Обводная линия с запорной арматурой

Электрифицированные задвижки — диаметры и характеристики, принцип работы

Электрифицированные задвижки — это современный тип запорной трубопроводной арматуры, который успешно применяется для установки на магистральных и технологических линиях, осуществляющих отвод отходов и сточной воды, горячее/холодное водоснабжение объектов различного назначения, а также в сооружениях, перекачивающих нефть и масло, в системах теплоснабжения, кондиционирования, газоснабжения, объектов энергетики.

Они необходимы для включения движения потока среды или полной его остановки при переключении отдельных линий и во время выполнения ремонтных работ. Могут работать в автоматическом режиме, иметь дистанционное управление или настраиваться на управление ручным штурвалом (дублёром).

  1. Конструктивное сходство и различие разных модификаций запорного оборудования
  2. Положительные и отрицательные стороны в их работе
  3. Запорные устройства в наружных сетях тепло — и водоснабжения
  4. Технические характеристики наиболее востребованных чугунных запорных устройств с электроприводом
  5. Технические характеристики наиболее востребованных стальных запорных устройств с электроприводом
  6. Магистральные канализационные запорные устройства
  7. Устройство и принцип действия
  8. Запирающие устройства во внутренних сетях тепло — и водоснабжения
  9. Монтаж запорной арматуры на противопожарных водоводах

Конструктивное сходство и различие разных модификаций запорного оборудования

Тело всех устройств этого типа, оснащённых электроприводом, состоит из корпуса и крышки, образующих пустотную конструкцию, в полости которой размещается узел рабочего механизма и часть движущейся среды под давлением.

Для подключения к процессу имеется два отвода под приварку либо с резьбой под наворачивание муфты или фланца.

Рабочий механизм состоит из двух седел, параллельных между собой или смонтированных под углом.

Они в положении «закрыто» всей плоскостью прижимаются к затвору с уплотнительным материалом на поверхности, предусмотренным для повышения степени герметизации. Затвор внутри корпуса электрозадвижки соединён со одним концом шпинделя (штока) и с его помощью передвигается под прямым углом к направлению течения рабочей среды, проходящей через него. Второй конец шпинделя выходит через крышку, уплотняющие прокладки и подсоединяется к электроприводу.

Применение электрифицированных задвижек непосредственно связано с их техническими характеристиками и специфичностью строения конструкции.

Запорная арматура этого типа изготавливается в нескольких модификациях, различающихся:

  • направлением течения рабочего вещества — одностороннее, двухстороннее;
  • конструкцией запирающего механизма: клиновые (имеют жёсткий клин, двухдисковый клин или упругий клин), параллельные (с одним диском, с двумя дисками или с шибером);
  • типом шпинделя — выдвижной и не выдвижной шпиндель;
  • материалом изготовления — стальные, чугунные, алюминиевые, бронзовые, латунные, титановые электрозадвижки;
  • по способу производства — литые, сварные, штампованные или сочетающие литьё и сварку, штамповку и сварку;
  • конструктивными особенностями проточной корпусной части — полнопроходные, с суженным отверстием;
  • исходным местоположением запирающей детали электрозадвижки — нормально открытые; нормально закрытые;
  • методом герметизации соединения корпус/крышка — сальник без самоуплотнения, сальник с самоуплотняющим свойством, с затвором, с наличием гидрозатвора или комбинацией гидрозатвора и затвора;
  • типом передачи усилия от электропривода к запорающему органу — привод вращательного или поступательного типа.

В состав электропривода всех разновидностей устройств входят два основных узла — двигатель и редуктор, преобразующий скорость движения коленвала мотора.

Электрозадвижки в основном работают от двигателя переменного тока, но могут подключаться к мотору, с питанием от независимого источника — сети, подающей постоянный ток.

Для оснащения электропривода используются указатели и датчики положения рабочего органа, необходимые для удалённого контроля за степенью открытия агрегата в любой временной промежуток, а также ограничители, предупреждающие его перегрузки.

Поступление данных с датчиков и электропитания производится через специальные кабели, для крепления к электрифицированной задвижке используется фланцевое или муфтовое соединение.

Положительные и отрицательные стороны в их работе

Электрозадвижки обладают рядом достоинств:

  • минимальной степенью гидравлического сопротивления при полном открывании проходного отверстия;
  • поток содержимого вещества внутри изделия движется прямолинейно, без поворотов;
  • могут перекрывать течение вязкой среды;
  • возможностью установки в условиях ограниченного пространства, так как обладают небольшой строительной длиной;
  • могут подавать потоки сред в любом направлении;
  • простотой монтажных работ, ремонта, техобслуживания;
  • малый расход сопутствующих стройматериалов при монтаже.

К минусам электрозадвижек можно отнести:

  • низкую скорость срабатывания;
  • необходимость электрошкафа для подключения;
  • невозможность применения для систем, транспортирующих среды с кристаллизирующимися включениями;
  • ограничение по допуску на скачки уровня давления на запорном органе, для использования на взрывоопасных объектах.

Запорные устройства в наружных сетях тепло — и водоснабжения

На линиях, обеспечивающих поставку на объекты холодной и горячей воды, в основном устанавливаются электрифицированные клиновые задвижки, имеющие затвор, у которого уплотнительные поверхности образуют между собой угол, а запирающая деталь имеет клинообразную форму.

Технические характеристики наиболее востребованных чугунных запорных устройств с электроприводом

Марка 30ч906бр 30ч39р 31ч917бр
Номинальное давление, МПа (кгс см²) 1 (10) 1,6 (16) 1,0 (10)
Номинальный диаметр 50 — 500 50-300 50-300
Диапазон температура содержимого вещества в трубопроводе +225ºС От -30ºС до +130ºС +225ºС
Диапазон температур окружающей среды От -30ºС до +40ºС От -30ºС до +45ºС +80ºС
Соответствие классам герметичности, установленным ГОСТом 9544-93 С; Д А В; С; Д
Тип присоединения к процессу фланцевый фланцевый фланцевый
Срок службы, лет 5 5 5
Средний ресурс, час 40000 40000 40000
Наработка на отказ, час 9000 9000 9000

Технические характеристики наиболее востребованных стальных запорных устройств с электроприводом

Марка 30с915нж с 30с927нж с не 30с941нж (ЗКЛПЭ 2-16) 30с942нж
Номинальное давление, МПа (кгс см²) 4 (40) 2,5 (25) 1,6 (16) 1,0 (10)
Номинальный диаметр 50 — 400 300-1000 50 — 1200 150 — 300
Диапазон температура содержимого вещества в трубопроводе От -40ºС до +450ºС От -40ºС до +450ºС От -40ºС до +450ºС От -70ºС до +300ºС
Диапазон температур окружающей среды От -40ºС до +50ºС От -30ºС до +45ºС От -30ºС до +40ºС От -40ºС до +40ºС
Соответствие классам герметичности, установленным ГОСТом 9544-93 А А С; Д В; С; Д
Тип присоединения к процессу фланцевый фланцевый фланцевый фланцевый
Вид климатического исполнения по ГОСТу 15150-84 У1 У1; Т1 У1; Т1 У; Т
Срок службы, лет 10 10 10 10
Средний ресурс, цикл 2500 2500 2500 2500
Наработка на отказ, цикл 500 500 500 500

Магистральные канализационные запорные устройства

На магистральных сооружениях из труб, отводящих канализационные стоки, шлам и пульпу устанавливается запорная арматура шиберного типа.

Шиберные электрозадвижки — имеют параллельно расположенные уплотнительные поверхности элементов затворного механизма и затвор, выполненный в форме ножевой пластины (шибера).

Основные детали устройств формуются из:

  • чугуна или его сплавов с графитом;
  • стали (нержавеющей, углеродистой, низкоуглеродистой);
  • сплавов цветных металлов;
  • термопластичного полимера винилхлорида (ПВХ).

Для повышения продолжительности эксплуатационного срока на всех плоскостях металлических пластин наносится полиэфирное или эпоксидное покрытие.

Устройство и принцип действия

Принцип действия шиберных электрифицированных задвижек на сетях МЦК заключается в передачи усилия через шток на ножевую пластину из прочной стали, которая при продольном перемещении выполняет открывание и закрывание проходного отверстия.

Герметичность при соединении корпуса с крышкой обеспечивает сальник, состоящий из графита, синтетического или хлопчатобумажного волокна.

Для выставления крайних позиций используются концевые выключатели, для повышения уровня герметичности в полости корпуса устанавливаются эластомерные уплотнители, к которым прижимается шибер под влиянием давления рабочей среды.

С основным трубопроводом изделие соединяется фланцами или с помощью сварки.

  1. Номинальное давление, МПа (кгс/см²) — 1,6 — 12,5 (16 — 125);
  2. Номинальный диаметр, мм — от 100 мм до 1200 мм;
  3. Диапазон температур рабочей среды (в зависимости от типа уплотнения) — от -15ºС до +200ºС;
  4. Диапазон температур окружающей среды — от -40ºС до +120ºС;
  5. Класс герметичности затвора по ГОСТу 54808 — А;
  6. Вид климатического исполнения по ГОСТ 15150-84 — У1; ХЛ1;
  7. Средний срок эксплуатации — 30 лет;
  8. Норма периодичности ремонтных работ и техобслуживания — один раз в 5 лет.

Запирающие устройства во внутренних сетях тепло — и водоснабжения

Запорная арматура для внутренних систем теплоснабжения и водопровода многоквартирного дома монтируется на каждом вводном участке сети, у основания и вверху стояков с вертикальной закольцовкой и на кольцевой линии в разводке сети для возможности её выключения из процесса для проведения ремонта.

Диаметр и размер сечения электрозадвижек должен соответствовать параметрам труб. Запорная арматура, используемая в трубопроводах хозяйственно — бытового предназначения обычно имеет небольшой диаметр 20 — 100 мм.

Цена на такие изделия невелика и зависит не только от размера, а и от использованного для изготовления материала. Так, например, можно купить изделие диаметром 20 мм из чугуна 30ч906бр за 30 дол., а диаметром 20 мм из стали 30С941НЖ за 50 дол.

Можно также купить по вполне доступной цене высококачественные полнопроходные электрозадвижки, которые производит испанская компания «Женебре». Они могут применяться в системах подачи как холодной, так и горячей воды с максимальной температурой среды до +115ºС и величиной давления рабочей среды не выше 1,6 МПа.

Их корпус выполнен из чугуна марки GGG-40, покрыт для защиты от негативного влияния коррозийных процессов снаружи и изнутри эпоксидной смолой. В оснащение изделие входит не выдвижной шток, для усиления герметичности используется обрезиненный клин, для присоединения к процессу предусмотрено фланцевое соединение.

Монтаж запорной арматуры на противопожарных водоводах

Подавляющее число зданий промышленного назначения, ряд многоэтажных жилых домов, административно — бытовых комплексов в обязательном порядке подлежат оборудованию системой пожаротушения.

Пожарный водовод, как правило, оборудуется электрозадвижкой диаметром 100 мм или 150 мм. Она подключается к обводной линии водомера, смонтированного на вводном участке ХВС, должна автоматически открываться от кнопок, запускающих пожарные насосы или при срабатывании датчиков противопожарной автоматики.


  • Пожарная запорная арматура

    Содержание статьи

    1. Виды пожарной запорной арматуры
    2. Задвижки противопожарные
    3. Противопожарная задвижка с электроприводом
    4. Пожарный запорный клапан (вентиль)
    5. Пожарные дисковые затворы
    Читайте также  Технология для производства полиэтиленовых труб

    1

    Различные типы запорной противопожарной арматуры устанавливаются на системах наружного пожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода (ВПВ). Согласно Своду правил СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности», такими системами оборудуются жилые, административно-бытовые и общественные здания и помещения.

    Виды пожарной запорной арматуры

    Проектирование систем пожарного водоснабжения и противопожарного водопровода проводят согласно СНиП 2.04.01-85* и СНиП 2.04.02-84*. Нормы требуют установки пожарной запорной арматуры в следующих местах:

    • На каждом вводе к внутренней сети;
    • У основания и в верхней части стояков, закольцованных по вертикали;
    • На кольцевой разводящей сети — для отключения её участков на время проведения ремонтных работ.

    Противопожарную запорную арматуру на питающих и подводящих трубопроводах необходимо снабжать световой индикацией, информирующей о положении запорного органа.

    В противопожарных системах устанавливается следующая запорная арматура:

    • Пожарный запорный клапан (вентиль) с номинальным диаметром DN 40, 50 или 65 мм — как комплектующая часть пожарного крана;
    • Дисковый затвор;
    • Задвижка.

    К запорной арматуре пожаротушения выдвигается ряд требований, сформулированных в соответствующих ГОСТах и других нормативных документах.

    Задвижки противопожарные

    Задвижки — один из наиболее распространённых типов запорной арматуры. Соответственно, пожарные задвижки широко применяются в системах наружного пожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода. Задвижка пожарного водопровода — обязательный составляющий элемент системы пожаротушения, в которой используется вода, либо вода с активными добавками. Корпус пожарной задвижки изготавливают из нержавеющей стали, либо из чугуна высокой прочности. Арматура этого типа должна обеспечивать надёжную работу в условиях нерегулярного и редкого применения.

    Согласно СП 30.13330.2012, Актуализированной редакции СНиП 2.04.01-85*, при наличии обводной линии общедомового счётчика, запорное устройство, установленное на ней, должно иметь электропривод. Запуск электропривода должен осуществляться или от кнопок около пожарных кранов, или от устройств противопожарной автоматики. Наиболее отвечающим требованиям СП типом запорной арматуры в этом случае станет пожарная задвижка с электроприводом.

    Противопожарная задвижка с электроприводом

    Высокие требования к безотказности задвижки с электроприводом, используемой для пожаротушения, понятны. Получив сигнал от кнопки около пожарного крана, или от противопожарной автоматики, электропривод должен тут же открыть задвижку, обеспечив подачу воды.

    Задвижка противопожарного водопровода с электроприводом максимально оперативно подаст воду. Дистанционное управление пожарной задвижкой позволяет сделать это без непосредственного доступа к арматуре, что особо важно в ситуации возникновения пожара.

    Пожарный запорный клапан (вентиль)

    Пожарный клапан (вентиль) входит в комплект пожарного крана, который устанавливается на пожарном трубопроводе. Пожарный клапан должен быть оборудован пожарной соединительной головкой и рукавом с ручным стволом (п. 3.1 ГОСТ Р 53278-2009).

    На рисунке представлен пожарный клапан в составе пожарного крана.

    Пожарные запорные клапаны классифицируются по следующим признакам:

    • Тип монтажа — стеновой или канальный;
    • Конструкция корпуса — прямоточный, проходной, или угловой (с углом отклонения 90° или 125°);
    • Материал корпуса — латунь или чугун;
    • Диаметр DN — 40, 50 или 65 мм;
    • Тип соединения — муфта/муфта или муфта/цапка.

    Пожарные дисковые затворы

    Дисковые затворы устанавливаются на питающих и подводящих трубопроводах. Подводящие трубопроводы предназначены для подачи воды от источника до узла управления, а питающие соединяют узел управления с распределительным пожарным трубопроводом.

    Пожарные затворы с ручным управлением или электроприводом используются вместе с устройством контроля положения, что отвечает требованиям п.п. 5.1.18 СП 5.13130.2009.

    От безотказной работы пожарной запорной арматуры зависит не только сохранения имущества при пожаре, но и жизнь находящихся в здании людей. Проектирование систем пожаротушения, их монтаж, выбор пожарной запорной арматуры — не та ситуация, в которой можно сэкономить и упростить задачу, заказывая комплектующие попроще и подешевле.

    Напоминаем вам о необходимости исключительно профессионального подхода. Если вы испытываете затруднения при выборе противопожарных задвижек и других типов пожарной запорной арматуры, обратитесь за консультацией к специалистам.

    У нас вы можете приобрести наземные и подземные гидранты для забора воды на случай пожара.

    Понравилась статья? Расскажите друзьям

    Особенность конструкции и принцип управления задвижки с электроприводом

    Задвижка с электроприводом – это запирающая поток арматура трубопровода, которая приводится в движение действием электрического тока. Подобные устройства применяют для быстрой регулировки потока рабочей среды в трубопроводе. Управление задвижкой с электроприводом осуществляется дистанционно или в ручном режиме.

    Такие устройства расширяют возможности регулирования потоков в зависимости от выбранных или реальных параметров давления и температуры. Инициирует непосредственное движение запора специальное устройство – электрический привод.

    Где используют задвижки с электроприводом

    Установить запорную арматуру, которая приводится в действие электрическим током, можно как на бытовой трубопровод, так и на промышленные коммуникации, магистрали. Вариативность диаметра труб от 1,5 см до 200 см. Задвижки имеют тот же диаметр, что и участок трубы, на который они устанавливаются.

    Установка запорных устройств с электроприводом целесообразна в местах, где ручное управление потоком затруднено.

    • в местах, где доступ для ручной регулировки затруднён;
    • на трубопроводах, находящихся в местах, представляющих опасность для здоровья человека;
    • на участках, нуждающихся в автоматическом регулировании.

    Задвижки применяют для регулирования, открывания, закрывания потоков жидкостей, газов. В строительстве это коммуникации жизнеобеспечения:

    • водоснабжения (ДУ 50, ДУ 32);
    • водоотведения (ДУ 50, ДУ 100);
    • канализации (ДУ 100).

    Особые, реечные задвижки с электроприводом используют в погружных насосах для автоматизации регулировки подачи воды. Запорное устройство оснащено шибером.

    В промышленности задвижки с электроприводом позволяют автоматизировать подачу, отведение жидкостей, газов в автоматическом режиме. Работа электрозадвижки осуществляется через коммуникационный шкаф.

    Обратите внимание! Задвижки с электроприводом без специальной защиты не устанавливают во взрывоопасных трубопроводах, помещениях.

    Функции и принцип действия

    Задвижки с электроприводом выполняют обычные функции запорной арматуры – запорную и регулирующую:

    • перекрывают трубу полностью или частично;
    • открывают просвет трубы для высвобождения потока.

    Функционирование запорного устройства, приводящегося в действие электрическим приводом, осуществляется в трёх режимах:

    • наладочном;
    • автоматическом;
    • дистанционном.

    Наладочный режим функционирования используют после установки или замены (ремонта). Здесь последовательно подаются команды (замыкают контакты) на электропривод, которые он «запоминает» и в дальнейшей эксплуатации использует. Наладку работы электропривода осуществляют после установки, при ручном регулировании крайних положений (открытозакрыто).

    Автоматический режим — это режим функционирования запорного устройства, когда электропривод настроен на перемену параметров потока, его давления, температуры. Изменение параметров фиксирую специальные датчики. Они же «подают сигнал» на контролирующую схему, замыкаются контакты, подаётся магнитный Электропривод устанавливает перекрывающий механизм в требуемое положение.

    Дистанционный режим – это когда работа электропривода задвижки регулируется с пульта управления оператором в ручном режиме.

    Обратите внимание! Каждая задвижка, оснащённая электроприводным устройством, остаётся доступной для ручного управления.

    Достоинства и недостатки

    Задвижка с электроприводом по своему функционалу ничем не отличается от обычной запорной арматуры, которая регулируется в ручном режиме.

    К достоинствам электрорегулировки относят:

    • возможность быстро, но плавно регулировать потоки в трубопроводе;
    • возможность установки регулирования в автоматическом режиме;
    • доступность установки запорной арматуры на труднодоступных, удалённых участках трубопровода;
    • возможность без больших физических усилий закрывать, открывать запорные вентили на трубопроводах большого диаметра;
    • возможность дистанционного управления потоками, мгновенное срабатывание механизма после включения;
    • антикоррозийная устойчивость;
    • механизм запорного устройства в положении «открыто» не создаёт сопротивления потоку;
    • механизмы просты в управлении, хотя и требуют установки шкафа регулировки работы (этот же шкаф обеспечивает ровное напряжение, подаваемое на механизм привода).
    • запрет на установку электропривода на взрывоопасных объектах;
    • возможность разгерметизации механизма, в случае некачественных прокладок;
    • необходимость бесперебойного электроснабжения.

    Обратите внимание! На случай отключения электроснабжения, падения напряжения на транспортировочных сетях устанавливают специальные системы безопасности. Эти устройства срабатывают в зависимости от показателей рабочего напряжения электросети.

    Разновидности запорной электроарматуры

    Для электрозапорной арматуры нет ограничений по диаметру трубы. Соединение с трубопроводом фланцевое.

    По конструкции различают запорную арматуру:

    • Дисковую. Запорная мембрана представляет собой диск, который установлен либо под углом к потоку, либо перпендикулярно (закрытое положение). Дисковые задвижки просты в устройстве, несложны в ремонте, недороги. Экономичный вариант подобного устройства комбинированный, когда мембрана изготовлена из нержавеющей стали, а корпус из обычной. Не применяется в трубопроводах, которые находятся под высоким давлением.
    • Коническую или клиновую. Запорный механизм выполнен в виде клина с выдвижным шпинделем, который входит в клиновидное седло. Используют в трубопроводах с «чистым» носителем, поскольку устройство легко подвергается механической коррозии и выходит из строя.
    • Параллельную. Устройства имеют два параллельных седла с дисками. Различают шиберные и шланговые.

    По способу расположения ходового механизма различают:

    • с выдвижным шпинделем;
    • с невыдвижным шпинделем.

    Принципиально разное расположение поворотного механизма влияет на возможности сферу использования запорного устройства.

    • Резьба выдвижного шпинделя располагается вне тела задвижки. Это требует простора для установки, но защищает механизм от повреждения внутренней, часто агрессивной средой транспортируемой субстанции.
    • Невыдвижной шпиндель тот, у которого резьба ходового узла находится в любом положении (открыто, закрыто) внутри тела задвижки. Такую арматуру можно установить в ограниченном пространстве, в труднодоступном месте. Однако в процессе эксплуатации механизм подвергается разрушительному действию агрессивной среды транспортируемого вещества. Это приводит к поломкам, а ремонт осложняется труднодоступностью.

    Различают следующие разновидности электропривода для запорной арматуры:

    • многооборотный;
    • интегрированный многооборотный;
    • взрывозащищенный;
    • интегрированный многооборотный взрывозащищенный.

    Электроарматура запорная изготавливается как из чугуна, так и из стали. Выбирают задвижку исходя из особенностей эксплуатационных условий (температуры, давления потока).

    Стальные устройства имеют перед чугунными следующие преимущества:

    • они более устойчивы для работы с высоким давлением в трубопроводе (зависит от типа запорного механизма);
    • долговечны, не подвержены коррозии (нержавейка);
    • устойчивы к гидроударам, перепадам температурного режима.

    Обратите внимание! Без электрозапорных устройств функционирование современных коммуникаций жизнеобеспечения, промышленное производство (с применением транспортировки жидкостей и газов) невозможны.

    Особенности монтажа

    Для установки задвижки на трубу к ней приваривают фланцы, после чего болтами крепят на предусмотренное место. Установка называется фланцевой. Она позволяет в любой момент демонтировать, проверить, отремонтировать или заменить устройство. Перед установкой задвижки следует проверить целостность фланцев, состояние и расположение уплотнительных колец между фланцами. Завершающим этапом установки задвижки является равномерное и плотное затягивание крепёжных болтов.

    Читайте также  Какие сварочные аппараты предпочитает покупатель

    Установка электропривода на задвижку также не представляет трудностей.

    Для этого следует:

    • установить на задвижку специальную приводную втулку электропривода;
    • проверить положение электропривода и задвижки – их состояние должно быть одинаковым «открыто/закрыто»;
    • установить электропривод на задвижку (на втулку);
    • закрутить все соединительные болты.

    Если вы приобрели привод, соответствующий вашей арматуре, то установка занимает пару минут. Все детали, отверстия под крепежи, крепежи точно подойдут по локации, длине.

    Узел запорной арматуры на линейной части трубопроводов

    Узел запорной арматуры обеспечивает действия со средой, циркулирующей по трубам.

    Узел запорной арматуры (УЗА) обеспечивает:

    • отключение участка линейной части трубопровода или связанных с ним трубопроводов и устройств от потока транспортируемой по ним среды, обеспечивая безопасность работ , регулировку,
    • распределение, смешивание и сброс циркулирующей по трубам среды.

    Узел запорной арматуры на линейной части магистральных трубопроводов состоит из:

    • задвижки на фундаменте;
    • площадки обслуживания;
    • узла отбора давления в колодце до и после задвижки;
    • ограждения узла запорной арматуры;
    • защитного обвалования;
    • освещения;
    • охранной сигнализации;
    • обозначения узла запорной арматуры.

    Запорная арматура предназначена для перекрытия потока рабочей среды с определенной герметичностью.
    Задвижка — тип арматуры, характеризующийся перпендикулярным к оси потока рабочей среды направлением перемещения запирающего или регулирующего элемента.
    Конструкция запорной, регулирующей и предохранительной арматуры должна обеспечивать герметичность согласно ГОСТ 24856-2014 Арматура трубопроводная. Термины и определения.

    Фундамент выполняется из монолитного или сборного железобетона.
    Площадки обслуживания устанавливаются при расположении обслуживаемого элемента на высоте более 1,5 м от поверхности земли.
    Площадка обслуживания выполняется из металла и конструктивно должна защищать крышку корпуса задвижки от прямого солнечного излучения.
    Узел отбора давления располагают до и после задвижки на расстоянии не менее 2,0 м от задвижки в колодцах, выполненных из стальных труб диаметром не менее 1,2 м или железобетонных колец диаметром 1,5 м, высотой над уровнем земли не менее 0,35 м.
    Расположение манометров должно позволять осуществлять контроль показаний вне колодца.
    В одном колодце с манометром могут размещаться сигнализатор прохождения СОД и вантуз.
    Заглубленную часть колодца покрывают битумом, наружную поверхность колодца и крышку огрунтовывают эмалью.
    Узлы отбора давления в обводненном грунте размещают в стальных герметичных колодцах диаметром не менее Ø1,5 м.
    Колодец оборудуется лестницей для обслуживающего персонала, крышкой с козырьком, предотвращающим попадание атмосферных осадков в колодец.
    Основание ограждения выполняется из труб Ø 300 — 500 мм, выполняющим функции противоподкопного устройства, со сварной петлей для возможного демонтажа всей конструкции или по частям при ремонтных работах.
    Основание и ограждение грунтуется, незаглубленные поверхности основания окрашиваются эмалью, засыпаемая часть основания покрывается битумом.
    Высота ограждения принимается не менее 2,0 м.
    Предусматривается засыпка площадки узла запорной арматуры мелким щебнем, гравием с толщиной слоя не менее 100 мм.
    Стойки для крепления секций ограждения из труб Ø 100 мм (или швеллера №11-12) высотой не менее 2,5 м, привариваются к основанию с шагом 2,5 м и заглушаются сверху для исключения попадания влаги.
    Сетка ограждения выполняется из проволоки Ø 3-5 мм с квадратными ячейками 40÷50 мм, секции ограждения в обрамлении из уголка 50*5.
    Сетка должна быть сварной или плетеной с цинковым покрытием, иметь качественное натяжение по всей длине пролета ограждения в вертикальном и горизонтальном направлении.
    Расстояние между стойкой и секцией ограждения не должно превышать 500 мм.
    Калитка должна быть прочной с размерами 1,0 м * 2,0 м с надежным запорным устройством.
    Размеры ограждения должны обеспечивать свободный проход обслуживающего персонала по периметру внутри ограждения, расстояние между ограждением и размещенным внутри ограждения задвижкой, площадкой обслуживания, колодцами должно быть не менее 1,0 м.
    Обвалование для береговой арматуры выполняется высотой 0,7 м с укреплением откосов противофильтрационным экраном, отвод воды с площадки осуществляется уклоном в сторону дренажной трубы со сбросом воды по уклону за территорию площадки, через обвалование устраиваются переходные мостики.
    Для освещения используются светильники во взрывозащищенном исполнении, располагаемые по периметру площадки.
    Ограждения узлов задвижек должны быть оборудованы системой охранной сигнализации, которая выводит на пульт оператора НПС (ЛПДС) информацию о несанкционированном доступе на охраняемую территорию.
    Тревожные сигналы с технических средств охраны должны передаваться по проводным линиям связи.

    Размещение запорной арматуры на трубопроводах

    Размещение и ремонт запорной арматуры

    Размещение запорной арматуры на трубопроводах осуществляется согласно требований СНиП 2.05.06 — 85*.

    На линейной части трубопроводов надлежит предусматривать установку запорной арматуры на расстоянии, определяемом расчетом, но не более 30 км.

    Кроме того, установку запорной арматуры необходимо предусматривать:

    • на обоих берегах водных преград при их пересечении трубопроводом в две нитки и более и на однониточных переходах категории В;
    • в начале каждого ответвления от трубопровода на расстоянии не менее 15 м;
    • на ответвлениях к газораспределительным станциям (ГРС) при протяженности ответвлений свыше 1000 м на расстоянии 300-500 м от ГРС;
    • на входе и выходе газопроводов из компрессорных станций (КС), станций подземного хранения газа (СПХГ) и головных сооружений на расстоянии не менее: диаметром 1400 мм — 1000 м, диаметром менее 1400 мм до 1000 мм включительно — 750 м и диаметром менее 1000 мм — 500 м (охранные краны);
    • по обеим сторонам автомобильных мостов (при прокладке по ним газопровода) на расстоянии не менее 250 м;
    • на одном или обоих концах участков нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, проходящих на отметке выше уровня городов и других населенных пунктов и промышленных предприятий на расстоянии, устанавливаемом проектом в зависимости от рельефа местности;
    • на нефтепроводах и нефтепродуктопроводах при пересечении водных преград в одну нитку — место размещения запорной арматуры в этом случае принимается в зависимости от рельефа земной поверхности, примыкающей к переходу, и необходимости предотвращения поступления транспортируемого продукта в водоем;
    • на обоих берегах болот 3 типа протяженностью свыше 500 м.

    На однониточных подводных переходах газопроводов установка запорной арматуры предусматривается по необходимости.

    При параллельной прокладке двух ниток или более газопроводов узлы линейной запорной арматуры на отдельных нитках наддежит смещать на расстояние не менее 100 м друг от друга по длине трубопровода. В сложных условиях трассы (горный рельеф, болота, искусственные и естественные препятствия) указанное расстояние допускается уменьшать до 50 м.

    Место установки запорной арматуры для нефтепродуктопроводов, как правило, должно совмещаться с местами соединения участков трубопроводов с различной толщиной стенок.

    Место установки охранных кранов на КС принимается от границ узла подключения КС к магистрали (от осей врезок крайних внешних всасывающего и нагнетательного газопроводов). При удалении КС от магистрального газопровода на расстояние свыше 700 м при наличии естественных препятствий (оврагов, сложного рельефа и т. д.) следует предусматривать установку запорной арматуры с продувочными свечами (КИП и автоматика по аналогии с кранами на узле подключения КС в магистральный газопровод) на всасывающих и нагнетательных газопроводах КС («шлейфах») на расстоянии 250 м от ограды КС.

    При параллельном подключении одного газопровода — ответвления к двум или нескольким основным ниткам газопровода или подключении нескольких линий ответвления к одному газопроводу — узлы линейной запорной арматуры необходимо смещать на расстояние не менее 30 м друг от друга.

    Запорная арматура диаметром 400 мм и более должна устанавливаться на фундаментные плиты, укладываемые на уплотненное основание.

    Линейную запорную арматуру на газопроводах и трубопроводах обвязки, находящуюся под давлением, — байпасы, продувочные линии и перемычки, — следует предусматривать в подземном исполнении с кранами бес колодезной установки.

    Доступ для обслуживающего персонала должен предусматриваться только к приводу крана.

    На обоих концах участков газопроводов, между узлами запорной арматуры, на узлах подключения КС и узлах приема и пуска очистных устройств следует предусматривать установку продувочных свечей на расстоянии не менее 15 м от запорной арматуры при диаметре газопровода до 1000 мм и не менее 50 м — при диаметре газопровода 1000 мм и более.

    Диаметр продувочной свечи следует определять из условия опорожнения участка газопровода между узлами запорной арматуры в течение 1,5 —2 ч. Установку запорной арматуры и продувочных свечей следует предусматривать на расстоянии от зданий и сооружений, не относящихся к газопроводу, не менее 300 м.

    При прокладке газопроводов параллельно автомобильным дорогам и железным дорогам, линиям электропередачи и связи запорную арматуру с продувочными свечами допускается располагать на том же расстоянии от дорог и линий, что и газопровод.

    При пересечении газопроводом автомобильных, железных дорог, линий электропередач и связи расстояние от продувочных свечей до указанных сооружений должно приниматься не менее значений, предусмотренных при их параллельной прокладке.

    Во всех перечисленных случаях расстояние от продувочных свечей запорной арматуры до мостов и виадуков должно быть не менее 300 м от линий электропередач (ЛЭП) — согласно требованиям «Правил устройства электроустановок» (ПУЭ), утвержденным Минэнерго РФ.

    Высота продувочной свечи должна быть не менее 3 м от уровня земли.

    Для контроля наличия конденсата и выпуска его на газопроводах необходимо предусматривать установку конденсатосборников. Места установок конденсатосборников определяются проектом.

    Параллельно прокладываемые трубопроводы одного назначения должны быть связаны между собой перемычками.

    Узлы установки запорной арматуры должны проектироваться из унифицированных заготовок.

    Запорная арматура, устанавливаемая на нефтепроводах и нефтепродуктопроводах и трубопроводах сжиженного газа в местах перехода через реки или прохождения их на отметках выше населенных пунктов и промышленных предприятий на расстоянии менее 700 м, должна быть оборудована устройствами, обеспечивающими дистанционное управление.

    Линейная запорная арматура газопроводов 1 класса диаметром 1000 мм и более, а также нефтепроводов и нефтепродуктопроводов на переходах через водные преграды должна быть оснащена автоматикой аварийного закрытия.

    На участках нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и трубопроводов сжиженных углеводородных газов, примыкающих к подводным переходам, необходимо предусматривать устройства, исключающие скопления газа или воздуха в трубопроводах.

    Запорная арматура, установленная на переходах через водные преграды или на других опасных участках трубопроводов, должна быть, по возможности, оборудована электроприводом. При реконструкции или капитальном ремонте трубопроводов устанавливаемая на этих участках запорная арматура и ее электроснабжение должны соответствовать требованиям действующих нормативно-технических документов (НТД).

    Запорная арматура, установленная на магистральных трубопроводах, должна иметь:

    • ограждение;
    • площадку обслуживания, выполненную согласно проекту, с обязательной установкой предупреждающих и запрещающих знаков на ограждении;
    • нумерацию согласно технологической схемы трубопровода;
    • указатели вращения на закрытие и открытие и положений «закрыто», «открыто»;
    • подъезд.

    Колодцы и шкафы внутри ограждения должны иметь запоры.

    Запорная арматура, устанавливаемая на магистральных трубопроводах, должна обеспечивать:

    • герметичность отключения одной части трубопровода;
    • надежность в эксплуатации и удобство обслуживания;
    • беспрепятственный проход через арматуру очистных и диагностических устройств.

    Электропривод арматуры должен быть выполнен во взрывозащищенном исполнении и дублироваться ручным приводом.

    При этом должна быть обеспечена легкость закрытия и открытия арматуры при любых погодных условиях.

    Нормальное положение задвижек на магистральном трубопроводе — открытое, нормальное положение байпасной задвижки — закрытое (если иное не предусмотрено проектом).

    Положение задвижек на соединительных линиях зависит от режима работы трубопровода.

    Открывать и закрывать запорную арматуру разрешается только по распоряжению диспетчера производственного управления или отделения эксплуатирующей организации.

    Запрещается использовать запорную арматуру в качестве регулирующего органа. Ход шпинделя в задвижках должен быть плавным, а затвор при закрытии и открытии должен перемещаться без заедания.

    Периодичность и объемы технического обслуживания и ремонта запорной арматуры определяются инструкцией завода — изготовителя и планом-графиком, утвержденным главным инженером эксплуатирующей организации.

    Арматура на магистральных трубопроводах при ремонтных работах должна иметь серию, не ниже предусмотренной проектом с предварительным проведением ревизии и гидравлического испытания на прочность и герметичность согласно ГОСТ 356-80. «Арматура и детали трубопроводов. Давления условные, пробные и рабочие. Ряды».

    Техническое обслуживание и ремонт запорной арматуры производится аварийно-восстановительными службами.

    Для осуществления капитального ремонта запорной арматуры создается обменный фонд запорной арматуры. Номенклатура и количество запорной арматуры обменного фонда определяются расчетом.

    На предприятиях, эксплуатирующих магистральные трубопроводы должен находиться аварийный запас запорной арматуры в количестве не менее одной задвижки каждого диаметра установленной серии.

    Арматура аварийного запаса должна быть отревизирована и храниться на складе под навесом. Условия транспортировки должны соответствовать техническим требованиям изготовителей.

    Запрещается применение запорной арматуры, не имеющей технических паспортов, а также товарного знака на корпусе.

    Запорная арматура для трубопроводов, ее виды и классификация

    Запорная арматура – это средства разделения трубопровода на отдельные участки и регулирование давления в них. Является регулятором потока, создает определенный уровень герметичности. Широко распространена, составляет до 80% всей арматуры на трубопроводе. К запорной арматуре относятся: запорные краны, задвижки, поворотные затворы и краны.

    Эта аппаратура предназначается для полного закрытия/открытия потока жидкостей различного характера в трубопроводе в соответствии с требованиями технологических процессов. К таким приспособлениям относят запорные клапаны, задвижки, затворы поворотные и краны. В свою очередь запорно – регулирующая арматура играет роль регулятора потока и создает герметичность в трубопроводной среде.

    Запорная арматура всех видов предназначается для использования в следующих средах:

    • жидкостной и газожидкостной;
    • водяной;
    • парообразной.

    По большей части такая аппаратура предназначена только для работы в двух положениях: «открыто» или «закрыто» и, чаще всего, не используются в промежуточных положениях.

    По своему предназначению арматура подразделяется на следующие виды:

    • запорная – для перекрытия потока транспортируемой среды с основным условием – герметичностью;
    • регулирующая – для установления определенного расхода рабочей среды способом изменения условного сечения трубопровода, как правило, управляется независимым источником энергии;
    • распределительная – разделение потока по необходимым направлениям, а также для смешивания различных потоков;
    • предохранительная – для предотвращения превышения допустимых параметров трубопроводов и сосудов по давлению способом сброса перекачиваемых продуктов вплоть для прекращения протока;
    • фазоразделительная – используется для разделения продукта на различные фракции и состояния, к таковым относят маслоотделители, конденсато- и влагоотводчики.

    Использование запорной арматуры на системах канализации стоков связано с необходимостью отключения отдельных ее участков для ремонта.

    Для трубопроводных магистралей

    Перекачка продуктов, чтобы быть эффективным средством транспортировки, производится на большие расстоянию при высоком давлении и с большой скоростью. Поэтому к подбору собственно труб и запорной арматуры – задвижкам, клапанам, затворам поворотным – и предъявляются особые требования.

    Ее подбирают в соответствии с техническими нормативами, с проектным давлением, вязкостью среды, перепадами внутренней и наружной температуры. Имеет значение и степень автоматизации перекачки.

    В системах магистральных водопроводных систем перекачиваемая жидкость всегда имеет в своем составе определенное количество агрессивных компонентов. Поэтому для арматуры используется химически стойкие материалы. Этими свойствами в полной мере обладает чугун, из которого изготавливаются все виды запорной арматуры для трубопроводов.

    Их применяют в трубопроводах высоко и низкого давления и для перекачки различных сред. Этот же материал наиболее популярен при изготовлении трубопроводной арматуры для нефтепроводов.

    На магистральных трубопроводах применяется запорная арматура размерами 8 – 2000 миллиметров.

    Управление задвижками производится вручную при помощи маховиков, а в труднодоступных местах – с использованием электропривода дистанционно.

    Большинство чугунных задвижек устроены с фланцевыми механизмами и могут выпускаться в различных конструктивных исполнениях:

    1. Шиберные – с подвижным или неподвижным штоком;

    Задвижка представляет собой литой чугунный корпус, в котором располагается плоский шибер с отверстием, соответствующим размеру трубы. Для управления применяются два вида привода: ручной для агрегатов, располагающихся в доступном месте, и дистанционный, если задвижка установлена в закрытом пространстве.

    Ручной привод состоит из рукоятки в виде штурвала, винтовой пары и штока, прикрепляемого к шиберу. При вращении рукоятки винтовая пара преобразует вращательное движении в поступательное, которое через шток приводит в движение шибер в нужном направлении. Когда отверстие в нем совпадает с отверстие в трубе, возобновляется поток жидкости.

    1. Клиновые – высокоэффективный вид запорной арматуры для трубопроводов. Форма запирающего элемента позволяет обеспечить максимальную плотность смыкания запора и седла, что увеличивает качество перекрытия.

    Подъем затвора обеспечивает перемещение клина по отношению к седлу, в результате чего его отверстие совмещается с отверстием в неподвижной детали, обеспечивая прохождение рабочей среды. Вращение может производиться вручную или с использованием дистанционного управления.

    Такие устройства предназначаются для работы при давлении 2 – 200

    Рабочая среда и запирающие элементы прибора в виде двух пластин располагаются в камере. Пластины затвора присоединены к штоку привода. При его вращении они раскрываются, пропуская воду или пар по трубопроводу.

    Все представленные задвижки имеют ряд общих параметров, среди которых:

    1. Подсоединение к продуктопроводу производится с применением фланцев, муфт или сварки.
    2. Задвижки не используются для регулировки напора в трубопроводе, а только закрывают или открывают его в крайних положениях.
    3. Корпуса задвижек изготавливаются из чугуна способом литья, реже – из стали.
    4. Во всех видах этой арматуры используются уплотнительные устройства из резины, паронита, картона и т.д.
    5. В зависимости от доступности приспособления применяется ручной привод в виде маховика или дистанционное управление с использованием электропривода.

    Фланцевая запорная арматура для трубопроводов используется не только на водопроводных сетях, но и при перекачке нефтепродуктов или других жидких сред.

    В распределительных сетях на трубопроводах Ду100 и менее водоснабжения часто используются клапаны и краны с муфтовыми соединениями. Такие устройства менее габаритны и технологичны при монтаже. Соединения производятся наворачиванием на резьбу сопрягаемой детали.

    Герметичность такого стыка обеспечивается применением различных уплотнителей: льняное волокно, лента ФУМ (фторопластовый уплотнительный материал), уплотняющие шнуры и силиконовый герметик специального назначения. Такое соединение менее надежно, чем фланцевое, но и устранение протечек на нем осуществляется быстрее и проще.

    Запорная муфтовая арматура для трубопроводов применяется на внутридомовых распределительных сетях при размерах менее Ду 50 при давлении в трубопроводе от 0,6 атмосфер.

    Водозапорная арматура для распределительных сетей

    Такие изделия различных видов и назначения предназначаются для доставки воды от питающей емкости до конечной точки потребления. Ее основное назначение – это закрытие или открытие потока жидкости в трубопроводе, а также регулировка давления в сети. Проще говоря, любой из этих механизмов, будь то кран или клапан, позволяет отсечь или возобновить подачу воды.

    Устройство отсечной арматуры довольно простое. Основой является чугунная или латунная труба. В нее вставляется клапан, который может частично или полностью перекрывать просвет в трубе, что приводит к изменению давления в трубопроводе или прекращению потока. Управление механизмом производится при помощи рычажного крана произвольной формы.

    Функциональное предназначение устройств

    Арматура на сети водопровода устанавливается не только в каждом доме, но и в каждой квартире. Она служит для регулировки давления во внутри домовом водопроводе и распределения воды по всем помещениям квартиры, где это предусмотрено проектом.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: