Технология обратной засыпки водопропускных труб

Какую водопропускную трубу под дорогой проложить – виды, особенности, преимущества материалов

О втором из них и отправится обращение в данной статье.

Железобетонные водопропускные трубы

Одним из главных достоинств железобетонных конструкций для отведения воды является возможность их создания на том месте, где они будут устанавливаться. Процесс обустройства в данном случае предполагает установку армированной опалубки, в которую будет заливаться раствор бетона.

Описанное выше качество можно назвать достаточно полезным, но у него есть серьезный недостаток – железобетонная водопропускная труба под дорогой устанавливается очень долго. Конечно, у такой проблемы имеется решение, которое заключается в приобретении готовых железобетонных конструкций и доставке их к месту монтажа. Главное качество такого материала – способность выдерживать воздействие различных внешних факторов.

Как избавить насыпь от размывания

Чтобы защитить насыпь от размывания, ее борта и продольные склоны укрепляются различными материалами:

  1. Для возведения бортов используют натуральный камень, белый силикатный кирпич или железобетонные плиты. С обоих боков канавы кладут кирпичные или каменные стенки. При этом концы трубы оставляют свободными. Если требуется укрепить борта бетоном, то вначале устанавливают опалубку с подпорками. Между стенками опалубки монтируют арматурный каркас, затем конструкцию заливают бетоном. Спустя неделю, после схватывания бетонной смеси, опалубку с оголовка можно снять.
  2. Вдоль канавы откосы укрепляют щебнем с проливкой цементным раствором, тщательно уплотняя каждый слой.

Пластиковые водопропускные трубы

Различные варианты полимерных изделий для обустройства водопропускных каналов являются хорошим решением. Пластиковые трубы хорошо выдерживают внешние нагрузки, но для этого их приходится дополнительно усиливать при помощи бетонной арки, которая заливается по наружному краю трубы, причем слабая сопротивляемость бетона подвижкам грунта в данном случае не имеет никакого значения.

При необходимости можно снизить нагрузку на систему, используя специальные металлические короба, заполненные камнями. Установленная таким образом водоотводная труба под дорогой сочетает в себе надежность и долговечность – срок службы пластикового водопропускного канала может достигать 50 лет.

Устройство дренажа

В дренажную систему канавы через заезд входит слой щебня и песка. Ими отсыпается сверху сливная труба, подстилающий слой на ее дне, а также боковые защитные зоны. Она устраивается, чтобы вода не просачивалась сквозь материал дорожного полотна, а проходила только через трубу. Для образования защитных зон вдоль канавы откапывают приямки шириной 50 см и глубиной 60 см. Их заполняют щебнем той же фракции.

Металлические трубы и СМГК

Водопропускные трубы из металла – это неплохой вариант решения проблемы отведения воды, но только если рассматривать его с одной стороны. Металлические конструкции имеют лучшие показатели прочности по сравнению с аналогами, но это достоинство полностью нивелируется слабой устойчивостью к коррозии. Из-за этого металлические трубы используются для обустройства водопропускных каналов только временно.

Впрочем, есть еще одно применение изделиям из металла. Их часто используют для проколов дорожного полотна. Дело в том, что возможность ремонта водопровода, проходящего под дорогой, есть не всегда, поэтому труба расчищается при помощи внешней дренажной системы, позволяющей провести ремонт или качественную очистку системы.

Неплохим решением является использование металлических труб в качестве внешнего защитного кожуха, обеспечивающего защиту основного трубопровода. Обычно для этих целей применяются трубы, используемые для армирования стенок буровых скважин.

Чтобы создать надежный и качественный водопропускной канал, лучше всего использовать СМГК – сборные металлические гофрированные конструкции. Согласно общей классификации, обычными трубами такие конструкции не являются – цельная система становится таковой только в том месте, где необходимо выполнить монтаж водопропускных труб.

СГМК имеют массу положительных качеств, которыми обделены простые трубы. Основное достоинство сборной конструкции заключается в возможности обустройства сложных конструкций, которые способны прослужить несколько десятков лет и при этом спокойно переживать воздействие сейсмических сдвигов. Гофрированная дорожная труба, помимо всего прочего, обходится почти на треть дешевле, чем альтернативные варианты.

Строительные работы

О исполнении работы только своими руками речи и быть не имеет возможности, поскольку элементы конструкции габаритные и тяжёлые. А вот с соответствующим оборудованием и монтажной бригадой совладать будет несложно.

Котлован

При рытье котлована соблюдается последовательность правил:

  1. Крепление стен предусматривается лишь при большого насыщения земли грунтовыми водами.

  1. Крутизна откосов определяется в соответствии глубины траншеи и свойствами разрабатываемой земли.
  2. В случае если планируется установка гидроизоляции на либо другие подобные работы, предполагающие присутствие людей в котловане, то его стены должны быть удалены от фундамента на расстояние не меньшее чем 0,7 м.

Совет: в случае если же никакие дополнительные работы по окончании укладки трубы не планируются, то возможно ограничиться промежутком в 0,1 м. Этого будет вполне достаточно для обеспечения обычного проведения монтажа.

  1. По периметру объекта обустраиваются грунтовые валики, предотвращающие проникновение поверхностных вод в траншею.
  2. В тех случаях, в то время, когда установка осуществляется на территории водоёма, возможно воспользоваться одним из двух способов удаления жидкости с места застройки:
  3. В случае если дело обстоит на склоне, то от дна котлована дополнительная траншея для водоотвода в канаву.
  4. В остальных же случаях потребуется выкачка и создание приямка из него жидкости при помощи насосного оборудования.

Фундамент

Наиболее распространёнными являются сборный и монолитный фундаменты, реже используется сборно-монолитный, а для мест со не сильный грунтом лучше подойдёт столбчатый.

Рассмотрим движение монтажа на примере самого трудоёмкого варианта – монолитного:

  1. Устанавливаем опалубку по периметру заливки.
  2. Замешиваем либо доставляем цементный раствор.
  3. Производим трамбовку и заливку смеси.

Совет: в ходе заливки бетона рекомендуется пробивать его иногда металлическим прутом. Это разрешит избежать образования воздушных карманов.

  1. Накрываем бетон плёнкой и поливаем водой до его схватывания.
  2. Снимаем опалубку.
  3. Засыпаем пространство между монолитом фундамента и землёй гравием, смешанным с песком.

Сборный вид основания отличается тем, что вместо заливки раствора, производится монтаж готовых цементных компонентов.

Материал трубы

Цементные либо бетонные трубы являются классическими в данном вопросе и проверены временем. Но хочется выделить отдельное внимание более продвинутому варианту, воображающему собой железную гофрированную конструкцию.

Преимущества для того чтобы типа сооружения:

  • Большой ассортимент разных диаметров. Разрешает сделать наиболее оптимальный выбор для любой ситуации.
  • Небольшой вес. Существенно упрощает транспортировку и сами монтажные работы.
  • Лёгкость установки. Для обращения с разглядываемым материалом не нужно наличие каких-либо особых навыков.
  • гибкости и Высокие показатели прочности. В сочетании с грунтом даёт громадную надёжность, чем бетонная конструкция.
  • Долгий эксплуатационный срок, достигающий до ста лет.
  • Низкая цена. Даёт до 50% экономии в сравнении с применением других материалов.
  • Универсальность. Используется в произвольных климатических условиях.

Гидроизоляция

Гидроизоляционные работы значительно чаще выполняются при помощи битумного раствора либо страниц рубероида. Основное перед укладкой материала очистить поверхность трубы от мусора, грязи, а зимний период и от оледенения.

Обратная засыпка

По окончании того как конструкция установлена, её направляться обратно засыпать грунтом. Для данной цели в полной мере подойдёт тот, который ранее был изъят из котлована.

Происходит всё следующим образом:

  1. Равномерно засыпаем землю в пространство между стенками сооружения и почвой.
  2. В то время, когда грунт засыпан по обе стороны, уплотняем его посредством особых трамбовочных автомобилей.
  3. Затем создаём насыпь сверху, толщина которой соответствует вашему проекту.
  4. Конкретно над трубой уплотнение не происходит чтобы не было технических перегрузок на изделие.

Монтаж водопропускных труб под дорогой

Технология обустройства водоотводных каналов под дорогой включает в себя несколько этапов:

  1. Подготовка котлована.
  2. Заливка фундамента.
  3. Укладка трубопровода.
  4. Обустройство дорожной насыпи.

Первым делом необходимо выкопать котлован, размеры которого совпадают с рассчитанными в ходе проектирования. Также важно учитывать грунт, который преобладает на участке – неподходящая почва может помешать обустраивать тяжелую конструкцию. Кроме того, тип грунта напрямую влияет на то, как будут обустраиваться стенки котлована.

Проектирование

При составлении проекта важно правильно определить ширину въезда на участок. Она должна быть минимум 4 м для возможности проезда не только легкового, но и грузового автомобиля. С каждой стороны также нужно дополнительно предусмотреть по одному метру защитной зоны. Значит, в канаву нужно укладывать изделие длиной от 6 м. Диаметр подбирают исходя из количества сточных вод. Весной талая вода должна заполнять трубопровод не более чем на ¼ объёма. Обычно устанавливают изделие диаметром от 300 до 500 мм.

Профиль канавы должен иметь форму перевернутой трапеции с плоским дном и шире уложенной конструкции на 10–20 см с каждой стороны. Чтобы исключить при эксплуатации всасывание трубы в грунт, дно углубляют на 25 см. Образовавшийся приямок засыпают щебнем и уплотняют. Глубина канавы должна составлять не менее 150–170 см в зависимости от толщины промерзающего зимой слоя.

Сама труба в канаве должна иметь строго горизонтальное положение или располагаться с уклоном в 2 см в нужную сторону. Иногда поверху траншеи заливают бетонный мост, выполняющий функцию распределения нагрузки.

Строительство водопропускных железобетонных труб

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО – ДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ им. А.А. НИКОЛАЕВА

«Мосты и сооружения на автомобильных дорогах»

Тема: «Строительство водопропускных железобетонных труб»

Читайте также  Топливо в выхлопной трубе дизель

Студента группы 4211 ДСО________________________А. Лебедь

Преподаватель______________________________ Г. М. Батарина

Введение лист 3

Общие положения лист 4

Строительство ж/б труб лист 6

Исполнительные работы лист 8

Техника безопасности лист 15

Список используемой литературы лист 16

Водопропускные трубы — это искусственные сооружения, предназначенные для пропуска под насыпями дорог небольших постоянных или периодических действующих водотоков. В отдельных случаях трубы используются в качестве путепроводов тоннельного типа, скотопрого­нов и т. п.

При проектировании дороги особенно при небольших высотах часто

приходится выбирать одно из двух возможных сооружений — малый мост или трубу. Если технико-экономические показатели этих сооружений примерно одинаковы или отличаются незначительно, предпочтение отдаётся трубе, так как:

устройство трубы в насыпи не нарушает непрерывности земляного полотна и верхнего строения пути;

эксплуатационные расходы по содержанию трубы значительно меньше, чем малого моста;

при высоте засыпки над трубой более 2 м влияние временной нагрузки на сооружение снижается, а затем по мере увеличения этой высоты

практически теряет своё значение.

Водопропускные трубы различают:

по материалу тела трубы – бетонные, железобетонные, металлические, полимерные;

по форме поперечного сечения – круглые, прямоугольные, овоидальные;

по числу очков в сечении – одно-, двух-, многоочковые;

по работе поперечного сечения – безнапорные (работающие неполным сечением на всём протяжении), напорные (работающие полным сечением на всём протяжении), полунапорные (работающие у входного оголовка полным сечением, а на остальной длине – неполным).

Отверстия труб на автомобильных дорогах следует принимать не менее:

1,0 м – при длине трубы не более 30 м;

0,75 м при длине трубы не более 15 м;

0,50 м на съездах при устройстве в пределах трубы быстротока.

На внутрихозяйственных дорогах можно применять трубы с отверстиями размером 0,5 м при их длине не более 10 м.

Толщина засыпки над звеньями или плитами труб до низа дорожной

одежды принимается не менее 0,50 м.

Малые, средние автодорожные мосты и водопропускные трубы разрешается располагать на участках дорог с любым профилем и планом, принятым для данной категории дороги.

Трубы, как правило, устраиваются в безнапорном режиме и, как исключение, в напорном и полунапорном режимах для пропуска расчётного расхода воды.

Нельзя строить трубы при наличии наледей, ледохода. На реках и ручьях, имеющих нерестилища рыб, трубы устраивают с разрешения инспекции рыбнадзора.

Возвышения бровки земляного полотна на подходах к трубам над расчётным уровнем воды следует принимать не менее 0,50 м, а для труб, работающих в напорном или полунапорном режиме,- не менее 1,0м.

Оголовки труб устраивают из портальной стенки и двух откосных крыльев, заглублённых в грунт ниже глубины промерзания на 0,25 м и

установленных на щебёночное основание толщиной 10 см. Естественный грунт ниже глубины промерзания заменяется песчано-гравийной

1.Трубы подразделяют на 3 группы по несущей способности:

первая (1) – при расчетной высоте засыпки грунтом 2,0 м;

Допускается для конкретных условий строительства трубопровода применять трубы при другой расчётной высоте засыпки грунтом.

2. Марка трубы состоит из буквенно-цифровых групп, разделённых дефисом. Первая группа содержит обозначение типа трубы,

вторая – диаметр условного прохода в см и полезную длину в дм, номер группы по несущей способности.

3. Трубы следует изготавливать по ГОСТ 26633 из тяжёлого бетона класса прочности на сжатие В 25.

4. Водонепроницаемость бетона труб должна соответствовать W4.

5. Трубы ТБ, ТБП, ТС и ТСП поставляют потребителю в комплекте с резиновыми уплотняющими кольцами.

6. Трещины на поверхности труб не допускаются, за исключением усадочных шириной не более 0,050 мм.

Оголовки труб отверстием 0,50…0,75 м сооружают из портальной стенки, заглублённой в грунт ниже глубины промерзания на 0,25 м.

Откосные крылья разрешается выполнять из монолитного бетона

марки В 15 без арматуры с опалубочными размерами сборных железобетонных блоков.

Длина трубы (Lтр) определяется по формуле

где В – ширина земляного полотна, м;

Н – высота насыпи, м;

d – отверстие трубы, м;

с – толщина стенки, м;

m – коэффициент заложения откоса.

Строительство железобетонных труб

Подготовительные работы на базе предприятия (рекомендации).

1. Проверка элементов труб на допускаемые отклонения по ГОСТу

(длина звена – 0…10 мм, толщина стенок -5…+10 мм, остальные изме-

2. Удаление наплывов, набрызга бетона на сочленяемых частях звеньев.

3. Подбор всех элементов трубы по маркам согластно проектному решению.

4. Складирование элементов трубы в одном месте.

Подготовительная работа на месте строительства

1. Выбор и подготовка площадки строительства. Корчёвка кустарника

и планировка площадки бульдозером.

2. Приём и размещение оборудования, материала и конструкций.

3. Разбивка оси трубы и контура котлована.

Геодезические работы, выполняемые в процессе строительства, состоят из: разбивки сооружения в плане, включая главные оси и контуры котлована; высотной разбивки; нивелировка продольного профиля лотка трубы.

Разбивкой в плане закрепляют на месте ясно видимые знаки, по которым можно точно установить местоположение трубы и её элементов; закрепляют обычно с помощью двух столбов, устанавливаемых по продольной оси трубы с учётом обеспечения их сохранности на все время постройки, и кольев, забиваемых по оси насыпи и в характерных точках. В

некоторых случаях на расстоянии 1,5-2 м от границ котлована устраивают обноски из горизонтально установленных досок, на которых размечают характерные точки фундамента. Доски прибивают к столбам, заглублённым в грунт. При разбивке сооружения в плане необходимо строго выдерживать положение створа, расположенного по оси насыпи, и творчески подходить к разбивки продольной оси трубы. Если будут выявлены какие-либо неблагоприятные грунтовые или другие факторы на месте расположения трубы, её нужно сместить в ту или другую сторону. Все отступления от проекта согласовываются с заказчиком и проектной организацией.

Высотная разбивка заключается в определении отметок поверхности в месте расположении трубы и глубины срезки грунта или, наоборот, его подсыпки под трубу. Земляные работы по рытью котлованов и устройству фундаментов выполняют под инструментальным контролем.

С помощью нивелира проверяют соответствие фактических отметок дна котлована и верха подушки проектным. Аналогично контролируют вы­сотное положение фундамента, а затем и трубы. Продольный профиль труб нивелируют перед их засыпкой и после отсыпки насыпи до проект­ных отметок. Необходимость, а также периодичность и продолжитель­ность дальнейших наблюдений устанавливают, руководствуясь нормативами.

Высотную разбивку и нивелирование производят с привязкой к реперу, расположенному вблизи трубы.

Схема разбивки трубы: Рис. 1

1.Рытьё котлована экскаватором и зачистка его вручную. Укрепление (при необходимости) дна котлована каменными материалами путём вдавливания средствами утопления.

Котлованы под фундаменты водопропускных труб, разрабатывают в большинстве случаев без крепления (ограждения). Только в водонасы­ще­нных грунтах при значительном притоке воды и невозможности обеспечить устойчивость стенок котлована грунт разрабатывают под защи­той крепления. Применяют также крепления котлованов при постройке труб в непосредственной близости от эксплуатируемых сооружений, обеспечивая тем самым их устойчивость.

Очертание котлованов и технология их разработки зависят от конст­рукции трубы и её фундамента, от вида и состояния грунтов основания.

Крутизну откосов котлованов назначают с учётом глубины котлована и характеристик разрабатываемого грунта.

Расстояние между вертикальной стенкой котлована и боковой поверхностью фундамента применяют не менее 0,7 м, если предусмотрено нанесение гидроизоляции на конструкцию или выполнение других ра­бот, связанных с пребыванием людей в котловане. Когда такие работы не предусмотрены, эта величина может быть уменьшена до 0,1 м. При безопалубочном бетонировании фундаментов размеры котлована при­нимают равным размерам фундамента. При разработке котлованов с от­косами расстояние между подошвой откоса и фундаментом должно со­ставлять не менее 0,3 м. Во всех случаях размеры котлована увязывают с возможностями землеройных средств.

Во всех случаях при рытье котлованов принимают меры по предотвращению заполнения их поверхностными или грунтовыми водами. Для

этого по контуру котлована отсыпают грунтовые валики. Сооружая трубу на постоянном водотоке, устраивают запруды или отводят русло в сторону с помощью канав.

Проникшую в котлован воду удаляют, либо устраивая в его низовой части выпуск в водоотводную канаву, что обычно оказывается возмож­ным при постройке косогорных труб, либо обеспечивая механизирован­ный водоотлив. Для водоотлива в низовой части котлована делают ограждаемый приямок, из которого насосом откачивают воду. Приямок располагают за пределами контура фундамента, обеспечивая удаление воды во время фундаментных работ вплоть до засыпки пазух. По мере углубления котлована ограждения приямка опускают. Нескальные грунты разрабатывают землеройными машинами без нарушения естест­венного сложения грунта в основании с недобором 0,1-0,2 м. Оконча­тельно подчищают котлован непосредственно перед устройством фун­дамента.

В настоящее время из многообразной землеройной техники при строительстве водопропускных труб на железных и автомобильных до­рогах наибольшее распространение получили бульдозеры и экскава­торы.

Разработка котлованов бульдозером наиболее целесообразна при за­ложении фундамента тела трубы и оголовка на одной отметке или при небольшой их разнице.

Для неограждаемых котлованов применяют экскаваторы, оборудо­ванные обратной лопатой, или драглайны. Достоинством этих механиз­мов является возможность разработки грунта при разной глубине котлована, что обеспечивает устройство котлована под средней частью трубы и оголовками, подошва фундамента которых закладывается на большей глубине. Для разработки ограждаемых котлованов целесообразно применять грейферы.

Читайте также  Правильное положение электрода в процессе сварки

Во всех случаях разрабатываемый грунт укладывают за пределы котлована на расстоянии, обеспечивающем устойчивость его стенок или ограждения. Отвалы грунта не должны создавать затруднений для выполнения последующих строительных и монтажных работ, а также для пропуска воды.

Бетонные дорожные трубы: характеристики изделий и требования к ним

Мы продолжаем знакомить своих читателей со сборным железобетоном, без которого сегодня не обходится ни жилищное, ни промышленное, ни транспортное строительство, и хотим обратить ваше внимание на бетонные дорожные трубы. Это не изделия, а конструкции, предназначенные для укладки под насыпями железных и автомобильных дорог, и собираемые из отдельных звеньев. Вот о них и пойдёт речь.

Что такое водопропускная труба

Прежде, чем мы углубимся в параметры и характеристики изделий, давайте уточним, что же представляют собой трубы бетонные дорожные?

  • Водопропускной трубой называют искусственно создаваемое сооружение, основной задачей которого является пропуск безнапорных водотоков, проходящих под насыпями дорог.
  • В зависимости от особенностей местности, подобные сооружения могут устраиваться не только для пропуска воды, но и для передвижения пешеходов, транспорта или перегоняемого скота.
  • Тело трубы, располагаемое в насыпном грунте, собирают из отдельных элементов – звеньев. Именно они и являются основными изделиями, выпуск которых регламентируется стандартом 24547.
  • С двух сторон труба ограничивается оголовками, обеспечивающими беспрепятственный сквозной проход потока воды, и удерживающими земляной откос.

Внимание! Сразу скажем, что бетонные трубы для канавы, которые укладывают в кюветах для отвода воды с участков, либо если нужно сделать водопропуск под заездом во двор – это совсем другие изделия, изготавливаемые по ГОСТ 20054*2016.

Параметры и типоразмеры

Всего существует 6 типов звеньев, из которых и собирают железобетонные дорожные трубы.

Какие именно — можно видеть в таблице:

Диаметр изделия устанавливается без учёта толщины стенки (то есть внутренний), и составляет:

  • 500 мм;
  • 750 мм;
  • 1000 мм;
  • 1250 мм;
  • 1500 мм;
  • 2000 мм.

Длина всего в трёх вариантах:

Типоразмер арочных звеньев устанавливается по внутреннему горизонтальному диаметру. Это:

  • 500 мм;
  • 750 мм;
  • 100 мм;
  • 1250 мм;
  • 1500 мм;
  • 2000 мм.

В прямоугольных звеньях в расчёт берётся ширина изделия в свету:

  • 1000;
  • 1250 мм;
  • 1500 мм;
  • 2000 мм
  • 2500 мм;
  • 3000 мм;
  • 4000 мм.

Длина в пяти вариантах:

  • 750;
  • 1000;
  • 1500;
  • 2000;
  • 2500.

Обратите внимание: Звенья с прямоугольным сечением обладают наибольшими размерами.

Обратите внимание: Иные параметры труб – и не только длина, но и диаметры, могут изготавливаться заводом под конкретный проект.

Прочие характеристики, условия поставки

По несущим характеристикам, звенья для водопропускных труб делятся на 3 группы.

Здесь главным критерием является расчётная высота грунтовой засыпки:

  1. 2 метра;
  2. 4 метра;
  3. 6 метров.

Примечание: При индивидуальном изготовлении труб с нестандартными параметрами, может меняться и их расчётная несущая способность.

Звенья с круглым сечением, как правило, поставляют потребителю в уже собранном виде, либо укрупнёнными узлами. В этом случае, остаётся только произвести установку на место. Однако крупногабаритные изделия сложной конфигурации отгружают в виде сборных элементов.

Маркировка

Маркируют их одной либо двумя группами цифр и букв. В первой содержится информация по типу и номинальным размерам звена в сантиметрах. Вторая группа обозначений, которая пишется через дефис, обычно предусматривается для изделий, рассчитанных на особые условия эксплуатации.

В ней зашифрован тип агрессивного воздействия:

  • М – эксплуатация при температурах ниже – 40 градусов;
  • К – кислотная среда;
  • Щ – щелочная среда.

Вторая часть маркировки так же содержит сведения о плотности бетона, из которого изготовлено изделие, и группе его несущей способности.

На заметку: Вообще, ГОСТ допускает маркировку изделий и по собственным стандартам предприятия-изготовителя – тем более, когда производятся нетиповые варианты. Главное, чтобы конструкция звена была подтверждена расчётом, на котором основывается уверенность в безопасности и надёжности будущей трубы.

Требования к изготовлению и монтажу

Согласно стандарту, при изготовлении звеньев водопропускных труб должны применяться стальные формы. Неметаллический вариант разрешается только в том случае, если он способен обеспечить соблюдение всех требований ГОСТ.

Прочность изделий должна обеспечить возможность эксплуатации под расчётной толщиной насыпного грунта и правильно подготовленным основанием. Что касается стыкования и герметизации звеньев в процессе монтажа трубы, то качество данных операций должно соответствовать требованиям стандарта 6485 (п 4.5), которые предъявляются ко всем безнапорным трубам.

Для изготовления элементов водопропускных труб согласно стандарту должен использоваться только тяжёлый бетон:

  • класса минимум В25;
  • морозостойкостью F200;
  • с коэффициентом водонепроницаемости W6 (а для северных регионов W8).

Его отпускная прочность в обычных условиях составляет 70%, а для изделий, эксплуатируемых при критически низких температурах – 100%.

Нюансы устройства водопропускных труб

На монтаж труб метрового диаметра существует технологическая карта. Это неплохая инструкция для тех, кто собирается установить такую трубу самостоятельно. Можете так же посмотреть видео в этой статье. Мы же предложим лишь краткий обзор процесса.

Технологическая последовательность работ

Водопропускной узел состоит из:

  • сферических блоков, которые служат фундаментом;
  • тела трубы, собираемого из звеньев;
  • оголовков с открылками.

Последовательность работ при их монтаже такова:

Как и в любой другой области строительства, дорожные бетонные трубы необходимо устанавливать с соблюдением правил техники безопасности. Они подробно изложены в обязательном приложении «Р» к рекомендациям СТО НОСТРОЙ по устройству, реконструкции и капитальному ремонту водопропускных труб.

Современные методы ремонта железобетонных водопропускных труб на автомобильных дорогах

Гатиятуллин Мухаммат Хабибуллович – доктор педагогических наук, профессор кафедры Дорожно-строительных машин Казанского государственного архитектурно-строительного университета.

Асфандияров Ильнур Рамилевич – магистр кафедры Автомобильных дорог Казанского государственного архитектурно-строительного университета.

Аннотация: Трасса автомобильной дороги, пролегая по местности пересекает водные преграды, овраги, ущелья, болота и др. На местах пересечения строятся мостовые сооружения и водопропускные трубы, которые имеют наибольшую численность в составе искусственных сооружений. Многие из труб служат более полувека, что привело их к разрушениям в виде трещин, продавливания и просадок. Целью исследования является изучение отечественного и зарубежного опыта ремонта труб, проанализировать способы проведения ремонта и сравнения их по времени выполнения, качества работы для рекомендаций на практике.

Ключевые слова: Водопропускная труба, автомобильные дороги, мостовые сооружения, искусственные сооружения, ремонт труб, ускорение срока ремонта трубы.

Актуальность проблемы ремонта водопропускных труб связана с их широким распространением на автомобильных дорогах, согласно статистике на 1 км их насчитывается 1,35 шт.

Водопропускные трубы – дорожное сооружение, возводимое в тело насыпи земляного полотна (ЗП) автомобильной дороги и выполняющее ряд функций: пропуск воды рек, ключей, где отсутствует ледоход, карчеход, наледь, а так же пропуск скота, диких животных и различных коммуникаций.

Простата в технологии строительства самого сооружения и изготовления звеньев железобетонных труб, главное, отсутствие прерывания тела ЗП, что обеспечивает комфортное и равномерное движение по трассе, низкая стоимость и трудоемкость при возведении, незначительные эксплуатационные расходы стали причиной преобладания водопропускных труб по сравнению с мостовыми сооружениями.

Согласно паспортам автомобильных дорог, водопропускные трубы прослужили уже более 50 лет, и большинство из них требует восстановления и усиления конструкции с капитальным ремонтом в большинстве с заменой железобетонных труб, причем большинство труб имеет круглое сечение. Как показало изучение опыта транспортников, занимающихся ремонтом труб, на практике применяется несколько методов ремонта и замены звеньев водопропускных труб: с полной разборкой ЗП и организацией движения по временной дороге, с частичной разборкой и без нарушения целостности ЗП. Наиболее эффективным является метод замены звеньев железобетонной трубы без разрушения целостности ЗП и дорожной одежды.

Рассмотрим характеристики применяемых водопропускных труб. По материалам изготовления трубы бывают:

  • металлические;
  • бетонные;
  • железобетонные (ЖБИ изделия);
  • из композиционных (полимерных) материалов.

Поперечные сечения, в зависимости от их формы бывают:

  • прямоугольные;
  • круглые;
  • овальные.

Трубы по количеству очков в сечениях бывают:

  • одноочковые;
  • двухочковые;
  • многоочковые.

Существует подразделение водопропускных труб по работе поперечного сечения. Однако такой параметр берут во внимание только в том случае, если проводится гидравлический расчёт труб.

По режиму потока воды в трубе водопропускные трубы подразделяются на:

  • безнапорные;
  • полунапорные;
  • напорные.

Изделия при напорном режиме работают всей площадью своего сечения, тем самым создавая максимальные пропускные показатели. Полунапорные работают всем сечением только во входе трубы. Безнапорные постоянно работают только частью своего сечения.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся железобетонные трубы с круглым сечением. Для удобства при строительстве водопропускные трубы с круглым сечением, монтируемые в теле ЗП унифицированы и могут иметь следующие диаметры:

  • 500 мм — длина таких труб зависит от конкретного случая и рассчитывается исходя из ширины автомобильной дороги;
  • 750 мм — такие трубы могут иметь длину до 15 м;
  • 1000 мм — конструкция, имеющая такой диаметр, не должна иметь длину выше, чем 30 м.

Конструкция для внутрихозяйственного типа дорог, может обладать сечением 500 мм и длиной до 10 м [4].

Одним из удобных и эффективных способов при реконструкции трубы считается продавливание трубы через насыпь, если грунт ЗП позволяет провести операцию. Технология следующая: рядом с реконструируемой трубой продавливают новую, в основном металлическую, с помощью домкратов и опорных устройств. Звенья трубы или металлическая труба вдавливается в грунт ЗП, грунт внутри трубы выбирается и удаляется шнеком. Для обеспечения сохранности тела трубы при вдавливании в насыпь между трубой и домкратами устанавливают прокладки, длина которых равна длине выдви­гае­мого штока домкрата. При переме­щении трубы на длину шток домкрата, прокладка убирается, в освободившееся пространство произ­водят укладку новой прокладки. Направляющая секции трубы имеет вид ноже­вого кольца. Комплекс для продавливания звеньев через насыпь состоит из щита и мощных гидравлических домкратов. Как показывает практика, за смену можно вдавливать в насыпь тело трубы длиной до 2-х метров и, что примечательно, можно продвигать трубу диаметром до 2-х и более метров при высоте насыпи до 12 метров [2].

Читайте также  Ручная вертушка для прочистки труб rothenberger rospi

Следующий способ — ремонт водопропускной трубы под насыпью и он включает работы по временному отведению водотока, установке новой трубы во внутреннее очертание дефектной трубы, заполнению бетонным раствором полостей между дефектной и новой трубой. Перед установкой новой трубы возводят временную опору с верхней плитой внутри дефектной трубы на месте ее дефекта и фиксируют ее. Производят установку частей новой трубы в дефектную трубу с двух ее противоположных сторон до упора торцов встречных частей новой трубы друг в друга, при этом обе эти части выполнены с освобождениями под временную опору. Производят объединение торцов встречных частей новой трубы между собой и с временной опорой, заполняют бетонным раствором полости между дефектной и новой трубой и удаляют временную опору. Технический результат состоит в уменьшении трудоемкости работ при ремонте водопропускной трубы без ее разбора.

Недостаток способа заключается в высокой его трудоемкости, вызванной необходимостью разборки существующего пролетного строения и грунтовой насыпи с последующей ее засыпкой после укладки водопропускной трубы [3].

Одним из коротких по времени и с легкой технологией является способ «гильзования». Способ заключается в проталкивании новой трубы (металлические, стеклопластиковые или полимерные трубы) с меньшим диаметром в ремонтируемую трубу и заполнение бетонной смесью межтрубного пространства после ее фиксации. На месте производства ремонта должны быть бетоновоз или бетономешалка для ускорения и повышения качества работ. При данном методе рекомендуется заклеивать участки железобетонной трубы с трещинами или сеткой трещин приклеиванием материала из пенополиэтилена.

Протаскивание «гильзы» с меньшим диаметром вовнутрь ремонтируемой трубы выполняется петлями, после фиксации трубы в межтрубное пространство подается бетон. Диаметр разрушенных труб может дойти до 3-х метров.

При использовании «гильзы» с большим на один сортамент диаметром производится разрушение (пневмо-, гидростатическими методами) ремонтируемой трубы методом или непосредственно протаскиваемой трубой), что позволяет протаскивать или проталкивать новую трубу или ее сегменты большего размера, чем внутренний диаметр ремонтируемой трубы. Межтрубная пустота заполняется бетонной смесью [1].

Современным методом является применение способа «пакер чулок», который состоит из резинового пакера резинового «пакера», композиционного материала с клеящим полимерным составом, резиновых манжет, клей, сшитый пенополиэтилен с клеящей поверхностью, мобильный комплекс для ремонта трубы, включающий оборудование подачи сжатого воздуха, электрогенератор, лебедку и другое оборудование.

Метод заключается в нанесении на специальный резиновый «пакер», повторяющий сечение трубы, композиционного материала с клеевым полимерным составом, после чего «пакер» помещают в ремонтируемый участок трубы и путем подачи сжатого воздуха во внутреннюю полость «пакера» производят прижатие композиционного материала к восстанавливаемой поверхности.

После полимеризации клеевого состава «пакер» убирают, а на внутренней поверхности трубы остается армированный композиционным материалом клеевой полимерный состав [1].

Таким образом, для ускорения ремонта водопропускных труб с заменой разрушенных звеньев в зависимости от грунта, высоты ЗП, степени дефектов можно выбирать эффективные способы, которые были исследованы на опыте дорожников, занимающихся ремонтом труб и мостовых сооружений.

Прокладка полиэтиленовых труб: правила, нюансы, советы

Прокладка полиэтиленовых труб должна проводиться с учетом свойств материала и правил работы с ним, а точнее, иметь в виду, что полиэтиленовые трубы являются гибкими, поэтому их нужно защитить от возможных смещений.

Если прокладка полиэтиленовых труб производится в траншее ниже уровня грунта, основным требованием к укладке является обеспечение поддержки гибкой трубы при помощи ложа и боковой засыпки. Если труба устанавливается над землей, должны быть установлены специальные опоры и крепления.

Полиэтиленовую трубу в процессе транспортировки и монтажа необходимо оберегать от повреждений. Кроме того, следует избегать контакта с острыми кромками любого вида — металлическими, каменными и др. Смещение трубы часто вызывается увеличением или уменьшением диаметра, при этом должно быть исключено заламывание или продавливание трубы. Процесс увеличения диаметра трубы называется «выпиранием». Чрезмерно уплотненный грунт вокруг трубы может вызвать уменьшение ее диаметра. Прокладка полиэтиленовых труб, при ее заложении в траншею материал, использующийся для уплотнения, нужно выбирать достаточно тщательно, учитывая все вышеперечисленные требования.

Техническое состояние заложенной в грунт полиэтиленовой трубы очень сильно зависит от дна траншеи, которое должно обеспечивать ей необходимую поддержку, направление стока и другие функции. Свойства почвы, в которой производится Прокладка полиэтиленовых труб, так называемой «родной почвы», не столь важны, поскольку основные функции выполняет материал засыпки, используемый и для создания дна, и для уплотнения в траншее.

Проектировщик должен тщательно проанализировать все факторы, связанные с составом почвы при выборе материала для дна траншеи и засыпки. При выборе материала необходимо учитывать в комплексе весь процесс установки, размещения и компоновки трубы, а также стоимость и работоспособность материала.

Почвы I и II класса считаются хорошими засыпными материалами и могут быть использованы для траншей, где производится прокладка полиэтиленовых труб. Эти материалы достаточно гранулированы, поэтому обеспечивают хорошую поддержку трубы.

Материал I класса производится в виде мелких частиц и в большинстве случаев представляет собой дробленый камень.

Материалы II класса — это материалы на основе песка. При совместном применении этих двух групп материалов в системе обеспечивается хороший дренаж. Важно, чтобы материал засыпки соответствовал размеру трубы. Например, для 110-й трубы размер гранул материала засыпки должен быть не больше 2,5 см, а труба диаметром 400 мм или больше должна быть окружена материалами почвы с диаметром не более 4 см.

В качестве ложа иногда используют связанный цементом песок. В этом случае применяется смесь цемента и песка, где содержание цемента обычно составляет 3—5 процентов от объема песка. Подготовленная смесь цемента и песка помещается в траншею и затем уплотняется, после этого в траншею заливается вода. Затем, пока песок еще не связан цементом и перемещение трубы возможно, необходимо провести корректировку положения трубы в траншее.

Почвы III и IVa класса не обеспечивают такой жесткости, как почвы I и II класса, поскольку в них повышенное содержание глины. Материалы классов IVb и V дают совсем слабую поддержку, в этом случае весьма вероятно всплытие полиэтиленовой трубы после обводнения траншеи.

Уплотнение засыпного грунта вокруг трубы — один из важнейших этапов подземной прокладки трубопроводов. Иногда оно производится вручную с помощью специальной трамбовки. Кроме того, часто используются виброустановки, работающие от бензиновых моторов, и другие устройства. В любом случае самое важное — чтобы в процессе уплотнения грунта не был поврежден сам трубопровод.

Прокладка полиэтиленовых труб. Рытье и засыпка траншей

Прокладка полиэтиленовых труб в траншее. Для прокладки трубы производятся рытье и засыпка траншеи на нескольких уровнях, с различным размещением материала в траншее. Сначала необходимо подготовить ложе (дно), обычно оно имеет толщину менее 10 — 15 см и используется как опора для трубопровода по всей длине.

Следующим этапом является заполнение свободного пространства между стенками траншеи и трубой. В этом случае засыпка выполняется от основания ложа до точки, расположенной примерно на уровне половины диаметра трубы, — это первоначальная засыпка. Затем выполняется окончательная засыпка всей трубы.

Прокладка полиэтиленовых труб. Создание ложа

Создание ложа в траншее — важная операция, так как оно обеспечивает непрерывную поддержку всей трубы. Однако, операция по боковой засыпке тоже является очень существенным моментом, так как от качества ее проведения во многом зависит правильность расположения трубопровода и возможность его движения в стороны. Для лучшей фиксации трубопровода, засыпку необходимо уплотнять. Материал, которым производится засыпка, не должен содержать камней, осколков бетона и других острых предметов, которые могли бы повредить трубопровод.

Прокладка полиэтиленовых труб в ложе траншеи

Первоначальная засыпка должна быть выполнена на глубину около 15 — 20 см. Этот слой засыпки служит для защиты трубы. Материал для последующей финальной засыпки не должен содержать больших камней, кусков замороженного грунта, щебенки и других включений, которые со временем могут вызвать осадку грунта, образование полостей в слое засыпки и другие проблемы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: