Виды соединения арматуры запорной арматуры

Типы присоединения трубопроводной арматуры. Какие бывают?

Типы присоединения трубопроводной арматуры. Какие бывают?

Одним из главных вопросов при выборе трубопроводной арматуры является тип её присоединения к системе. Обычно уже существующая трубопроводная система сама диктует нам, какой тип соединения выбрать. Но если перед вами встала задача проектирования такой системы, то важно знать все возможные типы присоединения трубопроводной арматуры к системе, чтобы подобрать идеальный в ваших условиях вариант. Из нашей статьи вы узнаете обо всех видах, их плюсах и минусах, будете лучше ориентироваться в видах соединений. Начнём мы с самых популярных.

Фланцевое присоединение

Это соединение с помощью двух металлических пластин, прилегающих друг к другу. В пластинах есть отверстия, через которые проходят болты или шпильки, и затягиваются гайками с другой стороны, прижимая таким образом фланцы друг к другу. Для большей надёжности и герметичности соединения на пластинах делают выступы, пазы и т.д., а между металлическими пластинами устанавливают прокладки. Чаще всего пластины имеют округлую форму, но это не обязательно. Изредка можно встретить и квадратные фланцы, прямоугольные или с трёмя углами, но их изготовление дороже. Применяются такие формы фланцев лишь при острой необходимости, например если того требуют ограничения пространства. Используется на промышленных трубопроводах диаметром от ДУ 50 мм.

Произошло слово “фланец” от немецкого flansch, означающего то же самое, что и в русском языке – плоскую пластину из металла с отверстиями.

Фланцевое соединение – одно из самых популярных соединений в трубопроводной арматуре. Для изготовления фланцев применяют чаще всего чугун – серый или ковкий, а также сталь различных сортов. Серый чугун – наиболее недорогое решение, но ковкий чугун, как правило, выдерживает большее давление и спектр температур. Ещё более дорогое и стойкое решение – это литые фланцы из стали. Но при этом сталь больше подвержена пластическим деформациям, чем хрупкий, но отлично держащий форму чугун.

Видео: установка фланцевого шарового крана LD на трубу с помощью ответных фланцев

Достоинства фланцевого соединения трубопроводной арматуры

  • Прочное, надёжное соединение.
  • Выдерживает высокое давление.
  • Высокая герметичность. Но зависит от использованных уплотнителей.
  • Можно монтировать и демонтировать многократно.

Недостатки

  • Большие габаритные размеры фланцевого соединения. Большая масса.
  • Большой расход металла и трудоёмкость производства, а следовательно и цена.
  • Болты, прижимающие фланцы друг к другу, периодически нужно подтягивать для обеспечения должной герметичности. Особенно это важно в системах, где труба подвергается вибрациям (решается установкой виброкомпенсатора перед фланцевым соединением) или перепадам температур.

Резьбовое, муфтовое соединение

Тоже одно из самых популярных видов присоединений, но для трубопроводных систем небольшого диаметра (обычно до ДУ 50) и небольших давлений (до 1,6 МПа). Очень часто встречается в бытовой трубопроводной арматуре, например для шаровых кранов. Суть его проста: труба имеет резьбу и арматура имеет резьбу, последняя накручивается на первую.

На трубе можно нарезать резьбу с помощью специальных инструментов, если её нет и ранее оборудование не устанавливалось. Резьбовая трубопроводная арматура с одного конца выполняется в виде шестигранника для хвата разводным ключом и навинчивания арматуры на резьбу трубы.

Видео: как нарезать резьбу на металлической трубе и установить резьбовой шаровой кран

Бывают различные варианты исполнения резьбовых соединений: внутренняя или внешняя резьба. Арматура может иметь с одной стороны внутреннюю резьбу, а с другой – внешнюю, либо одинаковый тип с обоих сторон. А также есть различные стандарты резьбы, например ISO 228/1 или DIN 2999. Нужно учитывать это при выборе.

Слово “муфта” произошло от голландского слова mouw, означающего “рукав”.

Для обеспечения герметичности резьбовых типов соединений в них используют дополнительные уплотнители – специальные ленты ФУМ, льняную нить, а также особо густых смазок поверх них. Всё это наносится на внешнюю резьбу.

Штуцерное соединение

Это подвид резьбового соединения, который применяется на кранах крохотных размеров – до ДУ 5. При присоединении арматура с резьбой подтягивается к резьбе на трубе накидной гайкой. Используется для труб узкого назначения, например лабораторных. Также используется для вживления в трубопроводы различных измерительных устройств.

Достоинства резьбовых соединений трубопровдной арматуры

  • Низкая цена.
  • Не требуют дополнительных деталей для установки, как, например, фланцевый тип.
  • Просто устанавливать, ещё проще заменить.

Недостатки

  • Непригодны для высоких давлений.
  • Чем больше диаметр, тем больше усилий нужно приложить, чтобы накрутить арматуру на резьбу с уплотнителем.

Приварное соединение

Если концы трубопроводной арматуры выглядят просто как трубы без каких-либо дополнений, то они присоединяются к системе с помощью сварки. Это самое надёжное и герметичное соединение, грамотно выполнив которое, можно получить абсолютное структурное соответствие материалов. Приварив задвижку или кран к трубе, вам не придётся подтягивать болты, как при фланцевом соединении, к тому же стоимость и вес такой арматуры будет значительно меньше.

Такой тип соединений можно часто встретить на трубопроводных системах, транспортирующих опасные для здоровья жидкости и газы, где нельзя допускать малейших утечек и необходима абсолютная герметичность. Для приварного соединения характерно высказывание “поставил и забыл”. Главное – качественно соединить трубу с арматурой, чтобы место сварки не было слабее, чем стенка трубы.

Концы труб необходимо подготавливать перед сваркой, причём каждый металл подготавливается по-своему. Предлагаем вам видео с самым простым способом сварки.

Достоинства приварного соединения

  • Абсолютная герметичность при правильном выполнении процедуры приварки.
  • Низкая стоимость арматуры.
  • Малый вес.
  • Небольшой размер, соединение не занимает много места в пространстве.

Недостатки

  • Нужен квалифицированный персонал, что увеличивает итоговую стоимость установки такой арматуры.
  • Трудоёмкий процесс демонтажа, такие задвижки или краны нужно устанавливать один раз и навсегда.

Кламповое быстросъёмное соединение (Tri-Clamp)

Современное быстросъемное соединение для трубопроводной арматуры, применяемое в основном в пищевой промышленности, фармакологии и других отраслях, где важна стерильность, чистота. Ведь этот тип присоединения позволяет регулярно снимать и чистить, дезинфицировать оборудование, установленное этим креплением.

Кламповое соединение состоит из двух штуцеров, уплотнителя и хомута. Хомут прижимает два штуцера к уплотнителю и друг к другу, в результате чего образуется герметичное соединение. Что представляет из себя такой зажим, мы предлагаем вам изучить по видео.

Штуцеры привариваются к участку труб, где необходимо установить трубопроводную арматуру. Затем достаточно затянуть хомут, и оборудование зафиксировано. Однако установка трубопроводной арматуры с таким типом присоединения нецелесообразна, если нет необходимости регулярно снимать и ставить обратно краны или затворы.

Другие способы установки трубопроводной арматуры

Цапковое соединение. Крепление с помощью двух патрубков с наружной резьбой и буртиком на концах. Два буртика прижимаются друг к другу накидной гайкой, либо арматура ввинчивается непосредственно в тело аппарата. Высокая герметичность обеспечивается за счет уплотнительных прокладок и смазок. Используется для трубопроводов малого диаметра под высоким давлением , в том числе для измерительных приборов.

Дюритовое соединение. Многослойные цилиндрические муфты из обрезиненной ткани (как на шланге) надеваются на выступы на патрубках, и удерживаются металлическими зажимами (хомутами). Применяется для соединения труб с неизбежной вибрацией в водопроводах, масляных, топливных трубопроводах.

Пайка. Применяется для труб, имеющих низкую температуру плавления, например медных. Трубу с припоем вставляют в проточенный патрубок.

Трубопроводную арматуру для присоединения к любой системе вы можете приобрести в компании РУ100!

У нас в каталоге всегда в наличии трубопроводное оборудование от ведущих производителей отрасли. Подберём подходящее оборудование специально под вашу систему. Мы работаем напрямую с поставщиками, у нас собственный склад, поэтому цены остаются низкими. Надёжный поставщик трубопроводной арматуры – это мы!

  • Наши инженеры работают в отрасли с 2008 года. Мы знаем, что продаём, и с удовольствием поможем вам выбрать нужную модель.
  • Доставим ваш заказ по России! Либо возможен самовывоз с нашего склада в Москве.
  • Оформить заказ очень просто.
  • Работаем как с физическими, так и с юридическими лицами.
  • Предоставляем полный комплект документов.
  • Принимаем оплату наличными, безналичными, банковскими картами (при самовывозе)
Читайте также  Как выбрать сварочный инвертор полезные советы?

Остались вопросы? Возможно, ответ уже есть в разделе FAQ.

Резьбовое соединение арматуры

Резьбовые соединения арматуры с трубопроводом в зависимости от размещения резьбы на присоединительных концах арматуры, бывают двух видов – МУФТОВОЕ или ШТУЦЕРНО-ТОРЦЕВОЕ.

Немецкое происхождение термина «штуцер» от глагола stutzen (подрезать, нарезать) выдает даже его звучание. Так из-за наличия нарезного ствола именовали использовавшиеся для вооружения армий вплоть до XIX столетия мушкеты. В современной технике это существительное применяется для определения короткого отрезка трубы (другими словами – втулки) с резьбой на обоих концах, служащего для присоединения труб и трубопроводной арматуры к агрегатам, установкам и резервуарам.

В штуцерном соединении присоединительный конец арматуры с наружной резьбой посредством накидной гайки подтягивается к трубопроводу. Его используют для арматуры малого и сверхмалого (с номинальным диаметром до 5,0 мм) диаметров.

Как правило, это лабораторная или иная специальная арматура. Например, редукторы, устанавливаемые на баллонах со сжатым газом. С помощью штуцерного соединения в трубопроводные сети «вживляются» различные контрольно-измерительные приборы (КИП), монтируются испарители, термостаты, многие виды оборудования, входящие в состав технологических линий химического производства.

Наиболее широкое применение получило МУФТОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ. В этом случае в присоединительных концах корпуса арматуры нарезается внутренняя резьба, при помощи которой арматура наворачивается на соответствующую наружную резьбу, имеющуюся на трубопроводе. Герметизация соединения осуществляется непосредственно по резьбе уплотнительными материалами в виде льна, пеньки, фума и т. п. Это соединение используется обычно в литой арматуре, т. к. такая технология изготовления корпуса позволяет с минимальными затратами получить наружную конфигурацию присоединительного конца в виде муфты с шестигранником или специальными выступами под ключ.

Арматура, имеющая присоединительные концы с внутренней резьбой называется МУФТОВОЙ АРМАТУРОЙ. Изготавливается она, как правило, из сплавов цветных металлов (латунь, бронза), чугунов (серого и ковкого) и применяется на низких и средних давлениях. Однако встречается и стальная муфтовая арматура на давления до 16 МПа.

Для соединения с трубопроводом применяется внутренняя резьба трубная цилиндрическая по ГОСТ 6375-81 или трубная коническая по ГОСТ 6211-81. Размеры муфтовых концов с трубной цилиндрической резьбой для каждого DN от 6 до 80 арматуры из латуни, бронзы и чугуна установлены ГОСТ 6521-68. Для конической резьбы, а также для других материалов корпуса размеры – по технической документации заводов — изготовителей такой арматуры.

Второй вид резьбового соединения арматуры с трубопроводом – при помощи наружной метрической резьбы на присоединительном конце корпуса арматуры. На эту резьбу наворачивается накидная гайка, прижимающая к арматуре развальцованный конец трубопровода или ниппеля, приваренного или припаянного к трубопроводу.

Уплотнение осуществляется прокладкой или развальцованным концом присоединяемой трубы. Для этой цели на присоединительном конце корпуса выполняются конструктивные элементы, необходимые для уплотнения соединения. Такое соединение называют ШТУЦЕРНО-ТОРЦЕВЫМ.

Арматуру с наружной резьбой на присоединительных концах называют ЦАПКОВОЙ АРМАТУРОЙ. Она изготавливается из латуни, бронзы, алюминиевого и титанового сплавов, углеродистой и коррозионностойкой стали.

Следует отметить, что для проходной и угловой арматуры оба присоединительных конца делаются муфтовыми или цапковыми, штуцерными. Исключением из этого правила являются некоторые типоразмеры арматуры, у которых один конец выполнен с внутренней резьбой, а другой – с наружной (например, клапаны запорные латунные пожарные, клапаны из кислотостойкой стали на PN 1,6 МПа).

Более подробная информация представлена в следующих видеороликах:

Типы присоединения трубопроводной арматуры

Осуществляя выбор арматуры для трубопровода, перед мастером возникает вопрос того, какой тип соединения к системе выбрать. Стоит отметить, что чаще всего система трубопровода, которая уже установлена, сама говорит про тип соединения. При этом, если же идет речь про вопрос проектирования подобной системы, то следует владеть информацией про типы соединений, которые может иметь трубопроводная арматура. Ознакомившись с материалом, который будет изложен ниже, вы сможете более подробней знать про разновидности соединений, которые может иметь трубопроводная арматура. Кроме того, будет изложена информация про преимущества и недостатки отдельно взятых соединений. Материал позволит значительно проще ориентироваться, в том случае если вы столкнулись с решением данного вопроса на практике.

Cтоит отметить, что ниже будет рассмотрена основная информация про распространенные виды соединений трубопровода, рассказано про их особенности, характеристики, преимущества и недостатки. Таким образом, ознакомившись с изложенной информации, читатель сможет определить, какой тип соединения трубопроводной арматуры подходит для решения поставленных перед ним задач лучше всего.

Фланцевое соединение: основная информация

Под соединением фланцевого типа понимают то, которое состоит из двух металлических пластин, которые прилегают одна к другой. Стоит отметить, что в пластинах установлены соединения, посредством которых проходят шпильки и болты. Они затягиваются гайками с другой стороны, прижимая фланцы одна и другой. Для обеспечения большей степени надежности и герметичности соединения, на подобных пластинах есть выступы и пазы. В свою очередь между пластинами металлического типа также происходит и установка прокладок. Как правило, пластины данного вида выполняются в округлой форме. Реже, можно встретить варианты, имеющие форму квадрата, прямоугольника и треугольника. При этом, стоимость их производства является несколько большей. Используются также и такие варианты фланцев, которые требуют ограничений пространства. Они используются на трубопроводах промышленного назначения.

Фланцевое соединение имеет такое название от слова «flansch», которое означает тоже самое, что и в русском языке. Это обыкновенная металлическая пластина, которая оснащена специальными отверстиями.

Важно отметить, что говоря про трубопроводную арматуру, то данный вид соединения является одним из самых распространенных. С целью производства фланцев используется чугун, который является ковким и серым. Также применяется и сталь. Стоит отметить, то использование серого чугуна становится одним из самых дорогостоящих решений, но при этом, ковкий чугун, аще всего, позволяет выдержать значительно большее давление, а также спектр температурных решений. Более дорогостоящим и стойким решением являются литые фланцы, которые произведены из стали. Но при этом сталь в большей степени подвергается пластическим деформациям. Она более хрупкая, но при этом, позволяет отлично держать форму чугуна.

Фланцевое соединение имеет следующие преимущества для применения:

  1. Высокие показатели прочности и надежности.
  2. Возможность выдержать высокое давление.
  3. Отличная степень герметичности, зависящая от применяемых уплотнителей.
  4. Возможность осуществлять многократную установку и демонтаж.

При этом, фланцевое соединение имеет и определенные недостатки. В частности, в данном случае идет речь про:

  1. Большую массу, по причине достаточно больших габаритных размеров.
  2. Большой расход металла и трудоемкость производственного процесса, и следовательно стоимости установки.

Нельзя не отметить и то, что недостатком является необходимость регулярно подтягивать болты, прижимающие фланцы. Это необходимо для обеспечения должного уровня герметичности. Особенно это важно в тех системах, в которых труба подвергается регулярной вибрации или скачкам температуры.

Резьбовое, муфтовое соединение: основная информация

Резьбовое, муфтовое соединение является одним из достаточно распространенных видов. При этом, отличительной особенностью данной разновидности приспособлений является то, что оно ориентировано на трубопроводные системы, имеющие небольшой диаметр. Давление в трубе также должно быть малым. Суть этот способа соединения достаточно простая. В данном случае одна труба накручивается на другую и таким образом, происходит их надежное соединение. Процесс нарезки резьбы на трубе осуществляется при помощи специализированных инструментов.

Резьбовое, муфтовое соединение может иметь разные варианты исполнения. К примеру, резьба может быть одинаковой со всех сторон. Отметим, что стандарты резьбы регулируются соответствующими ГОСТами. Это необходимо учитывать при выборе.

Для того чтобы достигнуть показателей герметичности резьбы, в них применяются дополнительные уплотнители. В данном случае идет речь про специальные ленты ФУ, льняную нить, а также слой густой смазки. Они наносятся с внешней стороны резьбового соединения.

Штуцерное соединение: основная информация

Данная разновидность присоединения используется на кранах, размеры которых являются очень маленькими. В случае выполнения присоединения арматура может быть подтянута к резьбе на трубе при помощи гайки накидного типа. Она используется для труб, имеющих узкое предназначение, к примеру, лабораторных. Кроме того, данный тип присоединения применяется с целью установки в трубопроводы разных устройств измерительного типа.

Читайте также  Технология бурения скважин для труб

Используя штуцерное соединение арматуры, используемой в трубопроводе, можно выделить:

  1. Доступную стоимость.
  2. Отсутствие дополнительных деталей, которые предназначены для установки.
  3. Простота выполнения монтажа.

Существуют в данном случае также и недостатки. В частности, под ними понимают

  1. Невозможность использовать штуцерное соединение на трубах высокого давления.
  2. Сложность накрутки арматуры на резьбу, при использовании на трубах с большим диаметром.

Соединение приварного типа: основная информация

При выполнении установки трубы, достаточно часто встречается, что на ее концах отсутствуют какие-либо дополнения, позволяющие выполнить соединение. В данном случае, присоединить одну трубу к другой можно путем выполнения сварочных работ. Считается, что при верно выполненных работах, данный тип соединения будет одним из самых надежных и герметичных. Верное выполнение соединения, позволяет получить полностью структурное соответствие материалов. Осуществив приваривание задвижки или крана к трубе, человеку не придется осуществлять подтягивание болтов, к примеру, как это производится в соединении фланцевого типа. Кроме всего прочего, цена и масса подобной арматуры будет вполне доступной.

Данная разновидность соединения достаточно часто используется на системах трубопроводов, через которые осуществляется транспортировка жидкостей и газов, являющихся опасными для организма человека. Для того чтобы устранить вероятность даже малейшей утечки, обеспечиваются максимальные показатели герметичности. Самое главное в реализации данного вопроса это верное выполнение работ мастером. В частности, перед сварочными работами, концы трубы подготавливаются.

Среди преимуществ данного вида соединений выделяют:

  1. Обеспечение полной герметичности.
  2. Доступная цена.
  3. Небольшая масса.
  4. Небольшие размеры соединения.

Имеются также и недостатки, среди них можно назвать:

  1. Работы должны производиться квалифицированными специалистами.
  2. Процесс демонтажа соединения очень сложный.

Быстросъемное кламповое соединение: основная информация

Данный тип присоединения, принято считать одним из самых современных. Чаще всего, его используют в промышленной сфере. В частности, можно встретить соединения труб, которые используются для обеспечения функционирования предприятий, работающих в таких областях как:

  1. Пищевая промышленность.
  2. Производство лекарственных препаратов.
  3. Выпуск стерильных изделий.

Все дело в том, что данный тип соединения труб позволяет на регулярной основе осуществлять снятие и чистоту, а также дезинфекцию оборудования.

Соединение данного вида состоит из двух штуцеров, хомута и уплотнителя. В данном случае, хомут прижимает два штуцера к уплотнителю, что в результате позволяет обеспечить герметичность соединения.

Иные способы исполнения соединений

Необходимо отметить, то существуют также и иные способы осуществления соединения трубы. В данном случае может применяться соединение цапкового типа. Оно характеризуется высокими показателями герметичности и обеспечивается благодаря специализированным уплотнительным прокладкам. Данный вид соединения предназначен для трубопроводов, имеющих малый диаметр под высоким давлением.

Соединение дюритового типа. Под ним понимают использование муфт из обрезиненной ткани, которые имеют цилиндрическую форму. Они надеваются на выступы и могут удерживаться при помощи хомутов. Использование данного вида присоединения труб подходит для тех труб, которые подвергаются процессу вибрации.

Кроме того, для выполнения соединения труб может использовать метод пайки. В данном случае этот способ подходит для тех труб, которые имеют низкую температуру плавления.

Отметим, что независимо от выбранного типа соединения, работы должны выполняться квалифицированными специалистами, имеющими опыт работы. Только в таком случае можно утверждать, что в процессе эксплуатации, трубопровод не будет иметь проблем.

Виды и назначение запорной арматуры для труб

Для трубопроводов разного назначения используются различные виды запорной арматуры. Чтобы корректно подобрать устройство для той или иной трубопроводной системы, необходимо знать предназначение арматуры и ее технические характеристики. Рассмотрим основные виды запорных устройств более подробно.

Трубопроводная арматура для перекрытия потока

Область применения запорной арматуры

Запорная арматура предназначена:

  1. для трубопроводов, подводящих к жилым, бытовым и промышленным помещениям газ или воду и отводящих канализационные стоки. Это самая широкая сфера применения запорных устройств;
  2. для трубопроводов, в которых проходят агрессивные вещества. Устройства для химической и нефтегазовой отрасли отчаются более высокой герметичностью и коррозийной устойчивостью;
  3. бытовых сетей водоснабжения, теплоснабжения и канализации. Арматура, устанавливаемая на частных сетях, отличается небольшими размерами и простотой управления.

Разновидности арматуры запорного типа

Различают следующие типы запорной трубопроводной арматуры:

  • краны;
  • вентили (клапаны);
  • задвижки;
  • заслонки.

Классификация кранов

Запорные краны преимущественно предназначены для бытовых трубопроводов с малым давлением.

Устройство запорной арматуры-крана следующее:

  • корпус;
  • запорный элемент;
  • рукоять;
  • набор уплотнительных прокладок.

Элементы, входящие в состав запорного крана

Классификация устройств может быть произведена по нескольким признакам:

  • типу запорного элемента;
  • методу установки.

Элементом, перекрывающим поток проходящей среды, может быть:

  • шар. В соответствие с этим кран носит название шаровой (рисунок выше);
  • конус в виде пробки (пробковый кран).

Запорный кран пробкового вида

Крепиться к трубопроводу краны могут:

  • муфтовым способом. Фиксирующие гайки наворачиваются на подготовленную на трубе резьбу;

Кран, устанавливаемый на резьбу

  • фланцевым способом. В качестве фиксирующих элементов выступают фланцы, соединяемые между собой болтами;
  • методом сварки.

Устройства, устанавливаемые на фланцы и методом сварки

Каждый кран имеет свое условное обозначение. На маркировке, нанесенной на корпус устройства, в обязательном порядке отражаются:

  • диаметр условного прохода (DN);
  • условное давление, на которое рассчитано устройство (РN);
  • материал, примененный для изготовления крана;
  • предприятие-изготовитель;
  • дополнительные справочные материалы (дата изготовления, номер партии и так далее).

Условные обозначения основных параметров крана

Использование вентилей

Запорный клапан (вентиль) состоит из корпуса с двумя концами для крепления устройства и седла, перекрываемого затвором.

Клапан для перекрытия трубопровода

Основная отличительная особенность вентиля от крана – это высокий класс герметичности, что позволяет использовать устройство на газопроводах.

Клапан, как и кран, может присоединяться к трубопроводу при помощи муфт, фланцев или сварки.

Выпускаются вентили, приводимые в действие:

  • маховиком (ручное управление);
  • электроприводом (электронное управление), в том числе и с помощью дистанционного пульта управления.

Маркировка запорной арматуры – вентиля также содержит:

  • условное обозначение модели устройства;
  • проход;
  • обозначение типа присоединения к трубопроводу;
  • давление;
  • материал исполнения;
  • климатическое исполнение;
  • документ, на основании которого вентиль изготовлен.

Обозначение параметров вентиля

Предназначение и разновидности задвижек

Наиболее часто используемым элементом любых трубопроводов является задвижка. Устройство представляет собой корпус и крышку, между которыми располагается затвор.

Простейший вид запорной арматуры

Назначение запорной арматуры – задвижки – любые трубопроводы, диаметр которых варьируется от 15 мм до 2000 мм.

Преимуществами устройства, по сравнению с другими видами запорной арматуры, являются:

  • простота обслуживания и конструкции;
  • небольшие размеры;
  • малое сопротивление.

Задвижки могут изготавливаться из следующих материалов:

  • стали;
  • чугуна;
  • цветных металлов и сплавов из них.

Управление задвижками происходит:

  • ручным способом (вращением рукояти);
  • электроприводом;
  • гидроприводом.

Обозначение запорной арматуры (задвижки) определяет:

  • вид и наименование устройства;
  • условный рабочий диаметр;
  • максимальное давление в системе;
  • тип привода;
  • положение устройства в рабочем состоянии;
  • категорию размещения;
  • климатическое исполнение;
  • тип соединения устройства с трубопроводом.

Обозначение параметров задвижки

Назначение заслонок

Запорным элементов в заслонке является диск, который вращается вокруг оси.

Разновидность запорной арматуры для трубопровода

Заслонки преимущественно используются на трубопроводах, имеющих большой диаметр и находящихся под небольшим давлением, так как класс герметичности устройства достаточно низкий.

Заслонка может управляться:

  • маховиком, приводящим в действие ось вращения (ручное управление);
  • гидроприводом;
  • электроприводом.

В большинстве случаев корпус запорного устройства изготавливается из чугуна, а поворотный диск – из стали.

  • методом сварки;
  • фланцевыми крепежами.

Марка запорной арматуры – задвижки, а так же номер партии, диаметр, давление и область определения обозначаются на корпусе устройства аналогично ранее приведенным схемам.

Условные обозначения запорной арматуры

Каждый вид и подвид запорной арматуры, применяемой при строительстве трубопровода, имеет свое условное обозначение, которое облегчает строителям выбор устройства.

Например, вентиль проходной обозначается двумя, соединенными между собой вершинами, треугольниками.

Как обозначается иная арматура указано на рисунке ниже.

Условные обозначения основных видов запорной арматуры

Таким образом, каждый вид запорной арматуры предназначается для определенных трубопроводов. Чтобы подобрать наиболее подходящее устройство, можно воспользоваться маркировкой, которая наносится на корпус изделия или указывается в схеме трубопровода.

Читайте также  Как пользоваться холодной сваркой марки mastix

Запорная арматура и ее применение в трубопроводных системах

Запорной арматурой называют устройства, которые устанавливают на трубы, чтобы контролировать поток воды, газа и иной рабочей среды. Они меняют площадь сечения труб, закрывая или, наоборот, открывая проход для движения жидкости или газа.

Назначение запорной арматуры

Запорная арматура отключает, регулирует, распределяет, смешивает и сбрасывает циркулирующую по трубам среду. Например, для чистки грязевиков, установленных на коммуникации водоснабжения, нужны отсекающие задвижки, которые перекрывают воду.

Чаще всего все устройства из категории запорной арматуры делают из ковкого чугуна и нержавеющей стали. Другой материал для изготовления устройств недопустим из-за контакта с химически активными средами: газом, водой, маслами, паром, вызывающими коррозию металла.

По назначению запорные устройства делятся на:

  1. Промышленные, т.е. те, что нужны в промышленности и народном хозяйстве. Устройства из этой категории используют в особых условиях: при работе с сыпучей, токсичной, радиоактивной, коррозионной и абразивной средой, при повышенных значениях давления и высоких или низких температурах.
  2. Судовые – это устройства, нужные для работы судов речного или морского флота. К ним предъявляют специальные требования по минимальному весу, вибрационной стойкости, повышенной надежности, по эксплуатации в особых условиях.
  3. Сантехнические устройства используют в бытовых приборах: раковинах, котлах, газовых плитах, колонках, душевых кабинках. Диаметр у подобной арматуры маленький, а управление ручное (кроме регуляторов давления и газовых клапанов).
  4. Запорные устройства по спецзаказу производят под особенные технические требования. К этой категории относится, например, арматура для АЭС.

В зависимости от способа, регулирующего поток среды, запорная арматура подразделяется на приспособления различного типа:

  • Краны — универсальное устройство для регулирования или распределения рабочей среды в трубах. Краны подходят для любых жидкостей (включая вязкие) и газов.
  • Запорные вентили, который представляет собой вращающийся запорный элемент, который может служить не только для перекрытия, но и для регулирования потока.
  • Заслонки и задвижки — простейшие конструкции, которые при движении разделяет инородную среду, перекрывая ее свободное движение, часто оснащенные движимым или недвижимым шпинделем.

Кроме того, есть и особые виды устройств, созданные для работы с агрессивной средой.

Запорные краны

Запорный кран состоит из корпуса, запорного элемента, ручки и уплотнительных прокладок. Запорный элемент бывает шарообразным, цилиндрическим или же в виде конуса.

Материал изготовления, обычно, чугун или сталь, но встречается бронза и латунь. Краны делят по типу запорного элемента (шаровые или пробковые) и по креплению к трубе.

Элемент, перекрывающих движение среды в шаровых кранах имеет сферическую форму со сквозным отверстием. Сфера поворачивается на 90 градусов, что позволяет ей открывать и закрывать поток среды, а также принимать промежуточные положения. Считается, что шаровый кран лучше пробковых, которые только открывают и закрывают поток.

  • муфтовые, которые устанавливают, наворачивая гайки на резьбу;
  • фланцевыми, когда крепежные элементы – это фланцы, соединенные болтами;
  • предназначенными для сварочного соединения.

В зависимости от направления тока среды, краны бывают проходными, угловыми, трехходовыми или многоходовыми. Число патрубков при этом у них будет разное.

По характеру движения затвора краны могут быть с отжимом, вращением, с подъемом или без подъема затвора. Способ управления либо ручной, либо с гидро-, пневмо- или электроприводом.

Герметичность обеспечивает сальниковый или натяжной метод.

  • Устройства с сальниковой герметизацией устанавливают на трубопроводы, которые доставляют воду или нефть. Такие краны делают из чугуна, а работать они могут при температуре до 100 градусов Цельсия.
  • Устройства с натяжной герметизацией обычно используют на газопроводах, и для нормальной работы им нужны: температура до 50 градусов и давление 0,1 МПа.

Обратите внимание! Краны, сделанные из пластика, нельзя применять при высоких температурах (например, ставить на трубу с горячей водой), потому что детали деформируются и нарушается герметичность.

Запорные вентили

Корпус запорного вентиля присоединяется к трубе с 2 концов и снабжен седлом, которое перекрывается золотником. Через отверстие в корпусе проходит шпиндель (вал с правыми и левыми оборотами вращения), с помощью ходовой гайки приводит в движение золотник. Когда золотник доходит до самой нижней точки, он останавливается, закрывая поток среды.

Среди запорных вентилей есть модели, где нет ходовой гайки, и вместо шпинделя — гладкий шток. Усилие, что он передает от привода, называют поступательным, а вентиль с таким строением – отсечным. Этот вид устройства управляется пневмо- или электромагнитным приводом.

И хотя есть модели с запорно-регулирующими функциями, обычно устройство имеет положение «закрыто» или «открыто», промежутка нет, поэтому его основное назначение — не регулировать поток рабочей среды, а перекрывать его.

Вентиль устойчив к механическим воздействиям, работает при широком интервале температур и давлений. Размеры компактны, герметизация плотная. Используется он для работы с жидкими, газообразными и агрессивными средами.

Обратите внимание! Вентили работают при любом давлении, включая и глубокий вакуум. Но для большого давления подходят устройства со сварным креплением.

Заслонки и задвижки

Заслонки подходят трубам с большим диаметром, но маленьким давлением, потому что герметичность у них низкая. Делают запорный элемент обычно из стали, а корпус устройства – из чугуна.

К трубе заслонку крепят либо фланцами, либо сваркой, которая управляется ручным методом (маховик), гидро- или электроприводом.

Заслонки применяют на трубопроводах среднего или большого (до 2,2 м) диаметра в канализационных системах или в работе с химической средой. Поскольку герметичность у них низкая, а с большим давлением заслонки не справляются, в водоснабжении и отопительных системах их не используют.

Чем заслонка отличается от задвижки

Отличие же задвижек и заслонок — в устройстве, материале и области применения. Заслонки проще устроены, в них меньше деталей, соответственно, они прочнее задвижек и срок непрерывного функционирования у них выше.

Задвижки, имея более сложное устройство и разнообразие видов, шире применяются в промышленности для областей, не работающих с твердыми примесями. Но они чаще нуждаются в ремонте.

Материал заслонок укреплен так, что они долго и надежно функционируют в самых агрессивных средах, поэтому заслонки работают с этими средами.

Материал задвижек чувствителен к химическим веществам и быстро подвергается износу, поэтому задвижки используются в трубах, транспортирующих не агрессивную среду – воду, газ, нефть.

Если заслонки в виде запорного элемента имеют вращающийся диск, то у задвижек это клиновый или шиберный затвор. Кроме того, внутри корпуса задвижки есть 2 седла и шпиндель с ходовой гайкой, т.е. устройство сложнее, чем у заслонки.

Задвижки рассчитаны на трубопровод диаметром 15 мм -1,2 м, заслонки же оправданы для труб с куда большим диаметром.

Задвижки широко применяются в жилищно-коммунальных хозяйствах, водоснабжении, газо- и нефтепроводах, в объектах энергетики, а заслонки более пригодны для работы с химической средой, они почти не нуждаются в техобслуживании, в отличие от задвижек, которые часто выходят из строя.

Виды запорных приспособлений для работы с агрессивной средой

Для агрессивной среды (соляной кислоты, например) нужна специальная запорная арматура. К ней применяют особые требования по герметичности, надежности и по времени непрерывной работы.

Чаще всего, используют сильфонные вентили, поскольку седло и золотник в них соединяются герметично, трения нет, функционировать они могут при температуре до 350 градусов. Такие устройства препятствуют попаданию агрессивной среды в атмосферу.

Применяют и фланцевые вентили, полностью сделанные из фарфора, покрытого глазурью, которая выступает в качестве надежного антикоррозийного покрытия. Часто используют диафрагмовые вентили, снабженные защитным покрытием из резины и мембраной из фторопласта или ПВХ.

Кроме вентилей, с агрессивной средой могут работать шланговые клапаны или краны. Задвижки в этих условиях не применяют, потому что сальник при работе с агрессивными средами изнашивается очень быстро.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: