Бесколодезная установка запорной арматуры что это

Особенности и преимущества бесколодезной закладки

В последнее время при монтаже новых и реконструкции старых сетей водоснабжения и канализации всё чаще отказываются от сооружения колодцев, размещая коммуникации прямо в грунте. Одним из обязательных условий в данном случае является применение соответствующей трубопроводной арматуры. Задвижки для бесколодезной закладки имеют ряд существенных конструктивных отличий от обычных.

При традиционном способе устройства сетей водоснабжения и водоотведения до 80% затрат приходится на земляные работы. При этом наибольшую сложность представляет собой сооружение колодца, который необходим для доступа к запорной и регулирующей арматуре для регулярного обслуживания.

Помимо того, что строительство систем коммуникаций в этом случае обходится дороже и требует более длительных сроков, сами колодцы в дальнейшем создают множество проблем сами по себе. Доступ к размещенной в них арматуре часто затруднен из-за затопления дождевой и талой водой, и небезопасен из-за риска скопления опасного для жизни и здоровья персонала газа. Со временем под тяжестью сооружения грунт под ним проседает, что может привести к повреждению трубопроводов, а также к провалу поверхности, что особенно опасно при размещении под дорогой или тротуаром, когда смещение колодца приводит к проседанию верхнего слоя покрытия. Не меньшую опасность для автомобилистов и пешеходов представляют крышки люков, имеющие свойство открываться в самый неподходящий момент или вовсе пропадать в неизвестном направлении.

Большинство этих проблем успешно решается при выборе способа бесколодезной закладки коммуникаций. Вот лишь основные из его достоинств:

  • сокращение времени и стоимости монтажа;
  • нет необходимости в привлечении тяжелой землеройной техники;
  • отсутствие необходимости в регулярном обслуживании арматуры;
  • значительное снижение риска повреждения коммуникаций;
  • безопасная эксплуатация коммуникаций;
  • эстетичность объекта;
  • низкая вероятность повреждения вандалами.

Однако чтобы ощутить преимущества, недостаточно просто закопать в землю обычную арматуру, требующую к себе постоянного внимания и не рассчитанную на управление с поверхности. Для сетей водоснабжения и канализации потребуются специальные задвижки для бесколодезной установки.

Основные отличия задвижек для бесколодезной установки от обычных

Стоит отметить, что все перечисленные ниже преимущества и особенности характерны только для качественной брендовой трубопроводной арматуры. Примером таковой может служить оборудование Hawle для бесколодезной закладки.

Длительный срок эксплуатации. В среднем нормативный срок службы задвижки для бесколодезной установки составляет от 30 до 50 лет. Это позволяет практически полностью исключить необходимость вновь проводить земляные работы до того момента, когда потребуется капитальный ремонт коммуникаций.

Возможность управления положением затвора с поверхности. В штатном режиме задвижка открывается и закрывается не чаще 1–2 раз в год. Однако даже раз в год рыть землю не приходится – изменять положение затвора можно с поверхности, открыв небольшой люк и получив доступ к специальному удлиненному штоку. В некоторых случаях также возможна организация управления задвижкой при помощи электропривода.

Усиленная антикоррозийная защита. Корпус бесколодезной задвижки способен выдержать даже постоянное воздействие грунтовых вод без повреждения. Чаще всего это обеспечивается путем нанесения на него эпоксидного покрытия.

Повышенная герметичность корпуса. Гарантирует надежную защиту от воздействия внешних сред на механизм задвижки и проникновения внутрь трубопровода. Обеспечивается особой конструкцией крепления шпинделя.

Бесколодезная арматура из ПЭ? Это просто!

Наиболее частой задачей при прокладке полимерных газо- и водопроводов является подключение новых потребителей к существующему или вновь прокладываемому трубопроводу. И если во втором случае задача упрощается возможностью использования редукционных тройников или электросварных седловых отводов, то подключение потребителя к рабочему трубопроводу под давлением становится сложной проблемой. Отключение по- дачи воды или газа всем потребителям на этом трубопроводе для приваривания тройника или седлового отвода с его последующей врезкой никого не обрадует. Кроме того, после присоединения отвода к магистральному трубопроводу необходимо установить запорную арматуру, а для этого нужно предусмотреть и установить колодец для доступа к ней, что также добавляет свои сложности и лишние финансовые затраты. К тому же для эксплуатационной и аварийной служб важно иметь возможность дистанционного управления подачей газа или воды потребителю, особенно в случае органиченного доступа на его территорию. В этом случае на помощь приходит подземная бесколодезная запорная арматура из полиэтилена. Компания Georg Fischer предлагает два варианта подключения запорной арматуры и врезки в трубопровод под давлением без его отключения.

1 ВАРИАНТ: СЕДЛОВОЙ ОТВОД С ПОВОРОТНОЙ НА 360° ГОЛОВНОЙ ЧАСТЬЮ + ШАРОВОЙ КРАН

Электросварной седловой отвод с поворотной головной частью устанавливается на любом отрезке полиэтиленовой трубы (за исключением сварных швов и мест пережима трубопровода) диаметром от 63 до 400 мм. Перед установкой седлового отвода важно качественно подготовить поверхность трубы в зоне сварки (убрать чрезмерную овальность трубы, зачистить поверхность трубы от оксидного слоя на глубину не менее 0,2 мм, обезжирить и пр.), так как именно подготовка магистральной трубы в основном обеспечивает надежность работы всего узла.

Конструкция седлового отвода позволяет устанавливать его на магистральную трубу как сверху, так и сбоку. После подготовки поверхности магистрали следует установить седловой отвод и зафиксировать его на трубе в нужном положении либо с помощью ответной части и винтов (до диаметра 250 мм), либо с помощью специального прижимного комплекта TopLoad 400. Во избежание отрыва после сварки седлового отвода без ответной части (для диаметров более 280 мм) запрещается использовать для прижатия и фиксации подручные материалы и приспособления, такие как грузовые ремни, деревянные бруски, проволоку и пр. Конструкции седловых отводов разных производителей и разных типов имеют серьёзные отличия, и попытка фиксации седловых отводов с неправильным распре- делением усилий прижатия приведет как минимум к неравномерной площади сварочной зоны, а обычно – к отрыву седелки. После фиксации седелочного отвода необходимо сориентировать выходной патрубок головной части соосно с отводным трубопроводом. При этом частой проблемой подключения отводного трубопровода является его неперпендикулярность к оси магистрального, и в этом случае широко распространенные литые седелки с перпендикулярным неподвижным отводом потребуют дополнительных действий: изгиб отводного трубопровода при малых углах отклонения либо установка дополнительных отводов, что, однако, не поможет, если угол между магистралью и отводом значительно отличается от 45°. В этом случае поворотная головная часть является наиболее действенным и универсальным решением, так как она может поворачиваться на 360° и фиксироваться при любом угле поворота. Затем головную часть фиксируют встроенными в седловой отвод винтами и производят сварку, во время которой одновременно сваривается и седелочная часть с магистральной трубой, и головная часть с седелкой. Чтобы убедиться в качестве сварки, рекомендуется перед врезкой в трубопровод проводить опрессовку со стороны выходного патрубка.

2 ВАРИАНТ: СЕДЛОВОЙ ОТВОД С КЛАПАНОМ ДЛЯ ВРЕЗКИ ПОД ДАВЛЕНИЕМ

В данном варианте узла используется тот же седловой отвод, что и в первом варианте, но на этом сходство и заканчивается. Головная часть во втором варианте является симбиозом запорной арматуры и устройства для врезки. Головная часть содержит в себе латунную гильзу с внутренней резьбой, по которой при вращении штока двигается латунный патрон с зафиксированным на нём удлинённым коронным сверлом из нержавеющей стали. Форма зубцов сверла позволяет производить врезку без образования стружки, и вырезанный диск диаметром 32 мм остаётся внутри коронного сверла. Данное сверло имеет уплотнительное кольцо, которое при полном вкручивании сверла плотно прижимается к седлу на внутренней стороне латунной гильзы и тем самым герметично перекрывает поток воды или газа в отводной патрубок.

Читайте также  Олово для паяльных и лудильных работ

В отличие от шарового крана, которому требуется не реже одного раза в год производить 2–3 кратное открывание-закрывание для исключения прилипания резиновых уплотнительных манжет к шару, клапаны с врезкой не нуждаются в подобных сервисных операциях. Продольное движение патрона относительно седла и свойства уплотнительного кольца исключают их взаимное прилипание. При подземной бесколодезной установке клапан используется вместе с телескопическим удлинителем ключа, позволяющим управлять им на глубине до 3 м. Для полного открытия или закрытия клапана потребуется совершить до 28 оборотов ключа. С одной стороны, это потребует намного больше времени, чем для управления шаровым краном, но с другой стороны, управление потоком будет более плавным и без резких скачков давления. К тому же момент вращения ключа на клапане намного меньше, чем у шарового крана. Помимо остальных различий, можно отметить количество соединений в том и ином узле для врезки. Если в первом варианте три сварных соединения (труба – седловой отвод, седловой отвод – головная часть, головная часть – шаровой кран), то во втором случае соединений только два (труба – седловой отвод, седловой отвод – головная часть), что повышает надёжность работы всего узла в целом.

Узлы полиэтиленовых трубопроводов

Публикация в печати

Трубы из полиэтилена низкого давления в последнее время получают всё более широкое применение при устройстве наружных сетей холодного водоснабжения, напорной и самотёчной канализации (в т.ч. ливнёвой), пожарного водопровода и др. В напорных системах, т.е. эксплуатируемых под давлением, мы сталкиваемся с необходимостью устройства узлов полиэтиленовых трубопроводов, выполняющих определённые задачи. Например, разбор воды для потребителей, установка пожарного гидранта, установка запорной арматуры для разделения трубопровода на участки в случае аварии или других целей. В самотёчных системах также бывает необходимость устройства узлов с применением сварных соединений, и о них мы также расскажем.

Внимание! Копируя наши оригинальные материалы, сделайте обратную индексируемую ссылку на сайт. Спасибо!

Общие сведения об устройстве узлов

В зависимости от количества задач, размеры узлов могут существенно различаться. При малых габаритах, узлы размещают в колодцах. Если габариты превышают 2 метра, для таких узлов проектируют камеры необходимого размера. При проектировании камер, к сожалению, не учитывается один факт. Большинство узлов из полиэтиленовых труб монтируют после укладки основной ветки трубопровода, и врезка этих узлов невозможна без применения электромуфт. А муфты, в свою очередь, также имеют определенный размер, влияющий на габариты всего узла.

Габариты узлов с применением полиэтиленовых фитингов, как правило, больше аналогичных из стали или чугуна. Однако их неоспоримым преимуществом является долговечность. И чем меньше в таких узлах используется стали (фланцы, болты, стаканы под гидрант и пр.), тем реже придется о них «вспоминать» в процессе эксплуатации. Именно поэтому первым в списке эффективных решений узлов полиэтиленовых трубопроводов мы поставим бесколодезную установку.

Бесколодезная установка

По аналогии с одной известной теорией, бесколодезную установку мы бы назвали идеальным конечным решением. Такое решение исключает коррозию элементов на всём протяжении срока эксплуатации. Сроки же эксплуатации для полиэтилена пересматриваются в нормативах только в сторону увеличения. Сейчас это 50 лет, а первые полиэтиленовые трубопроводы Москвы по факту уже успешно прошли эту отметку.

Врезка с подключением потребителя

Приведём простейший пример бесколодезной установки. Необходимо сделать врезку в магистраль и подключение потребителя. С этой целью мы ввариваем электросварное седло с патрубком необходимого диаметра, а также встроенной фрезой для врезки под давлением, т.е. даже без отключения воды в магистрали. За что вам, кстати, искренне будут благодарны остальные потребители. В месте врезки нам надо предусмотреть перекрытие воды новому потребителю на случай ремонта или других целей. «Стандартное» решение — установка колодца с запорной арматурой.

Наше решение — применение электросварного седла в сочетании с полиэтиленовым краном. К этому крану мы монтируем телескопический шток, устанавливаем его с фиксацией на необходимую длину под специальный кóвер на поверхности. Либо ставим усиленный чугунный кóвер, если шток попадает на дорогу. Всю эту систему легко и быстро собирает один человек. Такой узел можно закопать в землю и забыть о нём на десятилетия. Об устройстве седловых соединений и их видах подробней расскажем в отдельной главе этой статьи.

Врезка запорной арматуры

На данный момент также разработаны и успешно применяются бесколодезные решения для врезки запорной арматуры в магистраль (вплоть до диаметра 225 мм), а также для врезки пожарных гидрантов. Первая в России коммерческая установка полиэтиленовых задвижек FRIALOC без применения колодцев была выполнена специалистами нашей организации еще в 2008 году в г.Климовске, при строительстве очистных сооружений.

Отметим, что для бесколодезной установки разрешается использовать только изделия, прошедшие соответствующую сертификацию. Изделия известных производителей (AVK, HAWLE, TIS-service), как правило, имеют такие сертификаты. Более того, в последние годы разработаны и применяются решения специально для российских стандартов соединений.

Врезка комбинированных изделий

Если поставлена задача в одной камере установить пожарный гидрант и подключить несколько потребителей, её можно решить путём врезки комбинированного изделия. Такое изделие представляет собой проходную (магистральную) часть из полиэтиленовой трубы среднего или большого диаметра с ввариваемыми в неё патрубками нужного диаметра. Таким образом мы получаем монолитное многофункциональное изделие из полиэтилена, компактного размера, которое остается врезать в магистраль при помощи двух электросварных муфт.

Пример комбинированного изделия

Как выглядит такое комбинированное изделие? Это отрезок полиэтиленовой трубы, диаметр которого совпадает с диаметром магистрального трубопровода. Вверх у него «смотрит» втулка с фланцем для монтажа пожарного гидранта. По горизонтали в одну сторону впаян патрубок, например, диаметром 160 мм, в другую сторону — патрубок диаметром 110 мм. Или любой другой набор патрубков в произвольном месте по требованию заказчика.

Производство комбинированных изделий

Несколько слов о производстве комбинированных изделий из полиэтилена. В практике ремонта нам часто встречаются подобные самодельные «врезки», как правило, на диаметрах до 110 мм включительно. Выполняют их вручную отечественные горе-специалисты, позаимствовав «технологию» из сварки полипропиленовых труб малого диаметра (внутренние сети). Такая технология добавляет головной боли при эксплуатации, хотя и даёт работу ремонтным организациям.

Чтобы исключить подобные неприятности, надо обязательно требовать сертификат на такие изделия. У добросовестных производителей Московского региона есть соответствующее сертифицированное оборудование, гарантирующее высокое качество продукции.

Врезка пожарных гидрантов

Мы уже упомянули один вариант врезки пожарного гидранта — в составе комбинированного изделия, он подходит для магистрали диаметром от 250 мм и выше. В этом случае вес гидранта без проблем воспринимает сам магистральный трубопровод. Для диаметров меньше 200 мм лучшее решение широко известно — монтаж подставок под пожарный гидрант из стали или чугуна на фланцевых соединениях. Долговечность такого узла определяется сроком службы элементов из стали и чугуна, но последующая замена этих элементов значительно проще, чем замена всего трубопровода.

Для трубопровода диаметром 200 и 225 мм оптимальное решение для врезки пожарного гидранта — монтаж полиэтиленового тройника, к центральной части которого приваривается встык втулка с фланцем. Втулка должна быть специальным образом расточена, чтобы её паз совпал с выступом нижней части гидранта. Фланец под гидрант также отличается от стандартного количеством и расположением отверстий, а если мы имеем дело с трубой диаметром 225 мм, то он также должен быть расточен по внутреннему диаметру. Имея ввиду обозначенные пункты, такую конструкцию монтажная организация может собрать самостоятельно, имея собственное стыковое и электромуфтовое сварочное оборудование.

Читайте также  Технология ремонта газопровода труба в трубе

Устройство седловых соединений

В электромуфтовой сварке седловой отвод является, пожалуй, вторым по популярности изделием, уступая только муфтам. По крайней мере, так должно быть, учитывая соотношение их стоимости и эффекта от применения. Даже когда экономическое сравнение не даёт очевидного преимущества, технологичность таких соединений вне конкуренции. В конечном счёте, простота монтажа и его скорость — вполне реальная выгода. А возможность врезки без отключения полиэтиленового трубопровода — и вовсе уникальное свойство седловых соединений.

Самый простой вариант седёлки — это электросварная накладка с патрубком. Магистральная часть седла, как правило, больше диаметра патрубка, хотя некоторые производители для малых диаметров предлагают решения с одинаковыми размерами. Такой вариант полностью заменяет необходимость врезки тройника в месте, где к магистрали требуется подключить трубу такого же диаметра. Это бывает очень актуально при ограниченных размерах узла или, например, при врезке в трубу из бухты. Такая труба при разрезании стремится свернуться, как пружина, теряя соосность, чем невероятно осложняет дальнейшую работу.

Врезка седловых отводов под давлением

Следующий вид — седло для врезки под давлением. Здесь преимущества очевидны. В таком седле устроена фреза из латуни, после сварки она вкручивается до упора и возвращается в исходное положение. Полиэтиленовая пробка остается в полой части фрезы и в систему не попадает стружка, так как её вовсе не образуется. Эффективность такого решения, можно сказать, стремится к бесконечности.

Третий вид седлового отвода — вентиль для врезки под давлением. Этот вариант имеет функции предыдущего плюс выполняет роль запорной арматуры после врезки. Это универсальное изделие, которое широко применяется в т.ч. при бесколодезной установке.

Замена старых узлов на полиэтилен

Для малоэтажных застроек типа коттеджных посёлков или садовых товариществ характерно наличие большого количества колодцев. Там, где водопровод был выполнен из металлических труб и арматуры, актуальной является проблема замены узлов подключения потребителей. Срок службы стального водопровода и так значительно короче, чем у полиэтиленового, а срок эксплуатации узлов в колодцах такой системы ещё меньше. Когда основная ветка ещё не вышла из строя, а задвижки в колодцах начали течь или просто перестали полностью перекрывать поток — самое время менять такой узел.

Наша компания настойчиво рекомендует делать замену таких узлов с применением современных материалов и изделий, устойчивых к коррозии. Собрав узел из полиэтиленовых фитингов, латунных кранов и чугунных задвижек, вы получите долговечный и надёжный элемент водопровода, который может также успешно пережить и последующий капитальный ремонт.

Ремонтные и соединительные чугунные муфты

Для соединения узла из полиэтиленовых фитингов с трубами из стали, чугуна, ПВХ и других материалов идеально подходят ремонтные и соединительные чугунные муфты. Принцип их работы схож с компрессионными фитингами — при затягивании болтов внутренние резиновые кольца плотно обжимают трубы, обеспечивая прочное и герметичное соединение. Допуск по размерам труб у таких муфт даже на малых диаметрах достигает нескольких сантиметров, они также компенсируют возможную несоосность соединяемых труб. Среди этих изделий есть так называемые фланцевые адаптеры — это вариант обжимной муфты, второй конец которой представляет собой стандартный фланец. Такие ремонтные и соединительные муфты могут быть использованы по несколько раз (как временный вариант, например) без потери качества соединения.

В заключение об узлах из полиэтилена

В статье мы подробно рассказали, каким образом можно эффективно использовать современные решения в области монтажа, эксплуатации и ремонта наружных сетей из полиэтиленовых труб. Надеемся, этот материал поможет подрядчикам учесть наш опыт при реализации строительных проектов, в том числе для выработки собственных решений, оптимальных для каждой конкретной задачи.

СП 31.13330.2012 — Страница № 54

При подземной прокладке запорная, регулирующая и предохранительная арматура должна устанавливаться в колодцах (камерах).

Бесколодезная установка запорной арматуры допускается при обосновании.

11.30 Тип основания под трубы необходимо принимать в зависимости от несущей способности грунтов и величины нагрузок.

Во всех грунтах, за исключением скальных, заторфованных и илов, трубы следует укладывать на естественный грунт ненарушенной структуры, обеспечивая при этом выравнивание, а в необходимых случаях профилирование основание.

Для скальных грунтов следует предусматривать выравнивание основания слоем песчаного грунта толщиной 10 см над выступами. Допускается использование для этих целей местного грунта (супесей и суглинков) при условии уплотнения его до объемного веса скелета грунта 1,5 т/м 3 .

При прокладке трубопроводов в мокрых связанных грунтах (суглинок, глины) необходимость устройства песчаной подготовки устанавливается проектом производства работ в зависимости от предусматриваемых мер по водопонижению, а также от типа и конструкции труб.

В илах, заторфованных и других слабых водонасыщенных грунтах трубы необходимо укладывать на искусственное основание.

11.31 В случаях применения стальных труб должна предусматриваться защита их внешней и внутренней поверхности от коррозии. При этом следует применять материалы, указанные в 4.4.

11.32 Выбор методов защиты внешней поверхности стальных труб от коррозии должен быть обоснован данными о коррозионных свойствах грунта, а также данными о возможности коррозии, вызываемой блуждающими токами.

11.33 В целях исключения коррозии и зарастания стальных водоводов и водопроводной сети диаметром 300 мм и более должна предусматриваться защита внутренней поверхности таких трубопроводов покрытиями: песчано-цементным, лакокрасочным, цинковым и др.

Примечание — Вместо покрытий допускается применение стабилизационной обработки воды или обработки ее ингибиторами в тех случаях, когда технико-экономическими расчетами с учетом качества, расхода и назначения воды подтверждается целесообразность такой защиты трубопроводов от коррозии.

11.34 Защиту от коррозии бетона цементно-песчаных покрытий труб со стальным сердечником от воздействия сульфат-ионов следует предусматривать изоляционными покрытиями.

11.35 Для железобетонных труб со стальным сердечником следует предусматривать защиту от коррозии, вызываемой блуждающими токами.

11.36 Для железобетонных труб со стальным сердечником имеющих наружный слой бетона плотностью ниже нормальной с допустимой шириной раскрытия трещин при расчетных нагрузках 0,2 мм, необходимо предусматривать электрохимическую защиту трубопроводов катодной поляризацией при концентрации хлор-ионов в грунте более 150 мг/л; при нормальной плотности бетона и допустимой ширине раскрытия трещин 0,1 мм — более 300 мг/л.

11.37 При проектировании трубопроводов из стальных, чугунных и железобетонных труб всех видов необходимо предусматривать мероприятия, обеспечивающие непрерывную электрическую проводимость этих труб для возможности устройства электрохимической защиты от коррозии.

Примечание — При обосновании допускается установка изолирующих фланцев.

11.38 Катодную поляризацию труб со стальным сердечником следует проектировать так, чтобы создаваемые на поверхности метала защитные поляризационные потенциалы, измеренные в специально устраиваемых контрольно-измерительных пунктах, были не ниже 0,85 В и не выше 1,2 В по медно-сульфатному электроду сравнения.

11.39 При электрохимической защите труб со стальным сердечником с помощью протекторов величину поляризационного потенциала следует определять по отношению к медно-сульфатному электроду сравнения, установленному на поверхности трубы, а при защите с помощью катодных станций — по отношению к медно-сульфатному электроду сравнением, расположенному в грунте.

11.40 Глубина заложенных труб, считая до низа, должна быть на 0,5 м больше расчетной глубины проникания в грунт нулевой температуры. При прокладке трубопроводов в зоне отрицательных температур материал труб и элементов стыковых соединений должен удовлетворять требованиям морозоустойчивости.

Примечание — Меньшую глубину заложения труб допускается принимать при условии принятия мер, исключающих: замерзание арматуры, устанавливаемой на трубопроводе; недопустимое снижение пропускной способности трубопровода в результате образования льда на внутренней поверхности труб; повреждение труб и их стыковых соединений в результате замерзания воды, деформации грунта и температурных напряжений в материале стенок труб; образование в трубопроводе ледяных пробок при перерывах подачи воды, связанных с повреждением трубопроводов.

Читайте также  Как заварить отверстие в бензобаке

Инструкция по монтажу и эксплуатации клиновых задвижек AVK для водоснабжения и водоотведения

1. Монтаж

Задвижки AVK подходят для бесколодезной установки – засыпки грунтом, а также для установки в колодцах, помещениях, камерах и т.д.

ВАЖНО: до начала монтажа обязательно убедитесь, что задвижка работоспособна. Для этого нанесите на клин и направляющие задвижки нейтральную смазку, например, силиконовую. В случае отсутствия нейтральной смазки обильно пролейте задвижку обычной водой. с обеих сторон при полуоткрытом положении клина, так как вода тоже является смазкой. После чего проведите один полный цикл открытия-закрытия.

Данную операцию необходимо произвести до установки задвижки на трубопроводе. В случае обнаружения неисправностей необходимо уведомить об этом ближайшее представительство AVK в письменной форме. В уведомлении должны быть указаны: наименование товара, дата и номер товарной накладной и договора поставки, основные недостатки, обнаруженные в товаре, а так же количество товара ненадлежащего качества. При необходимости приложить фотоснимки.

В силу того, что задвижки изготавливается как точный прибор, не допускайте правильного или небрежного обращения, в результате которого в задвижку может попасть грязь.

В процессе монтажа задвижки и её эксплуатации следует избегать применения излишней силы. Перед монтажом задвижки удалите все упаковочные материалы, убедитесь в отсутствии мусора и грязи в трубопроводе и в самой задвижке.

Перед монтажом следует снять защитные колпачки, если они установлены. Через фланцевые отверстия или патрубки проведите осмотр внутренней части задвижки, чтобы убедиться в отсутствии грязи и инородных тел.

Задвижка должна крепиться к ответному фланцу болтами соответствующего диаметра (Таблица 1). Рассверловка фланцевых отверстий выполнена по ГОСТ. Для DN 40-150 рассверловка универсальна – PN 10/16. Для DN 200 и выше количество и расположение фланцевых отверстий для PN 10 и PN 16 может различаться. На это необходимо обращать внимание при выборе ответного фланца. Затяжка болтов производится крест-накрест.

На корпусе задвижки в отливке указаны максимальное допустимое давление, логотип изготовителя и используемый материал.

Перед монтажом задвижки необходимо проверить маркировку на наклейке, которая расположена в специальной рамке на корпусе. Убедитесь, что указанные характеристики соответствуют условиям установки. Для упрощения прослеживаемости зарегистрируйте серийный номер и место расположения задвижки.

Таблица 1. Рекомендуемые диаметры болтов, по ISO 7005-2

DN, мм Диаметр болтов Количество болтов
PN 10 PN 16 PN 10 PN 16
40 M 16 M 16 4 4
50 M 16 M 16 4 4
65 M 16 M 16 4 4
80 M 16 M 16 8 8
100 M 16 M 16 8 8
125 M 16 M 16 8 8
150 M 20 M 20 8 8
200 M 20 M 20 8 12
250 M 20 M 24 12 12
300 M 20 M 24 12 12
350 M 20 M 24 16 16
400 M 24 M 27 16 16
450 M 24 M 27 20 20
500 M 24 M 30 20 20
600 M 27 M 33 20 20

Установка в камерах или помещениях

При установке задвижки в камере или помещении управление осуществляется с помощью маховика, который крепится к задвижке входящими в комплект болтами с шайбами.

Допускается установка на горизонтальных, вертикальных трубопроводах, а также проходящих под углом к поверхности земли. Разрешённое положение задвижки: 0 — 45° вокруг оси горизонтальноги или наклонного трубопровода. Крышка задвижки должна быть направлена вверх, но не вниз, для предотвращения скопления в ней осадка.В случае вертикального трубопровода, положение задвижки может быть произвольным.

Задвижки с управлением от электропривода поставляются с уже настроенными концевыми и моментными выключателями. Проводить настройку на месте не требуется.

При монтаже задвижки с электроприводои на вертикальном трубопроводе для DN 150 и выше требуется установка опоры под электропривод.

Бесколодезная установка

Для бесколодезной установки задвижки AVK понадобятся: удлинительный шпиндель AVK, опорная плита AVK типа FSL и уличный ковер AVK.

При подготовке почвы в месте установки задвижки следует руководствоваться инструкцией по прокладке трубопровода. В большинстве случаев установка опоры под задвижку не требуется, достаточно обеспечить хорошую многослойную трамбовку грунта в месте установки.Однако для задвижек больших диаметров. а также в связи с условиями конкретной местности может понадобиться установка опоры под задвижку.

При монтаже необходимо следить, чтобы удлинительный шпиндель был направлен вертикально вверх под углом 90° по отношению к задвижке и уровню земли. Угловые отклонения не допускаются, так как это может привести к поломке шпинделя. Рекомендуется применять удлинительные шпиндели телескопического типа. При использовании удлинительного шпинделя фиксированной длины просьба учесть, что в случае использования неправильно подобранного уличного ковера поверхностные нагрузки передаются непосредственно на задвижку.

  1. Соедините задвижку с ответными фланцами трубопровода.
  2. Установите удлинительный шпиндель на задвижку, для чего сдвиньте пластиковый кожух вверх, совместите крепёжное отверстие на шпинделе с отверстием на штоке задвижки.
  3. Зафиксируйте шпиндель на задвижке с помощью входящего в комплект шплинта. Сдвиньте платиковый кожух вних до упора.
  4. Отрегулируйте длину телескопического шпинделя так, чтобы верхняя часть находилась на 5-7 см ниже уровня земли.
  5. Начинайте засыпать траншею грунтом до уровня «лапок» на шпинделе. Обязательно проводите послойную трамбовку почвы. Может потребоваться досыпка грунта. При засыпке не используйте бульдозер, так как это может привести к смещению и поломке шпинделя.
  6. Установите опорную плиту на шпиндель так, чтобы «лапки» шпинделя прошли сквозь пазы в опорной плите. После чего поверните опорную плиту на 90°.
  7. Установите на опорную плиту уличный ковер AVK и произведите окончательную засыпку грунтом до верхней крышки и трамбовку. Ковер выдерживает нагрузку до 40 тонн и может устанавливаться на проезжих частях.

2. Эксплуатация

Конструкция задвижки предусматривает максимально длительный срок экспуатации, техническое обслуживание при этом не требуется.

Задвижка закрывается поворотом штока по часовой стрелке, если на задвижке не указано обратное. Конструкция штока задвижки и удлинительного шпинделя расичтана на управление обычным Т-образным ключом AVK. Операция открытия-закрытия задвижки осуществляется силами ОДНОГО человека. Увеличение размеров Т-образного ключа или приложение чрезмерных усилий может повредить задвижку.

Если есть подозрения о внутренней или внешней утечке, следует незамедлительно поставить в известность ближайшее представительство AVK, получить информацию о необходимых мерах для её устранения и строго следовать рекомендациям.

Задвижки для воды и газа не требуют технического ухода, однако, чтобы обеспечить длительный срок эксплуатации задвижки – как для воды, так и для газа – необходимо раз в год проводить цикл открытия-закрытия.

Для задвижек с заменяемым уплотнением штока

Задвижка оснащена шестигранной гайкой, в которой закреплена система уплотнения штока. Данную гайку вместе с уплотнительными кольцами возможно заменить под давлением. Для этого следует отогнуть вверх нижние контрящие лепестки гайки, затем повернуть эту гайку против часовой стрелки до упора. Теперь можно её извлечь и заменить на новую, или в случае необходимости заменить старые уплотнительные кольца на новые.

Для установки следует надеть новую гайку на шток и туго завинтить её по часовой стрелке до упора. Затем загнуть вниз контрящие лепестки, для того, чтоьбы защитить её от самопроизвольного откручивания.

Замену системы уплотнения можно проводить при любом положении клина – от закрытого до полностью открытого.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: