Типовая схема строповки труб

Схемы строповки разных видов грузов

Во время выполнения погрузочно-разгрузочных работ важно придерживаться ряда правил. Одно из таких требований состоит в том, что для сотрудников предприятия должны быть выданы типовые схемы строповки (или же вывесить их в доступном для специалистов месте). Без наличия схем работать с грузами запрещается. Точное их соблюдение позволяет существенно снизить вероятность непредвиденной ситуации во время производственного процесса. В нашей статье мы обсудим основные схемы строповки грузов с самыми типичными грузами.

Правила схем строповки

При разработке схем строповки руководители погрузочно-разгрузочных работ должны придерживаться ряда правил. Основными из них являются:

  • груз изображается объемным;
  • с грузами неправильной формы обязательно указывают центр тяжести;
  • на схеме обвязки должны присутствовать видимые и невидимые ветви узла;
  • в случае многоветвевых строп должен присутствовать угол между ветвями.

Схемы строповки с картинками

Ниже приведены схемы строповки самых распространенных грузов, которые широко используются на предприятиях различных сфер: от строительных компаний до производственных фирм. Знание и соблюдение подобных схем является залогом безопасных и эффективных погрузочно-разгрузочных работ.

Схема строповки труб

При строповке труб, как правило, применяются все требования, связанные с длинномерными объектами. Трубы длинной до двух метров можно транспортировать с помощью одноветвевых строп.

На схеме представлена строповка труб:

а) с помощью торцевых захватов;

б) используя двухпетлевые стропы с втулкой;

в) схема строповки траверсами;

г) используя клещевой захват;

д) полотенчатыми стропами;

ж) транспортировка пакета труб двухпетлевыми стропами.

Цифрой 1 отмечена проставка.

Стоит отметить: выгружая трубы из полувагонов, а также в ходе их погрузки на трубовозы, транспортное средство следует установить параллельно к рельсам.

Схема строповки балки

В случае с балками все происходит практически так же, как и при строповке труб. Единственное, тут важно учитывать параметр А – длину обхвата балки стропами. Необходимо, чтобы расстояние от крюка крана до самой балки было не меньше, чем 75 % от показателя А, а расстояние между точками крепления разных ветвей к балке равнялось параметру А.

На схеме можно увидеть строповку балок:

а) металлических (в обхват);

б) железобетонных (в обхват);

в)металлических (траверсой,используя клещевые захваты).

Схемы строповки оборудования

Особый интерес подобные схемы строповки деталей и оборудования представляют для промышленных предприятий. Прежде всего, тут стоит отталкиваться от ряда параметров, включая тип такого агрегата, его размер и форму. Как правило, используют многоветвевые стропы (а именно 4СК, или же 2 стропы 2СК). Это позволяет добиться максимальной устойчивости тяжестей во время выполнения погрузочно-разгрузочных работ с оборудованием.

На схеме представлена строповка:

а) сосудов с помощью двух двухпетлевых строп;

б) задвижки двухпетлевым стропом;

в) агрегата, применяя две двухпетлевые стропы;

г) резервуара цилиндрической формы (две двухпетлевые стропы);

д) коробки при помощи двух двухпетлевых строп;

е) схемы строповки деталей станков (две двухпетлевые стропы);

ж) оборудования, которое находится в деревянной таре (две двухпетлевые стропы).

Схема строповки металлоконструкций

Еще одной актуальной схемой является схема строповки металла. В силу популярности подобных конструкций важно знать, как именно осуществляется их транспортировка при помощи строп.

На схеме можно увидеть строповку:

а) одиночного груза;

б) пакета листовой стали;

в) проволочной бухты;

г) пакета с двутавровыми балками;

д) пакета листовой стали (в случае, когда захваты расположены симметрично по отношению к центру тяжести, расстояние – 1/3 длины от крайней точки металлоконструкции);

е) эксцентриковых зажимных устройств.

Цифрой 1 отмечена струбцина, 2 – монтажные скобы, 3 – проставки.

Схема строповки колонны

Процесс транспортировки колонн может проходить как в вертикальном, так и в горизонтальном положении. При этом, как правило, используются двухветвевые стропы или траверсы.

Схема строповки на металлические опоры

В случае, когда груз перемещают на специальные металлические опоры, используется следующая схема строповки.

За две точки стропят фермы, которые имеют длину меньше,чем 18 м. В случае, когда конструкции превышают длину в18 м, используют четыре точки крепления, или же применяют траверсы, что способны обеспечить стабильное натяжение на всех этапах подъема.

Стоит отметить: Нельзя, чтобы ветви снастей отклонялись от вертикального положения, иначе будет создаваться сильное сжатие в верхнем поясе фермы.

Схема строповки плит

В случае перемещения подобных объектов, обязательно использовать четырехветвевые стропы, или же пару двухветвевых строп. Недопустимо применять одни двухветвевые стропы, делая точки крепления в противоположных углах.

Схема строповки панелей практически идентична.

Схема строповки контейнера

Схема строповки контейнера достаточно сильно напоминает предыдущий вариант. Единственное, тут можно закрепить стропы за проушины. В случае не слишком длинных контейнеров, допустимо использование двухветвевых строп.

Схема строповки поддона

При транспортировке поддонов важно учитывать размер и форму такой конструкции, а также наличие на поддоне дополнительных грузов. В последнем случае необходимо принять меры, чтобы предупредить самопроизвольное перемещение грузов по поддону, а также их падение с него.

Дополнительные рекомендации

Независимо от того, как выглядит схема строповки текстильными стропами и другими схожими приспособлениями, важно придерживаться ряда правил:

  • во время обвязки грузов не допускается перекручивание строп, а также наличие на них узлов. Если у груза есть острые узлы, необходимо использовать специальные проставки, которые предупреждают повреждение снастей;
  • в случае наличия неиспользованных ветвей многоветвевых стропов, их необходимо укрепить так, чтобы отсутствовала возможность задевания свободными ветвями сторонних предметов;
  • при использовании цепных стропов, нельзя, чтобы были изгибы звеньев на ребрах груза;
  • перемещать грузы со свободной укладкой на петлевые стропы можно лишь в случае наличия на грузе элементов, которые предотвращают его самовольное смещение;
  • во время строповки груза способом затяжки петлей, необходимо снижать показатель грузоподъемности снастей на 20 процентов;
  • при регулярной эксплуатации канатных строп с целью обвязки грузов с закруглениями, радиус которых менее 10 диаметров каната, следует снижать допустимую нагрузку на ветви снастей.

Если придерживаться этих правил, а также схем строповки грузов по ГОСТу и СТО, то можно избежать большинства непредвиденных ситуаций во время погрузочно-разгрузочных работ. Кроме того, следует покупать только качественные снасти от проверенных производителей, которые имеют все необходимые сертификаты для подобной деятельности. Ознакомиться с разрешительной документацией компании «Грузовая механика», которая является подтверждением высокого качества, долговечности и надежности наших грузоподъемных снастей, вы можете прямо на сайте.

СТО 43.99.90 ПОГРУЗО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ И СХЕМЫ СТРОПОВКИ ГРУЗОВ

1. Область применения

Настоящий стандарт содержит практические рекомендации по погрузо-разгрузочным работам, видам грузозахватных приспособлений и строповке грузов.

Стандарт разработан в целях предотвращения несчастных случаев, снижения травматизма и профессиональных заболеваний, устранения опасности для жизни, вреда для здоровья людей, опасности возникновения пожаров или аварий.

2. Нормативные ссылки

Настоящий стандарт разработан с учётом требований следующих нормативных документов:

— РД 11-06-2007 Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ;

— СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»;

— СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»;

— СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение»;

— ГОСТ 12.3.020-80* «ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности»;

— ГОСТ 12.1.046-85 «ССБТ. Строительство. Нормы освещения строительных площадок»;

— ГОСТ 12.3.009-76* Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности;

— ГОСТ 9238-83 ;Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм;

— ГОСТ 25573-82* «Стропы грузовые канатныетные»;

— ПОТ РМ-007-98 Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов;

— ПОТ РО-200-01-95 «Правила по охране труда на автомобильном транспорте»;

— ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации;

— МИ СМК 82.19.13 «Инструкция по оформлению изложению стандартов»;

— СТО СМК 70.22.11 «Стандартизация. Порядок создания, управления и применения стандартов»;

— СТО СМК 70.22.11 «Стандартизация терминов и определений».

Если ссылочный документ заменён (изменён), то при пользовании настоящим СТО следует руководствоваться заменённым (изменённым) стандартом. Если ссылочный документ отменён без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Читайте также  Технология кладки дымовых труб

3. Термины, определения, обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применены термины в соответствии с Градостроительным кодексом, ГОСТ 16504-81.

3.1. Термины и определения:

Стандарт: документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их хранения.

Строповка грузов: технологическая операция по креплению конструкции к крюку крана для подъёма.

3.2 Сокращения:

СТО – стандарт организации;

ППР – проект производства работ;

ППРк – проект производства работ кранами;

ПОС – проект организации строительства;

ИТР – инженерно-технические работники;

ВУЗ – высшее учебное заведение.

4. Ответственность

4.1. Ответственность за выполнение требований установленных данным СТО несут:

4.2. Контроль над соблюдением требований установленных данным СТО несут:

— участники (члены) ООО «ИВК»;

— управляющий проектом по созданию стандартов;

5. Общие положения

5.1 Данный стандарт предназначен для использования при разработке ППР, ПОС, другой технологической документации, для контроля качества выполнения работ заказчиками, генеральными подрядчиками и надзорными органами, при обучении и повышении квалификации рабочих и ИТР, в учебном процессе в строительных ВУЗах и техникумах.

5.2 Данный стандарт разработан для обеспечения рациональными решениями по организации погрузо-разгрузочных работ и строповке грузов.

5.3 При составлении данного СТО были подготовлены и приняты решения по выбору схем строповки грузов:

— организации площадок под погрузо-разгрузочные работы;

— организации погрузо-разгрузочных работ;

— видам основных грузозахватных приспособлений;

— схемам строповки грузов.

5.4 При привязке данного стандарта к конкретному объекту и условиям строительства содержаниия: места погрузо-разгрузочных работ, способам строповки грузов.

6. Погрузо-разгрузочные работы

6.1 Площадки для погрузочно-разгрузочных работ спланировать с уклоном не более 1:10, а их размеры и покрытие должно соответствовать проекту производства работ. Спуски и подъемы в зимнее время очищать от льда и посыпать песком или шлаком. Транспортные средства и оборудование, используемое для погрузочно-разгрузочных работ, должны соответствовать характеру перевозимого груза.

6.2. Площадки, где производятся погрузочно-разгрузочные работы, должны быть освещены.

6.3. Погрузочно-разгрузочные работы выполнять механизированными способами с применением подъемно-транспортного оборудования и средств механизации. Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ является обязательным для грузов массой свыше 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 2 м.

6.4. Погрузочно-разгрузочные работы выполнять под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ с кранами и назначенного приказом руководителя организации.

Ответственным за производство погрузочно-разгрузочных работ держани исправность грузоподъемных механизмов, такелажа, приспособлений, подмостей и прочего погрузочно-разгрузочного инвентаря, а также разъяснять работникам их обязанности, последовательность выполнения операций, значение подаваемых сигналов и свойства материалов, подаваемых к погрузке (разгрузке).

6.5. Машинистов грузоподъемных машин и стропальщиков обучить способам правильной строповки и зацепки грузов.

6.6. Грузозахватные приспособления снабдить клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, паспортной грузоподъемности и даты испытания. Грузозахватные приспособления, кроме клейма (бирки), снабдить паспортом. Перечень и вид основных грузозахватных приспособлений см. п.7.

6.7. В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары владельцу периодически производить их осмотр в следующие сроки:

— траверс, клещей и других захватов и тары – каждый месяц;

— стропов (за исключением редко используемых) – каждые 10 дней;

— редко используемых съемных грузозахватных приспособлений – перед выдачей их в работу.

Выявленные в процессе осмотра поврежденные грузозахватные приспособления изымаются из работы.

6.8. Графическое изображение способов строповки и зацепки, а также перечень основных перемещаемых грузов с указанием их массы выдавать на руки стропальщикам и машинистам кранов и помещать на стендах в местах производства работ.

Примеры схем строповок грузов указаны в п. 8.

Образец стенда со схемами строповок см. п. 9.

6.9. В местах производства погрузочно-разгрузочных работ и в зоне работы грузоподъемных машин запретить нахождение лиц, не имеющих непосредственного отношения к этим работам.

6.10. Перед погрузкой или разгрузкой сборных железобетонных конструкций монтажные петли осмотреть, очистить от раствора или бетона и при необходимости выправить без повреждения конструкций.

6.11. В местах постоянной погрузки и разгрузки автомашин и полувагонов уструстроить стационарные эстакады или навесные площадки для стропальщиков. Настил эстакад должен быть ниже борта полувагона на 150 мм. Эстакады оборудовать инвентарными лестницами для доступа стропальщиков в полувагоны и защитными ограждениями. Эстакады устроить вдоль вагона с противоположной стороны от направления перемещения дезов. Опускать груз на автомашину, а также поднимать с нее груз при нахождении людей в кузове или в кабине автомашины запретить.

Нахождение людей в полувагонах при перемещении груза запретить.

6.12. При размещении автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом (в глубину), организовать не менее 1 м, а между автомобилями, стоящими рядом (по фронту), — не менее 1,5 м.

Если автомобили устанавливать для погрузки или разгрузки вблизи здания, то между зданием и задним бортом автомобиля (или задней точкой свешиваемого груза) обязательно соблюсти интервал не менее 0,5 м.

Расстояние между автомобилем и штабелем груза организовать не менее 1 м.

6.13. Лица, выполняющие такелажные или стропальные работы при погрузке или разгрузке грузов, обязаны проходить специальное обучение с выдачей удостоверения на право производства этих работ.

6.14. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ не допускается строповка деза, находящегося в неустойчивом положении, а также исправление положения элементов строповочных устройств на приподнятом грузе, оттяжка груза при косом расположении грузовых канатов.

6.15. Подъем контейнеров и ящиков с оборудованием без сведения о массе и способе их строповки, а также железобетонных и бетонных изделий, не имеющих маркировки и указаний о фактической массе, запретить. Перемещение груза неизвестной массы производить только после определения его фактической массы.

6.16. Перемещение мелкоштучных грузов производить в специально для этого предназначенной таре, при этом исключать возможность выпадения отдельных грузов. Подъем кирпича на поддонах без ограждения разрешить производить при погрузке в транспортное средство и разгрузке его на землю.

6.17. При подъеме груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, стойки или другого оборудования, не допускать нахождение людей (в т.ч. стропальщика) между поднимаемым грузом и указанными частями здания, конструкции или оборудования; это требование также выполнять при опускании и перемещении груза.

6.18. Перемещение длинномерных грузов при производстве погрузочно-разгрузочных работ в стесненных условиях производить параллельно границе опасной зоны с держаниием от случайного разворота с помощью гибких оттяжек.

7. Рекомендуемая знаковая сигнализация при перемещении грузов кранами

Операция Рисунок Сигнал
Поднять груз или крюк Прерывистое движение рукой вверх на уровне пояса. Ладонь обращена вверх, рука согнута в локте
Опустить груз или крюк Прерывистое движение рукой вниз перед грудью, ладонь обращена вниз, рука согнута в локте
Передвинуть кран (мост) Движение вытянутой рукой, ладонь, обращена в сторону требуемого движения
Передвинуть тележку Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения тележки
Повернуть стрелу Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения стрелы
Поднять стрелу Движение вверх вытянутой рукой, предварительно опущенной до вертикального положения, ладонь раскрыта
Опустить стрелу Движение вниз вытянутой рукой, предварительно подня-той до вертикального положения, ладонь раскрыта
Стоп (прекратить подъем или передвижение) Резкое движение рукой вправо и влево на уровне пояса, ладонь обращена вниз
Осторожно (применяется перед подачей какого-либо из перечисленных выше сигналов при необходимости незначительного перемещения) Кисти рук обращены ладонями одна к другой на небольшом расстоянии, руки при этом подняты вверх

8. Виды основных грузозахватных приспособлений

8.1 Строп канатный одноветвевой типа 1 СК

8.2 Строп канатный двухветвевой типа 2 СК

8.3 Строп канатный четырехветвевой типа 4 СК1

Типовая схема строповки труб

В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами следует соблюдать следующие правила строповки:

Читайте также  Трубачев алексей олегович гвсу

1. Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90° (по диагонали).

2. Схемы строповок разрабатывают на все грузы. Строповка грузов должна производиться за все имеющиеся специальные устройства (петли, цапфы, рымы).

3. Перемещение грузов, на которые не разработаны схемы строповок, необходимо производить в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Перемещение груза, масса которого неизвестна, должно производиться только после определения его фактической массы.

4. Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ.

5. Грузозахватные приспособления (стропы, траверсы, захваты и т.д.) подбирают в зависимости от характеристики поднимаемого груза и разработанной схемы строповки.

При обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток.

Не использованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания этими концами за встречающиеся на пути предметы.

При этом необходимо учитывать расположение центра тяжести груза. Подводить строп под груз следует так, чтобы исключить возможность его выскальзывания во время подъема груза. Обвязывать груз нужно таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Для этого строповка длинномерных грузов (столбов, бревен, труб) должна производиться не менее чем в двух местах. При строповке длинномерных грузов методом обвязки ветви стропов располагать на расстоянии равном 1/4 длины элемента от его концов;

6. При строповке конструкций с острыми ребрами методом обвязки необходимо между ребрами элементов и канатом установить прокладки, предохраняющие канат от перетирания. Прокладки должны быть прикреплены к грузу или в качестве инвентарных постоянно закреплены на стропе.

Для изготовления подкладок под острые углы металлических грузов могут быть использованы самые разнообразные материалы и отходы производства: дерево, резиновые трубы и согнутые угольники, отходы резинотканевых шлангов, плоских ремней, транспортерной ленты.

7. При строповке крюки стропов должны быть направлены от центра груза. Крюки должны иметь предохранительные замки.

8. При строповке груза с его затяжкой петлей канатного стропа рекомендуется снижать его грузоподъемность на 20 %.

9. Перемещение грузов со свободной укладкой их на петлевые стропы вне зависимости от числа петель допускается только при наличии на грузе элементов, надежно предотвращающих его от смещения в продольном направлении.

10. При обвязке грузов цепными стропами не следует допускать изгиба звеньев на ребрах груза.

11. Строповку груза в обхват (на «удавку») при длине груза менее 2 м допускается производить в одном месте (кроме металлопроката).

Схема строповки груза 2,3 и 4-ветвевыми стропами

Порядок строповки

  • Зацеплять груз следует только в соответствии со схемой строповки, использовать, если необходимо, оттяжки;
  • Крюк должен свободно заходить в зев петли;
  • Груз стропуют за все петли, предусмотренные проектом для подъема;
  • Ветви строп должны иметь одинаковое натяжение и угол между ними не должен превышать 90 o ;
  • Строп накладывается без узлов и перекруток;
  • Неиспользуемые концы многоветвевого стропа закрепляют так, чтобы они при перемещении груза не задевали встречающиеся на пути предметы.

Запрещается:

  • Подвешивать груз на один рог двурогого крюка;
  • Забивать крюк в монтажную петлю;
  • Поправлять ветви стропа в зев крюка ударами.

Расчет натяжения стропа

При массе груза Q(т) натяжение S(т) в каждой ветви определяют по формуле:

Где n-число ветвей; a-угол наклона ветви к вертикали.

Схемы строповки грузов в картинках

Автор — Нурисламов Артур (руководитель проектов)

Схемы строповки грузов особенно важны в следующих случаях:

  • Если у груза есть все необходимое для зацепки (рымы, цапфы или петли), но с их помощью поднять конструкцию не удается.
  • Груз не оснащен специализированными строповочными креплениями.
  • Конструкция представлена в нестандартном виде – в форме узлов или деталей, которые перемещаются кранами при монтаже, демонтаже или ремонте.

Как выбирают конкретный способ строповки

Строповка любых конструкций и изделий имеет несколько требований, которые учитывают при выборе конкретного способа:

  • Процесс строповки и последующей расстроповки должен занимать как можно меньше времени.
  • Для различных видов строповки должна предусматривается возможность многократного использования.
  • Выбранные грузозахватные механизмы не должны нарушать форму и снижать прочность конструкции. Также они должны препятствовать ее опрокидыванию и падению.
  • Выбранные строповые приспособления должны отвечать требованиям надежности, так же как и их крепления к конструкции и подъемному крану.
  • Кроме строповки, должна быть предусмотрена возможность расстроповки без участия стропальщика, т. е. это место должно находиться на расстоянии.

к оглавлению ↑

Применяемые грузозахватные механизмы

Обвязку и зацепку грузов осуществляют при помощи нескольких видов оснастки. Так, практически на любой строительной площадке не обойтись без таких приспособлений:

  • Стропы. Представлены в 3 видах: ленточные, канатные и цепные. Самыми уязвимыми считают ленточные, поскольку их свойства сильно зависят от условий перемещения груза. Канаты применимы для обвязки изделий сложной формы, а цепные актуальны при наличии у поклажи острых ребер.
  • Захваты. Под ними понимают приспособления, которые навешивают на крюк крана. Захваты бывают клещевыми, вилочными, эксцентриковыми, винтовыми, коромысловыми и пр.
  • Траверсы. Это своеобразные балки с захватами автоматического или полуавтоматического типа, расположенными на концах. Траверсы, как правило, применяются вместе со стропами, поскольку это облегчает процесс зацепки и перемещения.

к оглавлению ↑

Какие способы обвязки используются

Существует 2 варианта обвязки перемещаемого груза:

  • В виде свободной укладки. Более простой и щадящий метод обвязки, когда конструкции просто располагают между стропами, если те не могут сдвинуться относительно зацепленных изделий. Для предотвращения их перемещения применяют распорки. Поскольку стропы не соприкасаются с конструкцией, они меньше деформируются и не так быстро изнашиваются, как при следующем способе зацепки.
  • В виде укладки «с удавкой». При таком способе обвязки поклажа фиксируется за счет собственного веса. Такое крепление гораздо надежнее, но оно имеет и свои минусы. К недостаткам относят более быстрый износ стропов и возможность повреждения конструкции, поскольку она подвергается сдавливанию.

к оглавлению ↑

Что нужно учесть при оформлении схем строповки

Главная цель использования технологических схем строповки грузов в картинках – обеспечение должной безопасности на строительной площадке во время перемещения конструкций при помощи подъемного крана. С учетом этого для каждого груза и подбирают определенный способ зацепки и конкретное грузозахватное приспособление. В процессе руководствуются рядом правил.

  • Выбранные грузовые стропы должны соответствовать массе поднимаемой конструкции.
  • При отсутствии у груза креплений под обвязку должны быть предусмотрены промежуточные грузоподъемные элементы. Чаще они представлены ленточными и канатными стропами.
  • При обвязке грузов с острыми краями между ними и канатными стропами должны быть предусмотрены предохранительные прокладки. Они защищают канат от истирания, что может стать причиной падения конструкции. Прокладка может состоять из плоских ремней, дерева или разрезанной трубы.

к оглавлению ↑

Особенности строповки некоторых грузов

  • Мелкие стальные элементы и листовые изделия транспортируют к зоне монтажа при помощи скоб и захватов.
  • Для железобетонных и стальных деталей применяют траверсы. Они обеспечивают возможность многоярусного расположения элементов. В зависимости от типа конструкции используют линейные или пространственные траверсы. В любом случае они позволяют равномерно распределить нагрузку.
  • Круглый прокат, трубы и бревна стропуют способом «на удавку». Один конец стропа продевают в петлю, а другой ее конец надевают на крюк так, что при подъеме петля автоматически затягивается.
  • Для пачки листового металла тоже используют способ «на удавку», но уже с применением двухпетлевого стропа. Его крюки вставляют в свободные петли, в результате чего при подъеме они плотно затягивают пачку металла.
  • Если для грузов предусматривается свободная укладка на петлевые стропы, то конструкции должны быть защищены от продольного смещения.
Читайте также  Пайка bga в домашних условиях

к оглавлению ↑

Строповка конструкций сложной формы

Чтобы поднять длинномерные трубы, используют клещевые захваты и траверсы с крюками, которые можно зафиксировать в конкретном месте по длине трубы. При стандартной длине трубы можно строповать траверсами с крюками, которые оснащены 2 и более канатами. Как строповать другие конструкции:

  • Фермы. Строповка осуществляется за строповочные отверстия или, если их нет, за верхние узлы. Чаще крепление осуществляют за 2 точки, если длина фермы меньше 18 м, за 4 точки, если больше 18 м.
  • Лестничные марши. Строповка осуществляется за 4 петли, которые расположены на крайних ступенях, или за 2 петли, расположенные сбоку марша.
  • Лесоматериалы. Для них рациональнее применять полужесткие траверсы, поскольку при использовании обычных строп при расцепке лесоматериалы просто выкатываются. Еще возможен вариант с грейферными захватами, которые навешивают на автопогрузчики.

к оглавлению ↑

Правила оформления и использования схем строповки грузов

Чаще схемы строповки грузов комбинируют и представляют на плакате в виде одного графического изображения. Строгих требований по цветовому исполнению законодательство не предъявляет, поэтому многие компании даже наносят на плакат фирменную символику. В некоторых случаях стенд вообще оснащают подсветкой, чтобы информация была хорошо видна круглосуточно. Есть еще несколько нюансов, которые должны быть учтены при оформлении:

  • На плакате со схемами строповок должна быть приведена таблица масс грузов и количества грузозахватных механизмов.
  • Стенд с плакатом должен быть установлен на площадке складирования в месте, которое определено ППР. К стенду должен быть удобный подход, чтобы рабочие могли в любой момент изучить информацию.
  • Схемы строповки по ГОСТ вывешивают в доступном для работников месте на производстве. Также каждому крановщику и стропальщику их выдают на руки.

Строповка и перемещение грузов

Стропальщик — востребованная профессия. Его задача — правильная строповка (обвязка) груза, подача команд крановщику при выполнении такелажных работ — подъема, перемещения, опускания. Работа очень ответственная. От правильной строповки зависят, в первую очередь, жизни людей, а также сохранность груза и работоспособность машины. Для безопасного проведения технологических операций от стропальщика требуются определенные знания, которые он получает при прохождении обучения с получением соответствующего удостоверения.

Выполнение работ по перемещению грузов лучше доверить профессионалу. Но, честно говоря, почти каждому у кого есть частный дом или дача, работающему на производстве приходилось быть стропальщиком. Кому-то домой привезли плиты и их нужно выгрузить. Кто-то заказал кирпич, бетонный забор, септик или трубы. Или нужно срочно снять с платформы контейнер или киоск. Ситуации, когда требуется заниматься строповкой груза непрофессионалу, возникают достаточно часто и базовые знания здесь никогда не помешают. Даже несмотря на то, что в таких случая как правило, погрузкой-выгрузкой руководит крановщик.

Какие бывают грузы?

Грузы классифицируются по следующим признакам:

— тип (штучные, насыпные, штабелируемые, жидкие, газообразные (в баллонах))
— масса (легковесные — до 250 кг; тяжеловесные — 0,25-50 тонн, весьма тяжеловесные — более 50 тонн)
— габарит (габаритные, негабаритные, длинномерные)

Как правильно выполнить строповку груза?

Для выполнения строповки необходимо знать или определить следующие параметры груза: схема строповки, масса.

Схема строповки

Схема строповки — чертеж с указанием точек и способов захвата / обвязки груза. Передается стропальщику перед началом выполнения работ. Запрещается производить работы не ознакомившись со схемой строповки. Естественно, в частных условиях схема строповки не всегда есть и погрузка / выгрузка выполняются по типовым правилам. Вот некоторые типовые схемы строповки:

— перемещение строительных плит или блоков производиться с захватом крюком за специально предусмотренные петли. Количество строп должно соответствовать количеству петель, иначе возможен разлом конструкции.

— перемещение грузов длиной до 2-х метров можно выполнять строповкой на удавку в месте его центра тяжести как на рисунке ниже

— типовая схема строповки длинномерного груза (бревна, трубы, фасонный металлопрокат) производиться захватом 2 универсальными стропами УСК на удавку с расстоянием от края груза не более четверти длины груза. Длина стропа должна быть не менее трех четвертей длины груза, что обеспечивает максимально допустимый угол между стропами менее 90 град.

— строповка листового металла производится с помощью специальных струбцин или эксцентриковых захватов. Допускается обвязка универсальными (например, УСК) стропами с использованием подкладок (напр. квадратных деревянных брусков, досок)

— строповка оборудования производиться за специально предусмотренный такелаж — рым-болты, цапфы, петли, крюки, закладные и т.п.

Масса груза

Масса груза указывается на упаковке. Для выполнения грузоподъемных / такелажных работ применяется параметр — масса брутто (в упаковке). Также масса груза может быть указана в товаро-транспортных документах. Сведения о массе изделия или конструкции можно получить на сайте изготовителя или по телефону. Запрещается выполнять строповку при неизвестной массе или если это “мертвый груз” — примерзший, укопан в землю, присыпан, анкерован и т.п.

Обвязка груза

Обвязка груза предусматривает его захват и перемещение без использования закладных элементов. Существует два основных (типовых) способа обвязки:

— свободная укладка
— “на удавку”

Первый способ является более щадящим к грузу и такелажу, так как он просто укладывается между стропами. Его можно применять только в том случае, если гарантировано у стропов нет возможности сдвинуться вдоль груза. Для предотвращения скольжения (перемещения вдоль груза) стропов могут применяться распорки.
При обвязке груза “на удавку” он зажимается стропом под своим весом. Захват груза при правильном выполнении надежный, но есть вероятность повреждения груза и больше изнашиваются стропы.
При обвязке длинномерных грузов (трубы, листы, лесоматериалы) нужно учесть, что угол между стропами не должен быть более 90 градусов. При захвате груза с острыми ребрами под углы ставятся специальные или из подручных материалов проставки, так как есть вероятность разрушения стропа и падения груза. Можно использовать кусок доски или бруса, резину достаточной толщины и т.п.

Зависимость грузоподъемности стропа от способа обвязки

Грузоподъемность стропа, которая для стандартных условий указана на бирке, изменяется в зависимости от способа обвязки груза. Зависимость следующая:

— затяжка груза петлей — минус 20% грузоподъемность от указанной на бирке
— свободная укладка на 2 стропах — плюс 100%
— угол между ветвями 45 град. — минус 10%
— угол между ветвями 90 град. — минус 30%

Если при обвязке есть несколько условий, меняющих грузоподъемность, они суммируются. Например, при затяжке длинномерного груза 2 петлями при угле между ветвями 45 град., для каждого стропа грузоподъемность следует уменьшить на (20+30) 50%.

Зацеп груза ветвевыми стропами

При строповке груза ветвевыми стропами следует соблюдать следующие правила:

— размер крюка должен подходить к величине петли или рым-болта и свободно в них входить. Вставлять крюк в петлю следует как указано на рисунке ниже
— крюки стропов устанавливаются от центра тяжести груза
— все предусмотренные изготовителем груза петли (рымы) должны быть захвачены крюком. Зацеп груза не за все предусмотренные детали может вызвать его повреждение или разлом.
— 90 градусов — максимальный угол между стропами

Есть три основных вида стропов — цепные, канатные и текстильные. Наиболее уязвимыми в плане эксплуатации являются текстильные. Их не рекомендуется использовать мокрыми на морозе (лед может вызвать их разрушение), нельзя подвергать воздействию открытого огня, концентрированных щелочей и кислот. Для предотвращения разреза их нужно очень осторожно применять на грузах с острыми кромками и защищать прокладками.
Крайне нежелательно выполнять работы при сильных порывах ветра.
Для подачи команд крановщику применяются специальные слова, имеющие следующее обозначение:

— “вира” — поднимай
— “майна” — опускай
— “харе” — стоп

Огромный выбор такелажа в интернет-магазине КРЕПКОМ — канатные, цепные, текстильные стропы, талрепы, зажимы, коуши, захваты, крюки и другие изделия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: