Акт проверки герметичности запорной арматуры

Акт контроля запорной арматуры перед монтажом

наименование арматуры, DN, PN, заводской номер

Мы, нижеподписавшиеся (должность, И. О. Фамилия)

составили настоящий акт о том, что «___» _________ 20__ г. произведен контроль запорной арматуры перед монтажом

___________________________________________DN ________________ PN ______________

Параметры проверки арматуры заводской номер

1 Визуальный контроль

— отсутствие повреждения заводской упаковки и соответствие требованиям упаковки

— наличие заглушек, обеспечивающих защиту стыковых кромок под сварку

— наличие консервации стыковых кромок под сварку

— отсутствие на корпусе и торцах вмятин, задиров, механических повреждений,
следов коррозии

— отсутствие расслоений любого размера на торцах патрубков

— целостность защитного антикоррозионного покрытия

2 Измерительный контроль

— диаметр проходного сечения

— разделка стыковых кромок под сварку (толщина стенок), в соответствии с заказными спецификациями задвижку

— параллельность фланцев корпуса и крышки

3 Гидравлические испытания на прочность и плотность материала корпусных деталей и сварных швов[2] )

— величина пробного давления Рпр (1,5·PN), МПа

— время выдержки, мин

— результаты испытаний на прочность и плотность

4 Испытания на герметичность затвора[3] )

— усилие закрытия по ТУ (крутящий момент)

— усилие закрытия фактическое (крутящий момент)

— величина давления, МПа (0,05·PN; 0,5·PN; 1,1·PN)

— время выдержки, мин

— величина утечек, см 3 /мин

— результаты испытаний на герметичность затвора

— вода удалена из корпуса задвижки в полном объеме (да/нет)

Запорная арматура DN ______ PN _____ заводской номер_________ признана _____________

_______________ _________________ ___________________

Должность Подпись И. О. Фамилия

_______________ _________________ ___________________

Должность Подпись И. О. Фамилия

_______________ _________________ ___________________

Должность Подпись И. О. Фамилия

К.4 Форма акта проверки запорной арматуры на полное закрытие-открытие

Акт проверки запорной арматуры на полное закрытие-открытие[4] )

_________________________________НПС ___________________ ________________

наименование арматуры технологический номер место установки дата составления акта

Мы нижеподписавшиеся: (должность, И.О. Фамилия)

Составили настоящий акт о том, что « __ » __________ 20__г. произведена проверка на полное

закрытие – открытие _____________________________________________________________

наименование, тип арматуры

технологический номер __________________DN___________ PN __________ МПа.

Количество циклов закрытия-открытия ______________________________________________

Технологический номер задвижки

1) Для шаровых кранов не заполняется.

2) Допускается оформлять на партию запорной арматуры.

Указания по заполнению таблицы.

В графах 4 – 10 в первую ячейку каждой строки заносятся паспортные данные, во вторую ячейку – фактически измеренные данные.

Выполнены работы по регулировке_________________________________________________

наименование, тип арматуры

технологический номер ____________________ признана _________________ к эксплуатации

_______________ _________________ ___________________

Должность Подпись И. О. Фамилия

_______________ _________________ ___________________

Должность Подпись И. О. Фамилия

_______________ _________________ ___________________

Должность Подпись И. О. Фамилия

К.5 Форма технического задания на ремонт запорной арматуры

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

На __________________ запорной арматуры от ОСТ _______________________ МН

вид ремонта наименование ОСТ

№ ________ от «_____» _______________ 20 ___ г.

Наименование изделия: __________________ Рабочая среда __________________________
Обозначение (вид, тип): __________________ Год выпуска ____________________________
Диаметр номинальный DN ___________________ Дата начала эксплуатации ________________
Давление номинальное PN, МПа (кгс/см 2 ) ___________ Наработка циклов _______________________
Заводской номер ___________________________ Завод (страна) изготовитель ______________
№ п/п Вид ремонта Причина ремонта
1 2 3
1 Плановый ремонт (средний, капитальный)
2 Отказ запорной арматуры
3 Потенциальная возможность отказа
4 Предельное состояние по паспортным данным
5 Арматура находилась в аварийном состоянии
6 Прочие причины

Главный инженер РНУ _____________ _______________ ____________

название РНУ подпись И.О. Фамилия

«____» _______________ 20___г.

Начальник НПС _______________ _____________ ____________

название НПС подпись И. О. Фамилия

«____» _______________ 20___г.

К.6 Форма акта приемо-сдаточных испытаний после проведения КР

УТВЕРЖДАЮ Главный инженер (завода проводившего ремонт) __________________________ завод, проводивший ремонт _________________ И.О. Фамилия « ___ » ____________ 20__г.

город _______________________ _____________________

дата составления акта

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 1690 ; Мы поможем в написании вашей работы!

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий регламент устанавливает перечень и порядок выполнения основных операций по техническому обслуживанию и ремонту запорной арматуры объектов магистральных нефтепроводов.

Цель разработки настоящего регламента — установление порядка оценки технического состояния, порядка технического обслуживания и ремонта запорной арматуры.

— критерии технического состояния запорной арматуры;

— порядок проведения диагностического контроля;

— типовые объемы работ по техническому обслуживанию и ремонту запорной арматуры;

— нормативы технического обслуживания и ремонта.

2. номенклатура оборудования

Регламент по техническому обслуживанию и ремонту распространяется на запорную арматуру объектов магистральных нефтепроводов условным диаметром до 1200 мм.

3. КОНТРОЛЬ РАБОТОСПОСОБНОСТИ АРМАТУРЫ

3.1. Вся вновь устанавливаемая на объектах магистрального нефтепровода отечественная и импортная арматура должна иметь сертификаты соответствия, удостоверяющий соответствие запорной арматуры требованиям Государственных стандартов и нормативных документов России и разрешение Госгортехнадзора России на право выпуска и применения данной продукции.

РНУ (АО) должно осуществлять учет срока службы, наработки и количества циклов работы «закрыто — открыто» арматуры.

3.2. Арматура считается работоспособной, если:

— обеспечивается прочность материалов деталей и сварных швов, работающих под давлением;

— не наблюдается пропуск среды и потение сквозь металл и сварные швы;

— обеспечивается герметичность сальниковых уплотнений и фланцевых соединений арматуры по отношению к внешней среде;

— обеспечивается герметичность затвора арматуры в соответствии с паспортом на запорную арматуру;

— обеспечивается плавное перемещение всех подвижных частей арматуры без рывков и заеданий;

— электропривод обеспечивает плавное перемещение затвора, открытие и закрытие в течение времени, указанного в паспорте; обеспечивается отключение электропривода при достижении затвором крайних положений и при превышении крутящего момента допустимого значения на бугельном узле.

При невыполнении любого из этих условий арматура считается неработоспособной и выводится из эксплуатации.

Работоспособность арматуры характеризуется показателями надежности. К показателям надежности относятся: назначенный срок службы арматуры, назначенный ресурс — в циклах «открыто — закрыто», назначенный срок службы до ремонта, вероятность безотказной работы в течение назначенного ресурса.

3.3. Неработоспособность арматуры определяется критериями отказов и предельных состояний.

Критериями отказов запорной арматуры являются:

· неустранимая дополнительной подтяжкой потеря герметичности по отношению к внешней среде;

· пропуск среды в затворе сверх допустимого;

· невозможность рабочих перемещений запорного органа (заклинивание подвижных частей) при открытии и закрытии арматуры;

· увеличение времени срабатывания сверх допустимого;

· выход из строя электропривода.

Критериями предельных состояний арматуры являются:

· достижение назначенного срока службы;

· разрушение или потеря плотности основного материала и сварных швов;

· нарушение геометрических размеров сопряженных деталей (вследствие износа или коррозионного разрушения).

При достижении назначенного срока службы запорная арматура подвергается переосвидетельствованию с целью определения ее технического состояния и возможности продления сроков эксплуатации.

Показатели надежности, критерии отказов и предельных состояний указываются в паспортах на арматуру.

3.4. Контроль работоспособности и технического состояния арматуры осуществляется внешним осмотром, диагностированием и испытаниями

3.4.1. При внешнем осмотре проверяются:

· состояние и плотность материалов и сварных швов арматуры;

· плавность перемещения всех подвижных частей арматуры и электропривода;

· герметичность арматуры по отношению к внешней среде, в том числе:

· герметичность прокладочных уплотнений;

· герметичность сальникового уплотнения.

В работоспособном состоянии запорной арматуры пропуск среды через сальниковое и прокладочное уплотнения не допускается.

3.4.2. Техническое состояние задвижки в процессе эксплуатации должен определяться диагностическим контролем. Для определения технического состояния корпуса и сварных швов задвижки применяются акустико-эмиссионный (АЭ), ультразвуковой (УЗК) и другие методы неразрушающего контроля.

Проведение диагностического контроля задвижки совмещают по срокам с капитальным ремонтом (таблица 4 ), а также осуществляют при выявлении чрезмерных напряжений на патрубках или при возникновении отказов в работе задвижки по критериям предельных состояний. При диагностировании применяются приборы и АЭ датчики и приборы ультразвукового контроля или дефектоскопы.

Диагностический контроль и заключение по его результатам осуществляют специализированные организации, имеющие разрешение Госгортехнадзора России, или специалисты РНУ, ЦБПО при наличии разработанной и утвержденной методики диагностического контроля.

Результаты диагностического контроля (заключение) заносятся в формуляр арматуры или прикладывается к ее паспорту.

Контроль герметичности затвора арматуры в процессе эксплуатации может осуществляться акустико-эмиссионными течеискателями.

3.4.3. На действующих магистральных нефтепроводах арматура также подвергается испытаниям на прочность и плотность материалов и сварных швов, герметичность по отношению к внешней среде, герметичность затвора и работоспособность. Проведение испытания арматуры совмещается по срокам с испытанием нефтепроводов или осуществляется после выполнения капитального ремонта нефтепроводов.

Режим испытания и испытательные давления устанавливаются и зависимости от срока и параметров эксплуатации нефтепроводов согласно нормативным документам, регламентирующим проведение испытаний на действующих нефтепроводах.

4. ТИПОВОЙ ОБЪЕМ РАБОТ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ

В объеме технического обслуживания проводятся следующие работы:

— мелкий ремонт арматуры, не требующий специальной остановки магистральных насосов (чистка наружных поверхностей, обслуживание площадок, устранение подтеков масла и т.д.);

Читайте также  Сделать токарный станок из труб

— визуальная проверка состояния всех частей запорной арматуры, включая смазки в подшипниках и редукторе, ее пополнение;

— проверка состояния и крепления клемм электродвигателя, проверка защиты электродвигателя от перегрузок и перекоса фаз;

— проверка срабатывания конечных выключателей, их ревизия;

— проверка срабатывания муфты ограничения крутящего момента;

— проверка герметичности сальникового уплотнения и фланцевых соединений.

Операция по ремонту сальниковых уплотнений выполняется согласно инструкции по эксплуатации завода-изготовителя.

Для обеспечения герметичности фланцевых соединений запорной арматуры необходимо два раза в год (весной и осенью) производить обтягивание фланцевых соединений, при обнаружении течи во фланцевом соединении производится равномерная обтяжка болтов и гаек; если умеренная обтяжка фланцев не дает положительных результатов и утечка продолжается, производится замена прокладки согласно инструкции по эксплуатации завода-изготовителя.

Перед обтяжкой фланцевого соединения (корпуса и крышки) клиновых задвижек необходимо приоткрывать клин во избежание повреждения резьбовой втулки.

Обтяжка фланцевых соединений запорной арматуры должна проводиться при давлении сниженном до безопасного уровня в нефтепроводе или на отключенном участке нефтепровода.

В объеме технического обслуживания обратного клапана производятся следующие работы:

— проверка герметичности уплотнений, устранение обнаруженных утечек;

— проверка работоспособности демпфирующих устройств (амортизаторов) и их восстановление.

5. ТИПОВОЙ ОБЪЕМ РАБОТ ПРИ ТЕКУЩЕМ РЕМОНТЕ

При текущем ремонте производятся все операции технического обслуживания, а также:

для клиновых или шиберных задвижек — удаление воздуха из задвижки: подготовка необходимых ремонтных приспособлений, транспортных и подъемных механизмов; снятие редуктора с электроприводом, разборка редуктора и электропривода, очистка и промывка деталей, дефектация, замена изношенных деталей, смазка редуктора и механической части электропривода, их сборка; проверка и подтяжка контактных соединений электропривода, восстановление изоляции выходных концов проводов, проверка состояния уплотнителей взрывозащиты шарикоподшипников электродвигателя, правильность посадки крыльчатки вентилятора электродвигателя, замена дефектных деталей электродвигателя; проверка состояния подшипникового узла штока задвижки после его фиксации, определение степени износа резьбовой втулки штока (в случае чрезмерного износа ее замена): устранение следов коррозии штока, задиров; замена сальников, нажимной втулки, при необходимости; прогонка шпинделя по гайке на всю рабочую длину; подтяжка шпилек разъема корпуса, полная сборка и установка электропривода на задвижку; регулировка конечных выключателей на открытие и закрытие, муфты ограничение крутящего момента на отключение по допустимым значениям.

Текущий ремонт запорной арматуры осуществляется без ее демонтажа.

Данные о проведенном техническом обслуживании и текущем ремонте заносятся в журнал профилактических осмотров и ремонтов лицом, ответственным за исправное состояние объекта. Журнал хранится у лица, ответственного за исправное состояние объекта. Форма журнала профилактических осмотров и ремонтов приведена в Приложении 1 .

6. ТИПОВОЙ ОБЪЕМ РАБОТ ПРИ КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ

Капитальный ремонт запорной арматуры осуществляется с ее демонтажем. Демонтаж подлежащих капитальному ремонту задвижек, обратных клапанов производится согласно графику, утвержденному глинным инженером РНУ (АО МН). Капитальный ремонт задвижек производится ЦБПО или специализированной организацией по ТУ, рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

При капитальном ремонте производятся все операции текущего ремонта, а также: полная разборка и дефектация всех деталей и узлов, их восстановление или замена пришедших в негодность в результате коррозии, чрезмерного механического износа узлов и базовых деталей запорной арматуры.

После капитального ремонта арматура подвергается испытаниям на прочность и плотность материалов и сварных швов, герметичность по отношению к внешней среде, герметичность затвора и работоспособность в соответствии с требованиями ГОСТ 5762-74Е и нормативно-технической документации на капитальный ремонт запорной арматуры.

Испытание на прочность и плотность материала задвижки в сборе проводится при открытом затворе и заглушенных патрубках давлением P пр ( P пр = 1,5 PN , где PN давление номинальное). Испытания на прочность и плотность проводятся при постоянном давлении в течение времени, необходимого для осмотра задвижки. Пропуск среды и потение сквозь металл и сварные швы не допускаются.

Испытание арматуры на герметичность по отношению к внешней среде проводится давлением 1,1 PN в течение времени, необходимого для осмотра уплотнения и соединений. Проверяется герметичность верхнего уплотнения крышка-шпиндель при ослабленных креплениях сальникового уплотнения и полностью поднятом шпинделе задвижки. Проверяется герметичность сальникового уплотнения и прокладки между крышкой и корпусом. Протечки среды не допускаются. Метод контроля визуальный.

Испытание арматуры на герметичность затвора проводится в соответствии с табл. 1 и требованиями ГОСТ 9544-93.

Испытание затвора на герметичность

Номинальное давление PN , МПа (кгс/см 2 )

Параметры испытания затвора на герметичность

Акты испытаний: скачать чистый бланк и образец заполнения

Год документа: 2019

Вид документа: Акт

Форматы для скачивания: DOC, PDF

Акты проведения испытаний составляются в виде бланков документов, в которых заносится результат испытания работоспособности механизмов и оборудования.

В сегодняшней статье рассмотрим детально акты испытания системы трубопроводов, канализации, лестниц и стремянок, ограждения кровли и пожарных испытаний.

Примеры составления актов можно будет бесплатно загрузить в конце статьи.

Акт гидравлического испытания системы трубопроводов отопления и водопровода

Проверки систем отопления и водопровода проводится:

  • при вводе новой инженерной коммуникации;
  • при реконструкции уже имеющейся;
  • при плановой проверке функционирования системы.

Поэтапная проверка и ее результаты заносятся в акт испытаний. Система на герметичность и прочность проверяется двумя способами, одним из которых является гидравлический метод: испытание путем использования воды с повышенной нагрузкой. Этот метод подходит для внутренних и наружных систем (при температуре не ниже +5С). Второй метод – пневматический.

Оба способа приемочного испытания называются опрессовкой труб.

Итоги проведения проверок заносятся в акт, бланк которого установлен Сводом Правил на строительные нормы и правила. Шаблон представлен в Приложении 1 к САНПину «Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации». Представленная форма акта – обязательная.

Порядок составления акта:

1. Указание общеорганизационных сведений: город составления и дата.

2. Представление участников комиссии, которая провела опрессовку и принятие напорного трубопровода. Членами становятся три стороны:

Компания, которая проводила монтаж трубопровода
Представитель технического надзора от заказчика
Представитель эксплуатационной компании

3. Ниже приводится информация о проверенном объекте и дается описание трубопровода (длина, диаметр, материал труб и стыков), даются сведения, указанные в рабочей документации, приводится информация об используемом манометре.

4. Заполняется раздел об испытании и его результатах.

5. В разделе «Решение комиссии» приводится утверждение, что система считается прочной и герметичной и под этим подписываются члены комиссии.

Скачать форму бесплатно можно в конце статьи.

Акт пневматического испытания трубопроводов

Пневматический метод: диагностика путем накачивания системы воздухом под высоким давлением. Зачастую метод используется для наружных систем, если температура на градуснике меньше +5 по Цельсию.

Порядок опрессовки труб пневматическим испытанием приведен в том же СанПине, акт испытания составляется по обязательной форме, которая приведена в Приложении №3.

Требования к составлению испытательной документации:

  1. Заполнение названия города и даты составления.
  2. Указание членов комиссии (также, как и при гидравлическом испытании, участвуют три стороны).
  3. Описание трубопровода: длина, диаметр, материал труб и стыков.
  4. Информация о величине давления: расчетная, до какого значения было повышено давление в трубах, конечное давление, величина снижения. Указывается время опрессовки.
  5. В разделе «Решение комиссии» каждый из ее членов ставит подпись с расшифровкой, если трубопровод прошел диагностику пневматическим способом, и является герметичным и прочным.

Акт испытания наружной и внутренней канализации на пролив

Акт испытания внутренней и наружной канализации составляется как результат проверки работоспособности системы. В нем закрепляется позиция комиссии, что система выдержала испытание проливом воды, а конструкция соответствует проектной документации, ГОСТам и нормам.

Диагностика нормальной функциональности канализационной системы необходима при монтаже нового объекта или после проведения ремонтных работ уже существующей системы. Информация о проверке работоспособности заносится в акт. Бланк составляется по форме, указанной в Приложении «Д» к Своду Правил 73.13330.2012.

В акте указываются:

  • наименование системы и объекта, в котором она установлена;
  • информация о членах комиссии. Нужны представители трех организаций: генерального подрядчика, заказчика и монтажной компании;
  • прописываются сведения о названии проекта;
  • вносятся результаты: количество одновременно подключенных приборов, а также время подключения или наполнение воды на этаж (зачеркивается ненужное);
  • в третьем пункте прописывается, что течи на местах соединения и через стенки, не обнаружены. Значит, система пригодна к использованию.

За решение подписываются члены комиссии.

Акты пожарных испытаний

В ходе проведения испытаний на работоспособность и безопасную эксплуатацию пожарного оборудования, составляется несколько актов:

  • проверка пожарных гидрантов;
  • диагностика внутреннего водопровода;
  • проверка на безопасность использования и соответствия правилам охраны труда пожарных лестниц.

Пожарных гидрантов

Проверка работоспособности гидрантов на водоотдачу проводится два раза в год и, зачастую, совмещается с проверкой противопожарного водопровода. По результатам инспекции составляется акт, который подписывается комиссией. Обязательные члены: представитель пожарной инспекции и представитель от организации, в которой проходит проверка. Также комиссия может полностью состоят из сотрудников компании.

Читайте также  Ремонт автомобильных радиаторов сваркой

В акте указывают:

  • общеорганизационные сведения (информация о компании, дата и место составления);
  • в основной части дается описание членов комиссии и хода проведения испытания. Информация о гидрантах представляется в табличном варианте. Указывается адрес расположения, диаметр, напор, водоотдача и принадлежность гидранта;
  • в заключительной части устанавливается соответствие (или несоответствие) требованиям состояния гидранта.

В конце акт подписывается уполномоченными членами комиссии.

Внутренний противопожарный водопровод

Актом устанавливается наличие или отсутствие дефектов и неисправностей в системе противопожарного водопровода. Проверка проводится ответственными работниками предприятия. Периодичность – не менее двух раз в год, для легковоспламеняющихся производств проверки могут назначаться чаще.

Внутренний противопожарный водопровод (ВПВ) – сложная система труб, датчиков, переключателей. Поэтому проверяет ее зачастую специалист по охране труда или пожарной безопасности, а также лица, которые обучены ПБ.

Акт составляется на фирменном бланке или простой бумаге с указанием реквизитов. Обязательно прописываются:

  • сведения об организации и участниках проверки;
  • информация о проверяемом объекте;
  • результаты проверок;
  • рекомендации по устранению дефектов и неисправностей, если таковые обнаружены;
  • подписи ответственных лиц.

Если к акту прилагаются дополнительные документы – указывается их перечень и название.

Пожарных лестниц

Испытание пожарного оборудования, в том числе лестниц и стремянок регулируется специальным ГОСТом. Проводить инспекцию могут организации, которые получили разрешение в МЧС и имеют для этого специальное оборудование.

Результаты проверки заносятся в протокол испытаний. В документации приводится стандартная информация об организации и ее реквизитах, сведения о членах комиссии. В основной части приводится информация о проверенных объектах (количество лестниц и стремянок, их инвентарные номера и принадлежность к структурному подразделению), информация о результатах проверок (отсутствие или наличие дефектов). Дается предписание для устранения выявленных неисправностей.

В конце акт подписывается членам комиссии.

Акт испытания ограждения кровли

Технические требования и методы испытаний кровли закреплены в том же ГОСТе, что и стандарт по пожарным лестницам и стремянкам (53254-2009).

Испытания проводятся с периодичностью в пять лет, проверка целостности – каждый год. Результаты оформляются актами.

Условно заполняемый акт можно разделить на три части:

  1. Общие сведения. Сюда вносится информация об испытуемом объекте и проверяющей организации.
  2. Информация о проведении проверки (какие манипуляции проводились, какие инструменты использовались).
  3. Результаты проверки (соответствие ГОСТам, целостность и безопасность конструкции).

Соглашение членов комиссии при проведении испытания подтверждается их личными подписями.

Проводить проверки и испытания имеют право организации с лицензией от МЧС. Обнаруженные дефекты должны быть устранены.

Акт испытания лестниц, стеллажей и стремянок

Проверка и испытание стеллажей, лестниц и стремянок проводится не реже одного раза в шесть или двенадцать месяцев (зависит от испытуемого объекта и материала, из которого он изготовлен).

Проводить испытания и проверки на безопасную эксплуатацию могут специализированные организации извне или специально созданная на предприятии комиссия. При этом ее члены должны быть обучены, председателем комиссии обычно назначается инженер по охране труда или пожарной безопасности.

В результате диагностики комиссия составляет акт, лучше оформлять его датой проведения проверки. В шапке указывается название документа, дата и место составления. Также важно указать реквизиты организации, перечислить членов комиссии: их должности и ФИО.

В основной части описать испытания стремянок, лестниц и стеллажей:

  • в каком количестве были проверены, их инвентарные номера, принадлежность к цеху и отделу;
  • какая нагрузка и в течение какого времени использовалась;
  • наличие и отсутствие дефектов;
  • наличие проставленного инвентарного номера.

В результате проверки устанавливается пригодность (или непригодность) к использованию: безопасны, выдерживают положенную нагрузку, не имеют дефектов в соединениях и креплениях, не имеют острых краев и заусенцев.

Подписание акта членами комиссии свидетельствует о согласии с результатами проверки.

Кстати! Если после статьи остались вопросы, как заполнять формы, обратитесь к дежурному юристу сайта.

Видео



Скачать документы

Если вы не нашли ответ на свой вопрос или остались недопонимания, обратитесь за бесплатной консультацией к юристу в чате на нашем сайте

Акт испытания арматуры

Что входит в ревизию запорной арматуры?

Комплекс работ и операций, проводимых с целью такой проверки, называется ревизией запорной арматуры. Состав работ ревизии запорной арматуры обычно таков:

  • Внешний осмотр;
  • Проверка наличия всех необходимых составных частей;
  • Очистка от консервационной смазки;
  • Промывка деталей;
  • Гидравлические (пневматические) испытания в положениях «закрыто» и «открыто».

Во время осмотра внешнего состояния арматуры особое внимание уделяют качеству деталей, уплотнительных материалов, сальниковой набивки. На поверхности деталей не должно быть трещин, сколов, раковин и других подобных дефектов. Резьба должна иметь полный профиль, без заусенцев и сорванных витков.

Отдельно проверяют плавность хода запорных органов арматуры. Проводя ревизию задвижек, необходимо убедиться, что шпиндель отполирован.

Для проверки качества уплотнительных поверхностей на них в нескольких местах наносят мелом риски, после чего проворачивают на четверть оборота в обоих направлениях. Риски должны стираться равномерно, что говорит о хорошо притёртых уплотнительных поверхностях.

Действия, которые включает в себя ревизия запорной арматуры, могут разниться. Проводимые в процессе ревизии операции определяются следующими критериями:

  • Категория трубопровода;
  • Тип рабочей среды;
  • Материал, из которого изготовлена арматура;
  • Продолжительность её хранения;
  • Наличие документации.

Так, например, запорная арматура, предназначенная для установки на трубопроводах I категории, подлежит обязательной ревизии перед монтажом, безотносительно срока хранения, материала и наличия документации. Но даже не подлежащая обязательной ревизии арматура должна быть тщательно осмотрена, проверена на комплектность и лёгкость открытия/закрытия.

Местом проведения ревизии запорной арматуры служат либо специально приспособленные для этого помещения, либо непосредственно монтажная площадка, при условии наличия на ней необходимого оборудования и приспособлений.

Задвижки, краны и вентили испытывают гидравлическим или пневматическим давлением.

После проведения всех необходимых операций составляют Акт ревизии запорной арматуры* (пример бланка такого акта приведен в приложении к данной статье).

Дефектация запорной арматуры

Трубопроводная арматура в процессе эксплуатации подлежит периодическим проверкам. Периодичность ревизии запорной арматуры технологических трубопроводов определяется технологическим регламентом предприятия, и зависит от категории трубопровода, условий его эксплуатации, скорости коррозионного износа, и других характеристик. К примеру, периодичность ревизии запорной арматуры на трубопроводах I и II категорий составляет один раз в год, при скорости коррозии до 0,1 мм/год.

Указания по дефектации арматуры сформулированы в Стандарте ЦКБА СТ ЦКБА 099 (1 ред.-2011) Ремонт трубопроводной арматуры — Общее руководство по ремонту, п. 4.2. Также методы контроля и испытаний трубопроводной арматуры перечислены в ГОСТ Р 53402-2009.

Перед осмотром запорной арматуры необходимо отключить участок трубопровода (или оборудования), на котором она установлена. Осмотр проводят с целью проверки запорной арматуры на соответствие требованиям нормативной документации по:

  • Деталям корпуса (в т.ч. сварным соединениям, наплавкам);
  • Прокладочным соединениям;
  • Сальниковым узлам.

По результатам осмотра заполняют журнал, где указывают наименование, обозначение и заводской номер арматуры, дату проведения дефектации, описание обнаруженных дефектов.

В справочном Приложении А к СТ ЦКБА 099 указан Перечень возможных дефектов, приводящих к отказам, и мероприятия по их устранению.

Дефекты задвижек

Задвижки относятся к наиболее распространённым типам запорной арматуры. Таким образом, проверку работоспособности задвижек можно назвать основным видом работ в процессе ревизии состояния запорной арматуры.

К наиболее часто встречающимся поломкам и дефектам задвижек можно отнести:

  • Задвижка пропускает поток рабочей среды в закрытом положении;
  • Бронзовые кольца спадают с корпуса или дисков;
  • Поломка стального хомута;
  • Поломка крышки сальника и неисправность сальникового уплотнения.

Все поломки задвижек можно свести к двум случаям: невозможно (или затруднено) управление положением затворного механизма, или нарушена герметичность задвижки. Поэтому важным этапом ревизии является проверка запорной арматуры на герметичность.

Проверку арматуры на герметичность проводят после испытания на прочность. Проверка заключается в контроле качества притирки уплотнительных поверхностей деталей запорного органа, качества сборки разъёмных соединений.

Уровень требований, предъявляемых к герметичности запорной арматуры, зависит от условий её эксплуатации. Всего существует три класса герметичности: I — запорная арматуры для взрывоопасных и токсичных сред; II — для пожароопасных, и III — для всех прочих сред.

*Приложение: Акт ревизии запорной арматуры.

Акт проверки герметичности запорной арматуры

Одним из приоритетных направлений деятельности предприятия является капитальный ремонт и входной контроль запорно-регулирующей и фонтанной арматуры.

Типы обслуживаемой арматуры:

• Запорная: клиновые задвижки, шиберные задвижки, дисковые задвижки
• Регулирующая: регулирующие клапаны, запорно-регулирующие клапаны
• Защитная: обратные клапаны
• Предохранительная: пружинные клапаны
• Фонтанная: устьевое оборудование для нефтяных и газовых скважин

Входной контроль ЗРА

Входной контроль производится с целью предотвращения монтажа арматуры, не соответствующей требованиям документации, условиям договоров (контрактов) на поставку, а также выявления бракованной продукции и недопущения ее к монтажу.

Читайте также  Учебный комплекс трубопроводная арматура

По результатам освидетельствования оформляется и выдается Заказчику акт, в котором записывается решение о пригодности арматуры к монтажу. В акты вносятся сведения о выявленных дефектах.

Виды выполняемых работ при входном контроле ЗРА:

1. Визуальный контроль:

• Проверка сопроводительной документации;

• Контроль соответствия качества и комплектности требованиям нормативной документации с проведением идентификации арматуры для выявления контрафактных изделий;

• Контроль отсутствия вмятин, задиров, механических повреждений, коррозии.

2. Инструментально-измерительный контроль:

• Контроль диаметра проходного сечения, строительной длины, параллельности фланцев корпуса
и крышки.

3. Гидравлические испытания:

• Испытания материала корпусных деталей и сварных швов арматуры на прочность,
на герметичность относительно внешней среды, на работоспособность, контроль усилия закрытия
и открытия, герметичность верхнего уплотнения, затвора воздухом.

• Смазка подвижных частей запорно-регулирующей арматуры, установка защитных заглушек. Консервация запорной арматуры выполняется в соответствии с ГОСТ 9.014.

Технология проведения входного контроля запорной арматуры

Запорная и фонтанная арматура, колонные головки принимаются представителем
АО «Нижневартовскремсервис» от заказчика путем наружного осмотра с проверкой комплектности. ЗА, ФА и колонные головки для проведения входного контроля сдаются в комплекте без ЗИП, согласно комплектовочной ведомости. Оборудование не принимается для проведения входного контроля при отсутствии паспорта завода изготовителя.

Испытания на герметичность уплотнения штока и соединений корпусных деталей
и на герметичность запорного устройства проводятся поочередно: сначала испытания проводят
на герметичность соединений корпусных деталей, затем на герметичность запорного устройства. Запорное устройство арматуры двунаправленного действия должно быть испытано в оба направления.

Недопустимыми дефектами сварных швов являются: трещины любых видов и направлений
в металле шва, по линии сплавления и в околошовной зоне, наплывы, сужения, перерывы, подрезы и несплавления, непровары, шлаковые включения и другие дефекты размером более 10% толщины шва.

На обработанных уплотнительных и посадочных поверхностях дефекты (забоины, задиры, царапины и др.) не допускаются.

Фланцевые соединения задвижки должны соответствовать требованиям ГОСТ 12815-80, ГОСТ 12821-80, оборудование устья скважин должны соответствовать требованиям ГОСТ 28919-91
и требованиям альбома типовых схем фонтанных арматур, колонных головок и ЗМС.

При испытании на герметичность проверяется:

У трубопроводной арматуры:

● Герметичность запорного устройства (затвора);

● Герметичность разъема корпус-крышка;

● Герметичность сальникового уплотнения.

У фонтанной арматуры и колонных головок:

● Герметичность запорных устройств (затвора) задвижек;

● Герметичность сальниковых уплотнений задвижек;

● Герметичность элементов конструкции фонтанной арматуры (колонной головки);

● Герметичность фланцевых соединений фонтанной арматуры.

Значение давления, при котором проводят испытания, приведены в Таблице 1. Давление должно соответствовать Ру соответствующей арматуры.

Значения испытательного давления при проверке на герметичность

Продолжительность испытаний ЗА и ФА при испытании герметичности относительно внешней среды (ГОСТ5762-2002) (металла и соединений корпусных деталей, сальникового уплотнения)

Продолжительность испытаний ЗА и ФА при испытании герметичности затвора (ГОСТ9544-93)

Гидравлические испытания фонтанной арматуры и колонных головок включают в себя:
• Первичный период удержания давления
• Вторичный период удержания давления

Гидравлические испытания запорной арматуры включают в себя:
• Первичный период удержания давления;
• Снижение давления до нуля;
• Вторичный период удержания давления.

Оба периода удержания давления должны продолжаться не менее 3 мин, при этом отсчет времени начинается при достижении номинального давления.

Максимально допустимые значения протечек при входном контроле по каждому классу герметичности, приведены в Таблице 4. Нормы герметичности должны соответствовать классу герметичности арматуры по ГОСТ 9544-2005.

Запорная арматура считается выдержавшим испытание на герметичность, если во время испытания отсутствуют:
• Течи, потения в сварных соединениях и на основном металле;
• Протечки по затвору, не более значений, указанных в таблице 4;
• Протечки по разъёму корпус-крышка.
• Протечки в сальниковом уплотнении.

Фонтанная арматура и колонная головка считаются выдержавшими испытание на герметичность, если в установленный период удержания давления не наблюдается видимых утечек. Изменение давления в период удержания должно быть менее 5% испытательного давления.

Результаты гидравлических испытаний заносятся в журнал. Составляется акт входного контроля арматуры.

После окончания испытаний ЗА, ФА, колонные головки подлежат сборке в комплектности поставки.

Как провести испытания запорной арматуры трубопровода

На каждый трубопровод: отопительный, водопроводный, газовый и так далее устанавливается запорная арматура, способная полностью перекрыть поток жидкости в системе. В настоящее время требования к запорной арматуре достаточно высоки. Она должна быть полностью герметичной и выдерживать заявленные характеристики. Чтобы выпускаемые изделия соответствовали нормам, производителями проводятся предварительные испытания.

Проверка прочности запорной арматуры

Испытание на прочность

Заборная арматура (краны, вентили, задвижки) в большинстве случаев изготавливается из металла методом литья. При производстве изделий на корпусе могут образовываться:

  • трещины;
  • песчаные или газовые раковины;
  • пористость;
  • неоднородность материала.

Чтобы выявить и устранить эти дефекты, производится проверка запорной арматуры на прочность и плотность материала, применяемого для изготовления.

Как производится исследование

Качество запорной арматуры производится при помощи специального стенда, на котором установлены:

  1. прибор, подающий воду в арматуру и создающий определенное давление. Чаще всего таким прибором является ручной или электрический насос;

Зависимость испытательного давления от параметров арматуры

  1. проверяемая арматура;
  2. манометр (необходим для определения показателя давления в системе);
  3. 5. 6. регулирующие клапаны, которые требуются для проведения испытания;
  1. заглушка, дополненная трубкой;
  2. емкость с водой, мензурка и специальная насадка на мензурку.

Схема стенда для проверки прочности материала

В арматуру, требующую проверки, подается вода под установленным давлением и при нормальной температуре воздуха. Время проведения испытания составляет 25 – 30 секунд (при необходимости время может быть увеличено). Результаты проверки оцениваются внешним осмотром изделия квалифицированным специалистом.

Результаты проверки

Испытание запорной арматуры считается успешно пройденным, если не обнаружено (в соответствии с ГОСТ Р 53402-2009):

  • механических повреждений и деформации металла;
  • утечек;
  • «потения» металла (выступления на поверхности арматуры влаги);

Выступление влаги на поверхности арматуры

  • падения показателей манометра.

Проверка герметичности

После проверки прочности изделия и плотности материала изготовления производится ревизия запорной арматуры на уровень герметичности.

В ходе проверки выявляются:

  • плотность поверхностей, подвергающихся притирке;
  • герметичность запорного устройства арматуры (рычага, маховика и так далее);
  • качество сборки отдельных узлов изделия (сильфонного, мембранного, сальникового).

Требования к подготовке испытания

Проверка герметичности арматуры производится при соблюдении следующих условий:

  • вещество, которое применяется для проведения испытания, не должно негативно воздействовать на сотрудников предприятия и проверяемое изделие;
  • проводить проверку можно исключительно после успешно пройденного первого этапа исследования, то есть испытанию подлежит заведомо прочное изделие, не имеющее трещин и иных отклонений на корпусе;
  • можно использовать только проверенную и полностью укомплектованную аппаратуру, соответствующую техническим условиям.

Методы проверки и их описание

Для проведения исследования могут быть применены следующие методы:

  1. манометрический. Запорная арматура устанавливается на стенд (аналогичен выше описанному) и заполняется газообразным веществом до определенного (условного) давления. Проверка считается успешной, если в течение необходимого времени (определяется по таблице) не обнаружено понижения давления в системе. Манометрический метод используется для проверки арматуры, которая состоит из нескольких частей, не подлежащих возможности проведения визуального осмотра;

Таблица временных интервалов для проведения того или иного испытания запорной арматуры

  1. гидростатический. Изделие, подлежащее проверке, с помощью насоса заполняют жидкостью и выдерживают определенное время. Если на арматуре обнаружены протечки, то считается, что испытание не пройдено. Гидростатический метод применяется исключительно для арматуры, все основные узлы которой доступны для проведения визуального осмотра.

Результаты проверки

В большинстве случаев полной герметичности арматуры, устанавливаемой на трубопроводах различного назначения, добиться невозможно и нецелесообразно. ГОСТ 9544-75 регламентирует конкретные нормы для отдельных классов:

  1. I класс – устройства, которые применяются на трубопроводах, наполненных токсичными (взрывоопасными) веществами. Для этой арматуры допускаются следующие отклонения, представленные в таблице.

Регламентированные нормы пропуска для устройств 1 класса

  1. II класс – это устройства, устанавливаемые на трубопроводы с легковоспламеняющимися веществами. Для этого класса применяются следующие нормы (см. таблицу).

Допустимые нормы для герметичности запорных устройств 2 класса

  1. III класс – это арматура для трубопроводов с иными проходящими средами. Регламентированные нормы прочности этого класса разделяются на:
    • нормы, установленные для вентилей;
    • нормы для других видов арматуры запорной.

Допустимые отклонения для арматуры запорной, относящейся к 3 классу герметичности

Проведение испытания арматуры представлено на видео.

Все проверки запорных устройств для трубопроводов производятся квалифицированными специалистами на сертифицированных устройствах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: