Технология сборки трубных узлов

Трубные сборки. Блоки и узлы трубопроводов

Сборка трубного узла заключается в том, что из отдельных деталей и элементов при помощи сварных, фланцевых и резьбовых соединений собирают какой-то участок трубопровода. Узлы подразделяются на плоские, в которых оси всех деталей расположены в одной плоскости, и пространственные, в которых оси деталей расположены в нескольких плоскостях. В узел обычно объединяют байпасы, коллекторы и т. п.

Еще большее повышение производительности труда и сокращение сроков монтажа достигается при блочном монтаже трубопроводов. Примером блока могут служить собранные трубные сборки на специальной раме насосы, фильтры, обвязанные трубопроводами. Габаритные размеры и массу блоков выбирают в зависимости от размеров монтажных проемов, наличия транспортных и грузоподъемных средств, удобства установки блока в проектное положение.

Блоки и узлы трубопроводов должны быть собраны в точном соответствии с чертежом. Отклонение от чертежей допускается между торцами крайних деталей или между осями в пределах ±1 мм на 1000 мм длины, но не более 8 мм для узлов и блоков длиной 8000 мм и более. Смещение вертикальной оси арматуры и смазочной или гидравлической аппаратуры допускается в пределах ±0,5°. Остальные допуски принимаются по техническим условиям, которые написаны в чертежах и инструкциях.

Перед сборкой деталей и труб в блоки и узлы их необходимо очистить от консервации, коррозии, заусенцев и шлака.

Во время сварки стыков трубопроводов необходимо, чтобы опорные конструкции находились от стыков на расстоянии не более 1000 мм. При расположении стыков на расстоянии более 1000 мм от опорных конструкций на период сварки устанавливают дополнительные временные опоры, которые исключают провисание и расцентровку свариваемых труб. В качестве таких временных опор обычно используют переносные опоры с винтовой подставкой.

При сборке трубных узлов и установке арматуры необходимо руководствоваться следующими правилами: вентили могут устанавливаться в любом положении, однако для удобства ремонта устанавливать их маховиком вниз не рекомендуется; задвижки на горизонтальных трубопроводах устанавливают расположением шпинделя в пределах верхней полуокружности, а на вертикальных – с горизонтальным расположением шпинделя; обратные клапаны устанавливают на горизонтальном трубопроводе крышкой вверх, на вертикальном – седлом или диском вниз; направление стрелки на корпусах вентилей, обратных клапанах и другой арматуре должно совпадать с направлением движения жидкости или газа. Сборка трубных узлов с установкой арматуры проводится по монтажным чертежам.

При сборке фланцевых соединений устанавливают постоянные прокладки. Головки болтов, соединяющих фланцы, следует располагать с одной стороны соединения: на вертикальных участках трубопроводов гайки, как правило, навинчиваются снизу; при установке фланцевой арматуры гайка ставится со стороны контрфланцев.

При сборке трубопроводов при помощи соединительных гаек особое внимание обращают на соосность труб, так как малейшие перекосы осей соединяемых труб скажутся отрицательно на прилегании уплотнительных поверхностей.

При применении трубной цилиндрической резьбы для предотвращения просачивания жидкости по резьбе применяют льняную прядь, пропитанную масло – стойкой краской или бензо-амидевым лаком. Последнее время успешно начали применять в качестве уплотнительного материала ленту на основе фторопластов – ленту ФУМ.

Перед навертыванием уплотнительного материала резьбу тщательно очищают от грязи и масла. Резьбу вначале промазывают какой-либо маслостойкой краской, затем, начиная со второй нитки резьбы от торца, на нее наматывают уплотнительный материал, который также пропитывают маслостойкой краской. Ленту ФУМ наматывают в два слоя на резьбу без применения красок и лаков.

При сборке труб на конической резьбе применять подмотку нельзя, так как уплотнение в резьбе достигается за счет деформации ниток в резьбе. При сборке таких соединении резьба должна быть смазана маслостойкой краской или бензо-амидевым лаком.

Как правило, магистральные трубопроводы монтируют в тоннелях. Перед началом монтажа необходимо тщательно проверить конструкции, к которым будут крепиться кронштейны под трубы. Особое внимание необходимо обратить на их положение в плане. Для этого вверху и внизу между крайними опорными конструкциями натягивают струны. Положение промежуточных конструкций определяют, замеряя расстояние от струны до конструкции. Опорные конструкции не должны иметь отклонения в плане более 5 мм. Раз метку плит установки кронштейнов делают путем нивелирования. Точность нивелирования должна быть не ниже 3‑го разряда.

Новости Изоком

Монтаж трубопроводов

Общие сведения о трубопроводах.

Трубопроводы – это устройства, предназначенные для транспортировки газообразных, жидких, сыпучих веществ. Они представляют собой плотно соединенные прямые участи труб, деталей, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, опор и подвесок, прокладок, уплотнений и материалов, которые применяются для тепловой и антикоррозионной изоляции.

Технологические трубопроводы – это трубопроводы промышленных организаций, по которым проходит транспортировка: полуфабрикаты, сырье, пар, вода, топливо, отходы производства и др.

Сложность изготовления и монтажа технологических трубопроводов заключается в:

  • характере агрессивности транспортируемых веществ (вода, газ, пар, нефть, спирт, кислоты, щелочи и др.);
  • конфигурации оборудования, в наличии и количестве соединений, компенсаторов, контрольно-измерительных приборов, опорных конструкций;
  • характере расположения трубопроводов: траншеи, каналы, эстакады, этажерки, а также в условиях и высотах, неудобных для работ.

Технология монтажа трубопроводов включает следующие операции: разбивку трассы трубопровода; установку опор и подвесок; укрупнительную сборку узлов и блоков; укладку, сборку и сварку трубопровода; монтаж компенсаторов, арматуры, дренажных устройств, приборов контроля и автоматики; испытание готовых линий, сдачу их заказчику.

1. Разбивка трассы трубопровода

Это процесс заключается в переносе на место прокладки осей и отметок трубопроводов и разметке мест установки опор и креплений, компенсаторов и арматуры. Разбивку выполняют с помощью струны, отвеса, стальных, рулеток, линеек, угольников, шаблонов, теодолита, нивелира и гидравлического уровня. Процесс производится по монтажным чертежам, на которых указаны привязки осей трубопроводов к перекрытиям, стенам и колоннам, отметки и уклоны.

2. Установка опор и подвесок

В процессе установки опор и подвесок важно учитывать перемещение трубопроводов от теплового расширения. При сборке они должны быть смещены на величину от центра опоры в сторону, противоположную удлинению. Тяги подвесок трубопроводов, не имеющие тепловых перемещений, устанавливаются только по вертикали, а те, что имеют температурные перемещения, — с наклоном. Тепловое удлинение трубопроводов происходит в сторону, противоположную ближайшей неподвижной опоре. Не стоит за направление удлинения трубопровода принимать направление движения продукта, ведь эти два движения никаких не связаны между собой

3. Укрупнительная сборка узлов и блоков

Укрупнительную сборку блоков трубопроводов выполняют на жестких, стеллажах, а иногда на площадке, поверхность которой забетонирована или утрамбована. Сборочные площадки обычно располагаются вблизи монтируемого объекта в зоне действия монтажного крана. Укрупнение в блоки вне зоны монтажного крана затруднительно, так как вызывает проблемы с погрузкой и перевозкой блоков к месту монтажа, что часто приводит к необходимости уменьшать возможные их габариты и вес. Перед укрупнительной сборкой с деталей, элементов и узлов трубопроводов снимают временные заглушки и пробки, которые предохраняют их концы от загрязнения в период хранения и транспортировки. Кроме того, при укрупнении детали обезжиривают и продувают, а также тщательно проверяют, нет ли посторонних предметов внутри элементов и узлов. Сборку узлов в блоки производят после контрольных замеров готовых узлов и строительных размеров здания в местах установки блоков. При необходимости после этого на узлах и элементах отрезают припуски или, наоборот, вваривают патрубки. При сборке все фланцевые соединения должны быть полностью затянуты с установкой прокладки, а сварные стыки заварены до подъема блоков в проектное положение. При сборке должно быть зафиксировано правильное взаимное положение стыкуемых элементов.

Читайте также  Правила сварки медных проводов

4. Сборка и сварка трубопровода

Перед сборкой и сваркой трубы полностью очищаются от грунта и грязи, проверяется форма кромок. Выправленные концы труб должны при сборке совпадать. Эллипсность по торцу, вмятииы и забоины не должны превышать величин, допускаемых ГОСТом на поставляемые трубы.

При дуговой сварке нужно очистить до металлического блеска кромки и прилегающие к ним внутреннюю и наружную поверхности на ширину не менее 10 мм. Смещение кромок при сварке не должно превышать 20 % толщины стенки и не должно быть более 3 мм.

Стыкуют трубы с помощью центраторов, домкратов и других приспособлений, котореы обеспечивают взаимное совмещение кромок. Стыки труб при дуговой сварке фиксируют прихватками.

В любом случае количество прихваток должно быть не менее трех, их длина должна составлять 60—80 мм, толщина — не менее 4 мм. Стыки сварных труб с односторонними продольными прямыми швами собирают так, чтобы эти швы были смещены относительно друг друга не менее чем на 100 мм. Двусторонние продольные и спиральные швы можно не смещать.

После монтажа компенсаторов, арматуры, дренажных устройств, приборов контроля и автоматики проводится испытание готовых линий трубопровода и сдача их клиенту.

Производство трубных узлов

Трубный узел

Состоит трубный узел из нескольких фитингов, труб, катушек, запорной арматуры различного назначения. В отличие от полевых условий на трассе, выполняется сварка трубного узла в полуавтоматическом режиме на заведомо более совершенном оборудовании.

Резко сокращается время монтажа магистрального трубопровода за счет использования крупногабаритных сборочных единиц полной готовности. По мере необходимости трубная сборка окрашивается, покрывается теплоизоляционными материалами в цеху, что на порядок надежнее полевых условий нанесения аналогичных покрытий.

С учетом регламента автомобильных грузоперевозок габариты трубных узлов ограничены 12 м по длине, 3 м по ширине, 4 м по высоте конструкции.

Назначение и применение

По умолчанию трубный узел обладает оптимальным сочетанием себестоимости 1 погонного метра трубопровода, трудоемкости монтажных работ на трассе и качества сварочных швов. Стыковать таким образом сами трубы магистрального трубопровода не имеет смысла. Поскольку резко возрастут транспортные расходы на доставку.

Поэтому укрупненная технология сборки трубопровода экономически выгодна лишь для участков, на которых используются сложные пространственные конструкции – байпасы, коллекторы, конденсаторы, насосные/компрессорные станции, ответвления, теплообменники.

Заложено в трубные узлы изготовление при помощи всевозможных приспособлений, шаблонов, грузоподъемной техники. Геометрическая точность линейных размеров составляет порядка 0,7 мм/на погонный метр.

В полевых условиях себестоимость монтажных работ увеличивается из-за отсутствия электросетей, стационарных сварочных постов и грузоподъемной техники. Доставка укрупненной сборочной единицы всегда будет стоить дешевле, чем транспортировка ее компонентов на объект, и сварка на месте.

Производство трубных узлов в цеху не зависит от погодных и климатических условий. Конвейерные технологии позволяют снизить влияние человеческого фактора.

Особенности конструкции

В принципе, трубным узлом может называться изделие минимум из одной трубы с приваренным к ней фитингом – отводом, тройником, переводником, заглушкой. На практике трубная сборка содержит гораздо большее количество деталей. Между собой они стыкуются сваркой, резьбовыми или фланцевыми соединениями.

Обычно на заводе выполняется сварка трубного узла и гидравлические испытания, о чем имеется соответствующая документация. В сборках этого типа присутствует запорная, регулирующая, контрольная арматура, приборы контроля параметров рабочей среды, учета ее расхода. Между собой трубные узлы могут соединяться резьбой, сваркой, фланцами.

Поскольку изготовление трубных узлов всегда выполняется по индивидуальным чертежам, на складах эта позиция ассортимента отсутствует, ее необходимо заказывать предварительно.

Преимущества использования

Укрупненная сборка трубопровода обладает следующими достоинствами в сравнении с поэлементной сборкой:

  • экономия времени – в заводских условиях трубный узел изготавливается быстрее, чем на трассе, вне зависимости от климатического и погодного фактора, сборка трубопровода по месту выполняется в рекордно короткие сроки;
  • качество сборки – в цеху сварка, соединение резьбовым, фланцевым способом выполняются на специальном оборудовании при помощи многочисленных приспособлений под контролем подразделений ОТК;
  • низкая себестоимость – за счет уменьшения транспортных расходов, материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости изготовления;
  • снижение сроков ввода трубопровода в эксплуатацию – все трубные узлы уже опрессованы, соблюдены требования Ростехнадзора, ПУЭ, пожаробезопасности, экологии.

У заказчика появляется возможность использования компактных, но более сложных технических решений, повышающих ресурс, удобство обслуживания и технические характеристики трубопровода. Заводская сварка трубного узла может осуществляться автоматическим, полуавтоматическим способом по более низкой себестоимости.

Классификация трубных узлов

Внутри своей категории изделий трубный узел имеет классификацию по нескольким признакам:

  • пространственное положение – плоскостные, объемные;
  • комплектация – отводовые, тройниковые, отводово-тройниковые, пространственно-тройниковые, переходные;
  • тип присоединения к трубопроводу – резьбовые, приварные, фланцевые, комбинированные;
  • габариты – мелкоформатные, крупногабаритные, среднеразмерные.

В зависимости от этих свойств трубные узлы в изготовлении могут быть простыми и сложными. Отводовые трубные узлы предназначены для изменения направления потока рабочей среды, обхождения естественных препятствий, огибания неровностей ландшафта.

Переходный трубный узел редуцирует поток, применяется для ступенчатого изменения параметров рабочей среды – давления, расхода.

Тройниковый трубный узел используется для врезки байпаса, бокового колена, подмешивания в рабочую среду реагентов, разделения/объединения потоков.

В отводово-тройниковом трубном узле одноименные фитинги состыкованы между собой напрямую или при помощи труб, катушек, муфт, патрубков в одной или нескольких пространственных плоскостях.

В пространственно-тройниковых трубных узлах поток рабочей среды перенаправляется из одной плоскости в другую один или несколько раз.

В коллекторах происходит объединение нескольких потоков либо трубопроводы соединяются в общую магистраль. Трубные узлы могут содержать любое количество арматуры, измерительных приборов.

Принимаем заказы на изготовление трубных узлов любой степени сложности, назначения, габаритов. Используем отечественный и зарубежный прокат, марки стали, комплектующие и расходные элементы. Обеспечиваем цены производителя.

§ 35. Сборка трубопроводов на резьбовых соединениях

Сеть трубопроводов, по которой под определенным давлением перемещаются вода, пар или газ, состоит из отдельных соединенных между собой участков стальных труб. Трубопровод на всем протяжении, в том числе в местах соединений, должен быть прочным, плотным и сохранять свою непроницаемость при удлинении или укорачивании от температурных изменений.

Соединительные части изготовляют с цилиндрической резьбой.

Для соединения стальных труб на резьбе используют соединительные части (фитинги) из ковкого чугуна и стали. Соединительные части из ковкого чугуна применяют для трубопроводов, по которым проходит вода или пар температурой не выше 175° С и давлением до 1,6 МПа при диаметрах условного прохода не более 40 мм и до 1 МПа при диаметрах от 50 до 100 мм. Соединительные части из стали используют для трубопроводов всех диаметров при давлении до 1,6 МПа. Фитинги из ковкого чугуна на концах имеют утолщения — буртики, необходимые для большей прочности. У фитингов из стали на концах нет буртиков.

Фитингами из ковкого чугуна с цилиндрической резьбой для соединения труб по прямой (рис. 64) и для заглушки концов являются муфты прямые и переходные, соединительные гайки, футорки, контргайки, пробки.

Рис. 64. Соединительные части из ковкого чугуна для соединения труб по прямой:
а — прямая муфта, б — переходная муфта, в — футорка, г — соединительная гайка, д — контргайка, е — пробка

Читайте также  Sanext фитинги для радиаторов

Для соединения труб под углом и устройства ответвлений применяют следующие фитинги из ковкого чугуна (рис. 65): угольники прямые и переходные, тройники прямые и переходные.

Рис. 65. Соединительные части из ковкого чугуна для соединения труб под углом и устройства ответвлений:
а — прямой угольник, б — переходный угольник, в — прямой тройник, г — переходный тройник, д — тройник с двумя переходами, е — прямая крестовина, ж — переходная крестовина, з — крестовина с двумя переходами

Торцы фитингов должны быть ровными и перпендикулярными к оси соединительной части. Внутренняя и наружная резьбы должны быть чистыми, без заусенцев и рванин и нарезанными точно по осевым линиям фитингов. Допускаются участки с сорванной резьбой, если их длина в сумме не превышает 10% длины резьбы.

При резьбовых соединениях, чтобы обеспечить непроницаемость стыка, применяют уплотнительный материал — лен, асбест, натуральную олифу, белила, суриковую и графитную замазку. При цилиндрических разьбовых соединениях труб, по которым транспортируется холодная и горячая вода (температурой до 100° С), уплотнительный материалом служит льняная прядь, пропитанная суриком или белилами, замешанными на натуральной олифе.

Для трубопроводов с теплоносителем температурой более 100° С в качестве уплотнительного материала применяют асбестовый шнур вместе с льняной прядью, которые пропитывают графитом, замешанным на натуральной олифе. Резьбу вначале промазывают суриком или белилами. На короткую резьбу льняную прядь наматывают со второй нитки от торца трубы по ходу резьбы тонким ровным слоем «врасстилку», без обрыва. Прядь, которая должна быть сухой, необходимо предварительно тщательно рассучить, чтобы волокна хорошо отделялись. Намотанную прядь сверху по ходу резьбы промазывают разведенным суриком. Прядь не должна свисать с конца трубы или входить внутрь трубы, так как это может вызвать засорение трубопровода.

Соединительные части нужно навертывать на трубы до отказа, т. е. так, чтобы они заклинились на последних двух конусных нитках (сбеге) резьбы, чем обеспечивается герметичное соединение.

Кроме короткой резьбы трубы соединяют и на длинной резьбе, применяя сгоны. Стандартные сгоны длиной 110 мм изготовляют для труб диаметром 15 и 20 мм, 130 мм — для труб диаметром 25 и 32 мм и 150 мм — для труб диаметром 38—50 мм. Сгон длиной 300 мм устанавливают на стояках отопления. Компенсирующий сгон длиной 130 мм изготовляют для труб диаметром 15 и 20 мм и 140 мм — для труб диаметром 25 и 32 мм и устанавливают у нагревательных приборов.

Соединяют сгон следующим образом. На длинную резьбу насухо навертывают контргайку и муфту. Свинчивая муфту с длинной резьбы, ее навинчивают до конца короткой резьбы, применяя уплотнительный материал. Затем наматывают у торца муфты по ходу резьбы свитый в жгутик уплотнительный материал, и контргайку плотно подгоняют к муфте. Жгутик помещается в фаске муфты и препятствует просачиванию воды или пара по резьбе.

Если в муфте отсутствует фаска, жгутик уплотнительного материала выдавливается контргайкой и соединение не будет достаточно плотным. Места соединения труб очищают от выступающего уплотнительного материала ножовочным полотном.

Асбестовый шнур со льном наматывают от сбега к началу резьбы, что позволяет более плотно уложить его на резьбе и не сбить при навинчивании фасонной части.

Вместо льна, сурика и олифы для уплотнения резьбовых соединений применяют уплотнительную ленту на основе фторопластов — ленту ФУМ Эта лента состоит из фторлона 4Д (80—84%) и вазелинового масла для смазки B0—16%). Фторлон 4Д стоек ко всем минеральным кислотам, щелочам и другим коррозионным средам.

Для уплотнения резьбовых соединений используют ленту шириной 10—15 мм и толщиной 0,08—0,12 мм. Поверхность ленты должна быть ровной, без разрывов и вздутий. По внешнему виду лента белого цвета, допускается наличие небольших оттенков и пятен. Ленту ФУМ применяют при монтаже систем водоснабжения, отопления и газопроводов, а также при монтаже технологических трубопроводов, транспортирующих среду температурой от —50 до 200° С.

При использовании ленты ФУМ резьбу предварительно очищают от загрязнения, протирая ее ветошью, затем на резьбу наматывают ленту по направлению резьбы, как показано на рис. 66, после чего навертывают фитинг или арматуру. На трубы диаметром 15—20 мм ленту наматывают в три слоя, а на трубы диаметром 25—32 мм — в четыре слоя. При выполнении разъемных соединений (сгонах) между муфтой и контргайкой наматывают жгут из трех слоев той же ленты. Если резьбовое соединение не обеспечивает герметичности и появляется необходимость замены уплотняющего материала, резьбу нужно хорошо очистить от ленты и заново произвести соединение с соблюдением всех указанных выше операций.

Рис. 66. Уплотнение резьбовых соединений лентой ФУМ

Сваривать трубу следует до уплотнения резьбового соединения лентой ФУМ. Если необходимо выполнить сварной стык после уплотнения резьбового соединения, последнее должно быть расположено не ближе чем на 400 мм от места сварки.

Трубы соединяют также с помощью гаек. Для этого на обоих концах соединяемых труб нарезают короткие резьбы и навинчивают на уплотнительный материал штуцера соединительных гаек. Затем, поставив между соприкасающимися плоскостями штуцеров прокладку из тряпочного картона, проваренную в олифе, или паронитовую прокладку (для пара), штуцера стягивают накидной гайкой.

При соединении труб с муфтовой арматурой трубы нарезают с уменьшенной короткой резьбой, соответствующей длине резьбы на арматуре.

Водогазопроводные трубы на резьбе соединяют с помощью трубных ключей разных конструкций — рычажных, раздвижных и накидных.

Трубный рычажный ключ (рис. 67,а) состоит из неподвижного рычага 1, соединенного с подвижным рычагом 2 обоймой 4. Степень раскрытия губок регулируют гайкой 3. Ключи изготовляют пяти размеров: № 1 для труб диаметром от 15 до 25 мм, № 2— диаметром от 15 до 38 мм, №3 — от 15 до 50 мм, № 4 —от 20 до 75 мм и №5 — от 25 до 100 мм.

Рис. 67. Трубные ключи:
а — рычажный, б — раздвижной, в — накидной; 1 — неподвижный рычаг, 2 — подвижный рычаг, 3 — гайка, 4 — обойма, 5 — подвижная губка, в — пружина, 7 — накидная губка

Раздвижной ключ (рис. 67,б) состоит из рычага 1, подвижной губки 5, соединенной с рычагом обоймой 4. Ключ регулируют по диаметру трубы гайкой 3. Пружина 6 служит для отжатия вверх подвижной губки. Трубный накидной ключ (рис. 67,в) состоит из рычага 1, головки с гайкой 3, с помощью которой он соединен с рычагом. Такие ключи применяют для свинчивания труб диаметром от 15 до 75 мм.

Трубные ключи требуют тщательного ухода, систематической очистки, смазывания винтов и шарнирных соединений машинным маслом. Не разрешается работать неисправными ключами, в том числе ключами со сработанными губками. Такие ключи при работе соскакивают с труб и могут причинить ушибы и ранения. Не следует работать ключами, номера которых не соответствуют диаметру свинчиваемых труб, так как труд при этом малопроизводителен, а ключи быстро становятся непригодными.

Читайте также  Фланцы из стали марок вст3сп2 вст3сп3 для трубопроводов вес

Запрещается надевать обрезки труб на рычаги ключей для увеличения силы, прилагаемой к ключам, так как от этого рычаги гнутся и ключи становятся непригодными для работы.

При свинчивании труб для получения надежного заклинивания фасонной части или арматуры на сбеге резьбы не разрешается подавать назад навинченную фасонную часть, чтобы избежать нарушения плотности соединения. Если фасонная часть или арматура не заняла требуемого положения и ее нельзя повернуть по ходу резьбы, то положение можно исправить, разъединив сгоны по обеим сторонам фасонной части или арматуры и придав им требуемое положение; затем сгоны вновь надо соединить. Если это не представляется возможным, нужно разобрать соединение и вновь его собрать, применив новые уплотнительные материалы.

Трубы свинчивают в прижимах или на месте монтажа.

Что такое узел трубопровода

Узел трубопровода — это часть магистральной линии в виде блока. Конфигурация элемента зависит от габаритов фасонной арматуры: тройников, отводов, переходов. Дополнительно устанавливают манометры и датчики температуры. Укрупненные монтажные узлы технологических трубопроводов соединяют фланцевым или приварным методом. Внутреннее антикоррозионное покрытие повышает износостойкость составных деталей.

Состав узлов трубопроводов

Для разветвления сети, соединения труб с разными диаметрами, огибания препятствий на пути укладки магистрали используют фасонные изделия. Фитинги обеспечивают герметичность системы, плавно изменяют направление потока и регулируют давление в зоне стыка, предотвращая утечки рабочей среды. В зависимости от технологической схемы, региона эксплуатации и агрессивности перемещаемых веществ, детали производят из марок конструкционной стали, пластмассы или полимерных материалов. Области применения: узлы трубопроводов отопления, нефтяные магистральные линии, промышленные системы, узлы трубопроводов из стальных водогазопроводных труб.

Виды фасонных частей:

  • Тройник — позволяет подключать дополнительные ответвления. Фитинг объединяет два потока в один или разделяет канал по двум направлениям. Конструкция дает возможность варьировать присоединительные размеры подключаемых элементов: равнопроходные используют для труб с равным диаметром, переходные — при изменении проходного сечения.
  • Переход — расширяет или сужает условный проход. Концентрические переходники соединяют трубы по вертикали, эксцентрические — по нижней образующей.
  • Отвод — изогнутая деталь, которая разворачивает поток в сложных инженерных линиях. Изделие служит для обхода неровностей ландшафта, проведения коммуникаций в труднодоступные места.
  • Заглушка — перекрывает концевые отверстия труб, частично или полностью запирает транспортируемые вещества.
  • Муфта — стыкует отрезки трубопроводов на прямых участках.

Сборка узлов

Узловые блоки должны соответствовать нормам ТУ, иметь сертификаты и пас­порта заводов-изготовителей. Перед монтажом поверхности осматривают на предмет отсутствия повреждений, маркировку сверяют с паспортными данными.

Наружный диаметр, толщину стенок, габариты определяют по чертежам и проектной документации. Перечень сопроводительных документов включает копии сертификатов, журнал сварочных работ, акты гидравлических испытаний.

  • Фланцевый. Метод стыковки предназначен для скрепления трубопроводных элементов с одним диаметральным размером. Фланец представляет собой диск с отверстиями, которые нанесены по периметру. Круглую пластину приваривают к трубе по внутренней окружности, а затем соединяют с другим диском крепежными болтами. Зону стыка уплотняют межфланцевыми прокладками из резины, паронита, фторопласта. Под воздействием механических вибраций крепления ослабевают, необходимо подтягивать болты ручным ключом или пневматическим натяжным инструментом.
  • Приварной. Неразъемный способ соединения применяют при установке стальной арматуры. Прочность сварных швов проверяют ультразвуком. Сварные стыки защищают систему от разгерметизации, тепловых потерь.
  • Муфтовый. Безрезьбовые муфты применяют для пайки полипропиленовых труб. Резьбовые изделия скрепляют металлопластиковые и стальные детали. Уплотняющее резиновое кольцо повышает герметичность. Установку проводят на прямых сопряженных участках трубопровода.

Что входит в трубопроводы из готовых узлов

Элементы повышают производительность трубопроводных сетей. Готовые узлы помогают сваривать участки магистральных систем в заводских условиях, проводить реконструкцию крупными блоками. В комплект оборудования входят: соединительная арматура, фитинги, сваренные сегменты труб. Дополнительно монтируют регулирующие вентили, запорные задвижки, фланцевые краны, хомуты, крестовины. Подбор комплектующих зависит от способа эксплуатации, функциональных требований, параметров рабочих веществ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: