Запорная арматура для судов

Виды арматуры

Основным элементом судовой арматуры являются клапаны. В судовых системах применяются клапаны диаметром от 10 до 200 мм, управляемые вручную, с помощью маховика, либо автоматически.

Запорные клапаны предназначены для разобщения и герметизации отдельных участков трубопроводов. Изготавливаются из стали, бронзы, латуни или из легких сплавов.

Предохранительные клапаны предназначены для снижения и автоматического поддержания требуемого давления среды независимо от изменения расхода ее в трубопроводах. Подразделяются по конструкции на три типа: диафрагменные, мембранные и поршневые. Предохраняют трубопроводы и механизмы от разрушения при случайных повышениях давления в них сверх допустимого рабочего значения.

Предохранительный клапан (рис. 2.1) состоит из корпуса 1, тарелки 7, прижимаемой к седлу 8 через шток 6 цилиндрической пружиной 4, и нажимной втулки 3 для поджатия пружины. Клапан работает автоматически. Как только по какой-либо причине давление в трубопроводе превысит установленное значение давления затягом пружины в клапане, он откроется и пропустит некоторое количество рабочей среды из области повышенного давления в область меньшего давления (например, в атмосферу). После выхода части жидкости из трубопровода и понижения давления в нем до нормального клапан закроется.

Отрегулированный на определенное давление предохранительный клапан фиксируется постановкой пломб на скобу 2 с ушком 5. В целях уменьшения утечки жидкости шток в месте прохода через крышку имеет выточки, чередующиеся с выступами, которые в совокупности образуют лабиринтовое уплотнение.

Пропускная способность предохранительного клапана должна быть такой, чтобы давление в трубопроводе не могло превысить 1,1 рабочего. В качестве примера на рис. 2.2 показан предохранительный клапан, устанавливаемый на грузовых танках танкера.

Невозвратная (защитная) арматура (рис. 2.3) предназначена для пропуска рабочей среды только в одном направлении в трубопроводах различных систем, где требуется обеспечить движение жидкости только в одном заданном направлении и одновременно предотвратить ее движение в обратном направлении.

Невозвратные клапаны (рис. 2.3 а) открываются потоком среды, не имеют шпинделя и работают автоматически, пропуская среду в одном направлении, указанном стрелкой, из-под тарелки клапана. Их основными деталями являются корпус 1, крышка 2 и тарелка 3 с направляющим стаканом. Поступающая под тарелку жидкость своим давлением поднимает тарелку и проходит в трубопровод над клапаном. При движении жидкости в обратном направлении клапан закрывается под действием давления жидкости на тарелку сверху и собственной массы тарелки.

Невозвратно-запорный клапан (рис. 2.3. б) обеспечивает движение жидкости в одном направлении, в случае необходимости с помощью ручного привода (вращением маховика) 3 полностью перекрывая трубопровод. Невозвратно-запорные клапаны, в закрытом состоянии препятствующие движению среды в любом направлении, работают как стопорные, а в открытом состоянии (при поднятом штоке) — как невозвратные. В корпусе 1 расположены тарелка 6 и шпиндель 5, которые не соединены между собой. Шпиндель хвостовиком свободно входит в вертикальное отверстие тарелки. Таким образом, если вращением маховика 3 поднять шпиндель, то тарелка будет работать автоматически в пределах своего свободного хода, как у невозвратною клапана, обеспечивая одностороннее движение жидкости. Для перекрывания трубопровода вращением маховика опускают шпиндель и прижимают им тарелку к седлу клапана. Герметичность места прохода шпинделя через крышку 2 корпуса клапана обеспечивает сальник 4.

Захлопка (рис. 2.3 в) используется в качестве невозвратно-запорного устройства, рабочим органом которого является захлопка 5, шарнирно закрепленная на валике 4. Корпус 1 захлопки имеет обычный круглый 2 и фасонный бортовой 6 фланцы. В верхней части корпуса находится крышка 3. Захлопка открывается под действием давления протекающей среды либо с помощью ручного или автоматического привода.

Регулирующая арматура (редукционные и дроссельные клапаны, манипуляторы) предназначена для регулирования давления или направления течения рабочей среды.

Редукционный клапан (рис. 2.4) предназначен для снижения (редуцирования) давления жидкости и автоматического поддержания его на заданном постоянном уровне. Он состоит из корпуса 1, тарелки 2, связанной штоком с поршнем 3, который соединен с диафрагмой 4. Сверху над диафрагмой находится цилиндрическая пружина 5, сила натяжения которой регулируется винтом 6. Конструкция клапана позволяет автоматически уменьшать давление жидкости до требуемого установленного значения независимо от изменения его перед клапаном.

Допустим, что при рабочем давлении р1 перед клапаном размер щели между тарелкой и седлом обеспечивает понижение давления до требуемого р2. Если давление р1 перед клапаном увеличится, то, следовательно, повысится и давление р2 за ним, которое по косому каналу а передастся на диафрагму 4, сожмет пружину и поднимет тарелку. В результате этого давление р2 за клапаном уменьшится до своего первоначального значения. Если давление р1 до клапана уменьшится, то понизится и давление р2 за клапаном, вследствие чего уменьшится давление на мембрану, и под действием пружины клапан опустится, увеличивая проточную часть.

Дроссельный клапан (рис. 2.5) служит для снижения давления протекающей через него среды. В корпусе 2 клапана размещается тарелка 1, закрепленная на шпинделе 3, имеющем в верхней части нарезку. Шпиндель проходит через крышку 4 и фиксируется в требуемом положении стопорной гайкой 6. На выступающий конец шпинделя навинчивается колпачок 5. При подъеме тарелки между ней и внутренней поверхностью корпуса клапана образуется щель. Давление за клапаном понижается вследствие увеличения скорости движения жидкости при проходе через щель. Высоту подъема тарелки регулируют вручную. После установки ее в необходимое положение шпиндель фиксируют стопорной гайкой. Дроссельным клапаном можно плавно регулировать давление рабочей среды в широком диапазоне. Однако в отличие от редукционного дроссельный клапан при изменении режима работы системы автоматически не поддерживает в системе постоянное давление.

Запорная арматура. К арматуре подобного рода, в корпусе которой есть пробка с одной или несколькими прорезями различной формы, относятся краны. В целях обеспечения герметичности пробка плотно притирается к корпусу крана и имеет сальник с набивкой. По конструкции краны делятся на проходные, трёхходовые и манипуляторы , принципиально отличаясь числом и формой прорезей в пробке. У проходного крана в пробке одна прорезь, кран только перекрывает трубопровод. Трёхходовые краны с L — или Т -образной прорезью в пробке при нескольких её рабочих положениях обеспечивают различные переключения движения жидкости по трём трубам, подключённым к корпусу крана.

На рис. 2.6 показан шаровой кран «Naval» запорного типа, используемый в системах гидравлики и теплоснабжения. Тарельчатые пружины прижимают уплотнения к плавающему шару, поэтому он имеет высокую плотность при низких и высоких перепадах давления. Корпус и штуцеры сварены в единое целое.

Углеродно-тефлоновые уплотнительные прокладки, усиленные L-образными кольцами, являются стойкими к износу, воздействию химикалий и загрязнений. Благодаря отшлифованному и отполированному шару, изготовленному из высококачественной стали, кран лёгок в работе. Он не требует ухода, подтягивания или смазки, отличается быстрым монтажом и малыми эксплуатационными расходами для давлений до 4 МПа и температур до 100 . 200 °С.

Клапанные коробки — это устройства, в которых в едином корпусе устанавливаются два, три или более клапанов (рис. 2.7). Предназначены для централизации управления судовыми системами. Бывают запорного и невозвратно-запорного типа. Клапанные коробки с общим подводом жидкости и индивидуальным отводом жидкости от каждого клапана ставят обычно на нагнетательном трубопроводе насоса, обслуживающего несколько объектов.

В табл. 2.1 показан принцип действия кранового манипулятора, который отличается от крана тем, что обеспечивает только переключение трубопроводов. Клапанные коробки с индивидуальным подводом жидкости и общим отводом от них обычно ставят на всасывающей магистрали насоса. обслуживающего несколько объектов.

На рис. 2.8 показан клапан газоотвода на грузовом танке танкера, а на рис. 2.9 — поперечный разрез автоматического прессвакуумного клапана. Особенностью его является автоматический пропуск газов из танка в окружающую атмосферу, и, наоборот, в грузовой танк из атмосферы при изменении давления в нем (при условии, что давление в танке, соответственно, выше или ниже атмосферного).

В системе инертных газов (СИГ) применяются специальные запорные устройства водяного затвора, а также дыхательные клапаны газоотвода. При превышении давления в танке эти клапаны выпускают пары и газы в атмосферу, а в случае образования вакуума внутри танка, наоборот, впускают воздух из атмосферы в грузовой танк.

Прессвакуумный клапан с электроприводом предназначен для автоматического перекрытия подачи неагрессивных углеводородных газов в системах автоматического управления газоиспользующими устройствами. Под напряжением клапан открыт. При исчезновении напряжения он закрывается. После подачи напряжения клапан открывается вручную только после нажатия на взводной шток. Корпус — алюминий, электрическое питание — 12 В, 24 В, 230 В, максимальное давление на входе — 0,5 . 6 бар.

Клапан термозапорный (КТЗ) предназначен для автоматического перекрытия трубопровода, подводящего газ к бытовым и промышленным приборам в случае пожара. КТЗ находится в корпусе, в полости которого установлен подпружиненный затвор, удерживаемый в открытом положении термочувствительным элементом. При достижении температуры окружающей среды 100 °С термочувствительный элемент освобождает затвор, который перекрывает поток газа.

Клапан быстрозапорный имеет дистанционный привод для немедленного перекрытия трубопровода в случае аварийной ситуации из смежного помещения. Такие клапаны обычно устанавливаются на топливных магистралях, перекрывая подачу топлива к ГД, ВД и ВК. Он имеет «собачку», которая при необходимости дистанционным приводом мгновенно освобождает предварительно сжатую пружину, действующую на тарелку клапана и перекрывающую топливную магистраль в аварийной ситуации.

Проходной невозвратно-запорный клапан осушительной системы (рис. 2.10) имеет пневматический и ручной аварийные приводы. Поршень пневмопривода снизу соединен со штоком разгрузочного клапана, сверху — со штоком ручного привода.

Любая запорная арматура имеет гидравлическое сопротивление, которое оценивается соответствующим коэффициентом. Для некоторых типов (видов) запорной арматуры он составляет:

  • клапаны сальниковые проходные 4,5 . 11,0;
  • клапаны сальниковые прямоточные 0,3 . 2,5;
  • клапаны мембранные 1,5 . 7,0;
  • задвижки полнопроходные 0,1 . 1,2;
  • краны шаровые полнопроходные 0,1 . 0,4.

Контроль арматуры выполняется поджатием сальников или добавлением набивки не реже одного раза в месяц. Проверка действия средств автоматики и автоматической арматуры, а также предохранительных средств и редукционных клапанов проводится не реже одного раза в месяц. Проверка показаний всех манометров и термометров должна проводиться не реже одного раза в год.

Запрещается вскрывать путевую арматуру на трубопроводах, связанных с забортными отверстиями, не убедившись в исправном действии и плотном закрытии бортовой арматуры на них.

Переборочные сальники и палубные втулки служат для обеспечения водонепроницаемости переборок и палуб при проходе сквозь них валов. В качестве переборочных сальников применяют круглые или прямоугольные задвижки с одним фланцем. Первые отличаются высокой надежностью, но имеют высокий порог, что затрудняет перетекание груза, вторые имеют низкий порог, но при этом наблюдается снижение надежности.

Дополнительно сильфоны часто применяются в уплотнителях центральных запорных клапанов (рис. 2.11).

Литература

Судовые системы — Костылев, И.И., Петухов, В.А. [2010]

Запорная арматура для судов

Судовая запорная арматура — устройства, детали и другие конструктивные элементы (клапаны, выключатели, краны и т.д.), не входящие в состав основного
оборудования, но обеспечивающие его работу. По принадлежности различают Арматуру трубопроводную, машинную, котельную, электротехническую и т.д. Наиболее характерной для судовых условий является судовая трубопроводная Арматура, обеспечивающая работу судовых систем и систем судовых энергетических установок.

Судовая трубопроводная арматура выполняет следующие функции: обеспечивает перекрытие потоков жидкостей или газов на определенных участках трубопроводов и изменение одного или нескольких параметров потока.

Типы судовой трубопроводной арматуры различаются по способу перемещения запорного органа: клапаны, захлопки, клинкеты (клинкетные задвижки), золотники, краны, заслонки и т.д. По назначению трубопроводная судовая арматура делится на запорную судовую арматуру, регулирующую судовую арматуру, предохранительную и контрольную.

Наиболее характерной для судовых условия является забортная судовая арматура. Управление арматурой осуществляется посредством приводов судовой арматуры. Существует ручное, дистанционное и автоматическое управление.

Читайте также  Вольфрам для сварки алюминия

  • Адаптеры 38
  • Бессварные соединения 62
  • Болты 55
  • Вентили 55
  • Воздухораспределители 38
  • Втулки палубные 59
  • Гайки, заглушки, винты 302
  • Головки 330
  • Детали соединения труб 176
  • Заглушки 18
  • Задвижки 163
  • Заслонки 32
  • Затворы 80
  • Захлопки 174
  • Иллюминаторы 104
  • Кингстоны 690
  • Клапана водоразборные 1
  • Клапаны 6438
  • Клинкеты 8
  • Колонки 164
  • Кольца 277
  • Компенсаторы 169
  • Конденсатоотводчики 12
  • Коробки 178
  • Краны 367
  • Крышки 245
  • Приварыши 1
  • Приводы управления арматурой 47
  • Пробки 33

  • Раздатчики 2
  • Распылители 308
  • Регуляторы расхода 19
  • Скобы 195
  • Смесители 4
  • Соединения 375
  • Стволы 8
  • Стекла смотровые 15
  • Стекло Клингера 14
  • Судовые глушители 60
  • Терморегуляторы 26
  • Технические приложения 7
  • Трубопроводная арматура 14
  • Уголки 73
  • Уплотнения для арматуры 20
  • Устройства 11
  • Фильтры 1123
  • Фланцы 54
  • Фонари 40
  • Хомуты 78
  • Шайбы 87
  • Шпигаты 99
  • Шпильки 28
  • Шпонки 10
  • Штифты 12
  • Штуцерные соединения 163
  • Эжекторы 65
  • Прочая судовая арматура 4192



Страна: Россия, Город: Санкт-Петербург, Адрес: 190020, ул. Бумажная, д. 16, корпус 1, лит. А,
Телефон: +7 (812) 309-46-46, Факс: +7 (812) 309-46-36, URL:http://www.marinetec.com

Оставить отзыв
Всего записей в разделе [ 25 ]
Наименование
Автоматический клапан подачи воды
Судовое оборудование и комплектующие > Судовая арматура > Клапаны > Другие клапаны

В нормальном состоянии клапан закрыт. При возгорании или иной аварийной ситуации клапан открывается электрическим, либо ручным приводом и подает подробнее. воду в пожарный трубопровод либо к распылительным головкам системы пожаротушения. Данный клапан имеет функцию регулировки давления, т.е. он обеспечивает подачу воды подо определенным, заранее установленным, давлением.

двухкамерная конструкция, обеспечивающая безопасность;
уплотнения, обеспечивающие идеальную герметичность;
легкое обслуживание и ремонт;
возможно исполнение из никельалюминиевой бронзы;
конструкция обеспечивает высокий расход жидкости;
рабочее давление: 1,4 — 12,0 Бар;
рабочая температура: 0 — 80°С.

Высокоскоростные безударные предохранительные клапаны (с крышкой для выпуска газа) серий U-ISO-H/V/G разработаны для предотвращения возгорания внутри цистерны и для защиты подробнее. от избыточного либо недостаточного давления внутри цистерны вследствие погрузочных, разгрузочных, балластных операций, а также изменения температуры.

Клапаны U-ISO-H/V/G имеют простую, но функциональную, конструкцию, исключающую конденсацию паров и коррозию.

Клапаны соответствуют требованиям:

IMO MSC/Circ.1009;
International Standard 15364;
IMO MSC/Circ.677;
IMO MSC/Circ.450 Rev.1;
IMO MSC/Circ.585;
IMO MSC/Circ.731;
Solas Rule Reg. API 2000 — Flow test procedure;
EN 12874;USCG ( 46 CFR.39-20.11 & 162.017).

Соединения: BSP, DIN
Давление: 16 Бар
Температура: до 160С
Материалы: бронза, чугун , чугун с шаровидным графитом
Размеры: ДУ10-300мм

Соединения: BSP, DIN, DIN под приварку, NPT, ASME, ANSI
Давление: до 153 Бар
Температура: до 600 С
Материалы: бронза, сталь, нержавеющая сталь, бронза подробнее. с небольшим содержанием цинка, чугун, чугун с шаровидным графитом, латунь
Размеры: ДУ10-300 мм

Давление: до 420 Бар
Температура: до 250С
Материалы: латунь, нержавеющая сталь
Размеры: 1/4»-1»

Клапаны выпуска воздуха применяются для ликвидации воздушных пробок в трубопроводах под давлением. Воздушные пробки увеличивают потребление энергии, т.к. при подробнее. использовании насосов требуется их больший напор для преодоления сжатого воздуха в пробках. Данные клапаны имеют функцию защиты от гидроудара и переполнения пресной или морской водой. Клапаны KSBJ обеспечивают достаточно дешевую гарантию защиты гораздо более дорогих трубопроводов и насосов.

защита от избыточного либо недостаточного давления;
защита от гидроударов;
защита от переполнения;
выпуск воздушных пробок из трубопроводов;
увеличение производительности насосов;
не требуется обслуживания.

Давление: до 16 Бар
Температура: до 120С
Материалы: чугун, чугун с шаровидным графитом, алюминий
Размеры: ДУ 32-600 мм

Соединения: BSP, DIN
Давление: до 10 Бар
Температура: от -40 до 120С
Материалы: пластик
Размеры: ДУ15-250мм

Соединения: DIN, DIN под приварку
Давление: 40 Бар
Температура: 400С
Материалы: чугун, чугун с шаровидным графитом сталь, нержавеющая сталь
Размеры: ДУ15-300

Соединения: BSP, DIN, DIN под приварку, ASME
Давление: до 40 БарТемпература: до 450 С
Материалы: бронза, сталь, нержавеющая сталь, бронза с небольшим подробнее. содержанием цинка, чугун, чугун с шаровидным графитом, высоколегированная сталь
Размеры: ДУ15-500 мм

Вес: 3,6 кг / 50A
Диаметр шара: 1» (25 мм)
Фланец: 25A или 50A JIS 5K F.F
Верхнее соединение: PF 2¼” TAP
Верхнее соединение для увеличенной емкости (1 л):
Материал (корпус/рабочая часть): SCS16A / SUS316

Вес: 7,6 кг / 80A
Диаметр шара: 2» (50 мм)
Фланец: 50A или 80A JIS 5K F.F
Верхнее соединение: PF 2¼” TAP
Верхнее соединение для увеличенной емкости (1 л): —
Материал (корпус/рабочая часть): SCS16A / SUS316

Вес: 23,5 кг
Диаметр шара: 4» (100 мм)
Фланец: 100A JIS 5K F.F
Верхнее соединение: PF 2¼” TAP
Верхнее соединение для увеличенной емкости (1 л): M118 x P2 TAP
Материал (корпус/рабочая часть): SCS16A / SUS316

Класс защиты: IP68
Давление: 30-135 бар
Температура: -20/+80 С
Материалы: чугун с шаровидным графитом

Класс защиты: IP65
Давление: до 6 Бар
Температура: -20/+80 С
Материалы: алюминий

Класс защиты: IP65, IP67, IP68
Температура: -20/+70 С
Питание: 230Вт/1ф/50Гц
Материалы: алюминий

Соединения: BSP, DIN
Давление: 10 бар
Температура: 90С
Материалы: латунь, бронза, чугун
Размеры: ДУ15-100 мм

Соединения: BSP, DIN
Давление: до 16 Бар
Температура: до 80С
Материалы: латунь, бронза
Размеры: ДУ 25-80мм

Давление: до 16 Бар
Температура: 184С
Материалы: бронза, нержавеющая сталь
Размеры: 3/8»- 2 ½»

Соединения: BSP, DIN
Давление: до 40 Бар
Материалы: бронза, сталь
Размеры: ДУ 6-32 мм

Давление: до 10 Бар
Питание: 24ВТ/50-60Гц, 115Вт/50-60Гц, 230Вт/50-60Гц
Материалы: латунь, нержавеющая сталь
Размеры: 1/8», 1/4»

Соединения: BSP, DIN, DIN под приварку, NPT, ASME, ANSI
Давление: до 160 Бар
Температура: до 550 С
Материалы: бронза, сталь, нержавеющая сталь, бронза подробнее. с небольшим содержанием цинка, чугун, чугун с шаровидным графитом, высоколегированная сталь
Размеры: ДУ10-300мм

Соединения: DIN, BSP, ASME
Давление: до 500Бар
Температура: до 230С
Материалы: сталь, нержавеющая сталь, латунь, чугун
Размеры: ДУ 10-200мм

Давление: до 10 Бар
Материалы: чугун, сталь
Размеры: ДУ50-600 мм

Судовая арматура – для каждого современного корабля!

Современная судовая арматура представляет собой разнообразные компоненты трубопроводов плавательных средств, выполняющие функции регулирующих и разобщительных приспособлений.

1 Судовая арматура – зачем она нужна на корабле?

В наши дни морское или речное судно – это не простое средство для транспортировки разных видов грузов и людей. Современные корабли располагают множеством технических систем, которые обеспечивают их работоспособность, а также комфорт для команды и пассажиров. Среди таких систем можно выделить следующие комплексы:

  • кондиционирования воздуха;
  • очистки воды;
  • пожаротушения;
  • подачи газа и воды;
  • обеспечения электричеством;
  • удаления стоков.

Понятно, что для их работы требуется трубопроводная и запорная арматура, которая по своей функциональности похожа на ту, которая используется в сухопутных трубопроводах. От кормы до носа суда наших дней напичканы такой арматурой. И чем крупнее корабль, тем больше на нем присутствует специальной арматуры всевозможных размеров и типов.

Например, когда речь идет о простейшем буксире, работающем на дизельном топливе, перевозящем небольшие объемы грузов на недалекие расстояния, судовая арматура на нем может быть представлены несколькими запорными и одним топливным клапаном. А вот уже огромные океанские лайнеры либо грузовые корабли, совершающие плавание между континентами, имеют в своей конструкции массу трубных узлов, резервуаров, насосного оборудования, которое просто-напросто не будет функционировать без той или иной арматуры.

Сразу заметим, что трубопроводная арматура на кораблях подбирается очень тщательно. Она, во-первых, должна принимать во внимание агрессивность окружающей среды (например, соленой воды, если речь идет о морских судах), а во-вторых, учитывать агрессивность перевозимых грузов (горючих материалов, нефти и так далее). Если приспособления выбираются неправильно, они очень быстро приходят в негодность, а значит, на судне может возникнуть чрезвычайная ситуация, что чревато многими проблемами.

2 Виды корабельной арматуры – какой она бывает?

Всю арматуру на современных плавательных средствах принято делить на запорную, трубопроводную, машинную, электротехническую. Судовая запорная арматура предназначается для изменения характеристик потоков жидких и газообразных веществ, а также для перекрытия таких потоков. Ее обычно причисляют к какой-либо подгруппе в зависимости от того, каким образом орган, контролирующий и изменяющий поток среды, перемещается.

С этой точки зрения классификация запорных корабельных приспособлений выглядит следующим образом:

  • арматура с запором, который совершает вращение вокруг своей оси (различные типы заслонок и затворов);
  • арматура с запором, который передвигается перпендикулярно жидкостному либо газовому потоку (задвижки, особые виды золотников и пр.);
  • арматура мембранного типа (в ней эластичная диафрагма воспринимает определенную нагрузку);
  • арматура с запором, перемещающимся с потоком в одном и том же направлении (захлопки, специальные корабельные клапана).

Машинные и электротехнические приспособления не так разнообразны, как запорные устройства. Они выполняют специализированные задачи и могут иметь между собой существенные отличия, в зависимости от технической «начинки» плавательного средства, на которое они устанавливаются. А вот трубопроводная корабельная арматура считается самой распространенной.

Она в разных количествах имеется на любом судне наших дней. Трубопроводная арматура может быть и контрольной, и запорной, и регулирующей, и предохранительной.

3 Краткие описания востребованных видов корабельной арматуры

Клинкетные задвижки монтируются в разнообразных системах плавательных средств с целью надежной блокировки проводимых жидких потоков. Такие задвижки необходимы для топливных, охлаждающих, водоотливных, креновых, бытовых, осушительных, балластных и энергетических систем. Кроме того, они используются в корабельных комплексах тушения пожаров.

Во многих из вышеуказанных систем также применяется такая арматура:

  • Редукционные клапаны. Данные устройства могут поддерживать в требуемом интервале постоянную величину давления в трубопроводах. Именно редукционные клапаны способны без преувеличения спасти корабль и его команду в тех случаях, когда давление начинает в силу разных причин «скакать».
  • Регулирующие клапаны. Они позволяют дискретно и непрерывно изменять давление и расход сред в трубопроводных системах. Ни одна балластная либо топливная система судна не может обойтись без таких клапанов.
  • Невозвратно-запорные и запорные клапаны. Эта судовая арматура предназначается для перекрытия жидких и многих специальных сред в трубопроводах. Сейчас налажено производство клапанов с ручным и дистанционным управлением. Такие устройства оснащаются специальными датчиками, дающими возможность арматуре работать в полностью автоматическом режиме.
  • Пожарные клапаны. Изделия узконаправленного функционального назначения. Они монтируются в водопроводе корабля, обеспечивающего пожарную безопасность судна.
  • Шаровые клапаны. Выполняют функцию запорных механизмов либо разобщительных приспособлений для газов и жидких сред.
  • Многоклапанные коробки. Выполняют те же задачи, что и шаровые клапаны, но имеют более сложную конструкцию.

Также широко распространена на кораблях и другая арматура: быстрозапорные клапаны (требуются для оперативного закрытия потоков на отдельных участках трубопроводов), кингстоны (запорные судовые приспособления, обеспечивающие удаление и прием пароводяных смесей, жидкостей), дроссельные клапаны (повышают/снижают давление перед или за дросселем), фильтры (корабельные очищающие приспособления для обработки топлива, масел, воды из-за борта).

Нельзя обойти вниманием и специальные предохранительные клапаны, и путевые захлопки, используемые в качестве арматуры на судах. Первые увеличивают эксплуатационный срок трубопроводных систем, сбрасывая (частично) излишек накапливаемых в трубах жидкостей. Вторые при необходимости могут практически мгновенно заблокировать жидкостный поток, а главная их задача заключается в том, чтобы направлять рабочие среды в одном направлении.

4 Материалы для изготовления арматуры плавательных средств

Еще совсем недавно почти все виды корабельной арматуры производились из разных марок углеродистых сталей, латуни, чугуна и бронзы. Сейчас ситуация начала изменяться. Компании осваивают производство описываемых нами приспособлений из нержавеющих сталей, титановых и других сверхнадежных сплавов, обладающих рядом особых характеристик.

Впрочем, и старые материалы применяются весьма активно. Трудно найти замену той же бронзе, арматура из которой является оптимальной для судов, бороздящих соленые морские воды. Бронзовая арматура не боится коррозии, она выдерживает негативное воздействие специфического воздуха в океанах и морях, отличается достаточной прочностью. Аналогичными свойствами обладают хромоникелевые и медноникелевые стальные композиции. Их зачастую даже не нужно подвергать дополнительной обработке с целью повышения их антикоррозионных свойств.

Самым же перспективным материалом для изготовления корабельной арматуры во всем мире нынче признается титан и сплавы на его основе. Он имеет уникальную стойкость против коррозии в пресной и морской воде, высокие прочностные показатели, и при этом вес титановых приспособлений очень мал. Подобный комплекс характеристик делает титановую арматуру практически вечной. К сожалению, ее стоимость достаточно высока. Поэтому в странах СНГ титановые сплавы применяются пока что редко.

Классификация трубопроводной судовой арматуры

Современное судно – это сложная система трубопроводов, которая призвана обеспечить живучесть не только самого корабля, но и перевозимых грузов, поэтому важную роль в функционировании этой системы играет судовая арматура. Она состоит из всевозможных деталей и элементов, например, это:

  • Краны;
  • Клапаны;
  • Конденсатоотводчики;
  • Кингстоны.

Их роль заключается в поддержании специальных и общесудовых трубопроводов в исправном функциональном состоянии.Учитывая тот факт, что арматура трубопроводов кораблей работает в сложных условиях агрессивных внешних и внутренних сред, то к её конструкциям и материалам, из которых она изготавливается, предъявляют жесткие требования.Детали и комплектующие трубопроводной арматуры судов должны иметь:

  • Прочность и повышенную надёжность;
  • Устойчивость к коррозийным процессам;
  • Химическую деструкцию;
  • Стойкость к гидравлическим ударам, вибрационную, шумовую.

Подбор трубопроводной арматуры на судах осуществляют очень тщательно. Это делается по двум основным причинам:

  • Во-первых, использование её в агрессивной окружающей среде, например, соленая вода, если она используется на морских кораблях;
  • Во-вторых, следует принимать во внимание перевозимые грузы, их агрессивные свойства, например, горючие материалы, нефть, кислотные продукты, материалы с активными компонентами и т. п.

При неправильном подборе компонентов в элементах конструкций судовой арматуры, весь комплекс трубопроводных коммуникаций может прийти в негодность, что может привести к сложным аварийным ситуациям на корабле.

Она разделяется на 4 основные класса:

  • Регулирующая служит для коррекции или поддержания функциональных параметров состояния среды.
  • Запорная арматура отключает и изменяет направление потока в функциональных частях трубопроводов.
  • Предохранительная несет в себе функцию защиты всей системы трубопроводов или отдельных их участков от утечек и повреждений.
  • Контрольная осуществляет контроль и нормализацию параметров рабочих сред.

Самая распространенный класс из всех – это запорная арматура. Она обеспечивает корректную работу всей энергетической системы корабля, со всем комплексом оборудования и механизмов. Данный вид арматуры отрабатывает 2 основных цели:

  • перекрывает потоки жидкостей или газов в различных секциях трубопроводов;
  • корректирует параметры транспортируемых потоков.

По данному виду судовая трубопроводная арматура делится на 3 класса. Она может иметь:

  • ручной привод;
  • механический (электрический, пневматический, гидравлический, электромагнитный) привод;
  • арматуру под привод, который расположен удаленно.

Современные средства автоматики позволяют всё управление арматурой осуществлять не просто удалённо, а автоматически, по специальным алгоритмам, прописанным в специальных программах комплекса управления кораблём.

Здесь имеется 2 основных класса – это управляемая арматура и автоматическая (или автономная) арматура.Управляемая арматураУправление рабочим циклом осуществляется по командам, которые подаются в заданные определенные моменты времени.Автономная арматураУправление и работа происходит исключительно под давлением транспортируемой среды.

В этот класс входят следующие устройства для трубопроводов:

  • клапаны обратные;
  • регуляторы давления;
  • регуляторы уровня;
  • клапаны предохранительные;
  • конденсатоотводчики;
  • клапаны перепускные.

Не так давно почти вся судовая арматура производилась из различных марок углеродистой стали, бронзы, чугуна, латуни. Времена изменились и на смену старым материалам стали приходить новые, обладающие лучшими антикоррозийными свойствами, более легкие и износостойкие:

  • нержавеющая сталь;
  • титан;
  • сверхнадёжные сплавы, обладающие особыми характеристиками.

Стоит отметить, что улучшение качественных показателей применяемых материалов для производства арматуры и её компонентов, существенно сказалось на цене. Она стала выше и существенно. Но зато долговечность оборудования увеличилась в несколько раз.

Учитывая сложные условия эксплуатации судовой арматуры и требования к безопасности морского и речного транспорта, вся она проходит сертификацию в Российском Морском Регистре Судоходства (РМРС).Сертификаты РМРС имеются на всю поставляемую арматуру: регулирующую, запорную, контрольную, предохранительную. Сертификат РМРС – документ, подтверждающий соответствие материалов и изделий, предназначенных для постройки и комплектации судов и плавучих средств требованиям Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.В сертификате учтены требования международных конвенций и рекомендаций Международной морской организации (IMO), которая регламентирует технические требования, связанные с международным торговым судоходством. При необходимости в сертификате могут быть учтены все необходимые для конкретного изделия и материала иные нормативные документы.Наша компания следит за качеством поставляемой продукции и ценит репутацию своих клиентов. Сертификаты на судовую трубопроводную арматуру предоставляются по первому требованию заказчика и включены в необходимый перечень поставки.

Состав производств. Технология изготовления судовой арматуры и основное технологическое оборудование

На судах любого типа находится большое количество трубопроводов, по которым перемещаются газы, жидкости, нефтепродукты и двухфазные среды. Арматура является составной частью судовых систем и трубопроводов, и предназначена для управления движением жидкостей, газов, двухфазных сред или сыпучих материалов путём непосредственного воздействия на них в целях изменения одного или нескольких параметров потока (регулирующая и предохранительная арматура).

В зависимости от назначения и условий работы арматуры в конкретных судовых трубопроводах обеспечивает перекрытие потока, что достигается различными способами:

— путём перемещения запорного органа в направлении, перпендикулярном к оси потока на входном подводящем участке. В эту наиболее распространённую группу арматуры входят клинкетные задвижки, распределители плоские и золотниковые.

— за счёт перемещения запорного органа вдоль оси потока (прямоточные клапаны, арматура клапанного типа, захлопки, регуляторы расхода и давления).

— в результате поворота запорного органа вокруг своей оси (краны с цилиндрической или конусной пробкой, клапаны с шаровым затвором, поворотные затворы).

— путём изменения сечения участка трубопровода, выполненного из эластичных материалов (клапаны шлангового и мембранного типа).

В зависимости от назначения, судовая арматура может быть подразделена на следующие типы:

— запорная – для отключения отдельных участков трубопровода (краны, задвижки, запорные клапаны).

— регулирующая – для регулирования и поддержки заданных параметров среды (дроссельные, регулирующие, редукционные клапаны, регуляторы давления и уровня).

— предохранительная и защитная – для предохранения отдельных участков трубопроводов (предохранительные, невозвратные, отсечные аварийные клапаны).

— контрольная – для контроля параметров среды (пробные краны и клапаны, краны и клапаны контрольно-измерительных приборов).

По материалу основных деталей (корпуса, крышки, запорных или регулирующих органов) судовую арматуру разделяют на стальную из углеродистой, легированной, коррозионно-стойкой стали; латунную, бронзовую, из лёгких сплавов, из специальных сплавов, пластмасс.

По способу уплотнения штока различают сальниковую, сильфонную и мембранную арматуру.

По способу присоединения к трубопроводам арматуру изготовляют фланцевой, штуцерной, цапковой, муфтовой, с присоединительными концами под дюрит или под сварку.

Существуют три вида управления арматурой: ручное, дистанционное, автоматическое. В настоящее время всё более возрастает роль дистанционного и автоматического управления арматурой.

Рисунок 1.1. Классификация судовой арматуры

Рис. 1.1. Основные детали и части вентиля:

1 — корпус; 2 — затвор (золотник); 3 — крышка; 4 — сальниковая набивка;

5 — шпиндель; 6 — ходовая гайка; 7 — маховик; 8 — фланец сальника;

9 — нажимная втулка; 10 — седло корпуса; 11 — патрубок под приварку к трубопроводу (при­соединительный патрубок)

Рис. 24. Клапан электромагнитный

1 — фланец; 2, 12 — вставки; 3, 8, 9, 13 — кольца уплотнительные; 4 — корпус клапана; 5, 24, 33 — пружины; 6 — тарелка клапана; 7 — толкатель; 10 — пор­шень; 11 — шток; 14, 25, 27 — гайки; 15 — шток датчика; 16 — крышка;

17 — хвостовик датчика; 18 — датчик; 19 — головка электромагнита; 20 — сальниковая коробка; 21 — электромагнит; 22— муфта; 23. 31 — шток; 26 — винт; 28, 32 — прокладки; 29 — втулка; 30 — вкладыш; 34 — седло.

Технические требования могут быть самыми различными, но во всех случаях обязательными являются требования, характеризующие качество арматуры:

— долговечность (полный и межремонтный ресурс и срок службы, а также установленные периоды без ее обслуживания и наблюдения).

— ремонтопригодность.

— безотказная работа в специфических условиях (при крене, дифференте, вибрации, различных параметрах окружающей среды и др.).

— обеспечение выдачи информации о положении запорного органа и др.

Составные части регулирующей арматуры

Регулирующая арматура производится многих размеров и конфи­гураций, однако имеет три основные составляющие: корпус и крышку, работающих под давлением; основные детали, обеспечивающие регулирование, в том числе со­держащие плунжер и седло; привод — источник энергии для перемещения плунжера или диска.

В течение многих лет наиболее часто исполь­зуемым является шарообразный корпус с размещенным в нем оди­нарным или двойным седлом и плунжером с верхней и/или нижней направляющей.

Другие типы прямоходной арматуры включают шарообразный корпус с разъемом, угловой или трехходовой корпус и мембранные клапаны. К регулирующей арматуре с вращательным движением штока относятся дисковые затворы, шаровые краны, в том числе и с эксцентрично установленной частью шаровой пробки.

Крышка или верхняя часть корпуса имеет хомуты или другие сред­ства для установки привода. Привод может монтироваться и непосре­дственно на клапан. Центровка достигается применением буртов или центрующих втулок. Если проводимая среда имеет высокую темпера­туру, то крышка клапана выполняется удлинен­ной. Удлинение и оребрение крышки обеспечивают длительный срок сохранения прокладок, удаленных из зоны высоких темпе­ратур. Клапаны обычно разрабатываются с крышкой, закры­вающей корпус сверху. Для соединения с корпусом она имеет направ­ление, а верхняя часть содержит сальниковую коробку, через которую проходит шпиндель.

В настоящее время шаровые клапаны, прообразом которых были традиционные клапаны, укомплектованные новыми эластомерами и полимерными материалами для уплотнительных колец, стали пол­ностью герметичными. Другими характеристиками шаровых клапанов являются минимальное гидравлическое сопротивление, низкий крутящий момент, поворот на 90° между положениями «закрыто» и «открыто», низкие эксплуатационные затраты, компактная конст­рукция и пожаробезопасное исполнение, предусматривающее зак­рытие клапана в случае возникновения пожара. Клапаны включают корпус, шаровую пробку, шток и уплотнительные кольца (рис. 2)

Рисунок 2 — Шаровый клапан

Существуют два базовых исполнения шаровых клапанов; краны с плавающей пробкой, когда шар поддерживается уплотнительными кольцами, и клапаны с пробкой а опорах. Последние более приемлемы для высоких давлений и больших диаметров. Шаровые клапаны изготавливаются также с твердыми металлическими уплотнительными кольцами для использования на абразивных средах, при высо­ких температурах, в условиях дросселирования и пожароопасности.

Применяется несколько способов установки шара в корпус:

1. Корпус выполнен с одним или двумя разъемами и состоит из
двух или трех частей, выполняющих функции фланцев. Корпусные де­тали соединены болтами, расположенными вокруг них. Эта конструк­ция называется клапаном с корпусом из двух или трех частей.

2. Шар и уплотнительные кольца вставляются через верхний разъем.
Эта конструкция называется «клапан с верхним разъемом».

3. Корпус клапана заварен и не имеет разъемов. Ремонт этих клапанов
может выполняться только в оснащенных специальным оборудовани­ем цехах.

Клапаны с корпусами из двух или трех частей имеют преимущество в простоте обслуживания и ремонта. Клапаны с верхним разъемом обеспечивают условия для их обслуживания без демонтажа корпуса, в связи с чем их применение предпочтительно с точки зрения безопас­ности и оперативности. Установка клапанов исключает возможность протечек через разъемы корпуса и их непроизвольного раскрытия при обслуживании.

Шаровые клапаны могут изготавливаться из проката, поковок или литья в исполнениях с одним, двумя или тремя разъемами с резьбо­выми или сварными встык или в раструб патрубками.

Шаровые клапаны с плавающей (поддерживаемой седлами) пробкой используются при низких давлениях и температурах. В клапанах с пробкой в опорах нагрузка от перепада давления в закрытом положении воспринимается подшипниками опор, а не уплотнительными седлами. Это позволяет использовать их при существенно больших давлениях и температурах.

Шаровые клапаны могут изготавливаться полнопроходными или зауженными. В полнопроходных клапанах диаметр проходного сечения соответствует внутреннему диаметру трубопровода. Максимальное заужение прохода (минимальное сечение) регламентировано.

Материалы, обычно применяемые при изготовлении шаровых клапанов, — углеродистая сталь для корпусных де­талей, и легированные стали для пробок и штоков. Для применения на коррозионных или низкотемпературных средах корпуса и пробки клапанов изготавливаются из коррозионно-стойких спла­вов. Для уплотнительных колец и уплотнений по штоку использует­ся чистый или наполненный фторопласт как химически стойкий, так и обладающий низким коэффициентом трения (менее 0,1). Однако фторопласт теряет свои свойства при температурах выше 100°С, а при температуре 230°С его стойкость падает до 0.

Нейлоны, полиэстеркетоны, флубон и другие модификации фторопласта, графитовые уплотнения, используются для повышения стойкости при высоких давлениях и температурах. Полностью футерованные шаровые клапаны, как и пробковые, изготавливаются для агрессивных рабочих сред. Все соприкасающиеся со средой поверхности защищены фторуглеродным покрытием. Шар может также быть полностью футерованным или изготовленным из твердой ке­рамики и обеспечивает меньший крутящий момент по сравнению с футерованными пробковыми клапанами. Как и в футерованных проб­ковых клапанах, если покрытие будет повреждено, то ресурс незащи­щенного металлического корпуса существенно снижается.

Шаровые клапаны с мягкими уплотнительными кольцами могут использоваться для регулирования только с малыми перепадами давле­ния. В противном случае высокая скорость среды быстро разрушает
уплотнительные кольца. При необходимости использования клапанов
для регулирования с большими перепадами давления и высокими
скоростями рабочих сред применяются металлические уплотнительные кольца и твердые покрытия шаров.

Детали судовых систем

Судовыми системами называют сеть трубопроводов с арматурой и механизмами, предназначенную для перемещения жидкостей или газов по судну.

Трубопроводы – В судовых системах они выполняются из стальных труб, которые для защиты от коррозии оцинковывают или покрывают пастой на основе бакелитового лака. Широкое применение находят также
пластмассовые трубы из винипласта и полиэтилена, обладающие высокой стойкостью против разрушающего действия морской воды, бензина, щелочей и кислот. На трубопроводы судовых систем наносят отличительные (основные и дополнительные) и предупреждающие знаки в виде цветных колец. Основной отличительный знак определяет проводимую среду, а сочетание основного и дополнительного отличительных знаков устанавливает значение трубопровода. Цвет отличительных знаков зависит от проводимой среды: вода — зеленый, пар — серебристо-серый, горючие жидкости — коричневый, загрязненные жидкости^— черный, газы — желтый, воздух — голубой, кислота и щелочи — сиреневый.

Предупреждающие знаки наносят на трубопроводы систем пожаротушения (красные) и систем питьевой воды (синие). На трубопроводах с токсичными жидкостями или газами предупреждающий знак имеет желтый цвет с черными диагональными полосами. Ширина отличительных колец 25 мм (узкие) и 50 мм (широкие), предупреждающих 50 мм. Кольца предупреждающих знаков наносят между
кольцами отличительных знаков без зазора.

Трубы между собой соединяют с помощью сварки. Сварное соединение труб обычно выполняют встык
и только в отдельных случаях внахлестку.

В тех местах, где необходим Демонтаж, применяют разъемные соединения (рис.). Такие соединения
наиболее часто выполняют на фланцах. Закрепленные на концах труб фланцы стягивают болтами.
Чтобы обеспечить необходимую плотность, между фланцами устанавливают прокладки из резины,
паронита, картона, красной меди и др. Трубы небольшого диаметра часто соединяют при помощи резьбовых муфт, навинченных на концы труб. Уплотнение резьбового соединения достигается подвивкой на резьбу льняного волокна, промазанного суриком или белилами. Легкоразъемным является штуцерное соединение, которое можно применять при небольших диаметрах труб. В штуцерном соединении трубы стягивают накидной гайкой. На конце одной трубы гайка упирается
в буртик, а на другую трубу навинчивается. Очень удобными являются дюритовые соединения, которые значительно упрощают монтаж трубопроводов. В этом случае трубы соединяют эластичными дюритовыми муфтами, которые обжимают хомутами.

В местах прохода труб через водонепроницаемые переборки в последних устанавливают переборочные
стаканы, представляющие собой короткую трубу с фланцами на концах. Посередине трубы приваривают третий фланец большего диаметра, которым стакан крепится к переборке.

Закрепленные жестко к переборкам трубопроводы при изгибе судна и изменении температуры могут
получать значительные деформации. Для уменьшения напряжений в трубах при их деформации на трубопроводах устанавливают компенсаторы. В большинстве случаев компенсаторы — это небольшой кусок изогнутой трубы. Только в длинных трубопроводах большого диаметра могут применяться компенсаторы сальникового типа.

Арматура. По конструкции и назначению всю арматуру судовых систем можно разделить на следующие группы: клапаны и клапанные коробки; краны и крановые манипуляторы; задвижки и клинкеты; захлопки.

Наиболее распространенной арматурой в судовых системах являются
клапаны (рис.)—запорные устройства, у которых проходное отверстие
закрывается тарелкой, плотно прижатой к седлу в корпусе клапана. Положение тарелки фиксируется при помощи винтового штока. При вращении штока он получает поступательное перемещение вверх или
вниз. По способу соединения штока с тарелкой клапаны разделяются
на запорные, невозвратные, невозвратно-запорные и невозвратно-управляемые (рис.).

В запорном клапане шток соединен с тарелкой без зазора. При таком
соединении положение тарелки определяется положением штока. Подъем штока вызывает подъем тарелки и открывание клапана. При опускании штока тарелка плотно прижимается к седлу, закрывая клапан.

Невозвратный клапан штока не имеет. При повышениии давления в полости под тарелкой или при разрежении в верхней полости жидкость поднимает тарелку и проходит через клапан. После прекращения работы насоса тарелка под действием силы тяжести садится на седло клапана и препятствует перетеканию жидкости в обратном направлении. Невозвратные клапаны устанавливают
в системах, где нужно обеспечить движение жидкости только в одном направлении.

В тех случаях, когда нужно не только обеспечить одностороннее движение жидкости, но и полностью
перекрыть трубопровод, применяют невозвратно-запорные клапаны. У них шток не соединен с тарелкой. При верхнем положении штока тарелка может подниматься и клапан работает как невозвратный. Полностью опущенный шток плотно прижимает тарелку к седлу, чем обеспечивается перекрывание трубопровода.

Невозвратно-управляемый клапан имеет шток, который соединен с тарелкой с зазором. В случае небольшого подъема штока тарелка свободно лежит на седле и клапан работает как невозвратный. При дальнейшем подъеме штока вместе с ним поднимается тарелка, тем самым обеспечивая двустороннее движение жидкости. В крайнем нижнем положении шток прижимает тарелку к седлу, перекрывая клапан.

Для удобства обслуживания системы часто несколько клапанов имеют общий корпус. Такие клапанные коробки в зависимости от количества подключаемых к ним трубопроводов могут быть двух-, трех- и четырехклапанными.

Каждая судовая система работает при определенном давлении в магистрали. Для предупреждения случайного повышения давления на трубопроводах некоторых систем устанавливают предохранительные клапаны. В таких клапанах тарелка прижимается к седлу калиброванной пружиной, степень сжатия которой может регулироваться специальным винтом. При повышении давления сверх установленного предела клапан открывается и выпускает некоторое количество жидкости или газа, в результате чего давление в магистрали падает.

Следующую группу арматуры составляют краны (рис.). Кран представляет собой такое запорное
устройство, в котором трубопровод перекрывается плотно притертой пробкой. Для прохода жидкости в пробке имеется сквозное отверстие. Трубопровод перекрывают поворотом пробки на определенный угол. Но в кранах трудно обеспечить герметичность, поэтому они применяются в трубах с небольшим
диаметром и малым давлением.

В трубопроводах с значительными диаметрами часто применяют клинкеты (рис.), которые, имея небольшое гидравлическое сопротивление, в то же время обеспечивают хорошую плотность. В клинкетах проходное отверстие закрывается клиновой задвижкой, которая винтовым штоком может перемещаться в направлении, перпендикулярном оси трубопровода. Для того чтобы обеспечить необходимую плотность, задвижка и направляющие имеют небольшой уклон.

В системах с небольшим рабочим давлением при больших диаметрах труб применяют захлопки (рис.), представляющие собой шарнирный клапан. В большинстве случаев захлопки выполняют роль невозвратного клапана, т. е. пропускают жидкость в одном направлении и, закрываясь под действием силы тяжести, препятствуют проходу жидкости в другом направлении.

Управляют арматурой обычно с места ее установки вручную вращением маховика или поворотом рукоятки. Если арматура расположена в малодоступных местах, ею управляют при помощи дистанционного привода.

Наиболее простым видом дистанционного привода является ручной валиковый привод (рис. а). В этом случае вращение маховика передается штоку клапана через систему валиков, соединенных между собой муфтами. Если валик имеет ломаную ось вращения, отдельные части валика соединяются между собой при помощи шарниров или применяется коническая зубчатая передача.

При применении гидравлического дистанционного привода (рис.6) каждый клапан или клинкет имеет гидравлический цилиндр, внутри которого помещен поршень, соединенный штоком с тарелкой клапана. В цилиндр под давлением подается рабочая жидкость, что вызывает перемещение поршня, которое передается тарелке клапана, в результате чего клапан открывается или закрывается. Вместо жидкости в дистанционных приводах может применяться сжатый воздух. Такие пневмоприводы обычно применяют в быстродействующих пусковых клапанах противопожарных систем.

Насосы и вентиляторы. Они применяются для перемещения жидкости и газов в судовых системах. Из различных типов насосов на судах наиболее широко используют поршневые, центробежные и струйные.

Поршневые насосы (рис. а) перемещают жидкости возвратно-поступательным движением поршня.
Движение поршня вверх вызывает понижение давления в цилиндре, в результате чего нагнетательный клапан закрывается, а всасывающий открывается, и жидкость под действием атмосферного давления будет по всасывающему трубопроводу поступать в цилиндр. При обратном движении поршня всасывающий клапан закрывается, и жидкость через нагнетательный клапан выталкивается в напорный трубопровод. Так как жидкость поступает в цилиндр только под действием атмосферного
давления, то высота всасыванияне может превышать 10 м. Давление нагнетания в поршневом насосе может быть создано неограниченно высокое и оно зависит от производительности насоса.

В центробежных насосах (рис. б) перемещение жидкости происходит по действием центробежных
сил, которые возникают при вращении лопастного колеса. Центробежные силы отбрасывают жидкость
в спиралевидный канал, в результате чего в центре образуется разрежение, обеспечивающее приток
воды по всасывающему трубопроводу. Для пуска насоса его корпус и всасывающий трубопровод должны быть заполнены водой. Поэтому при расположении центробежного насоса выше уровня жидкости на конце приемного трубопровода устанавливают невозвратный клапан, что дает возможность при пуске залить насос водой.

Струйный насос, или эжектор (рис. в), состоит из диффузора, представляющего собой трубунебольшой длины, имеющую сужение в средней части. С одного конца в диффузор введена насадка,через которую подается рабочая вода или пар. Этим же концом диффузор сообщается с всасывающимтрубопроводом. Другой конец диффузора присоединен к нагнетательному трубопроводу. Рабочая вода или пар, вытекая с большой скоростью из насадки, увлекает за собой воздух, в результате чегосоздается разрежение, обеспечивающее подъем жидкости по всасывающемутрубопроводу.

Вентиляторы служат для перемещения воздуха или газа при давлении, не превышающем 5 кПа.
По принципу действия вентиляторы делятся на центробежные и осевые. В судовых системах наиболее часто применяют центробежные вентиляторы, которые работают на том же принципе, что и центробежные насосы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: