Нумерация запорной арматуры в тепловых пунктах

5.2. ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕПЛОВЫХ ЭНЕРГОУСТАНОВОК

5.2. Трубопроводы и арматура

5.2. Трубопроводы и арматура

5.2.1. Руководитель организации назначает лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов из числа инженерно-технических работников (начальников цехов и служб), прошедших проверку знаний правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, настоящих Правил и другой отраслевой нормативной документации (инструкций, противоаварийных циркуляров и т.п.).

5.2.2. В организации составляются перечни трубопроводов, подлежащих регистрации в органах Госгортехнадзора России и учету на предприятии. В перечнях указываются лица, ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов. На каждый трубопровод заводится паспорт по установленной форме.

5.2.3. Арматура должна использоваться строго в соответствии с ее функциональным назначением. Использование запорной арматуры в качестве регулирующей не допускается. Арматура условным диаметром 50 мм и более должна иметь паспорта установленной формы.

5.2.4. Схема трубопроводов и их эксплуатация должны исключить возникновение дополнительных внутренних напряжений элементов трубопроводов, связанных с их температурным удлинением или другими внешними усилиями, превышающими расчетные.

5.2.5. После капитального ремонта, а также ремонтов, связанных с вырезкой и переваркой участков трубопровода, заменой арматуры и тепловой изоляции, перед включением оборудования в работу проверяются:

— исправность неподвижных и подвижных опор и пружинных креплений;

— размер затяжки пружин подвесок и опор в холодном состоянии;

— исправность индикаторов тепловых перемещений;

— возможность свободного перемещения трубопроводов при их прогреве;

— состояние дренажей и воздушников, предохранительных устройств;

— легкость хода подвижных частей арматуры;

— соответствие сигнализации крайних положений запорной арматуры («открыто» — «закрыто») на щитах управления ее фактическому положению;

— исправность тепловой изоляции.

Также проводятся гидравлические испытания с целью проверки прочности и плотности отремонтированного участка со всеми элементами и арматурой пробным давлением. Результаты испытаний вносятся в паспорт.

Арматура и фасонные детали трубопроводов должны подвергаться гидравлическому испытанию пробным давлением в соответствии с действующим стандартом.

Минимальная величина пробного давления при гидравлическом испытании должна составлять 1,25 рабочего давления, но не менее 0,2 МПа (2 кгс/см2).

Максимальная величина пробного давления устанавливается расчетом на прочность по нормативно-технической документации, согласованной с Госгортехнадзором России.

Величину пробного давления выбирает предприятие-изготовитель (проектная организация) в пределах между минимальным и максимальным значениями.

5.2.6. Система дренажей должна обеспечивать полное удаление влаги при прогреве, остывании и опорожнении трубопроводов, для чего последние должны иметь уклон горизонтальных участков не менее 0,004.

5.2.7. При прокладке дренажных линий должно быть учтено направление тепловых перемещений во избежание защемления трубопроводов.

5.2.8. При объединении дренажных линий нескольких трубопроводов на каждом из них устанавливается запорная арматура.

5.2.9. Арматура должна иметь надписи, определяющие ее назначение, быть занумерованной по технологической схеме трубопроводов, а также иметь указатели направления вращения штурвалов.

5.2.10. Регулирующие клапаны оборудуются указателями степени открытия регулирующего органа, а запорная арматура — указателями «открыто» и «закрыто». Арматура должна быть доступна для обслуживания.

5.2.11. В местах установки арматуры и индикаторов тепловых перемещений паропроводов устанавливаются площадки обслуживания.

5.2.12. Ремонт трубопроводов и арматуры выполняется одновременно с ремонтом соответствующей тепловой энергоустановки.

5.2.13. Тепловая изоляция фланцевых соединений, арматуры и участков трубопроводов, подвергающихся периодическому контролю (сварные соединения и т.п.), должна быть съемной.

5.2.14. Тепловая изоляция трубопроводов, расположенных на открытом воздухе, вблизи масляных баков, маслопроводов, мазутопроводов, оснащается покрытием для предохранения ее от пропитывания влагой или нефтепродуктами.

5.2.15. Для тепловой изоляции применяются материалы, не вызывающие коррозии металла трубопроводов.

Требования, предъявляемые к опрессовке, и типичные ошибки

Опрессовка — это не просто гидравлическое испытание системы. Это целый ряд мероприятий, направленных на подготовку системы к отопительному сезону. Это и ремонт аварийных участков, и замена (ремонт) задвижек, и поверка манометров, прочистка фильтров и многое другое.

В этой статье опишу основные моменты, на которые обращают внимание представители контролирующих органов. Нижеописанное не является истиной в последней инстанции, у каждого инспектора свои тараканы в голове. Но необходимый минимум работ нужно выполнить в любом случае.

Граница разграничения ответственности

Для начала давайте разберёмся, что мы будем опрессовывать. Существует несколько вариантов подключения здания к теплосети. Первый, самый распространённый вариант, когда рядом со стеной на входе из города установлены вводные задвижки. При таком варианте границей разграничения ответственности считается фланец вводной задвижки, за всё, что дальше (включая вводную задвижку), отвечает собственник здания. Соответственно, опрессовывается тепловой узел и система отопления здания.

Второй вариант, когда тепловой узел находится внутри здания, и к нему от вводных задвижек по зданию проходит внутренняя теплотрасса. При таком варианте подключения нужно уточнять, где проходит граница разграничения. В этом нам поможет «Договор на теплоснабжение», который заключается между собственником и теплоснабжающей компанией. В этом договоре есть приложение, в котором и указывается, где проходит граница разграничения.

Если границей разграничения считаются вводные задвижки, мы прессуем три элемента системы: внутреннюю теплотрассу, тепловой узел и систему отопления. Если граница разграничения ответственности проходит по задвижкам на тепловом узле, естественно, мы опрессовываем только элеваторный (тепловой) узел и систему отопления.

Манометры

Пожалуй, первое, на что обращает свое внимание инспектор при приемке опрессовки — это манометры.

Поверка манометра

Каждый год манометры должны подлежать поверке. Поверка — это проверка измерительного прибора на точность показаний. Если показания манометра превышают допустимую погрешность, его нужно отправить на калибровку или заменить. Калибровка, по сути, это настройка манометра, направленная на уменьшение погрешности в точности измерений.

После поверки на корпус манометра наносится штамп Метрологической службы.

1. Месяц года (1, 2, 3 и т.д.), квартал (I, II, III, IV).
2. Знак Госстандарта.
3. Последние цифры года (здесь 2002).
4. Индивидуальный знак поверителя.
5. Шифр Метрологической службы.

Новые манометры подлежат поверке только через 18 месяцев, то есть через год после ввода в эксплуатацию. Но при проверке необходимо предоставить паспорта на эти приборы (они идут в комплекте).

Подключение манометра

Манометр должен быть подключен только через трехходовой кран или шаровой кран со спускником для сброса давления. Обычные шаровые краны не идут.

Трехходовые краны часто подтекают. Совет: чтобы избежать течи, перед установкой проверните несколько раз шток крана вокруг своей оси. Тем самым вы равномерно смажете шток и внутреннюю поверхность крана солидолом, который наносился при сборке.

Где должны стоять манометры

По поводу места установки манометров есть целая кипа стандартов (ДБН В.2.5-39 — Тепловые сети, СНиП 2.04.01 — Внутренний водопровод и канализация зданий, СНиП 2.04.05 Отопление вентиляция и кондиционирование, СНиП II-35 Котельные установки). Простыми словами скажу так: манометры должны стоять до и после любого оборудования, которое может повлиять на изменение давления: на всех отходящих и проходящих трубопроводах до и после запорной арматуры, до и после регулирующего оборудования, до и после грязевиков (для контроля его состояния) и т.д.

Читайте также  Eve online фитинг вентура

Ещё один нюанс, на который может обратить внимание инспектор, — это номинал манометра. В тепловых пунктах должны стоять манометры номиналом до 1.6 МПа (16 бар).

Термометры

Гильза (карман) термометра должна заходить на 2/3 в трубопровод, так, чтобы погружаемая часть находилась в центре потока.

Здесь показано неправильное подключение манометра.

Для обеспечения хорошего термоконтакта гильза термометра должна быть заполнена минеральным маслом (ГОСТ 8.586.5-2005 п.6.3.9.).

Промывка фильтров и грязевиков

Чистка фильтров и грязевиков — обязательная процедура в процессе подготовки отопления к отопительному сезону. Процесс промывки грязевика довольно прост: раскручивается фланец, и из отстойника вычищается вся грязь. То же самое и с косым фильтром.

Элеватор

Принцип работы элеваторного узла.

Главное требование к элеваторному узлу — это промывка конуса (сопла). Диаметр отверстия в конусе 5-7 мм (рассчитывается индивидуально для каждого здания), если конус забьётся, на здание не будет поступать требуемое количество тепла.

Элеватор должен быть опломбирован. Для промывки сопла пломбу нужно снять, но, чтобы не возникло лишних вопросов, это нужно предварительно согласовать с инспектором, который будет принимать у вас опрессовку. После промывки элеватор снова пломбируется.

Часто инспектор требуют, чтобы на элеваторе висела бирочка с указанным на ней диаметром отверстия в конусе.

Изоляция и предупреждающие цветные кольца на трубопроводах

Все трубопроводы в ИТП (ЦТП) должны быть окрашены и изолированы. Изоляция не должна висеть лохмотьями, всё должно быть аккуратно. Также изолируются узлы учета и элеваторы.

На трубопроводе должно маркерами указываться направление движения теплоносителя. Для идентификации содержимого труб на них наносятся предупреждающие цветные кольца. Для отопления используется кольца зелёного (основной цвет) и желтого цвета на подающей, зелёного и коричневого на обратке. Такая же маркировка используется для ГВС. Дренаж и ХВС обозначаются кольцами зелёного цвета.

Запорная арматура

Запорная арматура должна выполнять свою основную функцию — перекрывать поток теплоносителя. Если на тепловом узле есть задвижки, которые «не держат», их нужно заменить. Разные участки системы опрессовываются под разным давлением, и если в схеме присутствует неработающая задвижка, она себя обязательно проявит.

Маркировка арматуры

В идеале всё должно выглядеть так: в тепловом пункте должна находиться схема, отображающая пронумерованные и обозначенные подводящие и отводящие трубопроводы, запорную и регулирующую арматуру, спускные и дренажные устройства. Схема должна соответствовать состоянию системы на настоящий момент, то есть, если в системе были внесены изменения, они должны быть отображены на схеме.

На всех вышеперечисленных устройствах должны быть бирочки с обозначениями, соответствующими обозначениям в схеме (1,2 — запорная арматура на подающем и отводящем трубопроводе, t1 и t2 — термометры, P1 и Р2 — манометры, и т.д.).

На практике в небольших тепловых пунктах инспекторы не всегда на этом акцентируют внимание. Главное, чтобы было понятно, что куда идёт, например: «подача на левое крыло», «обратка с правого крыла», «подача на вентиляцию» и т.п. Но если всё будет «по феншую» — это дополнительный плюс.

Ревизия клиновых задвижек

Клиновые задвижки старого образца требуют дополнительного внимания в процессе эксплуатации.

Устройство клиновой задвижки: 1 — клин, 2 — крышка, 3 — маховик, 4 — седло, 5 — корпус, 6 — кольцо уплотнительное, 7 — шпиндель, 8 — втулка резьбовая, 9 — втулка, 10 — стойка, 11 — фланец сальника, 12 — сальниковое уплотнение из терморасширенного графита.

В таких задвижках в обязательном порядке каждый год нужно производить набивку сальника. И в течение года, при возникновении течи из сальника, необходимо поджимать фланец. Если этого не делать задвижка придёт в негодность.

Для замены сальниковой набивки нужно раскрутить гайки на накидных болтах, поднять фланец, извлечь старое сальниковое уплотнение и набить новое. Уплотнение наматывается кольцами вокруг шпинделя и прижимается фланцем.

При затягивании фланца нужно быть осторожным: если переусердствовать, чугунный фланец может лопнуть, а его замена весьма проблематична, на практике легче поменять задвижку полностью.

На задвижке не должно быть признаков ржавчины. Корпус должен быть выкрашен в чёрный цвет, маховик в красный, а выдвижной шпиндель должен быть смазан солидолом.

Дренаж

Тепловые пункты снабжаются трапом для самотечного отведения воды, а при невозможности реализации — дренажным приямком с насосом (СП 124.13330.2012 Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003 п.14.20). Приямок закрывается съемной решеткой. Последнее нововведение — край приямка должен быть окрашен желтыми и черными полосами.

Если в ТП имеется предохранительный клапан, то он должен быть снабжен дренажным трубопроводом, чтобы в случае сработки никто (или ничто) не пострадал(о).

Были случаи, когда инспектор прямым текстом говорил, что на двух метрах теплового узла найдет десять замечаний. И неважно, что в прошлом году этих замечаний не было. В глазах контролирующих органов идеальной системы не существует. Но это тема другого разговора…

Как маркируют и что указывают при маркировке задвижек?

При нанесении условных знаков на запорную арматуру в РФ используют стандарты ЦКБ. Центральное бюро разработало документы, которые содержат исчерпывающий список изделий, с их кратким описанием и номерами правовых актов. Краткое описание задвижек состоит из буквенно-цифрового кода. Всего в обозначении используют пять элементов. Как маркируются задвижки и что означают используемые в описании символы, рассмотрим ниже.

Что означает маркировка

Термин подразумевается нанесение буквенно-цифровых обозначений на запорную арматуру для трубопроводов, газо- и нефтепроводов. Сюда также относятся графические символы разных типов изделий на гидравлических и пневматических схемах.

Условные обозначения содержат все ключевые технические параметры, необходимые для продажи и безопасной работы изделий в разных отраслях промышленности. Подбор необходимой арматуры делают при помощи таблицы фигур (СТ ЦКБА 036).

Цифры (1-2) сразу после букв в маркировке означают номер модели (тип конструкции). Если в описании три цифры, первая из них указывает на тип привода запорной арматуры (таблица №3).

Виды маркировки

Производители используют единую схему нанесения цифр и графических изображений. Такой подход позволяет конечному потребителю быстро разобраться в номенклатуре задвижек. Виды маркировки:

  1. Буквенно-цифровое описание параметров.
  2. Нанесение специальных знаков на изделие.
  3. Подобающая цветовая окраска.
  4. Описание изделия согласно таблице фигур.

Знаки маркировки наносят с учетом требований ГОСТа 4666. Каждый символ на корпусе или табличке арматуры, содержит конкретные сведения.

Расшифровка маркировки арматуры

Буквенно-цифровое обозначение запорной продукции (СТ ЦКБА 036-2017):

Рис. 1. Стандарт ЦКБА

Нормативные документы

Маркировка выпущенной заводом-изготовителем продукции происходит на основании государственного стандарта 4666-2015 и стандартов ЦКБА.

На каждое изделие наносят условные обозначения, необходимые для продажи, монтажа и обслуживания арматуры с соблюдением норм закона и правил техники безопасности.

ГОСТ 4666-2015

Государственный стандарт определяет буквенно-цифровое описание и статусы символов маркировки. Виды условных знаков:

  1. Обязательные. Наносятся на все виды задвижек и приводов.
  2. Дополнительные. Наносятся на некоторые виды арматуры по решению производителя. Плюс если нанесение таких сведений предусмотрено контрактом или нормативными актами.
  3. Специальные. Наносятся на арматуру согласно с предписаниями технических регламентов, директив или нормативных актов по технике безопасности. Специальные знаки обычно наносят на отдельную табличку.
Читайте также  Дроссели для запорной арматуры

На заметку! Дополнительные символы являются обязательными для отдельных отраслей народного хозяйства. Например, атомная энергетика, нефтяная промышленность и газовая отрасль.

Стандарты ЦКБА

Центральное бюро выработало собственные стандарты – ЦКБА 023-2015 и ЦКБА 036-2017. Первый документ определяет правила условного описания и регистрации таблицы фигур. Производитель не может наладить массовый выпуск запорной продукции собственной разработки без разрешения ЦКБ. Зарегистрированную таблицу фигур в бюро может использовать любой другой производитель. Единственное требование – завод-изготовитель должен в конце таблицы указывать букву «М», «М1» и т. д. Новая таблица фигур подлежит повторной регистрации в ЦКБ.

Второй документ служит справочным материалом для описания арматуры и приводов к ней по КД и таблицам фигур, прошедшим регистрацию в бюро. Стандарт включает полный список изделий, с их условным описанием и номерами нормативных актов на изготовление продукции. Документ оформлен в виде таблиц. Они содержат:

  • мини-описание изделия;
  • обозначение согласно таблицам (1, 2, 3);
  • номинальное давление (кГс/см²) и диаметр (DN);
  • описание изделий по КД;
  • ТУ или ГОСТ на производство и поставку;
  • чертежи для каждой таблицы.

Рис. 2. Таблица фигур

Каждая новая модель выпущенной арматуры заносится в стандарт ЦКБА 036-2017. При этом обязательно указывается используемая таблица фигур. Порядок получения разрешения:

  1. Производитель подает в бюро заявку на регистрацию выпущенной продукции. Она должна содержать технические параметры запорной арматуры, номер документа (ТУ), на основании которого происходило изготовление изделия.
  2. Сотрудники бюро проверяют пакет документов. Иногда работники ЦКБ посещают цех, осматривают линию производства и сборки задвижек.
  3. Производится регистрация продукции в справочнике ЦКБ.

Образец заявки на регистрацию можно найти в СТ ЦКБА 036-2017.

Графические обозначения

Графические символы разных типов арматуры на гидравлических схемах регламентирует ГОСТ 2.785-70. Межгосударственный стандарт охватывает все отрасли промышленности и строительства. Исключением являются гидро- и пневмоприводы, и продукция авиационной промышленности.

На заметку! Размеры графических символов межгосударственный стандарт не регулирует. Производитель вправе комбинировать условные знаки исходя из типа соединения и вида управления задвижки.

Способы нанесения маркировки

Производители используют разные методы нанесения условных знаков. Среди них:

  1. Литье.
  2. Гравировка.
  3. Ударный способ.

Производитель может использовать и иные методы нанесения символов на выпущенную продукцию. Единственное условие – четкое изображение на протяжении всего срока службы изделия.

Требования к нанесению символов описываются на чертеже отдельной детали или на сборочном чертеже маркируемого изделия (п.4.3.5 ГОСТа)

Составляющие части маркировки

На корпусе задвижки находится марка в виде индекса системы ЦКБА.

Требования к запорной арматуре

Запорная арматура предназначена она для перекрытия потока рабочей среды трубопровода. Данный вид арматуры составляет основную часть изделий, под названием «трубопроводная арматура». Это такие виды трубопроводной арматуры как краны, вентили, клапаны, задвижки и заслонки.

Запорная арматура устанавливается на трубопроводных магистралях самого различного предназначения. Поэтому, и требования к данной арматуре предъявляются самые разные: от общих, до специальных, отвечающим особым условиям эксплуатации, особенно, это касается химически агрессивных, а также пожаро- и взрывоопасных сред. Эти требования сформулированные в различных нормативных документах.

Основные требования к запорной арматуре

Независимо от типа и предназначения запорной арматуры, она должна соответствовать следующим основным общим требованиям:

  • Минимальный срок эксплуатации. Он должен составлять не мене 25 лет;
  • Минимальный ресурс циклов открытия-закрытия. 1000 циклов без снижения класса герметичности;
  • Максимальное усилие привода механизма запорной арматуры. Должно составлять не более 250 Н/м;
  • Герметичность арматуры. Герметичность запорной арматуры должна обеспечиваться с обеих сторон присоединения;
  • Присоединительные размеры. Должны соответствовать присоединительным размерам диаметра труб, резьбы или фланцевых соединений.
  • Температурный диапазон надежной эксплуатации арматуры. Для сетей тепло- и водоснабжения от -10 до + 80 °С при подземном размещении, от -40 до +60 °С – при наземном.
  • Также одним из требований предъявляемым к запорной арматуре является наличие на изделиях указателя направления движения потока рабочей среды и указателей положений «открыто» и «закрыто» на маховике.

Конструкция запорной трубопроводной арматуры должна обеспечивать возможность удобного обслуживания, быстрого открытия и закрытия, а усилие на приводе не должно превышать допустимых значений.

Требования к маркировке запорной арматуры

Согласно ГОСТ Р 53672-2009, который формулирует требования к маркировке трубопроводной арматуры, она должна хорошо читаться и быть не стираемой.

Обязательно должны быть промаркированы следующие данные:

  • Наименование производителя (или его торговый знак);
  • Материал, из которого изготовлен корпус;
  • Номинальный диаметр арматуры ( DN );
  • Рабочее давление ( PN );
  • Стрелка, указывающая направление движения потока рабочей среды. Если это предусматривает конструкция данного изделия.

Требования к запорной арматуре, устанавливаемой на тепловых сетях

На тепловых сетях запорная арматура должна устанавливаться:

  • На всех выводах ТС от источника тепловой энергии, вне зависимости от диаметра магистрали и вида теплоносителя;
  • На трубопроводах диаметром от 100 мм на расстоянии максимум 1000 метров друг от друга (водяные теплосети);
  • В местах ответвлений трубопроводом диметром от 100 мм водяных и паровых тепловых сетей.
  • Регламентируются материалы изготовления запорной арматуры, устанавливаемой на тепловых сетях, в зависимости от места установки на трубопроводной магистрали. На выводе сети от источника тепла, на самой тепловой сети и на вводе в центральные тепловые пункты устанавливается только арматура из стали.

Если температура рабочей среды (горячая вода) не превышает 200°С, то на трубопроводах тепловых сетей разрешено использовать запорную арматуру из бронзы и латуни.

Требования к запорной арматуре, устанавливаемой на газопроводных сетях

Рабочая среда, транспортируемая по газопроводу – газ. Давление газа на магистральном газопроводе может достигать 100 кгс/см2, а температура на выходе из компрессорной станции — 120°С. В составе газа входят компоненты, которые способны вызывать коррозию металла. Эти компоненты — сероводород и углекислый газ. К тому же в газе могут содержаться конденсированная вода, диэтиленгликоль, метанол, газовый конденсат, механические примеси. Данные свойства и характеристики газа обуславливают особенные требования к запорной арматуре, устанавливаемой на газопроводах.

К трубопроводной арматуре, устанавливаемой на газопроводах предъявляют следующие требования:

  • Минимальное гидравлическое сопротивление;
  • Возможность герметичного отключения определённого участка газопровода, для безопасности проведения ремонтных работ;
  • Полная герметичность соединения запорной арматуры с трубопроводом, а также разъёмов корпуса и уплотнений;
  • Пожаробезопасность запорной арматуры. Она достигается применением в конструкции арматуры огнестойких материалов, герметичностью и специальными испытаниями на огнестойкость.

Нормативные документы, регламентирующие требования к трубопроводной арматуре.

  • ГОСТ Р 53672-2009 — регламентирует общие требования безопасности трубопроводной арматуры;
  • ГОСТ 5761 — формулирует стандарты на клапана;
  • ГОСТ Р 53673 — регламентирует требования к дисковым затворам;
  • ГОСТ 5762 — стандарт, указывающий требования к задвижкам;
  • ГОСТ 21345 – в этом документе требования, предъявляемые к кранам.

Маркировка и условные обозначения трубопроводной арматуры

Содержание статьи

  1. Тип арматуры
  2. Материал корпуса
  3. Номер разработки конструкции по каталогу ЦКБА
  4. Способ нанесения внутреннего покрытия корпуса
  5. Пример расшифровки:
  6. Условные обозначения трубопроводной арматуры

На территории России используется обозначение и маркировка трубопроводной арматуры по системе ЦКБА (Центральное конструкторское бюро арматуростроения). В соответствии с этой системой обозначение арматуры строится из цифрового и буквенного кода основных данных. Всего в маркировке используется 6 элементов.

Читайте также  Правила обозначения сварочных соединений на чертежах по госту

Тип арматуры

— цифровое обозначение

  • 10 — кран пробно-спускной
  • 11 — кран для трубопровода
  • 12 — запорное устройство
  • 13,14,15 — вентиль
  • 16 — клапан обратный подъемный и приемный с сеткой
  • 17 — клапан предохранительный
  • 19 — обратный поворотный
  • 21 — регулятор давления «после себя»
  • 22 — клапан запорный
  • 25 — клапан регулирующий
  • 27 — клапан смесительный
  • 30,31 — задвижка
  • 32 — затвор
  • 45 — конденсатоотводчик

Материал корпуса

— буквенное обозначение

  • с — сталь углеродистая
  • лс — легированная сталь
  • нж — нержавеющая, коррозионно-стойкая
  • ч — чугун серый
  • кч — ковкий чугун
  • вч — высокопрочный чугун
  • б — латунь или бронза
  • а — алюминий
  • мл — монель-металл
  • п — пластмасса
  • вп — винипласт
  • тн — титан
  • к — керамика, фарфор
  • ск — стекло Тип привода — цифровое обозначение (одна цифра)
  • 3 — механический с червячной передачей
  • 4 — механический с цилиндрической передачей
  • 5 — механический с конической передачей
  • 6 — пневматический
  • 7 — гидравлический
  • 8 — электромагнитный
  • 9 — электрический

Номер разработки конструкции по каталогу ЦКБА

— двузначное цифровое обозначение

Материал уплотнительных колец

— буквенное обозначение

  • бр — бронза и латунь
  • бт — баббит
  • ст — стеллит
  • ср — сормайт
  • мн — монель-металл
  • к — кожа
  • нж — нержавеющая сталь (коррозионно-стойкая)
  • нт — нитрованная (азотированная) сталь
  • р — резина
  • п — пластмасса (кроме винипласта)
  • вп — винипласт
  • фт — фторпласт
  • э — эбонит
  • бк — без кольца (седло выполнено прямо на корпусе)

Способ нанесения внутреннего покрытия корпуса

— буквенное обозначение

  • гм — гуммирование
  • эм — эмалирование
  • п — футерование пластмассой

Пример расшифровки:

Задвижка 30с41нж — стальная задвижка с механическим приводом с цилиндрической передачей и нержавеющими уплотнительными кольцами

Задвижка 30ч6бр — чугунная задвижка с пневматическим приводом и уплотнительными кольцами из бронзы и латуни

Условные обозначения трубопроводной арматуры

Графические обозначения различных типов арматуры на гидравлических и пневматических схемах регламентируются ГОСТами.

Таблица фигур

— задвижка — затвор поворотный
— клапан запорный проходной — клапан запорный угловой
— клапан регулирующий проходной — клапан регулирующий угловой
— клапан обратный проходной — клапан обратный поворотный
— клапан предохранительный проходной — клапан предохранительный угловой
— клапан быстродействующий на открытие (НО) — клапан быстродействующий на закрытие (НЗ)
— клапан дроссельный — клапан редукционный
— кран проходной — кран трехходовой — кран угловой
— регулятор давления
«до себя»
— регулятор давления
«после себя»
— конденсатоотводчик — воздухоотводчик

Графические обозначения направления потока жидкости, воздуха, линии механической связи, регулирования, элементов привода

— направление потока жидкости — направление потока воздуха
— линия механической связи — регулирование
— привод ручной
«до себя»
— привод электромагнитный
— привод электромашинный — привод мембранный
— привод поплавковый

Понравилась статья? Расскажите друзьям

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: