигнальные проводники и провести контрольные измерения согласно «Инструкции по соединению сигнальных проводников» и «Инструкции по проведению контрольных измерений».

3.3. П /Э оболочку, с обеих сторон стыка, на расстоянии 150-200мм, обезжирить растворителем, тщательно зачистить наждачной бумагой, повторно обработать растворителем. При температуре окружающего воздуха ниже 0°С оболочку необходимо прогреть на расстоянии 30 см по обе стороны от стыка, чтобы она стала горячей на ощупь (30°С-50°С).

3.4. Используя рулетку, отцентрировать положение муфты относительно оси стыка, нанести маркером риски, соответствующие предполагаемым торцам муфты. При этом ранее подготовленные поверхности оболочек должны на 20-50 мм с обеих сторон выходить за габариты муфты. Запрещается использовать для разметки мел.

3.5. Распаковать муфту таким образом, чтобы наружная поверхность упаковочной пленки находилась на П/Э оболочке трубы, но вне зоны ранее подготовленных поверхностей оболочек, а перемещение муфты происходило по чистой внутренней поверхности упаковки. Внутренняя поверхность муфты должна быть сухой и чистой. В случае загрязнения внутренней поверхности муфты произвести очистку ее от грязи, а внутренние поверхности муфты на глубину

150мм от торцов необходимо обезжирить, зачистить наждачной бумагой и еще раз обезжирить.

3.6. Сверху муфты просверлить отверстие Д=25мм. на расстоянии 150мм от одного из краёв муфты.

3.7. Прогреть подготовленные поверхности оболочек с обеих сторон от стыка мягким пламенем пропановой горелки до температуры 30°С-50°С. На теплую поверхность оболочек по периметру наклеить адгезивную или мастичную ленту, отступив от рисок 10-15мм. Нахлест адгезива или мастики в месте соединения 10мм. После чего удалить с адгезивной ленты или мастики защитную пленку. После снятия защитной бумаги с адгезивной (или мастичной) ленты попадание на ее поверхность пыли, влаги, грязи не допускается.

3.8. Надвинуть муфту на стык, расположив ее в соответствии с нанесенными ранее рисками и отверстием вверх.

3.9. Усадить края муфты. Для того чтобы не повредить муфту, прогревать следует мягким пламенем пропановой горелки, круговыми непрерывными движениями равномерно по окружности муфты. Не допускать усадку пятнами и перегрев ( блеск П/Э) муфты и оболочки. По завершении усадки края муфты плотно обожмут оболочку. При этом контролируется плотное прилегание поверхностей, без смятия и задиров краев муфты. После усадки муфта имеет бочкообразную форму.

3.10. Контроль герметичности производится опрессовкой, после остывания муфты до температуры 40°С.

В отверстия, просверленные по п.3.6 вставляются специальное устройство для опрессовки, через него в муфту накачивается воздух под давлением 0,4 бар. Муфта выдерживается под испытательным давлением в течение 5 минут. В случае падения давления при помощи опрыскивателя мыльный раствор наносится по периметрам стыков муфта-оболочка. Дефектные места определяются по пузырькам мыльного раствора. При их обнаружении дефектные места повторно прогреть мягким пламенем пропановой горелки и повторить испытания. Если повторная опрессовка не даёт положительного результата, муфта со стороны утечки герметизируется дополнительной адгезивной (или мастичной) лентой и термоусаживающим полотном. Лента устанавливается на переход муфта-оболочка, так что бы сам переход находился на середине ленты. Сверху устанавливается термоусаживаемое полотно, шириной не менее 200 мм и производится его термоусадка.

После остывания произвести повторную опрессовку муфты. Дальнейшие работы по теплоизоляции стыка возможны только после получения полной герметичности.

3.11. На расстоянии 150мм от второго торца муфты сверху просверлить второе отверстие Д=25мм.

3.12. Теплоизоляция стыка.

В чистую емкость отдозировать необходимое по объему заливаемого стыка количество компонентов А и В (в пропорциях согласно технологическим инструкциям фирм-поставщиков). Перемешать компоненты. Через отверстия залить смесь компонентов ППУ. Закрыть отверстия дренажными пробками. В процессе вспенивания незначительное количество пены вытечет через дренажные отверстия пробок, это будет свидетельствовать о полном заполнении объема стыка. Повторно обмылить муфты по всему периметру и проверить на протечки.

Компонент В относится ко II классу опасности, обладает общетоксичным действием, вызывает раздражение верхних дыхательных путей. При работе исключить попадание компонентов на открытые участки тела. При заливке следует находиться вне зоны возможного выплеска пены.

3.13.После затвердения пены удалить дренажные пробки, очистить поверхность муфты, примыкающую к заливочным отверстиям от излишков пены и обработать отверстия конической фрезой или другим режущим инструментом.

3.14. Заварить отверстия П/Э пробками. Для этого нагреть инструмент для заварки пробок до температуры 240С°. Вставить П/Э пробку во внутренний конус инструмента, наружный конус вставить в заливочное отверстие и, нажимая на П/Э пробку вдавливать инструмент в отверстие муфты. Когда пробка углубится на 2мм в конус, вынуть инструмент и вдавить в отверстие муфты оплавленную пробку. Удерживать пробку под давлением в течение 20сек

3.15.После заливки стыка следует проверить целостность проводов и сопротивление изоляции системы ОДК заизолированного участка.

3.16.Нанести на смонтированную муфту личное клеймо и дату монтажа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: