Толщина футляра для трубопровода

Система нормативных документов в строительстве свод правил проектирование и строительство газопроводов из полиэтиленовых труб диаметром до 300 мм сп 42-101-96 ао «вниист» ао «гипрониигаз»

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Рекомендуемые диаметры футляров из стальных труб, мм

d е газопровода

Толщина стенки футляра при способе прокладки

для плети газопровода

для размещения фланцевых разъемных соединений

для размещения неразъемных соединений

открытом или горизонтальным бурением

продавливанием или проколом

Рекомендуемые диаметры футляров из неметаллических труб для полиэтиленовых газопроводов приведены в табл. 3.

Рекомендуемые диаметры футляров из неметаллических труб, мм

d е газопровода

d е футляра из полиэтиленовых труб типа «Т»

d е футляра из асбестоцементных труб

4.27. С целью избежания повреждения поверхности полиэтиленовой трубы при протаскивании ее через металлический или асбестоцементный футляр следует предусматривать защиту ее поверхности с помощью колец изготавливаемых из труб того же диаметра, длиной 0,5 d е , путем разрезки их по образующей и установки (после нагрева) на протягиваемую трубу на расстояниях 2-3 м друг от друга и закрепления на трубе липкой синтетической лентой.

4.28. В местах выхода полиэтиленовых труб над поверхностью земли (до высоты 0,8 м) и местах расположения полиэтиленовых цокольных вводов надземные участки полиэтиленовых труб вместе с узлом соединения «полиэтилен-сталь» должны быть заключены в защитные металлические футляры.

При расположении цокольных вводов непосредственно у стен зданий (сооружений) в защитный футляр должен заключаться как вертикальный, так и горизонтальный участки ввода. Расстояние от наружной стены здания до конца горизонтального участка футляра должно быть не менее 1 метра.

В футлярах надземных выходов и цокольных вводов могут размещаться (как разъемные, так и неразъемные узлы соединений «полиэтилен-сталь».

Диаметр футляров принимается по данным табл. 2 .

Фланцы узлов разъемных соединений и стальные патрубки узлов неразъемных соединений должны жестко фиксироваться внутри металлических футляров для исключения воздействия на узлы соединений нагрузок от веса кранов, задвижек, температурных деформаций стальных участков и пр.

В целях предохранения наземного полиэтиленового газопровода от механических повреждений внутри металлического защитного футляра должен устанавливаться полиэтиленовый или полипропиленовый патрубок.

Надземный стальной участок газопровода до места присоединения к домовому регулятору давления или ввода в дом, в этом случае должен иметь угловой или П-образный компенсатор ( рис. 8 ). Размеры компенсатора должны определяться расчетом, на основании учета перемещений газопровода (включая надземный и подземный участки) от температурных воздействий и давления газа.

На рис. 8 показаны возможные варианты конструкций футляров для цокольных вводов и надземных выходов полиэтиленовых труб, монтируемых в простых геологических условиях, при отсутствии:

— пучинистых, просадочных, набухающих, неслежавшихся насыпных грунтов;

— возможности развития опасных геологических процессов (карст, оползни и др.);

Конструкция цокольных вводов и надземных выходов полиэтиленовых труб, монтируемых в сложных геологических условиях, должна определяться специально разработанными техническими решениями, утвержденными в установленном порядке.

4.29. Размеры колодцев, рекомендуемых для полиэтиленовых газопроводов, должны соответствовать типовому проекту 905-7 «Унифицированные колодцы для подземных газопроводов».

Колодцы, предусматриваемые в пучинистых грунтах, должны быть сборными железобетонными или монолитными.

4.30. Контрольные трубки следует предусматривать на одном конце футляров при пересечении газопроводом автомобильных и железных дорог, подземных коллекторов и каналов, водостоков, канализации и тепловых сетей, а также на стальных футлярах в местах выхода полиэтиленовых труб над поверхностью земли и в местах бесколодезного расположения разъемных соединений.

Рис. 8. Конструкция футляров цокольных вводов и надземных выходов

а — выход надземный с узлом разъемного соединения

б — цокольный ввод газопровода среднего давления для подключения шкафного регуляторного пункта

в — цокольный ввод газопровода низкого давления;

1 — стальной газопровод, 2 — металлический футляр, 3 — полиэтиленовый футляр, 4 — полиэтиленовый газопровод, 5 — контрольная трубка, 6 — компенсатор.

При наличии на поверхности земли твердого асфальтового или бетонного покрытия (в частности, на территории населенных пунктов) контрольная трубка должна выводиться под защитное устройство (ковер). Если твердое покрытие отсутствует, контрольная трубка должна выводиться над поверхностью земли на высоту не менее 0,5 м. При этом диаметр контрольной трубки должен быть не менее 32 мм, а ее конец, выступающий над поверхностью земли, плавно изогнут на угол 180°.

Варианты расположения контрольных трубок приведены на рис. 9 .

При установке контрольных трубок концы футляров должны быть заделаны пенькой или канатом и загерметизированы раствором низкомолекулярного полиизобутилена или битумом.

Стальные участки на полиэтиленовых газопроводах

4.31. Для стальных участков на полиэтиленовых газопроводах применяются трубы, соответствующие требованиям раздела II СНиП 2.04.08-87*.

4.32. Защита от коррозии стальных участков подземных газопроводов должна выбираться и устанавливаться в соответствии с требованиями СНиП 2.04.08-87*, СНиП 2.05.06-85 и настоящего свода правил, исходя из условий прокладки газопровода, данных о коррозионной агрессивности грунтов, наличия блуждающих токов, требуемого срока службы газопровода.

При прокладке в грунтах с высокой коррозионной агрессивностью стальных участков небольшой протяженности (до 2 м) возможно, исходя из результатов технико-экономических обоснований, вместо устройства катодной поляризации произвести замену на данном участке грунта c высокой коррозионной агрессивностью грунтами с низкой или средней коррозионной агрессивностью (например, засыпка песком).

Рис. 9. Варианты устройства контрольных трубок

а — контрольная трубка над стальным футляром при отсутствии твердого покрытия

б — контрольная трубка над стальным футляром — при наличии твердого покрытия

4.33. Стальные участки узлов неразъемных соединений и другие стальные вставки должны быть покрыты весьма усиленной изоляцией на основе битумных мастик с армирующими слоями. Возможно использование для изоляции стальных вставок липких полимерных лент или других материалов, соответствующих требованиям ГОСТ 9.602-89.

Неразъемные соединения «полиэтилен-сталь» должны укладываться на песчаное основание высотой не менее 10 см и присыпаться слоем песка на высоту не менее 20 см.

4.34. На вводных газопроводах должна предусматриваться установка изолирующих фланцевых соединений или изолирующих муфт (ИМ) из стеклопластика по ТУ 243 РСФСР 3.097-90 или других типов, разрешенных к применению в газовом хозяйстве.

Размещение ИФС и ИМ на вводных газопроводах должно предусматриваться на высоте не более 2,2 м и на расстоянии от дверных и оконных проемов не менее 0,5 м.

5. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛИЭТИЛЕНОВЫХ ТРУБ ДЛЯ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

5.1. Проект газоснабжения населённого пункта должен обеспечивать рациональное использование полиэтиленовых и стальных труб.

На выбор варианта существенное влияние оказывает характеристика объекта газоснабжения, т.е. планировка населенного пункта, плотность и этажность застройки, объемы потребляемого газа, наличие и характеристика газопотребляющих установок, стоимость труб, оборудования и другие факторы.

При выборе трассы полиэтиленового газопровода необходимо учитывать также расположение в районе трассы тепловых сетей, водоводов и других подземных коммуникаций, проведение ремонтных работ на которых может привести к повреждению полиэтиленовых труб.

Классификация газопроводов населенных пунктов приведена в Приложении 14 .

5.2. При выборе схем газоснабжения населенных пунктов возможны следующие варианты применения полиэтиленовых труб:

все подземные распределительные сети низкого давления, включая подземную часть газопроводов-вводов для каждого отдельного потребителя;

все подземные распределительные сети среднего давления с установкой перед каждым потребителем индивидуальных регуляторов давления газа;

все подземные распределительные сети среднего давления с установкой шкафных блочно-комплектных газорегуляторных пунктов на группу потребителей газа и последующим переходом на стальные газопроводы низкого давления.

На рис. 10 приведены примеры использования полиэтиленовых труб для внутрипоселковых газопроводов.

5.3. Соединение стальных и полиэтиленовых участков газопроводов-вводов целесообразно осуществлять при помощи неразъемных соединений «полиэтилен-сталь».

Присоединения ответвлений от распределительных (уличных) газопроводов к индивидуальным потребителям должны предусматриваться при помощи литых соединительных деталей (тройников, отводов), в т.ч. с закладными нагревателями.

Для газопроводов из ПЭ 80 (ПСП) присоединение ответвлений рекомендуется осуществлять при помощи седловых отводов с ЗН.

Для газопроводов из ПЭ 63 (ПНД) присоединение ответвлений может производиться при помощи узлов врезок, самостоятельно изготавливаемых строительными организациями на базе стандартного тройника, врезаемого в газопровод. Изготовление такого тройникового узла врезки и его монтаж должна производиться по специальной технологической карте, утвержденной в установленном порядке, при этом должны быть предусмотрены тщательная подсыпка и уплотнение грунта в местах их расположения.

На рис. 11 приведен общий вид присоединения стального газопровода-ввода низкого давления к распределительному полиэтиленовому газопроводу при помощи тройникового узла врезки.

Читайте также  Уход за пластиковыми трубами

5.4. Расстояние от вертикальной оси трубопровода цокольного ввода до стены зданий должно устанавливаться с учетом ширины фундаментов; но не менее:

для труб d у 50 мм — 175 мм;

для труб d у 80 мм — 220 мм;

для труб d y 100 мм — 250 мм.

— полиэтиленовый газопровод;

— стальной газопровод;

— соединение «полиэтилен-сталь»;

— переход; ПГ-4 — индивидуальный потребитель газа.

а — пример использования полиэтиленовых труб для внутрипоселкового газопровода среднего давления; б — пример использования полиэтиленовых труб для подземной части внутрипоселкового газопровода низкого давления

Рис. 10. Схемы использования полиэтиленовых труб для строительства внутрипоселковых газопроводов

Рис. 11. Присоединение стального газопровода-ввода к распределительному полиэтиленовому газопроводу при помощи тройникового узла врезки

1 — заглушка, 2 — фреза, 3 — тройник, 4 — переход, 5 – полиэтиленовый патрубок газопровода-ввода, 6 — труба распределительного газопровода, 7 – стальной цокольный ввод, 8 — соединение «полиэтилен-сталь»

5.5. Для предотвращения скапливания конденсата в газопроводных системах низкого давления следует, при необходимости, предусматривать конденсатосборники с уклоном к ним не менее 2%. Если по условиям рельефа местности не может быть создан необходимый уклон, допускается предусматривать прокладку газопровода с изломом в профиле с установкой конденсатосборника в низшей точке ( рис. 12 ).

5.6. Трасса газопровода на территории населенного пункта должна обозначаться в местах поворотов и через каждые 200 м на прямолинейных участках с помощью привязки к зданиям, каменным оградам и т.д.

Расстояние от газопровода до места привязки определяется рабочим проектом. Образец опознавательного знака приведен в Приложении 15 .

Для вновь проектируемых участков газопроводов на территории городов, как правило, должны предусматриваться технические решения, предупреждающие при выполнении земляных работ о прохождении на данном участке полиэтиленового газопровода. Например, укладка на расстоянии 0,25 м от верха трубопровода полиэтиленовой сигнальной ленты шириной не менее 0,2 м с несмываемой надписью «Газ». Для участков пересечений со всеми инженерными коммуникациями это требование обязательно. Лента должна быть уложена вдоль газопровода на расстояние не менее 2 м в обе стороны от пересекаемого сооружения.

Рис. 12. Схемы удаления конденсата

1 — фильтр, 2 — газопровод для удаления конденсата, 3 — емкость переходная

Расчет труб защитного футляра

Условия расчета

Данные для расчета

Задача расчета

На переходе трубопровода через автодорогу

Определение толщины стенки защитного футляра на переходе через автодорогу, в составе работ по модернизации газопровода-отвода DN 300.

Наружный диаметр газопровода: Дн 325 мм

Материал футляра: труба спиральшовная, сталь Ст3сп, согласно ГОСТ 8696-74*:

— временное сопротивление разрыву на поперечных образцах: σв = 372 Н/мм 2 (42 кгс/мм 2 );

— предел текучести: σт = R2 = 245 Н/мм 2 (25 кгс/мм 2 );

Максимальное заглубление футляра, согласно данных построения профиля участка газопровода: H=z=3,4 м.

Характеристики грунта, согласноданных инженерно-геологического обследования участка работ:

— грунт: суглинок полутвёрдый;

— плотность грунта: γГР=1,96 т/м 3 ≈19,2 кН/ м 3 ;

— угол внутреннего трения: φГР=23 о ;

— коэффициент крепости: fКР=0,6, [1, табл.59].

Верхнее покрытие автодороги:

— модуль упругости: ЕП=1000 МПа, [1, табл.60];

— коэффициент Пуассона: μП= 0,2, [1, табл.60].

Расчетные показатели автомобилей:

— вид: грузовой, трёхосный;

— нагрузка на одну заднюю ось: 13 кН, [1, табл.63];

— расстояние между осями задней тележки: с=1,6 м.

Коэф-т надежности по нагрузке от подвижного состава:nП = 1,1;

Коэф-т надежности по нагрузке от веса грунта:nГР = 1,2;

Коэффициент постели грунта при сжатии [9, табл.1]:ko = 0,1 МН/м 3 ;

4.1 Минимальный диаметр защитного футляра, [1, ф. 6.183]:

,

принимаем диаметр защитного футляра DФ=530 мм.

4.2 Ширина свода естественного обрушения грунта над футляром, [1, ф. 6.187]:

.

4.3 Высота свода естественного обрушения грунта над футляром, [1, ф. 6.186]:

.

4.4 Расчетная вертикальная нагрузка на футляр от действия грунта, [1, ф. 6.185]:

.

4.5 Расчетная величина бокового давления грунта на футляр в случае формирования свода обрушения, [1, ф. 6.189]:

4.6 Момент инерции материала полотна дороги, [1, ф. 6.194]:

.

4.7 Цилиндрическая жесткость полотна дороги, [1, ф. 6.193]:

.

4.8 Коэффициент жесткости полотна дороги, [1, ф. 6.192]:

.

4.9 Длина зоны распространения реакции основания, [1, ф. 6.197]:

.

4.10 Длина зоны распространения суммарной эпюры реакции основания:

4.11 Максимальное значение реакции основания автодороги имеет место в точке соприкосновения колес автомашины с дорожным полотном, при этом η=1,0, [1, ф. 6.195]:

.

4.12 Максимальное напряжение в грунте на глубине заложения футляра (z=H) и под колесами автомобиля (x=0), [1, ф. 6.198]:

4.13 Расчетное давление на футляр от подвижного транспорта, [1, ф. 6.199]:

.

4.14 Расчетное поперечное сжимающее усилие в наиболее напряженном сечении футляра, [1, ф. 6.201]:

.

4.15 Расчетный изгибающий момент в наиболее напряженном сечении футляра, [1, ф. 6.202]:

.

4.16 Минимальная толщина стенки футляра, удовлетворяющая условию прочности, [1, ф. 6.200]:

Принимаем толщину стенки защитного футляра

Дн 530 по ГОСТ 8696-74*– 9,0 мм.

5 Заключение

Принятая толщина стенки и материал трубы защитного футляра удовлетворяют условиям прочности и деформации в продольном направлении.

Список литературы

1.Бабин Л.А., Быков Л.И., Волохов В.Я. «Типовые расчеты при сооружении трубопроводов», М. «Недра» 1995 г.

2. СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы».

Справочные данные из [1]

Коэффициент постели грунта при сжатии

Грунт ko , МН/м 3
Торф влажный 0,5-1,0
Плывун 1-5
Глина размягченная 1-5
Песок свеженасыпанный 2-5
Песок слежавшийся 5-30
Глина тугопластичная 5-50
Гравий 10-50

Ориентировочные значения физико-механических характеристик грунтов

Грунт Плотность γГР, кН/м 3 Угол внутреннего трения φГР, градус Коэффициент крепости fКР
Сланец, известняк, мел, мерзлый грунт 2,0
Слежавшаяся галька, щебенистый грунт, твердая глина 18-20 1,5
Плотный глинистый грунт 1,0
Гравий, глинистый грунта, лесс 0,8
Слабый глинистый грунт, сырой песок, растительный грунт 0,6
Песок, мелкий гравий, насыпной грунт 0,5
Разжиженные грунты 15-18 0,3

Расчетные характеристики материалов покрытия автомобильных дорог

Вид материала Модуль упругости ЕП, МПа Коэффициент Пуассона, μ
Цементобетон 10000-20000 0,15-0,20
Асфальтобетон 1000-1500 0,20-0,30
Щебень, обработанный битумом 700-900 0,25-0,30
Гравий, обработанный битумом 350-800 0,35-0,40
Щебень 300-450 0,15-0,20
Гравийный материал 150-250 0,08-0,10
Щебень и гравий, обработанные цементом 500-700 0,10-0,20
Грунты, обработанные цементом 200-450 0,20-0,30
Грунты, обработанные битумом 170-280 0,30-0,35
Пески 80-150 0,20-0,25
Супеси легкие 40-45 0,20-0,30
Пески пылеватые, супеси тяжелые 28-40 0,15-0,20
Легкие и тяжелые суглинки и глины 20-35 0,30-0,40
Супеси пылеватые и тяжелые, пылеватые суглинки легкие и тяжелые 15-30 0,15-0,25

Наименьшая допускаемая толщина покрытия автомобильных дорог

Номер покрытия Наименование покрытий H, см
Жесткие:
Цементобетон (монолитный и сборный)
Полужесткие и нежесткие:
Асфальтобетон однослойный
Асфальтобетон двухслойный
Асфальтобетон из прочных щебенистых материалов в смеси с битумом
Мостовые из брусчатки и мозаики на каменном или бетонном основании
Усовершенствованные облегченные покрытия из щебня и гравия, обработанных битумом
Усовершенствованные облегченные покрытия из холодного асфальтобетона
Усовершенствованные облегченные покрытия из грунта обработанного битумом
Щебенистые и гравийные переходные покрытия на песке
Щебенистые и гравийные переходные покрытия на каменном или укрепленном вяжущем грунте
Щебенистые и гравийные переходные покрытия на основании из щебня или гравийного материала
Грунтовые покрытия, укрепленные различными местными материалами

Основные показатели автомобилей, учитываемые в нормативных нагрузках Н-30 и Н-10

Показатель Н-30 Н-10 автомобиля
утяжеленного нормального
Масса нагруженного автомобиля, т
Нагрузка на заднюю ось, кН 2х120
Нагрузка на переднюю ось, кН
Ширина заднего ската, м 0,8 0,4 0,3
Ширина переднего ската, м 0,3 0,2 0,15
Длина соприкосновения ската с покрытием проезжей части (по направлению движения), м 0,2 0,2 0,2
База автомобиля, м 6+1,6 (!) 4,0 4,0
Ширина кузова, м 2,9 2,7 2,7
Ширина колеи, м 1,9 1,7 1,7

Маленький комментарий:

Свой расчет я выполнил тупо переписав из книжки (расстояние между осями задней тележки взято из предыдущего издания). Но, когда готовил файл на сайт, обратил внимание на две невязочки: коэффициент постели грунта и нагрузка на заднюю ось. Может тут что-то еще неправильное есть?!

| следующая лекция ==>
Определение давления в конце процесса расширения | Выбор главной магистрали

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Прокладка рабочего трубопровода в футляре

Находящийся на участке подземного перехода рабочий трубопровод в футляре является ответственным и важным участком водовода, поэтому он должен соответствовать повышенным требования прочности и надежности. Для такого участка мы используем трубы с толщину стенки на 15-25 мм больше, чем на участках основной части трубопровода. Проведя испытания и исключив возможность дефектов мы наносим на трубы антикоррозийную изоляцию, которая защищается от механических повреждений деревянными рейками.

Читайте также  Библиотеки компас запорная арматура

В качестве защитных кожухов (футляров) мы используем сварные спирально-шовные, прямошовные и бесшовные горячекатаные трубы. Горячекатные трубы применяются в качестве кожухов для трубопроводов диаметром до 273 мм, при большем диаметре трубопровода обычно берут сварные спирально-шовные или прямошовные трубы.

Таблица 21.1 Требуемые диаметр и толщина стенок защитного кожуха (футляра)

Наружный диаметр, мм Толщина стенки защитного кожуха, мм, при способе прокладки
рабочего трубопровода защитного кожуха открытом бестраншейном
горизонтальное бурение продавливание и прокол
159 325 8 8 9
219 277 9 9 10
273 426 9 9 11
325 530 9 10 12
426 630 10 10 12
530 720 10 10 12
630 820 10 10 12
720 920 10 10 12
820 1020 10 11 14
920 1220 10 11 14
1020 1220 10 11 14
1220 1420 11 12 14
1420 1720 16 16 16

При определении длины кожуха учитывают ширину дороги (либо дорожной насыпи) и установленные рекомендуемые нормативные расстояния. От коррозии и различных повреждений кожухи предохраняет песчано- или асбесто-цементное, эпоксидное, асфальтоцементобитумное или полимерное антикоррозийное покрытие, которое наносится на поверхность.

Способы прокладки труб в футляре

Для устройства рабочего трубопровода применяют способы проталкивания и протаскивания.

Трубы до 1020 мм в диаметре мы прокладываем проталкиванием. Для этого используется спецоборудование (краны-трубоукладчики), которое может поднимать грузы весом 12-35 т.

Трубы 1220 мм и более в диаметре мы прокладываем протаскиванием. В этом случае, помимо кранов-трубоукладчиков (либо лебедок), используются тракторы.

У Вас возникли вопросы?

С ориентировочной стоимостью на продавливание стальных футляров вы можете ознакомиться в разделе «Прайс-лист».

Связаться с нами вы можете:

  • по телефонам:
    • +7 (495) 470-10-10;
    • +7 (495) 961-62-51.
  • по электронной почте: zao-sk-sps@yandex.ru.
  • через форму обратной связи на нашем сайте.
  • Наши услуги
    • Прокладка инженерных сетей и коммуникаций
    • Горизонтально направленное бурение (ГНБ)
    • Продавливание стальных футляров
    • Устройство проколов
    • Водопонижение
  • Способы прокладки труб
    • Траншейная прокладка трубопровода
    • Бестраншейная прокладка трубопровода
      • Прокладка труб способом прокола
      • Прокладка труб способом продавливания
      • Прокладка труб способом горизонтального бурения
      • Прокладка рабочего трубопровода в футляре
      • Щитовая проходка тоннелей и коллекторов
  • Безопасность строительных работ

Новости

Окончательные штрихи в подготовке к отопительному сезону сопровождаются заменой труб вдоль проезжей части.

На полигоне не только будут сортироваться отходы, но и выявляться вторсырье.

Строительные компании проходят 140 процедур для одобрения подключения новостроек к сетям.

Футляры для прокладки труб

При прокладке трубопроводов под автодорогами, железнодорожными путями всегда необходимо использовать трубу–футляр, которая должна превышать по прочностным характеристикам ту трубу, для защиты которой она используются. Чаще всего используются и применяются под футляры стальные трубы. Стальные трубы на футляр в зависимости от требований заказчика, могут использоваться новые, лежалые, восстановленные и трубы б.у.

Все ситуации, в которых устройство защитных футляров для трубопроводов обязательно к применению, указаны в государственных стандартах, строительных нормах и других нормативных документах. К таким случаям можно отнести:

— монтаж газопровода в непосредственной близости от других коммуникаций, таких как сетей водоснабжения, силовых кабелей, теплопроводов,

— прокладка трубопровода под крупными автомобильными трассами,

— пересечение с железнодорожными путями, трамвайными рельсами.

В качестве защитных кожухов, часто их называют «футляры», компания МЕТТЕК предлагает использовать сварные спирально-шовные, прямошовные или бесшовные горячекатаные трубы. Горячекатные трубы применяются в качестве футляров для трубопроводов диаметром до 273 мм, при большем диаметре трубопровода обычно берут сварные спирально-шовные или прямошовные трубы.

По мимо этого, стальные трубы для футляра часто требуются с дополнительной защитой от коррозии, весьма усиленная (ВУС) 2х и 3х слойная изоляция. В большинстве случаев под футляр укладывается б/у труба в хорошем состоянии, из под газапровода, либо обротанная пескоструем водяная труба. Мы так же можем нанести необходимую изоляцию на стальную трубу, ВУС экструдированный полиэтилен, битумно-полимерная изоляция.

При прокладке труб или коммуникаций бестраншейным способом, вначале устанавливают футляры, а потом в них прокладывают трубопровод. Диаметр футляра должен быть больше, чем диаметр прокладываемых труб. Длину футляра обычно определяют исходя из нормативных расстояний и из ширины преодолеваемого препятствия (например, дорожного полотна или насыпи). Защиту футляра от коррозии производят с помощью специальных антикоррозионных покрытий – песчаноцементных, асфальтоцементнобитумных, асбестоцементных, эпоксидных или же полимерных. Выбор метода прокладки футляра зависит от диаметра и длины трубопровода, гидрогеологических условий, физико-механических свойств грунта, а так же наличия в строительной организации соответствующего оборудования, агрегатов и установок.

Футляр под дорогой, бестраншейная прокладка труб в стальном футляре – это удобный, экономически выгодный, безопасный способ строительства различных видов коммуникаций, особенно часто применяемый в условиях густонаселенных и плотно застроенных городов.

Вторым широко распространенным способом прокладки футляра под автодорогой является способ продавливания трубы с помощью гидродомкрата. Применение данного способа позволяет использование различных видов гидравлических домкратов, прокладка осуществляется до выхода конца трубы в точку приемного приямка.

Выбор того, или иного способа зависит от наличия технических средств и оборудования, дистанции прокладки, диаметра футляра, внешних условий и технических задач конкретной прокладки.

Длину футляра обычно определяют исходя из нормативных расстояний и из ширины преодолеваемого препятствия (например, дорожного полотна или насыпи). Защиту футляра от коррозии производят с помощью специальных антикоррозионных покрытий – песчаноцементных, асфальтоцементнобитумных, асбестоцементных, эпоксидных или же полимерных. Прокладка теплотрассы в футляре через железнодорожные пути

Прокладка теплотрассы в футляре через железнодорожные пути горизонтально направленный прокол, как один из методов прокладки коммуникаций через пути железнодорожного сообщения, имеет широкое применение в строительстве трубопроводов. Прокол под железной дорогой, как один из способов бестраншейной прокладки коммуникаций, отлично зарекомендовал себя для сооружения подземных переходов для теплосетей, газопроводов, электрических и оптоволоконных кабелей, водопровода. Метод прокола может использоваться для прокладки любых типов стальных, а так же полиэтиленовых футляров, используемых для возведения инженерных коммуникаций.

Согласно существующим строительным нормам и правилам, для прокладки трубопровода или коммуникаций под железной дорогой рекомендуется использовать стальные футляры.

Защитный футляр для трубопроводов необходим при подземной прокладке коммуникаций. Кожух устанавливают на систему для защиты от давления, трения, вибрации.

Для создания защитных футляров также проводят восстановление бывших в использовании элементов водопроводных и газовых трубопроводов. В производство поступают изделия, поверхность которых не имеет дефектов и видимых повреждений. Специалисты тщательно осматривают конструкции, оценивают их прочность и надежность. Обязательный этап подготовки — очистка поверхности.

Стальной кожух при подземной прокладке трубопровода будет постоянно контактировать с влажными грунтами и грунтовыми водами. Продлить срок службы коммуникаций поможет антикоррозийная изоляция. Ее наносят на футляр до начала монтажа. Нанесение покрытия осуществляется в заводских условиях, полностью автоматизировано.

Подземные переходы теплопроводов в футлярах

Переход теплопроводами железных и автомобильных дорог, уличных проездов и трамвайных путей осуществляется главным образом прокладкой теплопроводов в стальных футлярах. Закладка стальных футляров в тело земляного полотна производится закрытым (бестраншейным) способом, что позволяет осуществить строительство перехода без нарушения движения транспорта.

Наибольшее распространение получили в строительстве тепловых сетей способы продавливания и прокола стальных труб (футляров) при помощи домкратов.

Подземный переход представляет собой два футляра (при двухтрубных тепловых сетях), проложенных закрытым способом, в которых размещены подающий и обратный теплопроводы, покрытые тепловой изоляцией. По обоим концам футляров располагаются смотровые камеры, сооружаемые обычно в котлованах, которые служат для производства работ по продавливанию или проколу стальных труб.

Диаметр футляров принимается исходя из диаметра прокладываемых в них теплопроводов с учетом толщины тепловой изоляции и необходимого воздушного кольцевого зазора между поверхностью тепловой изоляции и внутренней поверхностью стенки футляра. Минимальные диаметры футляров, рекомендуемый сортамент труб и другие показатели приведены в таблице.

Основные показатели футляров для подземных переходов

Способ прокола применяется, при прокладке футляров диаметром до 400—500 мм, в глинистых и суглинистых грунтах при длине перехода порядка 20—30 м. При проколе футляров в песчаных грунтах потребная мощность домкратов сильно возрастает, а в гравелистых грунтах применение этого способа вообще оказывается затруднительным. Поэтому способ прокола рекомендуется при устройстве коротких переходов теплопроводов диаметром до 200—250 мм.

Читайте также  Альфа лаваль запорная арматура

Прокол может производиться с установкой на конце футляра конического наконечника или без него. В первом случае на трубу прилагаются меньшие усилия, однако прокладываемая труба в значительной степени может отклоняться от заданного направления проходки. Во втором случае на конце продавливаемой трубы образуется земляная пробка, и грунт, вошедший в трубу, не удаляется до окончания прокола.

При применении способа продавливания могут быть проложены футляры диаметром от 800 до 1400 мм при длине переходов до 40—60 м в любых мягких грунтах.

Наименьший диаметр продавливаемых труб (800 мм) устанавливается из условий возможности разработки грунта вручную рабочим, находящимся в трубе. При продавливании футляра грунт, поступающий в его передний открытый конец, периодически удаляется. Для уменьшения усилий, потребных для продавливания, на конце футляра устанавливается нож.

На рисунке представлена схема закрытой проходки футляров, на которой показаны основное оборудование и другие устройства для продавливания.

Схема бестраншейной прокладки футляров

1 — рабочий котлован;

2 — приемный котлован;

3 — упорная стенка;

4 — домкратная установка;

5 — торцовая нажимная заглушка;

6 — насос высокого давления;

7 — нажимной патрубок;

В сухих грунтах рабочий котлован, из которого ведется продавливание, крепится досками с установкой бревенчатых стоек и распорок; в мокрых грунтах крепление стенок котлована выполняется в виде деревянного шпунтового ограждения.

В торце рабочего котлована устраивается упорная стенка, воспринимающая усилия от домкратов. Конструкция упорной стенки принимается в зависимости от характера грунта и подлежит расчету на усилия, передаваемые от домкратов. Расчетные усилия на торцовую стенку от домкратов предварительно могут быть выбраны по таблице.

Расчетные суммарные усилия Р в Т при продавливании труб-футляров

(с периодическим удалением грунта через каждые 2 м)

В слабых грунтах упорная стенка выполняется из двух рядов свай, пространство между которыми заполняется утрамбованным песком, щебнем или камнем. В глинистых и песчаных грунтах с хорошей несущей способностью упорная стенка сооружается из ряда свай и брусчатых пакетов. Довольно часто для усиления бревенчатой или брусчатой упорной стенки используются железобетонные плиты перекрытия каналов, которые закладываются между стенкой и грунтом.

Приемный котлован, разрабатываемый в месте выхода продавливаемых труб перехода, крепится обычным способом или бревнами.

При продавливании футляра по заданному направлению в плане и профиле в рабочем котловане устанавливаются направляющие устройства. Горизонтальное направляющее устройство состоит из рельсов или швеллеров, уложенных по брусьям на дно котлована. Для направления футляра в вертикальной плоскости устраивается направляющая рама у передней стенки котлована.

Для продавливания и прокола труб применяются гидравлические домкраты и насосы высокого давления.

Наибольшее распространение получили гидравлические домкраты типа ГД-170/1150 (усилие 170 Т, ход штока 1150 мм и давление до 300 ати) и масляные насосы высокого давления, выпускаемые механическим заводом треста Строймеханизация-2 в г. Таллине, а также гидродомкраты и комплекс оборудования системы инж. Романовича и др.

Для равномерной передачи давления на футляры больших диаметров рекомендуется независимо от потребных усилий применение двух и четырех домкратов, работающих параллельно. Передача усилий от домкратов на прокладываемый футляр производится через торцовую нажимную заглушку, состоящую из двух стальных листов. После продвижения футляра на длину одного хода штока домкрата вставляются нажимные патрубки, состоящие из отрезков труб (равных диаметру прокладываемого футляра) с приваренными по торцам заглушками из стальных листов толщиной 20—30 мм. Размер нажимных патрубков принимается кратным длине хода штока домкратов.

Применяемый при продавливании нож выполняется из двух колец, наваренных на передний конец футляра. Толщина ножа принимается равной 20—30 мм, в зависимости от диаметра продавливаемого футляра. Переднему краю ножа придается скос в 20° путем наварки металла между составляющими, нож кольцами. Нож выполняется с наружным скосом при продавливании в грунтах с естественной влажностью и со скосом внутрь трубы при проходке в водонасыщенных грунтах. Внутренний скос в этом случае служит для создания грунтовой пробки, препятствующей заплыванию грунта в футляр.

Проектирование перехода должно производиться на основании данных гидрогеологических изысканий по трассе. Особо тщательно необходимо изучить характер грунтов и состояние грунтовых вод при устройстве перехода под железными дорогами. Разведочные скважины выполняются строго по трассе перехода по обеим сторонам дорожного полотна и в междупутье.

Проект должен содержать:

1) план перехода с показанием пересекаемого сооружения (дороги, проезда и пр.);

2) профиль с указанием геологических условий, горизонта грунтовых вод и отметок всех частей перехода, а также подземных коммуникаций;

3) конструктивные чертежи котлованов и упорной стенки;

4) пояснительную записку, в которой обосновывается выбранный диаметр футляров, определяются расчетные усилия для продавливания, приводятся расчеты упорных конструкций, выбирается оборудование и пр.

При проектировании переходов теплопроводов в футлярах должны учитываться указания СНиП III-A.11-62 «Техника безопасности в строительстве».

При ручной разработке грунта в футляре допускаются следующие длины проходок:

при диаметре футляра 800 мм до 18 м

при диаметре футляра 900—1000 мм до 36 м

при диаметре футляра 1200 мм до 60 м

Расстояние между двумя футлярами выбирается с учетом возможного отклонения их при продавливании от заданного направления. Минимальное горизонтальное расстояние между футлярами исходя из опыта строительства следует принимать при проходке до 20 м — 30 см, при проходке свыше 20 м — 50 см.

В проекте должна предусматриваться антикоррозийная защита стальных футляров и теплопроводов.

При низкой и нормальной коррозийности грунтов в качестве изоляции наружной поверхности футляров может быть рекомендовано битумное покрытие, разработанное ВНИИГ имени Веденеева.

Состав этого битумного мастичного покрытия следующий: битум марки V с температурой размягчения 92°С—25% (по весу); битум марки III с температурой размягчения 56°С—15%; асбест 7-го сорта, высушенный и просеянный через сито с отверстиями 2 мм,— 6%; гажевая пыль —54%.

При прокладке футляров под электрифицированными дорогами в настоящее время устраивается футеровка из железобетонных колец внутри футляра. Кроме того, следует устраивать активную электрическую защиту, проект которой в каждом отдельном случае составляется особо. При проектировании переходов в футлярах в условиях высокого стояния уровня грунтовых вод должны предусматриваться мероприятия, исключающие попадание воды в футляр и подмачивание тепловой изоляции. В этом случае в камерах, устраиваемых по концам перехода, устанавливают насосы для водоотлива с автоматическим включением.

При длине перехода, превышающей максимальный допускаемый пролет теплопроводов между скользящими опорами, необходимо предусматривать установку опор в футляре.

Конструкция скользящей опоры теплопроводов обычно состоит из двух скоб из круглой арматурной стали, привариваемых к телу теплопровода.

Важное значение имеет выбор положения перехода по высоте по отношению к остальной трассе теплопровода. Желательно ось футляров размещать на одинаковой высоте с осями теплопроводов, так как в противном случае необходимо в камерах гнуть трубы и устраивать вертикальные или наклонные участки теплопроводов для компенсации температурных перемещений, а также устанавливать спускные и воздушные краны.

Кроме того, необходимо считаться с положением подземных коммуникаций, находящихся в теле насыпи, с сохранением минимального расстояния от них.

Следует также учитывать, что при продавливании или проколе происходит выпучивание грунта, которое может вызвать нарушение существующих трубопроводов или кабелей. В зависимости от характера этих коммуникаций приближение футляра к ним должно быть не менее 1—1,5 м. Если возникает сомнение о сохранности этих прокладок, нужно предусматривать их вскрытие путем устройства шурфов на период производства работ, что обеспечит наблюдение за ними и предохранит их от давления грунта.

Высоту земляной насыпи от верха футляра до железнодорожных путей или дорожных покрытий следует принимать не менее 2 м.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: