Как выбрать споттер для кузовного ремонта?

Споттер – качественная сварка за доли секунды

Содержание:

  1. 1. Несколько слов о методе…
  2. 2. Как работает споттер?
  3. 3. 4 причины купить портативный аппарат точечной сварки

Нужен аппарат для сварки металлических листов и тонкостенных деталей? Хотите выполнять работу быстро и при этом добиваться высококачественного соединения? Наиболее популярные электродуговая и газосварка не во всех случаях бывают эффективны. Например, при кузовном ремонте автомобиля требуется проварить отремонтированные стойки. Очень важно, чтобы проваренный участок был максимально приближен по виду и прочностным характеристикам к заводским параметрам. При сварке полуавтоматом образуется шов, утолщения, микротрещины – все это нужно зачистить и зашпаклевать. Естественно, результат будет далек от оригинала, да и придется затратить много сил и времени, чтобы придать детали нужный вид. К тому же, оказываемая при сварке тепловая нагрузка может повлиять на металл не только в месте шва, но на поверхности около него. Избежать этих проблем помогает контактная точечная сварка. О специфике процесса спот-сварки, правилах подбора оборудования и о том, как можно заработать на использовании споттера, вы узнаете далее из нашего обзора.

Несколько слов о методе…

Впервые контактную точечную сварку предложил использовать русский изобретатель Николай Бенардос в конце XIX века. Он запатентовал этот метод, который позже развивали американские и французские ученые, внося свои дополнения как в саму технологию, так и в используемое сварочное оборудование. Общий принцип достаточно прост: для соединения внахлест двух металлических листов используется местное воздействие электрода в одной точке – под действием высоких токов происходит локальный нагрев, металл расплавляется и соединяется в месте прихвата. Главным отличием этого метода от электродуговой или газосварки является то, что не используется дополнительный присадочный материал (плавится не электрод, а нагреваемый им материал). В месте нагрева образуется сварочная ванна, но она в значительной мере локализована. Туда не попадает воздух, поэтому не требуется продувка газом. В месте воздействия электрода образуется сварная точка, ядро, неподверженное окислению и коррозии. Таким образом, упрощается технологический процесс и сокращается время на соединение деталей. Кроме того, во время работы практически нет искр, поэтому сварщик может работать без маски и хорошо видеть заготовку. Это повышает точность работ.

В итоге получается надежное неразъемное соединение с минимальным нагревом поверхности детали, так как тепловое воздействие осуществляется локально и кратковременно. Это позволяет снизить остаточное напряжение в структуре металла и его деформацию, что исключает вероятность возникновения трещин во время эксплуатации. Именно поэтому метод контактной точечной сварки используется для высоконагруженных соединений или соединений, подвергающихся вибрации.

Популярностью точечная сварка стала пользоваться в 30-х годах XX века, когда в большом количестве стали выпускаться специальные аппараты, которые представляли собой громадные станки с несколькими сварочными постами. Данный метод применялся в промышленности и строительстве. По сей день он пользуется популярностью и считается одним из самых передовых. Известно, что сегодня в производственной отрасли соединения контактной сваркой составляют около 30%, из них в 80% случаев прибегают именно к методу точечной сварки. Данная технология широко распространена в самолетостроении, машиностроении, ремонтной сфере. Например, в одном автомобиле количество сварных точек может достигать 5000 штук.

Если раньше метод точечной сварки использовался только в промышленных масштабах и выполнялся с помощью специальных станков, то сегодня он все больше входит в другие сферы деятельности: частные производства, автомастерские кузовного ремонта и т.д. В этих условиях применение сварочного станка не всегда обосновано, поэтому и появилась его уменьшенная копия – мобильный аппарат точечной сварки — споттер.

Как работает споттер?

Прежде чем приступать к разговору об устройстве и принципе действия данного аппарата, разберемся с его названием. Все очень просто: в переводе с английского слово «spot» означает «точка», а оборудование, которое ставит сварные точки, назвали споттером. Итак, он представляет собой компактную установку, вырабатывающую переменный или постоянный сварочный ток силой в несколько тысяч ампер, что в десятки раз больше, чем у обычных полуавтоматов и инверторов. Работает аппарат от сети с напряжением в 220 или 380 В. Вырабатываемый ток подается на электрод (медный или карбоновый), за счет пневматики или усилия пользователя при нажиме на рычаг держателя осуществляется импульсный прижим электрода к поверхности – между соединяемыми деталями возникает сопротивление и осуществляется нагрев. В зоне сварки есть несколько источников тепла: оно генерируется как в самих деталях, так и в месте прохождения тока от электрода. Тепловое воздействие продолжается всего несколько миллисекунд, но за счет сильного нагрева удается надежно скрепить детали. Сварная точка практически мгновенно остывает, поэтому тепло не распространяется по всему металлическому участку. Толщина каждого металлического листа может составлять от 0,5 до 3 мм, в зависимости от того, какой максимальный показатель силы тока имеет конкретная модель. Можно сваривать детали из обычной стали, а также из оцинкованной или нержавеющей.

Стоит сказать о том, что точечная сварка споттером может проводиться с помощью одного электрода – прижим осуществляется с одной стороны соединяемых заготовок, или с помощью двух электродов – для этого используются специальные клещи, которые зажимают свариваемые листы. Первый способ будет необходим для сварки тонких заготовок или в случаях, когда проблематично осуществить прижим с двух сторон, например, если нужно поставить точку посередине детали. Второй способ позволяет более надежно соединить толстые металлические листы и заготовки, часто его применяют при проведении кузовных работ, изготовлении мебели с металлическими элементами и т.д.

Для чего еще может использоваться споттер? С его помощью можно приваривать шайбы или кольца, например, при исправлении вмятин на кузове авто без разборки внутренней обшивки. Приваренный споттером крепежный элемент цепляется обратным молотком, и вмятина вытягивается. Также можно наваривать на отрихтованный участок множество сварных точек, тем самым, осаживая металл.

Благодаря микропроцессорному управлению, работа с аппаратом стала легче, ведь все процессы автоматизированы, вплоть до того, что оборудование само распознает установленный вид насадки, автоматически подстраивается под него и выставляет параметры тока. У некоторых споттеров имеется система жидкостного охлаждения, поэтому исключается сильный нагрев электродов при продолжительных работах.

Переносные аппараты для точечной сварки очень компактны, по сравнению с промышленными станками, но все же, порой их вес может достигать нескольких десятков килограмм. Именно поэтому многие модели продаются в комплекте с тележкой, на которой стоит не только сам аппарат, но и есть место для хранения оснастки и вспомогательных приспособлений. Купив такое оборудование, вы получите мобильный сварочный пост, который можно легко перемещать по рабочей зоне, чего нельзя сказать о стационарном станке для точечной сварки. Кстати, и цена споттера гораздо ниже, поэтому все чаще его покупают для использования на частных предприятиях и небольших производствах, в авторемонтных мастерских и в строительстве. Несомненно, покупка такого оборудования себя оправдает, ведь она поможет вывести фирму на новый уровень. Не верите? Тогда следующая информация – специально для вас.

4 причины купить портативный аппарат точечной сварки

  • Повышение производительности – с помощью споттера можно быстро соединять металлические детали, устанавливая до 600 сварных точек в минуту.
  • Улучшение условий труда – работать с этим оборудованием гораздо безопаснее, чем с аппаратом дуговой сварки, ведь практически нет искр, не требуется надевать сварочную маску, робу и плотные перчатки. А за счет микропроцессорного управления облегчается использование аппарата.
  • Получение качественного соединения – при точечной сварке не образуются шлак, окалина, а свариваемые места не нужно зачищать. В месте сварной точки образуется «зерно», которое практически не видно над поверхностью заготовки и не ржавеет (можно сразу окрашивать или покрывать грунтом).
  • Небольшие затраты на расходные материалы – при работе со споттером электрод не плавится, он только прижимает деталь, проводит ток и отводит тепло, а за счет небольшого его сопротивления с материалом обеспечивается долгий срок службы. Поэтому не нужно часто покупать новые электроды.

Вернемся к примеру с мастерской кузовного ремонта, который мы рассматривали в начале статьи. Купив споттер в мастерскую, можно предлагать клиентам эксклюзивную услугу – кузовной ремонт с возвращением свойств, максимально приближенных к заводским. Скажем, что далеко не каждая фирма может похвастаться этим, а те мастерские, которые пользуются технологией точечной сварки, безусловно, выделяются на фоне конкурентов. И это не только ремонт автомобилей, но и любая другая сфера деятельности, где требуется быстро и максимально качественно соединять металлические детали.

Хотите модернизировать Вашу мастерскую и работать с более современным сварочным оборудованием? Тогда купите споттер прямо сейчас! Узнать цены и выбрать подходящую модель вы можете в соответствующем разделе на нашем сайте.

5 лучших споттеров

Характеристика в рейтинге

Споттер – это технологичный и функциональный аппарат для точечной сварки, предназначенный специально для проведения кузовного ремонта. Его принцип действия аналогичен остальным сварочным аппаратам, отличается только конструкция, позволяющая выправить материал без демонтажа. Например, вытянуть вмятину на автомобиле. Но в комплектацию аппарата обычно входит множество насадок, позволяющих выполнять самые разные работы. Споттеры бывают инверторными (более удачный вариант) и трансформаторными. Типов всего два, а вот моделей гораздо больше. И, покупателям, которым раньше не приходилось сталкиваться со сварочными аппаратами для кузовного ремонта, предстоит непростой выбор. Мы решили немного упростить его, составив рейтинг самых лучших споттеров.

Топ-5 лучших споттеров

5 BLUEWELD Digital Plus 5500 220B

Серьезный агрегат для настоящих специалистов, который заслужил жирный минус только по одной причине – очень высокая стоимость. Приобретать его для небольшой гаражной мастерской не всегда целесообразно. Зато для крупной станции технического обслуживания это один из самых лучших вариантов. От других споттеров он отличается большим набором аксессуаров для проведения работ самых разных типов, большой длиной кабеля пистолета (2,5 метра), многофункциональностью.

Читайте также  Как выбрать ленточную пилу по дереву?

В остальном это вполне стандартный споттер средней мощности 11 кВт, с максимальным током до 3000 А. Поэтому если нет требований к многофункциональности и таким дополнительным удобствам, как дисплей, на котором отображаются все параметры работы, можно остановиться и на более бюджетном варианте со сходными характеристиками. Тем более что у нее есть еще один недостаток – за такую высокую стоимость споттер мог бы быть изготовлен в Италии (на родине бренда), а не в Китае.

4 Fubag TS 2600

Это компактная, но достаточно мощная модель, которая часто используется в автомастерских и станциях технического обслуживания преимущественно для устранения вмятин, но подходит и для выполнения сварочных работ. С управлением справится даже новичок, так как осуществляется оно всего одним регулятором. Модель отличается небольшими габаритами – 200х320х180, но при этом мощность составляет 5,4 кВт, а максимальный ток – 2800 А.

Из особенностей можно назвать – защиту от перегрева благодаря множественным вентиляционным отверстиям на корпусе, из преимуществ – широкие возможности применения, наличие сетевого предохранителя 16 А, простоту управления. Из отзывов пользователей можно почерпнуть информацию о надежности, продолжительном сроке службы. Многие мастера считают эту модель самой лучшей для аккуратного устранения вмятин и в целом отличным аппаратом для кузовного ремонта.

3 Nordberg WS4

Небольшой, компактный, но довольно мощный споттер отлично подойдет для частных автомастерских и самостоятельного ремонта машины в гараже. Максимальная мощность сварки составляет 10 кВт, тока – 3500 А. Аппарат предназначен для точечной сварки и выпрямления стальных листов. Споттер оснащен удобной панелью управления, с которой задаются все необходимые параметры сварочных работ. Микропроцессорное управление повышает точность настроек, не позволяет пользователю допустить грубую ошибку.

Из дополнительных преимуществ пользователи называют прочный металлический корпус, очень высокое качество изготовления, эффективное охлаждение внутренних узлов за счет циркуляции воздуха через специальные отверстия. В целом, модель надежная, долговечная, обеспечивает отличное качество сварки. Никаких серьезных претензий пользователи к ней не предъявляют.

2 WIEDERKRAFT WDK-9000

Дорогая, но профессиональная и надежная модель немецкого производства поможет быстро выполнить любые кузовные работы. По сравнению с бюджетными споттерами она имеет очень высокую мощность 22000 Вт и максимальный ток 5800 А. Аппарат габаритный, весит около 80 кг, но сложностей при перемещении не возникает благодаря входящей в конструкцию тележке. Функциональность и качество на высоте – LCD-дисплей, электронное управление, которое упрощается удобной панелью с позиционным регулятором сварочного тока.

Главные причины для написания положительных отзывов – высокая мощность аппарата, простота и точность его настройки, очень удобная конструкция. Использование тележки для повышения мобильности агрегата само по себе удачное решение, но производитель сумел усовершенствовать ее, дополнив несколькими полками для мелкого инструмента и расходного материала. Модель оснащена несколькими режимами с автоматически заданными параметрами работы. Итог – это превосходный споттер для профессионального кузовного ремонта.

1 Redhotdot HAMMER IT

Качественный профессиональный споттер немецкого бренда, итальянской сборки. Очень популярная модель для станций технического обслуживания автомобилей. Аппарат работает от стандартной сети 220 Вт, максимальный ток составляет 3200 А, а мощность – 3 кВт. Споттер оснащен цифровым дисплеем, на котором отображаются все показатели, а благодаря удобной системе настройки можно быстро скорректировать параметры сварки.

Работники автомастерских ценят этот споттер за простоту смены насадок – благодаря быстросъемному соединению на пистолете эта процедура занимает всего несколько секунд. Лучшим его делает и продуманность конструкции – рукоять на верхней панели обеспечивает простоту переноски, сварочный импульс регулируется кнопкой, расположенной на пистолете. Специалисты считают, что освоить тонкости работы споттером с этим аппаратом новичкам будет проще всего, так как он имеет очень удобные настройки, несколько разных режимов.

Cпоттер для кузовного ремонта: что это такое и как он работает

Споттер — это разновидность сварочного аппарата, в котором применяется принцип замыкания электрического контакта с использованием шпилек. Оборудование востребовано для СТО, кузовного ремонта, сборки крупных конструкций из тонколистового металла путем контактной сварки. Рассмотрим устройство аппарата, принцип работы, виды и отличия разных типов. В статье Вы найдете советы, как выбрать споттер, чтобы он соответствовал поставленным задачам.

  • Назначение споттера
  • Устройство и принцип работы
  • Виды споттеров и их цена
  • Какой споттер выбрать?
  • Как работать споттером

Основное назначение споттера — выравнивать деформированные тонколистовые части кузова, поврежденные при ДТП или других чрезвычайных происшествиях. К таким кузовным элементам относятся:

  • двери;
  • крылья;
  • колесные арки;
  • капот;
  • багажник;
  • крыша;
  • пороги.

    Кроме восстановления геометрии, некоторые модели способны соединять две стороны металла контактной сваркой, что облегчает и ускоряет сборку конструкций (например «улитки» приточно-вытяжных вентиляторов), замену вырезанных частей днища авто и т. д.

    Благодаря споттеру не требуется разборка обшивки салона, дверей, поскольку большинство работ ведется с наружной стороны машины. Это делает рихтовку проще, быстрее. Есть такие участки кузова, к которым просто нельзя подобраться с другой стороны для выдавливания. Здесь споттер незаменим.

    Споттер состоит из источника тока и, рабочих кабелей и пистолета (молоток). Чаще всего это трансформатор с двумя обмотками, который понижает напряжение и повышает силу тока. Другие модели содержат внутри корпуса инвертор, вырабатывающий постоянный ток, частота которого была увеличена в сотни раз в процессе преобразования.

    Кроме источника тока есть панель управления для регулировки двух параметров: ампер и длины импульса. На аппарате есть два гнезда для присоединения кабеля с пистолетом и массы. Минусовая клемма крепится на кузове авто, а пистолетом орудует управляет сварщик.

    Принцип работы споттера заключается в подаче тока при нажатии на курок. При этом пистолет приставляется к поврежденной поверхности. В момент кратковременной подачи тока высокой силы, происходит точечный нагрев поверхности. Этого достаточно, чтобы кончик пистолета приварился к ней. Но тепла настолько мало, что тонкий металл не перегревается, сохраняя свои прочностные характеристики.

    Когда кончик пистолета приварен, мастер задействует обратный молоток. Это штифт с перемещающимся по оси грузом. Удар от кузова на себя приводит к вытягиванию вмятой части. Удары можно повторять до тех пор, пока поверхность не вытянется до нужного уровня. Затем кончик пистолета отсоединяют на излом и приваривают дальше по неровности. Операцию повторяют по всей площади повреждения. После споттера на кузове остаются следы контактной сварки, которые потом зачищают шлифовальным кругом болгарки.

    Для ускорения процесса применяют специальные приспособления (пуллеры) для вытягивания приваренных шпилек от поверхности металла.

    1. Инверторные

    Работают на постоянном токе. Варят мягко, быстро. По габаритам могут быть компактнее аналогов. За счет нескольких преобразований тока исключены скачки. Содействуют экономии электроэнергии. Но цена инверторных споттеров дороже обычных — начинаются от 25 000 руб. Подходят для работы с разного рода металлами кузова, включая иномарки.

    Трансформаторные

    Выдают переменное напряжение. Могут быть однофазными на 220 V или трехфазными на 380 V, что определяет мощность аппарата и сферу использования. Трансформаторные споттеры потребляют больше электроэнергии, зато стоят дешевле — от 15 000 руб. Существенный минус — они не способны работать с оцинкованными частями кузова иномарок.

    Многофункциональные

    Кроме прихватки обратного молотка и расходников, многофункциональные споттеры способны вести точечную контактную сварку двух пластин вместе. Для этого они оснащаются клещами, на концах которых присутствуют медные электроды. Сдавленные между ними детали нагреваются и свариваются друг с другом. Сведение клещей бывает от пневматического привода (сварщик только нажимает на кнопку) или ручным способом. Многофункциональные споттеры стоят дороже всех остальных, зато позволяют легко приварить сегменты днища автомобиля, пороги.

    Мини (портативные)

    Хотя существуют небольшие споттеры весом около 10 кг, портативные отличаются еще и конструкцией. В них источник тока совмещен с пистолетом. В итоге пистолет нужно только включить в розетку 220 V. Весят портативные споттеры 2.5-4 кг, поэтому удобны для частой транспортировки, ремонта в полевых условиях от бензинового генератора. Стоят они 20-40 тыс. руб, но справятся только с небольшими вмятинами, поскольку относятся к маломощным устройствам.

    При выборе споттера обращайте внимание на производителя модели, функциональность сварочного аппарата, комплектацию и характеристики. Учитывайте ремонтопригодность и отзывы владельцев оборудования.

    Малоизвестные фирмы, выпускающие споттеры, имеют мало сервисных центров, а качество аппаратов может быть нестабильным. При поломке к ним сложно найти запчасти для ремонта. Среди известных производителей споттеров лидируют такие компании как:

  • Fubag
  • Blueweld
  • Telwin

    Рекомендуем обратить внимание на итальянский бренд Telwin, который завоевал репутацию надежного. Компания специализируется на полупрофессиональном и профессиональном сварочном оборудовании. Все аппараты сопровождаются официальной гарантией. Ознакомиться с ассортиментом споттеров Telwin.

    Возможности споттеров зависят от характеристик и комплектации. Лучше выбирайте модель с электронным управлением. Здесь время подачи рабочего тока регулируется программно и напряжение отключается автоматически. Работать очень легко.

    В механическом управлении продолжительность приварки определяет сам сварщик, удерживая курок нажатым. Из-за нехватки опыта контакт можно недодерживать (будет быстро отпадать) или передерживать (сложно отделить впоследствии, задержка по времени, более глубокие следы для шлифовки, возможны прожоги).

    Споттеры комплектуются следующими аксессуарами для кузовного ремонта:

  • пистолет с кабелем;
  • вставка обратный молоток;
  • пуллер;
  • вставка крюк с обратным молотком;
  • присоска с обратным молотком;
  • захват на 5-6 крюков;
  • приварочные шайбы, гребенки, кольца.

    Это не обязательный набор, поэтому при выборе споттера обращайте внимание на полноту комплектации. Чем больше элементов, тем шире возможности оборудования по рихтовке.

    Пуллер представляет собой приварной штифт с рычажным приводом. Он позволяет прихватиться в одной точке, опереться об окружающую поверхность и аккуратно вытянуть вмятину. Подходит для небольших повреждений.

    Шайбы, гребенки и прочие приварочные элементы необходимы для вытягивания больших вмятин без острых краев. Они оптимизируют работу. По самому глубокому месту повреждения приваривается ряд шайб с расстоянием 10-15 мм или сплошная гребенка. При помощи захвата с крюками и обратного молотка мастер вытягивает сразу значительную площадь, а не воздействует точечно.

    Читайте также  В каком месте запорной арматуры указывается ее серийный номер

    Наличие сварочных клещей упростит замену днища авто, ремонт порогов.

    При выборе споттера обращайте внимание на ряд ключевых характеристик:

  • Сила тока. Бывает 1500-5000 А. Сказывается на прогреваемой толщине. С мощностью 1500 А получится только рихтовать небольшие вмятины. Чтобы сваривать металл 1.5+1.5 мм, выбирайте споттер на 5000 А
  • Напряжение сети. Бывает 220 или 380 V. Определяет, получится ли использовать споттер от обычной розетки в гараже или понадобится трехфазный ввод.
  • Потребляемая мощность. Варьируется в пределах 5-11 кВт. Влияет на нагрузку проводки. Для споттеров мощностью 8 кВт необходимо сечение медных проводов 4 мм².
  • Вес. 2.5-80 кг. Для моделей свыше 25 кг потребуется тележка, чтобы перекатывать по боксу вокруг автомобиля.

    У споттера может сломаться плата управления, обмотка трансформатора, пистолет. Все детали можно заменить, если запчасти есть в наличие. Перед покупкой изучите распространенность ключевых узлов споттера конкретной модели в вашей местности или в интернете. Проверьте наличие сервисных центров, сотрудничающих с этим брендом, чтобы не пришлось отправлять оборудование далеко курьерскими службами или везти на авто.

    Хотя это и разновидность электрической сварки, время импульса дуги настолько короткое, что сварочная маска не нужна. Сама дуга практически не видна (лишь искры), поскольку электрод приставляется непосредственно к изделию без зазора. Коротко рассмотрим, как работать споттером при выравнивании вмятин на кузове автомобиля.

    Для крупных вмятин с плавными краями используют шайбы, приваренные в ряд. После вытягивания основной деформации, мелкие впадины рихтуют точечно обратным молотком.

    Если у повреждения есть острые загнутые края, они образуют ребра жесткости и просто обратным молотком их не вытянуть. Необходимо снять напряжение металла, для чего задействуют угольные электроды. Расходник вставляется в пистолет и между ним и кузовом зажигается электрическая дуга. Электрод не плавится, а только разогревает место. Это размягчает сталь и облегчает выравнивание. Но для этого процесса уже нужна маска.

    Полезные советы при работе

    Подавайте свет сбоку, чтобы хорошо видеть плоскость. Бугры на кузове так же портят вид, как и вмятины.

    Если длина импульса будет слишком большой, в месте точечной сварки, после отсоединения молотка, останется дырочка. Заварить ее сложно. Потребуется шпаклевка, но потом, возможна сквозная коррозия. Лучше изначально ставьте минимальную длину импульса, а потом регулируйте ее по мере необходимости.

    В случае единичного прожога, если под рукой нет полуавтомата, попытайтесь заварить дырку угольным электродом, подавая второй рукой присадочную проволоку.

    Источник видео: TELWIN Russia

    Ответы на вопросы: что такое cпоттер для кузовного ремонта и как он работает?

    Как выбрать споттер

    Споттер – оборудование, основное предназначение которого заключается в проведении кузовных работ, благодаря использованию технологии точечной сварки. С помощью такого агрегата предоставляется возможность без особых сложностей выравнивать вмятины и прочие дефекты по кузову с внешней стороны без необходимости делать разрез металлической конструкции либо отдельных деталей транспортного средства.

    Зная имеющиеся особенности можно понять, как выбрать споттер для кузовных работ.

    Особенности использования споттера

    Споттер использует технологию сварки сопротивлением. Вся система управления оборудованием осуществляется благодаря встроенному многофункциональному микропроцессору, к которому подключено регулятор настроек.

    По сути, агрегат является один из видов классического сварочного аппарата. Главным отличием считается то, что импульс сварочного тока возникает за счет имеющегося разряда большой емкости, который действует в течение минимального периода, причем настолько маленького, что лакокрасочное покрытие с обратной стороны не успевает обгорать.

    Необходимость в использовании оборудования

    Благодаря использованию рассматриваемого типа оборудования предоставляется возможность без особых сложностей вытянуть:

    • двери транспортного средства;
    • крышу;
    • бампер и прочие металлические элементы, не затрачивая при этом слишком много времени на снятия, разборку и дальнейший процесс ремонта.

    Справка: споттер является незаменимым помощником на любой станции технического обслуживания автомобилей или при организации домашней мастерской. С го помощью можно существенно увеличить производительность труда, что несомненно скажется на уровне дохода.

    Все без исключения настройки, которые расположены на корпусе агрегата, предоставляют возможность устанавливать следующие параметры:

    • номинальная толщина обрабатываемой поверхности;
    • разновидность используемой насадки;
    • время непрерывной работы оборудования;
    • номинальная мощность, которую требуется использовать при выполнении конкретной работы

    В качестве дополнительных приспособлений, которые могут использоваться в паре с споттером, принято выделять:

    • струбцины;
    • точечные крепежные элементы;
    • различные электроды;
    • дополнительные элементы, которые оказывают помощь в исправлении дефектов на металлической поверхности;
    • элементы, способные оказывать помощь в выравнивании ребер;
    • многочисленные типы насадок, в том числе в форме полумесяца, шпильки.

    Справка: эксплуатируя рассматриваемое оборудование, можно с легкостью сохранить заводские швы и при этом получить максимально высокое качество работы.

    Классификация оборудования

    Изучая вопрос о том, как выбрать споттер, необходимо помнить, что на российском рынке представлено несколько его видов, среди которых:

    • инверторный;
    • трансформаторный.

    В зависимости от типа проведения ремонтных работ, сварочное оборудование условно разделяется на несколько подгрупп, в частности:

    • для проведения работ по рихтованию кузова и отдельных частей транспортного средства. Отличительной особенностью такой модели считается компактность и удобство держать в руке. В базовую комплектацию дополнительно входит обратный молоток и набор многочисленных насадок;
    • для выполнения контактной сварки кузовных панелей с дополнительным использованием клещей. Как правило, такие модели обладают небольшим запасом мощности, однако показывают эффективную производительность. Недостатком считается ограниченная сфера деятельности.

    Споттеры, которые представлены на рынке могут быть:

    • однофазными – работают от сети 220 В;
    • трехфазными – питание осуществляется от сети 380 В.

    Справка: принцип действия не отличается между собой, однако некоторые мастера указывают на то, что достичь максимально качества шва можно с трехфазной моделью оборудования, однако это невозможно в бытовых условиях (в частных домах используется однофазная сеть).

    В базовую комплектацию входит:

    • споттер;
    • различные крепежные элементы;
    • обратный молоток;
    • клещи – как правило, производитель отдает предпочтение пневматическим.

    Необходимо помнить, что в случае необходимости, любые дополнительные приспособления можно приобрести в любом строительном магазине. Настоятельно рекомендуется не экономить и приобрести качественную модель, которая обладает не только хорошими техническими характеристиками, но и долгим сроком эксплуатации. Это позволит в дальнейшем сэкономить на сервисном обслуживании.

    Как правильно работать со споттером?

    Любой автомастер вполне может выполнять ремонтные работы с использованием споттера – благодаря своей простоте, каких-либо сложностей не возникает. Однако для получения максимального качественного результата, предстоит немного потренироваться.

    Порядок действий заключается в следующем:

    1. Изначально необходимо произвести очистку обрабатываемой поверхности. Для этого возникает необходимость воспользоваться шлифовальной машинкой в сочетании с наждачной бумагой для быстрого снятия лакокрасочного покрытия на поврежденном участке автомобиля.
    2. После этого необходимо подключить заземление – к обрабатываемой поверхности. Если работа планируется непосредственно на кузове автомобиля, в обязательном порядке нужно изначально отсоединить аккумуляторные клеммы. Как минимум, это позволит исключить замыкание электроники.
    3. Использование сварочного аппарата в местах, где есть вмятины или прочие дефекты, осуществляется при необходимости сваривание крепежных элементов (за них в дальнейшем нужно тянуть, что выравнивать металл). К крепежным элементам относят: треугольники, специализированные змейки, шайбы и пр.
    4. С помощью обратного молотка, который часто входит в базовую комплектацию споттера, необходимо вытягивать поврежденные участки металла. Дополнительно можно воспользоваться цепью, тросом, ломом и прочими приспособлениями – главное, чтобы было за что тянуть.
    5. По завершении работ необходимо демонтировать крепежные элементы – выкрутить их.
    6. Осуществляется зачистки места сваривания, обезжиривание, шпаклевка и на несение нового слоя лакокрасочного покрытия.

    Как видно, выполнить ремонта автомобиля не составляет труда. Как утверждают сами автомастера, главное, научиться пользоваться оборудованием – только так можно существенно упростить время работы.

    Как правильно подобрать споттер для работы

    На российском рынке представлено широкий ассортимент рассматриваемого типа оборудования, которое отличается между собой не только ценовой политикой, но и заявленными техническим и характеристиками.

    На сегодняшний день наибольшим спросом пользуются следующие производители:

    • Holex – немецкая компания, которая отличается поставками продукции высокого качества. По причине высокой стоимости оборудование часто приобретается крупными станциями технического обслуживания, для которых авторитет занимает одну из ключевых роль. С помощью немецкого сварочного аппарата можно достичь максимально высокого качества по результатам работы;
    • французская компания Gys. Наиболее известной моделью считается Gyspot. Основное предназначение заключается в сварки звезд и колец, вытягивание вмятин небольших размеров, сварки с помощью волнистой проволоки, рихтовка округлых металлических поверхностей;
    • Solary – компания родом из Китая, но, несмотря на это качество сборки оборудования находится на высшем уровне. Модельный ряд обладает многочисленным функционалом, что делает его универсальным;
    • Deca – итальянский поставщик качественного оборудования. Отличительной особенностью считается наличие встроенного микропроцессора, с помощью которого предоставляется возможность выполнять необходимые настройки в автоматическом режиме, причем в разных климатических и бытовых условиях. Толщина обрабатываемого металла не играет ключевой роли при выполнении поставленной задачи.
    • Темп – украинский производитель, для которого соотношение цены и качества является не пустым звуком.

    Как видно, широкий ассортимент рассматриваемого оборудования позволяет выбрать наиболее подходящую модель для выполнения определенных поставленных задач.

    Какие модели наиболее популярны в России

    В зависимости от поставленных перед оборудованием целей, возникает необходимость выбрать соответствующий агрегат.

    Представленный обзор наиболее востребованных моделей позволяет существенно сократить выбор.

    Garwin GS-6000

    Отличительной особенностью является то, что оборудование может быть использовано для малярно-кузовных работ.

    • номинальный ток – 5000 А;
    • заявленная мощность – 19 Вт;
    • аналоговое управление;
    • питание осуществляется от сети 220 В.
    • наличие интуитивно-понятного интерфейса;
    • компактность, благодаря чему при транспортировке не возникает неудобств;
    • наличие тележки;
    • автоматический режим перехода в режим охлаждения.
    • возможность приваривать шайбы любого вида;
    • можно работать с угольными электродами;
    • приварка волнообразной проволокой;
    • приварка различных шпилек.

    Базовая комплектация включает в себя: крюк для возможности проводить работы с обратным молотком, электроды, приварочные элементы разных типов, присоска для устранения дефектов кузова.

    Hammer TT

    Отличительной особенностью является европейское качество сборки. Заявленный вес сварочного аппарата составляет порядка 14 кг. Габариты не превышают размеров футбольного мяча, что делают его высокомобильным агрегатом.

    Читайте также  Труба 219 размеры вес

    Благодаря тому, что имеется модная электропроводка, в том числе в трансформаторе, аппарат выдает максимальный коэффициент полезного действия – свыше 90%.

    Заявленные показатели энергопотребления – 2,5 кВт.

    Споттер является незаменимым помощником в быту и небольших автомастерских, где не требуется его постоянного использования.

    HELVI SPOT-WELD 22/E 2 99500022

    Отличная модель, которая может быть использована не только в автомастерских, но и в домашних условиях. Аппарат не прихотлив к условиям хранения, отличается долгим сроком эксплуатации.

    Основными преимуществами является аккуратно выполненный шов, который по завершении работ практически не требует зачистки. Среди недостатков выделяют высокую стоимость, которая составляет порядка 60 тысяч рублей.

    • работает от сети 220 В – однофазный;
    • номинальный показатель тока – 6300 А;
    • заявленный вес 11 кг;
    • максимальная мощность – 2,3 кВт.

    Пользуется повышенным спросом на СТО.

    Заключение

    Споттер используется для проведения кузовных работ, из-за чего использование в домашних условиях может быть нецелесообразным. Основным потребителем выступают станции технического обслуживания автомобилей.

    Несмотря на это многие нашли для него применение в быту. Чтобы правильно подобрать оптимальную модель, вполне достаточно отталкиваться от толщины обрабатываемого металла – от этого напрямую зависит необходимая мощность аппарата.

    Споттер: что это такое и зачем он нужен?

    Работы, связанные с рихтовкой автомобиля, не всегда сводятся к базовым навыкам в работе с инструментами. Часто требуется точность, знание конструкции и геометрических особенностей деталей кузова. Даже при наличии знаний потребуется вспомогательный, специализированный инструмент, им выступает споттер. Что такое споттер и как он работает, рассмотрим далее.

    Споттер, что это такое

    Каждый рихтовщик знает, что такое споттер, он незаменим для большинства работ по восстановлению кузова. Споттер для кузовного ремонта – это устройство, которое способствует предотвращению полного демонтажа элементов кузова при проведении работ по рихтовке. Поверхность на авто с помощью устройства выводится в любых местах независимо от доступности.

    Spotter обладает важным достоинством – способствует восстановлению сложной геометрии на любых деталях кузова. Устройство особенно эффективно в местах, где нет доступа к внутренней части элемента. Работать споттером не сложно, это и способствовало распространению устройства. Дополнительно мощные аппараты применяются вместо сварки точечного типа.

    Прибор универсальный и позволяет рихтовать различные детали кузова: дверь, капот, крыло, порог и т. д. Основное отличие устройства – создание выпрямляющих усилий с фиксацией к наружной стороне кузовной детали.

    Профессиональный кузовной ремонт не может обойтись без использования споттера

    Устройство и принцип работы

    Работа споттером подразумевает нагревание небольшого участка кузовного элемента, влияние приносит минимальные повреждения автомобилю.

    Алгоритм работ по свариванию включает этапы:

    1. К месту повреждения приваривается крепежный элемент.
    2. За фиксатор зацепляется обратный мотолоток.
    3. Вытягивание выполняется вручную, но нередко используются и вспомогательные инструменты.

    Рихтовка споттером выполняется без больших усилий, это позволяет выполненять ремонт в условиях любого гаража.

    Схема элементарного агрегата:

    • корпус;
    • кабель;
    • стаддер (насадка);
    • электрод (можно заменить острым крутом).

    Любая коробка выполняет роль корпуса, к которой крепятся все компоненты устройства аппарата.

    Основным элементов конструкции является пистолет сварочного аппарата. Самодельный вариант не позволяет добиться длительной работы и несколько уступает по характеристикам, но пригоден для работ с небольшими объёмами рихтовки. Долговременная работа реализуется в фабричном устройстве.

    Самое большое преимущество споттера — это то, что усилие прикладывается только к внешней стороне поверхности поврежденной детали

    Виды оборудования

    Существует две основных разновидности аппаратов: трансформаторные и инверторные. На основании сферы и способа использования выделяют ещё две группы: для рихтовки и сваривания кузова контактным методом. Рихтовочные спотеры – это маленькие аппараты для ручной работы.

    В них всегда устанавливается обратный молоток и дополнительные детали для ремонта. В конструкции присутствуют особые клещи. Большинство устройств являются маломощными. Из-за невысокой точности сварных работ и быстрого перегрева споттер не способен обеспечить качественное сваривание.

    Еще споттеры классифицируют по требуемому напряжению сети питания. Стандартные аппараты рассчитаны на 220 В, а мощные 380 В.

    Как работать споттером

    Работа споттером авто рихтовка отточена многими специалистами, но особой сложности методика не представляет для начинающих рихтовщиков. С помощью аппарата удаётся выровнять вмятину на любом участке, независимо от места расположения.

    На электрод поступает ток от сварочной установки, так выполняется соединение с деформированной областью. Для выпрямления используется обратный молоток, может заменяться особым упором. Механические воздействия продолжают до момента полного выравнивания поверхности. После завершения работ участок зачищают, так как на нём остаются шлаки от электрода.

    Чтобы научиться пользоваться споттером, не нужно идти на специальные курсы

    Алгоритм использования споттера для рихтовки:

    1. Подготовка поверхности. Независимо от материала корпуса (алюминий или железо), с поверхности удаляют все покрытия: лакокрасочный слой, шпаклёвку, грунтовку.
    2. Подключение «минуса». С кузовом соединяется клемма «минус» для заземления.
    3. Установка крепежа. Привариваются фиксаторы (любые зацепы, петли или крючки) к деформированному участку корпуса. Для соединения используют сварку по точкам.
    4. Подготовка инструмента. Выполняют сцепление основного инструмента и подготавливают вспомогательные конструкции. Удобно использовать пуллер – устройство для облегчения восстановления деталей.
    5. Правка детали. Вытягивание кузовного элемента до восстановления первоначального вида и формы.
    6. Демонтаж крепежа. Для удаления фиксаторов подойдёт болгарка.
    7. Шлифовка. Окончательный этап – зачистка поверхности и работы по подготовке к окрашиванию.

    Чтобы профессионально пользоваться инструментом, необходимы минимальные навыки обращения со сварочной установкой. Специалист легко определит тип необходимой насадки для споттера и её размер. Большой комплект насадок позволит работать с силовыми элементами без разбора.

    Устранение маленьких вмятин

    Принципиальных отличий выравнивания небольших и масштабных вмятин существует несколько:

    • фиксируется всего один зацеп для вытягивания;
    • зачистка проводится исключительно на деформированном участке, остальное ЛКМ не трогают;
    • деталь по периметру обклеивается малярным скотчем, чтобы предотвратить разрушение краски;
    • рекомендуется выполнять рихтовку аккуратно, не прикладывая сильных усилий, чтобы избежать деформирования всей детали.

    Алгоритм работы остаётся прежним, но дополнительно используются небольшие насадки.

    Если взять в сравнение обычный сварочный аппарат, то можно сказать, что споттер на много безопаснее, так как от него не летят искры и не нагревается металл

    Работа с серьезными повреждениями

    Для устранения больших повреждений потребуется масштабная работа:

    • приваривается много фиксаторов вдоль вмятины, преимущественно в местах самых глубоких повреждений;
    • вытягивать следует понемногу каждый элемент – и так по кругу до полного восстановления. Если сразу выровнять один участок, в момент рихтовки второго может нарушиться состояние предыдущего места;
    • пригодится относительно большой обратный молоток, но сильных ударов все равно стоит избегать, иначе появляется риск повреждения крепления элемента кузова.

    Функциональность споттеров серийных моделей

    Споттеры, изготовленные в условиях производства, отличаются многофункциональностью. Среди полезных возможностей:

    • создают условия для использования ремонтных шайб;
    • поддерживают соединение с электродом из металла для последующего вытягивания;
    • сочетаются с графитными электродами: они полезны благодаря выполнению осадки железа (как нагрева, так и охлаждения);
    • лёгкость обслуживания и комфорт использования;
    • поддерживают два режима работы: длительный и кратковременный. При работе в постоянно активном режиме устанавливают углеродный тип электрода. Работа в непродолжительном режиме полезна для установки электрода из металла или ремонтных шайб. Длительность работы устанавливается тумблером на корпусе;
    • система охлаждения. Конструкция имеет встроенный термостат, который контролирует температуру споттера и выполняет экстренное отключение устройства в случае перегрева. При охлаждении конструкция снова включается.

    Крепежные шайбы можно использовать на несколько раз, так как при сварке, они не плавятся

    Характеристики споттеров, выпускаемых серийно

    Существует немало технических параметров споттеров, которые стоят на серийном производстве. Основные характеристики:

    • тип электросети для работы (2 варианта) – 220 В или трёхфазная сеть 380 В;
    • частота переменного тока – от 50 до 60 Гц;
    • предельная мощность – 10 кВт;
    • максимальный ток при сваривании – 1300 А;
    • напряжение на вторичной обмотке – 8-9 В;
    • таймер, позволяет задавать время в диапазоне от 0,1 до 1,2 с;
    • переключение между несколькими режимами сваривания: точечным (активируется таймером) и постоянным (поддерживает работы по свариванию и темперированию);
    • изменение производительности аппарата в зависимости от режима работы. При активации точечного режима привлекается максимальная мощность. В режиме угольной сварки активируется минимальная выходная мощность;
    • усилие на разрыв с помощью электрода из железа – свыше 100 кг;
    • при монтаже шайбы формируется тяговое усилие – свыше 100 кг.

    Как выбрать споттер?

    Немаловажную роль играет, стоимость споттера, это зависит от силы тока (?тока потребления), мощности и функциональности. Чем больше каждый параметр, тем выше стоимость.

    Существуют важнейшие критерии, влияющие на стоимость споттера:

    • тип преобразователя. Инверторные встречаются реже, но показывают себя хорошо в точечной сварке. Чаще применяются трансформаторные, так как они более надёжны и стоят дешевле;
    • производительность. Встречаются модели стандартных показателей мощности, они применимы только для рихтовки отдельных элементов корпуса. Варианты с повышенной мощностью используются для сваривания по точкам и работы с более прочными деталями;
    • тип формирования сварки. Самый простой вариант – сварка с одной стороны посредством электрода. Эффективнее и дороже аппарат с двусторонней сваркой, она выполняется особыми клещами, которые раскрываются с обратной стороны вручную или пневматикой и сразу создают зацеп.

    Заключение

    Без споттеров в рихтовке уже не обойтись, так как они сокращают время на восстановление поверхностей и увеличивают качество работ. Лучший вариант рихтовки – это производственная модель аппарата, но существует возможность создать устройство вручную из сварочной установки.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: