Технология сварки труб большого диаметра полуавтоматом

Как правильно варить толстые заготовки при помощи полуавтомата? Технологические особенности

Соединение массивных деталей с использованием полуавтоматической сварки проводится в соответствии с ГОСТ 14771-76. Для обеспечения прочности соединений необходимо соблюдать общие правила: правильно подготавливать кромки деталей, устанавливать величину сварочного тока в определенных диапазонах, обеспечивать поступление необходимого количества углекислого газа в зону сварки.

Технологические особенности сварки толстого металла полуавтоматом

Чтобы свариваемые металлоконструкции выдерживали нагрузки, требуется создать надежные соединения:

  • швы должны прочно соединять все элементы изделия;
  • необходимо снять напряжения, которые возникают после сварки внутри сплавов. Для этого можно использовать предварительный подогрев. После сварки рекомендуется обеспечить медленное остывание;
  • важно получить определенный технологией катет шва, это также усиливает металлоконструкцию.

При этом следует учитывать, что при работе на больших токах возникает риск деформации, это значит, что контрольные размеры детали изменятся, а форма конструкции будет отличаться от той, которая планировалась.

Необходимое оборудование и материалы

Для работы потребуются:

  1. Мощный сварочный аппарат. Максимальное значение сварочного тока – не менее 250 А.
  2. Баллон для хранения и транспортировки углекислого газа. Существуют емкости объемом 5, 10 и 40 литров. Баллоны красят черной краской.
  3. Редуктор для понижения давления газа. Требуется использовать специальное устройство для СО2. Желательно наличие подогревающего элемента.
  4. Шланг и хомуты – для подключения баллона.

Для сварки сталей полуавтоматом используют проволоку типа Св-08Г2с или аналогичную для сварки углеродистых сталей 08х18н9т, а также эквивалент для сварки коррозионностойких сталей. Диаметр – 1 до 1,6 мм. Распространенные катушки весят 5, 15 и 18 кг.

Примерная стоимость проволоки для сварки углеродистых сталей на Яндекс.маркет

В некоторые аппараты, работающие от сети 220 вольт, помещаются только маленькие бухты с проволокой.

Настройка аппарата и газового оборудования

Сварочные полуавтоматы разных производителей устроены по-разному. На лицевой панели располагаются как минимум два-три регулятора:

  • настройка скорости подачи проволоки – регулируется частота вращения электромотора, который двигает проволоку;
  • изменение силы тока – параметр влияет на скорость плавления присадки в сварочной ванне;
  • настройка индуктивности – изменение касается характеристик тока. При минимальных значениях глубина проплавления металла меньше, а шов более выпуклый. Для сварки толстых заготовок рекомендуется увеличить до среднего или еще больше.

Совет: настраивать аппарат можно на слух. Во время сварки расплавление проволоки происходит очень плавно, полуавтомат издает ровный шуршащий звук.

После подключения редуктора к баллону с углекислым газом требуется выставить давление на выходе. Для работы в помещении достаточно 1-1,5 кг/кв. см. Если на редукторе установлен расходомер, то следует выставить 10-12 литров в минуту.

Подготовка к проведению работ. Обработка кромок

Сварочные работы с использованием полуавтомата следует производить только с чистыми заготовками. На поверхности не должно быть ржавчины, масла и грязи. В противном случае, будут появляться поры.

Правильная разделка кромок – важный этап подготовки деталей под сварку. Для обеспечения формирования качественных швов следует снять фаски в соответствии с ГОСТ 14771-76 – в зависимости от типа соединения. Если все сделано правильно, то соединение получится прочным. Важно добиться того, чтобы металл был проплавлен по всей своей толщине.

Процесс сварки

Толстые заготовки не допускается варить за один проход. Последовательность действий после подготовительных работ:

  1. Сборка элементов на прихватки.
  2. Проверка размеров будущей детали.
  3. Проваривание корня шва.
  4. Заполнение канавки между кромками в несколько проходов.
  5. Создание облицовочного шва.
  6. Обработка соединений при помощи болгарки с зачистным кругом.

Прихватка представляет собой полноценный короткий шов длиной около 15-25 мм с шагом 45-50 см. Варится на таком же токе, что и все изделие. Прихватки следует располагать так, чтобы будущее изделие приобрело жесткость и его не «повело» во время обварки.

Если требуется исключить (или максимально уменьшить) деформации от нагрева, рекомендуется зафиксировать деталь на сборочном столе с помощью зажимов, струбцин. Можно временно прихватить его к верстаку или стальной плите.

Первый проход. Корень шва

Коренной шов – это первое и самое важное сварное соединение между кромками, которое максимально удалено от лицевой части деталей. Важно добиться, чтобы с обратной стороны образовался валик, плавно соединяющий оба элемента.

Если коренной шов проварен с дефектами, в процессе эксплуатации детали могут появиться трещины, которые способны привести к разрушению всей конструкции.

Во время работы необходимо следить, чтобы деталь не нагревалась слишком сильно. Если используется метод сварки каскадом, коренной шов не требуется.

Заполнение пространства между свариваемыми кромками

Толстый металл необходимо сваривать за несколько проходов, заполняя пространство между кромками. Часто применяют каскадный способ сварки или метод «горка»:

  • «каскад» – этот вариант предполагает одновременное формирование корня шва и заполнение пространства между кромками. Сначала варится отрезок корневого соединения длиной около 20-25 см. Следом накладывается второй шов протяженностью 40-50 см, половина которого ложится на коренной. Третий – длиной 60-65 см – частично (на две трети) перекрывает предыдущие, а ⅓ станет корневым. Четвертый шов (также около 60-65 см) должен перекрыть третий и выйти на толщину металла над корневой частью второго. Этот метод похож на сварку «ступеньками»;
  • «горкой» – после сварки корня варится второй шов, соединяющий кромки и перекрывающий первый. После него накладываются третий и четвертый (облицовочный).

Благодаря тому, что полуавтомат позволяет непрерывно подавать проволоку в сварочную ванну, можно формировать длинные швы с высокой скоростью.

Сварка в вертикальном и потолочном положениях

Особенности работы в положениях, отличных от горизонтального, заключаются в том, что металл трудно удержать, под воздействием силы тяжести он стремится вытечь из сварочной ванны. Чтобы избежать этого, применяют два способа.

  1. Уменьшение величины сварочного тока на 15-20%. Металл нагревается менее интенсивно и быстрее кристаллизуется.
  2. Сварка с отрывом. Накладываются короткие швы, идущие друг за другом. В вертикальном положении следует идти снизу вверх. Сварка сверху вниз не допускается из-за возможных непроваров.

По возможности следует избегать работы в положениях, отличных от горизонтального. Сварка вертикальных и потолочных швов требует более тщательной подготовки кромок, считается менее производительной и более трудоемкой.

Особенности сварки порошковой проволокой

Если при работе с омедненной проволокой требуется защитный газ, то применение порошковой его не требует. Процесс напоминает сварку электродом – с образованием шлаковой корки, которую необходимо удалять. Обмазка проволоки содержит элементы (флюс), которые при нагреве защищают сварочную ванну от воздействия воздуха. Отличительные особенности:

  • высокая мобильность – не требуется перемещать баллоны по рабочей площадке;
  • множество разновидностей марок проволоки позволяет подобрать ту, которая необходима в конкретных условиях;
  • порошковую проволоку часто применяют во время уличных работ, в этом случае порывы ветра не мешают процессу в отличие от сварки с газом.

Главный минус – высокая стоимость. В среднем порошковая проволока на 50% дороже обычной омедненной.

Дефекты, возникающие при сварке массивных деталей. Как избежать проблем

Во время проведения работ могут возникать проблемы, влияющие на качество соединений.

Если металлоконструкция сложной формы и есть опасения, что при сварке она деформируется, сборщики часто прихватывают в ответственных местах дополнительные временные усилители из уголков, швеллеров или арматуры. Они позволяют удержать размеры изделия в заданных пределах. Когда деталь остынет, их можно срезать.

Сварка массивных деталей полуавтоматом считается самым производительным способом. При минимуме усилий можно получить красивые и надежные соединения.

Как варить полуавтоматом трубы

  • Авторизуйтесь для ответа в теме

#1 ovik

Есть трубы разных диаметров(от 40 до 300мм), толщина стенки 3-6 мм(варим все без скоса кромок). так же имеется вращатель, пробуем варить трубы (стенка 3 мм) на режимах 25-30В , скорость проволоки 6 м в минуту (сварочник ewm taurus 451), то прожигаем, то получается тонкий отвратительный шов без провара(зависит от скорости вращателя). Подскажите можно и в один проход сварить трубу стенкой 3-5мм с полным проваром и на каких режимах, если нет, то на каком режиме корень шва а на каком 2 проход. Спасибо.

  • Наверх
  • Вставить ник

#2 МИХА75

  • Участник
  • Cообщений: 841
    • Город: Н.Тагил

    Есть трубы разных диаметров(от 40 до 300мм), толщина стенки 3-6 мм(варим все без скоса кромок). так же имеется вращатель, пробуем варить трубы (стенка 3 мм) на режимах 25-30В , скорость проволоки 6 м в минуту (сварочник ewm taurus 451), то прожигаем, то получается тонкий отвратительный шов без провара(зависит от скорости вращателя). Подскажите можно и в один проход сварить трубу стенкой 3-5мм с полным проваром и на каких режимах, если нет, то на каком режиме корень шва а на каком 2 проход. Спасибо.

    На вращателе ещё многое зависит от позиционирования (угол наклона,и положение относительно «зенита» верхней точки трубы) горелки. А об этом нет ни слова, и 25-30 вольт(размытое представление)- для каждого диаметра,разный режим.

    • Наверх
    • Вставить ник

    #3 ovik

    Есть трубы разных диаметров(от 40 до 300мм), толщина стенки 3-6 мм(варим все без скоса кромок). так же имеется вращатель, пробуем варить трубы (стенка 3 мм) на режимах 25-30В , скорость проволоки 6 м в минуту (сварочник ewm taurus 451), то прожигаем, то получается тонкий отвратительный шов без провара(зависит от скорости вращателя). Подскажите можно и в один проход сварить трубу стенкой 3-5мм с полным проваром и на каких режимах, если нет, то на каком режиме корень шва а на каком 2 проход. Спасибо.

    Читайте также  Флюс для сварки алюминия своими руками

    На вращателе ещё многое зависит от позиционирования (угол наклона,и положение относительно «зенита» верхней точки трубы) горелки. А об этом нет ни слова, и 25-30 вольт(размытое представление)- для каждого диаметра,разный режим.

    Металл черняга, положение трубы горизонтальное, горелку хоть в каком положении можно расположить. мы варили диаметр 100мм, толщина 3мм, волтаж как писал 29В!

    • Наверх
    • Вставить ник

    #4 МИХА75

  • Участник
  • Cообщений: 841
    • Город: Н.Тагил

    горелку хоть в каком положении можно расположить.

    Я это понимаю,но как и,где вы располагаете её — для меня загадка.

    У вас Таурус , на какой программе варите и в какой защите?

    • Наверх
    • Вставить ник

    #5 ovik

    горелку хоть в каком положении можно расположить.

    Я это понимаю,но как и,где вы располагаете её для меня загадка.

    У вас Таурус подающий Таурус 551.jpg, на какой программе варите и в какой защите?

    варим газом евромикс, зачем вам в каком положении я варю, лучше дайте дельный совет в каком положении надо варить и как правильно на каких режимах! программу мы настраиваем сами, вольтаж и скорость подачи проволоки что ранее писал!

    • Наверх
    • Вставить ник

    #6 МИХА75

  • Участник
  • Cообщений: 841
    • Город: Н.Тагил

    программу мы настраиваем сами, вольтаж и скорость подачи проволоки

    вперёд к успеху

    программа 180 (точнее на своей таблице смотри) для толщины 3мм, вольтаж и динамика дуги подстраивается индивидуально.

    Чтоб все параметры выдать ,надо быть вашим технологом (или волшебником),но направление (в поиске истинны) я вам подкинул.

    • Наверх
    • Вставить ник

    #7 МИХА75

  • Участник
  • Cообщений: 841
    • Город: Н.Тагил

    диаметр 100мм, толщина 3мм, волтаж как писал 29В

    какие вы скорострельные,на диаметр 1000мм и стенку 30мм само то.

    • Наверх
    • Вставить ник

    #8 МИХА75

  • Участник
  • Cообщений: 841
    • Город: Н.Тагил

    зачем вам в каком положении я варю

    А это нужно для того,что бы вам ответ наиболее правильный дать.Всё достигается путём «проб и ошибок».

    А это в довесок прихватки должны быть подрезаны и зачищены.

    • Наверх
    • Вставить ник

    #9 ovik

    зачем вам в каком положении я варю

    А это нужно для того,что бы вам ответ наиболее правильный дать.Всё достигается путём «проб и ошибок».

    А это в довесок на вращателе2.JPG прихватки должны быть подрезаны защенны.

    Нужен ли зазор? если да то какой? сколько проходов?

    • Наверх
    • Вставить ник

    #10 МИХА75

  • Участник
  • Cообщений: 841
    • Город: Н.Тагил

    Нужен ли зазор? если да то какой? сколько проходов?

    Гадая на «кофейной гуще» я дал вам старт (с чего начать и при чём безвозмездно ) Смотрите внимательно на картинках ,там есть подсказки.

    • Наверх
    • Вставить ник

    #11 ovik

    Нужен ли зазор? если да то какой? сколько проходов?

    Гадая на «кофейной гуще» я дал вам старт (с чего начать и при чём безвозмездно ) Смотрите внимательно на картинках ,там есть подсказки.

    Сегодня пробовал варить, то прожигаю, то усиление чуть ли не 10см, а проплава нету! горелку держу в ругах труба на вращателе крутиться. зазор ставил от 1мм до 3мм все равно нечего не выходит. забыл сфоткать, в след раз обязательно скину что у меня вышло. трубы идут на модульную котельную, давление до 16 атм. так что качество провара обязательно

    • Наверх
    • Вставить ник

    #12 МИХА75

  • Участник
  • Cообщений: 841
    • Город: Н.Тагил

    трубы идут на модульную котельную, давление до 16 атм. так что качество провара обязательно

    Такие трубы сначала аргонят по корню.Полуавтоматом заполняют.

    Сразу на раз полуавтоматом сложно,но можно.Тем более таким как у вас.

    Валик большой (10мм это круто),провара нет — скорость вращателя большая и горелка близко к «зениту» находится (смещается в сторону вращения).Посмотрите на рисунки (ещё раз).

    • Наверх
    • Вставить ник

    #13 ARGONIUS

  • Участник
  • Cообщений: 2 578
    • Город: Н.Новгород
    • Наверх
    • Вставить ник

    #14 WebWelder

    Я тут почитал что люди пишут интересно стало))) почему швы корневые «аргонят» на чернухе. про корень ручником это тоже крутатень в условиях цеха еще)) учитывая что кпд ручника в разы ниже полуавтомата. это как можно давать размер зазора разделки не зная какого сечения сварочную проволоку используют. и еще очень огромный момент в защите какого газа варим, какая динамика дуги, ампераж, ну вольтаж огромен это да тут уже написали про это)))

    • Наверх
    • Вставить ник

    #15 AMBIVERT42

    почему швы корневые «аргонят» на чернухе.

    Лучше быть бараном среди мудрецов, чем мудрецом среди баранов.

    • Наверх
    • Вставить ник

    #16 МИХА75

  • Участник
  • Cообщений: 841
    • Город: Н.Тагил

    Я тут почитал что люди пишут интересно стало)))

    не внимательно читал.
    Дополню
    AMBIVERTа
    аргонят(РАДС) ещё и для того чтоб с полуавтоматом не заморачиваться,(очень сложно настроится на сварку корня),а когда диаметр и толщины меняются (на дню по несколько раз)-это очень хлопотно.
    А вот сварка полуавтоматом по заваренному (РАДС) корню,позволяет «пропускать через вращатель» несколько разных диаметров, с небольшим изменением только скорости вращения трубы.

    • Наверх
    • Вставить ник

    #17 ovik

    Я тут почитал что люди пишут интересно стало)))

    не внимательно читал.
    Дополню
    AMBIVERTа
    аргонят(РАДС) ещё и для того чтоб с полуавтоматом не заморачиваться,(очень сложно настроится на сварку корня),а когда диаметр и толщины меняются (на дню по несколько раз)-это очень хлопотно.
    А вот сварка полуавтоматом по заваренному (РАДС) корню,позволяет «пропускать через вращатель» несколько разных диаметров, с небольшим изменением только скорости вращения трубы.

    скажи пожалуйста вот при толщине стенки 3-4мм нужен зазор для РАДС? и на обычном режиме или импульсном лучше сварить?

    • Наверх
    • Вставить ник

    #18 ARGONIUS

  • Участник
  • Cообщений: 2 578
    • Город: Н.Новгород
    • Наверх
    • Вставить ник

    #19 МИХА75

  • Участник
  • Cообщений: 841
    • Город: Н.Тагил

    А возможность РАДС имеется ?(не много запоздалый вопрос )

    • Наверх
    • Вставить ник

    #20 ovik

    Проходить рАДС корень это медленно, зато вопросов по качеству возникнуть практически не должно.
    Итак, V-образная разделка, зазор 0-0,5 мм, присадка 1,6 мм, вольфрам 2,4 мм, заточен «в иглу», сопло N 6, газ 7 л/мин, ток подобрать (ориентировочно 48- 60 А если на линейном). С импульсом заморачиваться не стал, задув газа в трубу тоже ни к чему. Пару движений металлической щёткой по разделке с корнем, дальше заполнение-облицовка полуавтоматом, для проволоки 1,2 мм подача 4- 4,5 м/мин, напряжение 19-21 V (это если навскидку), а лучше подобрать на слух, я в крутилках на своём аппарате не особо уверен.
    В сети где то видел ролик, как похожую задачу решают полуавтоматом, только там не таурус, а альфа-ку. Там в импульсных режимах варят и в три прохода, причём на каждый проход свой режим. Если у кого есть альфа-ку, можно бы конечно заморочиться, но гораздо дешевле любой недорогой аргонник DC+ имеющийся уже таурус. Любым евм-овским п/а заполненние-облицовку можно очень красиво и качественно заварить.
    Вопрос адресовался не мне, но я бы варил приблизительно так.

    А возможность РАДС имеется ?(не много запоздалый вопрос )

    имеется РАДС,сорри что не сообщил ранее, хотелось бы конечно без разделки кромок сваривать толщину 3-4мм. tig аппарат тоже евм тетрикс 300-2 есть 3 режима инпульсной сварки

    Способы сварки стальной трубы

    При кажущейся простоте сварка стальных труб требует от электрогазосварщика высокой квалификации. Различные технологии автоматической сварки не могут полностью заменить ручной труд. Выбор способа соединения происходит в зависимости от масштабов работ, диаметра трубы и других условий.

    Способы сваривания

    При прокладке стальных трубопроводов используется несколько видов сварки. Можно выделить такие:

    • газосварка для соединения трубопроводов внутридомовых магистралей из стальных труб небольшого диаметра;
    • ручная электродуговая сварка (второй по популярности тип сварки стальных трубопроводов и конструкций из них);
    • электрическая автоматическая или полуавтоматическая сварка;
    • аргоновая сварка неплавящимся электродом для соединения стальных трубопроводов (применяется достаточно редко и только в заводских условиях).

    Каждый из способов сварки имеет свои особенности. В некоторых случаях для стальных труб применяют резьбовое соединение. Однако оно менее надежно, особенно если речь идет о технологических магистралях.

    Газосварка

    Для выполнения газосварки используют баллоны с ацетиленом или газовые генераторы. Использование генераторов, особенно в крупных городах и на предприятиях не актуально.

    Такой способ требует больших затрат времени на получение газа и безопасную эксплуатацию сварочного оборудования. Поэтому для сварки металлических труб подключают баллоны с горючим газом.

    Применение ацетилена обусловлено его высокой температурой горения. С помощью пропана производят резку стальных труб.

    При соединении трубопроводов с толщиной стенки не более 3 мм разделка кромок не нужна. Детали с более толстыми стенками требуют подготовки кромки с одной стороны или двусторонней разделки под острым углом.

    При работе с помощью газосварки лучший шов получается в нижнем положении. Возможность выполнить такой шов есть только при поворотном стыке.

    Газовая сварка часто используется для сваривания заготовок в неповоротном положении (когда трубу невозможно прокрутить, повернуть). Такая работа доверяется сварщикам с высокой квалификацией, умеющим выполнять швы в потолочном, горизонтальном и вертикальном положении.

    Читайте также  Сварные соединения виды определение достоинства недостатки применение

    Сам процесс представляет собой расплавление огнем горелки кромок деталей, внесение присадочного металла стальной проволоки и формирование катета шва.

    Стыки стальных труб, исполненные газосваркой, превосходят стыки, выполненные электросваркой, по наполненности и меньшему разогреву стали.

    Ручной электродуговой метод сваривания трубопроводов

    Электродуговая сварка – это наиболее востребованный метод соединения стальных труб большого диаметра и заготовок для разводок внутридомовых сантехнических систем.

    Ручная электросварка используется и на сборке магистральных трубопроводов. В этом случае с ее помощью осуществляются прихватки и прохождение корня шва.

    Недостаток удобства, связанный с неповоротными стыками и отсутствием обзора, заставляют вести сварку операционным способом.

    При этом способе вначале осуществляется проварка стыка на видных участках. Затем вырезается окно в одной из стальных труб.

    С внутренней стороны обваривается стык по всей доступной длине окружности. После этого остается наложить латку из стали, постепенно сваривая и нагревая металл, и закрыть ею окошко.

    Обварка стыка начинается с нижней части, при этом важно знать и уметь выполнять потолочные швы. Следует помнить, что для работы в потолочном положении потребуется увеличить силу сварочного тока на аппарате.

    После потолка можно выполнять сварку боковых поверхностей стальной трубы и постепенно переходить к работе в нижнем положении. ГОСТ предписывает для надежности стыка вести работу в 2 прохода. Первый – корень шва, второй – основной шов.

    После первого слоя обязательно следует отбить шлак перед вторым проходом. Для этого потребуется специальный молоток, часто на производстве используют простое зубило, прихваченное к ручке.

    При соединении круглых и профильных стальных труб это основной способ наряду с электродуговой полуавтоматической и автоматической сваркой. Его преимущество состоит в небольшой деформации при слабом разогреве и лучшем качестве стыка.

    Это позволяет использовать операционный способ электродуговой сварки, как основной при прокладке трубопроводов большого сечения.

    При укрупнительной сборке участков трубных магистралей применяют сварку труб полуавтоматом. В этом случае скорость работ возрастает, при этом качество шва остается на высоком уровне.

    Нюансы подготовки и проведения работ

    Сварить трубу из стали, особенно с поворотным стыком, достаточно просто. Но перед выполнением работы необходимо правильно подготовиться.

    Поверхность концов стальных труб обрабатывают металлической щеткой, затем растворителем, и при толщине свыше 3 мм выполняют разделку кромок с одной или двух сторон. Соединять и стыковать стальные трубы следует так, чтобы они лежали в одной плоскости, без перекоса.

    При соединении и стыковки отдельных деталей для надежной фиксации выполняют прихватки длиной не менее 3 мм. Размер прихваток и их количество зависит от диаметра стальной труб.

    Минимальное их количество должно быть не менее 3, через каждые 120°. Следует учитывать расход электродов при сварке. При работе большими токами на трубах большого сечения расход значительно выше.

    Монтаж оцинкованной трубы потребует обработки концов заготовок соляной кислотой, что предотвратит выгорание цинка при нагреве.

    Защита цинкового слоя на трубах может проводиться при сварке под флюсом HLS-B. Перед работой потребуется нанести на края труб толстый слой вещества. Работа ведется с повышенным уровнем подачи кислорода в пламя горелки.

    Проволока должна быть выполнена на основе сплава UTP. При выполнении работы требуется расплавлять присадочный материал на прогретый металл. Флюс препятствует выгоранию цинка, остатки удаляются с трубы после окончания работы.

    Выполнив соединение, таким образом, потребитель получает качественный шов, не требующий защиты от коррозии.

    Изготовление разъемных соединений

    Для изготовления разъемных соединений потребуется приварить заготовку к фланцу. Работа ведется в нижнем положении. Лучшим вариантом является полуавтоматическая электродуговая сварка. Сварка фланцев может выполняться неповоротным швом, при этом может применяться операционный способ.

    Стыковка стальной трубы производится под углом 90° к плоскости фланца, таким образом, упрощается работа по сборке разъемных соединений. Операция приваривания детали к фланцу выполняется аналогично операции по соединению труб.

    Марки электродов

    Электроды для сварки труб из стали подбираются с учетом тока, толщины стенок заготовок и сложности конструкций. Наиболее популярны среди электросварщиков следующие марки электродов:

    • АНО-21 или 24 и МР-3. Работают при переменном токе. Могут качественно варить даже с мокрой обмазкой. Для сварки ворот, тепличных конструкций, оград, небольших ангаров это наилучший вариант с низкой ценой. Но их не применяют для конструкций и трубопроводов с большим давлением и нагрузками;
    • марка УОНИ – это отличные сердечники, но быстро варить ими не получится. Работа ведется с набиранием катета шва, с сохранением постоянно горящей дугой. Такой вариант требует опыта и умения работать с простыми АНО и МР;
    • качественные электроды, работа которыми доставляет удовольствие ровным горением дуги и достойным результатом – это японские электроды марки LB-52U. При ремонтных работах и прокладках магистральных трубопроводов, везде, где требуется качественная дуговая сварка стальных труб, большинство предприятий пользуются именно японской продукцией.

    Сварка стальных труб – это наиболее востребованный метод получения неразъемного соединения или фланцевого стыка. Надежный и качественный шов обеспечит безаварийную и долгосрочную эксплуатацию трубопроводов и конструкций.

    Для использования в бытовых условиях самый распространенный способ – ручная или полуавтоматическая электродуговая сварка труб.

    Как варить трубы электросваркой, полуавтоматом, газом

    При монтаже магистралей, инженерных сетей часто используется сварка трубопроводов электродуговым или газовым оборудованием. Электросварка труб производится ручным методом и с применением полуавтоматов. Выбор присадки производится по марке стали трубного проката. Учитывая технологические особенности, трубопроводы низкого давления можно монтировать самостоятельно.

    Особенности сварки труб

    При сварке стальных трубопроводов чаще применяют газовую и электросварку. При монтаже трубных конструкций высокого давления к электродам и присадочной проволоке предъявляются особые требования. Слойность соединений зависит от толщины стенки:

    • до 3 мм включительно заваривают стык за один раз;
    • свыше 3-х до 6 мм нужно делать две проходки;
    • свыше 6-ти до 12 мм – создают трехслойное соединение;
    • свыше 12 мм лучше проходить стык не менее 4 раз.

    В технологии сварки труб есть отличительные особенности выбора рабочего тока:

    • ампераж выбирают по диаметру электрода, умножают показатель на 35 (3 мм – 105 А, 4 мм – 140 А);
    • при сварном соединении труб с толщиной стенки меньше 4 мм, ток свыше 150 А не устанавливают;
    • между электродом и прокатом поддерживают расстояние, равное толщине электрода плюс 1 мм;
    • тонкостенный прокат варят в одну непрерывную проходку, проворачивая прокат, толстостенный допускается варить участками до 15 см длиной;
    • вертикальные и неповоротные соединения варят в два этапа;
    • ванна расплава располагается в 30° от верхней точки.

    Валик финишного слоя должен выступать над трубой до 3 мм. Качество соединения проверяется после каждой проходки, когда снята окалина.

    Как правильно и ровно сварить трубопровод

    1. Встык, трубы плотно сдвигают, зазор заполняют расплавленным металлом. Тонкостенные зазоры сразу заполняют полностью. Когда сваривают две трубы толще 3 мм, делают несколько встречных проходок, каждый раз начиная шов с разных мест.
    2. Внахлест, такой метод соединения удобен для разнотолщинных трубных заготовок. При такой сварке металлических труб валик образует плавный переход с одного диаметра на другой.
    3. Под углом сваривать трубу электросваркой удобно в нижнем положении. В верхнем используют газосварку.
    4. Тавровое соединение образуется, когда трубопровод разветвляется или одну ветку магистрали врезают в другую.

    Между собой трубные заготовки сначала соединяют в нескольких точках, чтобы стык не расходился. Этот процесс называется сборкой. Затем проваривают весь шов.

    Подготовка труб под сварку

    Помимо очистки и обезжиривания поверхности кромки толще 3 мм скашивают, чтобы стык плотностью заполнился горячим металлом. Разделка кромок под сварку проводится аналогично плоским деталям, под острым углом. Тонкие трубные заготовки при необходимости обрабатывают резаком, чтобы были ровные стыки.

    Способы сварки труб

    Для сварного соединения труб чаще применяют три способа:

    • Электродуговая бывает трех видов:

    — ручная с использованием плавящихся электродов;

    — с применением полуавтомата в среде углекислого газа, дуга создается тугоплавким электродом, для наплавочного слоя используют присадочную проволоку;

    — под слоем флюса, его наносят на прокат с защитными покрытиями.

    • Электрошлаковая, благодаря толстому слою шлака шов не окисляется.
    • Газовая, нагрев обеспечивается сжиганием ацетилена, поступающего в рабочую зону из горелки.

    Еще бывает контактная, ультразвуковая, термомеханическая сварка.

    Газовая сварка

    Метод применим в полевых условиях, когда магистрали прокладывают вдалеке от источников тока или когда нельзя сварить трубы электросваркой: прокат нельзя повернуть, прокрутить при образовании соединения. Наполненность швов при газовой выше, чем при электродуговой. Металл меньше подвергается температурному воздействию, риск возникновения внутренних напряжений в металле незначительный.

    При сварке труб газом используют ацетилен или газогенератор, температура в рабочей зоне выше при сгорании баллонного ацетилена. Присадочная проволока марки UTP подается так, чтобы она ложилась на раскаленный металл. Для стыкового соединения 3-х мм стенок разделки кромок не требуется, у толстостенного проката кромки срезают под углом.

    Оцинкованный монтируют с применением флюса HLS-B, концентрацию кислорода в газовой смеси увеличивают. После работы дополнительная противокоррозионная защита швов не проводится.

    Метод ручной дуговой электросварки

    Чтобы правильно варить трубу электросваркой, нужно учитывать технологию. Число проходок зависит от толщины проката, состав электродов и обмазки подбирают под вид марки проката. При сварке труб большого диаметра перед нанесением последующего слоя с металла сбивают окалину, проковывают соединение. Направленность наплавки меняют – четные швы делают противоположно нечетным. Многое зависит от первого соединения, он делается не спеша, при контроле валика проверяют металл на трещины. При обнаружении дефектов участок неровного шва вырубается, на его месте создается новый со смещением от 15 до 30 мм. Для финишного слоя выбирают электроды с толстой обмазкой.

    Читайте также  Сильный пар из выхлопной трубы зимой

    Выбор электродов

    Для сварки стальных труб электродуговым методом диаметр электродов выбирают по толщине монтируемого проката. Важно учитывать особенности электродного стержня, обмазки. Особенности электродов, применяемых для монтажа трубопроводов:

    • Электродами МР-3, АНО-21, АНО-24 варят швы, не испытывающие высокого давления (дренажные системы, сточные трубопроводы), где скорость потока незначительная. Работать можно на переменном токе.
    • Универсальные УОНИ рекомендуют использовать начинающим, они хорошо проваривают металл, образуют прочное соединение. Для большого объема электродуговой сварки они не эффективны из-за невысокой скорости образования шва, необходимости постоянного контроля дуги.
    • LB-52U – электроды японских производителей используют для монтажа технологических и магистральных трубопроводов, рассчитанных на высокое давление. Для LB-52U характерно ровное горение даже при небольшом «провисании» напряжения в сети.
    • Электроды швейцарской компании ESAB отличаются хорошим качеством шва, ручная дуговая сварка газовых магистралей высокого давления нередко проводится ими. ОЗС 12 применяют для низкоуглеродных сталей, ОК 46 — универсальные. На токе любой полярности варят ОК 53.70 и ОК 74.70, в обмазке содержится защитный флюс, сдерживающий окисление ванны расплава.
    • Отечественное ЛЭЗ ЛБгп применяют для финишного слоя на стыковых соединениях толстостенного трубного проката, для сварки тонкостенных труб.
    • Э42А, УОНИИ-13/45, Э-09Х1МФ применяют при монтаже теплосетей из легированных сталей, толстая обмазка типа Д образует шлаковый слой, защищающий расплавленный металл от окисления.

    От электродов во многом зависит безаварийность эксплуатации трубопроводных сетей. Сталь стержня должна соответствовать марке стали проката, вид покрытия определяет степень защиты ванных расплава.

    При выборе способа монтажа технологического трубопровода или инженерных сетей учитывают толщину проката, марку стали, рабочую нагрузку на металл. Толстые стенки варят многослойными швами с предварительной разделкой кромок. Тонкостенный прокат достаточно очистить перед проведением работ. Имея сварочный аппарат, заварить стыки можно самостоятельно.

    Сварка труб в труднодоступных местах

    Особенности процесса сварки труб отопления

    Сварка труб отопления является основным способом сборки бытовых и промышленных коммуникаций. Соединения этого типа не требуют никакого ухода, как клееные или резьбовые, но подвергаются постоянной тепловой и механической нагрузке. Исходя из этого, нужно внимательно подбирать инструменты, материалы и тщательно соблюдать технологию проведения сварочных работ. Нарушение правил стыковки металла приводит к появлению трещин и развитию коррозии. Если планируется выполнение данной процедуры своими руками, следует разобраться, какими способами проводится сварка отопления, а также с профессиональными приемами для достижения качественного и долговечного результата.

    Набор инструментов и оборудования

    Сварка труб отопления электросваркой начинается с подготовительного этапа:

    • Подготовка мастера. Необходимо соответствующим образом обустроить рабочее место, обеспечить соблюдение мер безопасности, при необходимости еще раз перечитать инструкцию по обращению с оборудованием и материалами. Чтобы варить трубы электросваркой, потребуются защитные приспособления. К ним относится специальный огнеупорный костюм (штаны, куртка, шапка с ливреей), маска, обувь и краги. Необходимо позаботиться о качественной вентиляции.
    • Подготовка инструментов и материалов. Следует уделять внимание каждой мелочи, так как от этого зависит удобство работы и качество конечного результата.

    Чтобы сварить отопление, нужны такие инструменты и приспособления:

    • сварочный аппарат с запасным держателем;
    • болгарка с режущими и шлифовальными дисками;
    • металлическая щетка;
    • наждачная бумага разной зернистости;
    • молоток;
    • запас электродов;
    • тиски;
    • струбцины;
    • стальные или асбестоцементные листы для защиты стен от капель металла и копоти;
    • брезент, чтобы накрывать половое покрытие.

    Перед тем как сваривать трубы электросваркой, необходимо проверить соответствие кабелей, розеток и автоматов в щитке показателям подготовленного аппарата. Они должны быть достаточно мощными, чтобы выдержать большую нагрузку, которую создает даже бытовое оборудование.

    Технология сварки пластиковых труб

    Полипропилен постепенно вытесняет сталь, так как при относительно небольшой стоимости обладает рядом положительных характеристик. Пластиковые трубопроводы рассчитаны на высокое давление, отличаются легкостью, гладкими внутренними стенками и отличным внешним видом. Но трубопровод будет эффективно выполнять свои функции, если все стыки будут прочными и герметичными. При этом следует учитывать, что при пропускании горячей воды температурой свыше 110 градусов полимер становится мягким и начинает увеличиваться в размерах. Поэтому для монтажа отопления используются только армированные стекловолокном или алюминиевой фольгой изделия.

    Для стыковки звеньев используется специальный паяльник. Прибор двухсторонний, с одного края патрубки для внешнего, а с другого — для внутреннего нагрева стыкуемых деталей.

    Для их соединения используются такие фитинги:

    • муфты;
    • переходники;
    • углы;
    • тройники;
    • крестовины;
    • резьбовые фланцы для присоединения к батарее отопления.

    При пайке полипропиленовых коммуникаций используется принцип диффузии под воздействием нагревания. Края соседних звеньев плавятся, вещество смешивается и образует монолитное соединение.

    Процесс сваривания полимерных деталей осуществляется по такой методике:

    1. Составление схемы обвязки отопительной системы.
    2. Выпиливание заготовок определенной длины. Делается поправка на величину погружений труб в отверстия фитингов и размеры самих фитингов.
    3. Разогрев паяльника, пока не загорится зеленый индикатор. Это свидетельство, что можно начинать сборку.
    4. Присоединение деталей к прибору на патрубки соответствующего диаметра. Греть их нужно в соответствии с показаниями таблицы, которой комплектуется оборудование.
    5. Соединение трубы и фитинга. Делается это строго в одном направлении, пока внутренняя деталь не упрется в стопорный выступ в фитинге. Проворачивать изделия, двигать ими вперед-назад нельзя. Допускается коррекция по углу стыковки.
    6. Охлаждение. Необходимо выдержать стык в статичном положении столько времени, сколько прописано в инструкции к прибору. Только после этого можно продолжать сборку.

    В отличие от металлических полимерные трубы нуждаются в поддержке вертикальных и горизонтальных прогонов. Каждые 100-150 см их фиксируют на стенах пластиковыми распорными хомутами. После сборки полипропиленовые коммуникации в дополнительной отделке и последующем обслуживании не нуждаются.

    Технология сварки металлических труб

    Чтобы соединение было крепким и герметичным, перед монтажом необходимо подготовить детали системы. Следует проверить ровность краев, снять фаски и отшлифовать металл на расстоянии 10 мм от среза. После этого нужно обработать зачищенные места растворителем, чтобы их обезжирить.

    Чтобы сваривать трубы различного предназначения используются электроды с таким составом покрытия:

    • рутилово-кислое (RA) — для монтажа холодного и горячего водоснабжения в коммунальной сфере;
    • рутиловое (RR) — для сборки отопительных систем, работающих под высоким давлением;
    • рутилово-целлюлозное (RC) — применяется в конструкциях, требующих обеспечения высокой надежности стыков;
    • универсальное (B) — для сборки всех видов трубопроводов в жилом секторе и на производстве.

    Варить трубы из металла можно используя такие технологии:

    • Электросварка. Проводится вручную или с помощью автомата. Принцип действия основан на создании электронной дуги, возникающей при коротком замыкании. Этот процесс сопровождается выделением большого количества тепла, вызывающего плавление металла. Для создания шва используются плавящиеся или неплавящиеся электроды.
    • Газовая сварка. Стыки труб плавятся под воздействием горящего газа, одновременно с накладыванием на него металла, выполняющего функцию соединительной муфты. Образуется монолитный стык, имеющий однородную структуру с соседними деталями.
    • Холодная сварка. Данный метод применяется при монтаже трубопроводов низкого давления или их ремонтах в труднодоступных местах. Суть метода состоит в обматывании вокруг стука бандажа, пропитанного клеящим составом быстрого застывания.

    Выбор варианта является правильным, если соответствует особенностям системы и характеристикам теплоносителя.

    Классификация сварных швов

    Заварить стык можно разными способами исходя из особенностей конструкции и толщины обрабатываемого металла.

    Существует такая классификация сварных швов:

    • По внешнему виду — плоские (нормальные), ослабленные (вогнутые) и усиленные (выпуклые).
    • По протяженности — сплошные (непрерывные, замкнутые), прерывистые (точками, отрезками). По длине швы подразделяются на короткие (до 25 см), средние (26-100 см) и длинные (более 101 см).
    • По выполнению — горизонтальные (на вертикальных участках), вертикальные (на горизонтальных прогонах), потолочные (когда стык делается снизу), нижние (электрод сверху шва).
    • По действующему усилию — фланговые (вдоль оси), лобовые (поперек оси), косые (поперек), комбинированные (сочетание видов).
    • По числу слоев и проходов — однослойные (один проход) и многослойные (несколько проходов).

    При правильном монтаже отопительной системы могут выполняться все перечисленные швы. При необходимости сварка ведется и с внутренней стороны труб.

    Основные типы сварных соединений

    По месту расположения в пространстве швы делятся на такие типы:

    • угловые — детали находятся под углом;
    • тавровые — соединение торца и боковой части элементов;
    • стыковые — трубы соединяются в одной плоскости;
    • нахлесточные — детали накладываются друг на друга;
    • торцовые — примыкание боковых поверхностей фрагментов.

    В ходе работы мастер выбирает наиболее удобный для себя и соответствующий техническим условиям способ сваривания деталей.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: