Технология ремонта участка трубопровода

Ремонт трубопроводов

В процессе эксплуатации трубопро­воды изнашиваются от механического (в основном эрозионного), теплового и коррозионного воздействия. При ремонте выполняются следующие основные работы:

1) замена износившихся деталей и узлов или исправление их до соответствующих норм, допусков и размеров;

2) выверка трубопроводов, а в случае не­обходимости подгонка опор и подвесок;

3) модернизация или реконструкция трубопроводов с возможной унификацией сменных частей;

4) изоляция трубопроводов;

5) испытание на прочность и плотность;

6) окраска трубопроводов.

За 2 – 3 ч до разборки фланцевых соединений трубопроводов резьбовую часть крепежных деталей необходимо смочить кероси­ном. Отворачивание гаек проводится в два приема: сначала все гайки ослабляются поворотом на 1 /8 оборота, затем отворачиваются полностью в любой последовательности. При разборке трубопро­водов с целью замены прокладок весьма трудоемка раздвижка фланцев. Для раздвижки фланцев используются специальные приспособления.

Рисунок – Винтовое приспособление для раздвижки фланцев

Рисунок – Приспособление для замены прокладки

1 – хомут; 2 – винт; 3 – болт.

Для вырезки прокладок применяются специальные приспо­собления.

Рисунок – Приспособление для вырезки прокладок

1 – конус; 2 – нож.

При ремонте технологических трубопроводов изношенные участки заменяются новыми, дефектные сварные стыки удаляются, а вместо их ввариваются катушки. Перед удалением участка тру­бопровода необходимо закрепить разделяемые участки так, чтобы предупредить их смещение. Участок, подлежащий удалению, крепится в двух местах.

После демонтажа участка трубо­провода свободные концы оставшихся труб необходимо закрыть пробками или заглушками. При установке ново­го участка его сначала укрепляют на опорах, а затем сваривают.

Сборка коллектора состоит из сое­динения отдельных участков, блоков (плетей), деталей и крепления его к опорам и подвескам. Отдельные узлы перед сборкой располагаются в цехе между аппаратами, насосами, арматурой. Сначала сборка выполняется «начерно», т.е. свариваемые детали соединяются при­хваткой, фланцевые соединения собираются на монтажных болтах. После такой сборки и выверки горизонтальных и вертикальных участков осуществляется окончательная сварка стыков, а во фланцевых соединениях монтажные болты заменяются шпильками или постоянными болтами с окончательной их затяжкой. После этого трубопровод закрепляется на опорах.

Подъем и укладка узлов и деталей трубопроводов проводятся с помощью стационарных или передвижных грузоподъемных устройств. При сборке отдельных участков трубопроводов пере­дача их веса на насосы и компрессоры должна быть исключена.

На вертикальных аппаратах заменяемые узлы и детали тру­бопроводов закрепляются стропами в двух местах для их подве­шивания.

При подсоединении к другим узлам перестроповка исключается. Поднятый узел или деталь при помощи оправки подгоняется к присоединительному фланцу, а затем устанавливается прокладка и закрепляются все шпильки и болты. После проведения указан­ных операций стропы снимаются. Если новый узел трубопровода присоединяется на сварке, то стропы снимаются после приварки его первым швом.

При ремонте фланцевых соединений зеркало фланца, нахо­дившегося в эксплуатации, очищается от старой прокладки, следов коррозии и т.д.

Перпендикулярность уплотнительной поверхности фланца к оси трубы проверяют при помощи специального приспособления.

Рисунок – Проверка перпендикулярности уплотнительной поверхности фланца

При ремонте межцеховых тру­бопроводов замена изношенных участков надземных трубопроводов может выполняться потрубно. Воз­можна также сборка участков из секций, которые собирают и сваривают из отдельных труб и их элементов вблизи трассы или в трубозаготовительной мастерской. В условиях эстакад, насыщен­ных большим количеством трубо­проводов, ремонт становится более сложным. В этом случае замена изношенных участков или проклад­ка дополнительных линий возмож­на лишь отдельными трубами не­большой длины. Трубы поднима­ются краном или лебедкой и через верх или бок эстакады заводятся на место. Сборка ведется в направ­лении, противоположном уклону трубопровода. При укладке трубо­проводов на эстакадах, в каналах или лотках окончательное закреп­ление начинают с неподвижных опор.

При замене участков трубопроводов, работающих при высокой температуре, а также при прокладке дополнительных линий про­водится растяжка компенсаторов температурных удлинений.

Растяжка компенсаторов осуществляется с помощью специальных приспособлений, вместе с которыми ком­пенсатор монтируется. После закрепления концов трубопровода на неподвижных опорах приспособление удаляется.

Рисунок – Винтовое приспособление для растяжки компенсаторов

1 – распорка; 2 – натяжная гайка; 3 – винт; 4 – хомут; 5 – труба.

Линзовые компенсаторы устанавливаются на трубопроводах, имеющих продольное и поперечное перемещения. Для предотвра­щения разрыва линз при сдвиге трубопровода в поперечном направлении на компенсаторах ставятся стяжки. Линзовые компенсаторы растягиваются на половину их компенсирующей способности.

Рисунок – Линзовые компенсаторы со стяжками

1 – тяга; 2 – лапа.

При ремонте трубопроводов, уложенных в грунт, выполняются следующие основные работы:

1) вскрытие засыпанных траншей; отсоединение участков трубопроводов;

2) подъем этих участков на поверхность;

3) очистка наружной поверхности от следов кор­розии и остатков старой антикоррозионной изоляции;

4) замена изношенных участков трубопроводов новыми;

5) наложение новой изоляции;

6) укладка трубопровода в траншею.

При наличии мелких повреждений (трещины, раковины, потения и т.д.) трубопровод из работы не выключается. При нетоксичных продуктах ремонт осуществляется наваркой заплат. Разрывы стыков и круп­ные трещины временно изолируются наложением хомутов. После освобождения трубопровода от продукта поврежденные места вырезаются и ввариваются катушки.

Трубопроводы диаметром до 300 мм, уложенные на глубине не более 1,2 м, ремонтируются с подъемом и укладкой их над траншеей на лежаки. При диаметре более 300 мм ремонт осуще­ствляется непосредственно в траншее с подъемом трубопрово­дов на высоту 60 – 70 см от дна траншеи с укладкой их на ле­жаки.

Основным видом ремонта подземных трубопроводов является замена изношенного участка новым. При этом способе извлечен­ный из траншеи трубопровод разрезается на отдельные части и увозится на ремонтную базу. Новая секция вваривается в кол­лектор. При подъеме и опускании трубопровода в траншею наи­более напряженные сварные стыки усиливают муфтами или планками. Для лучшего прилегания планок к трубопроводу в середине планок делается выгиб. При усилении муфтами их длина принимается равной 300 мм для труб диаметром 200 – 377 мм и 350 мм для труб диаметром 426 – 529 мм. Диаметр муфты прини­мается на 50 мм больше диаметра трубопровода. Толщина стенки муфты и трубопровода должна быть одинакова. Допускаемый зазор между муфтой и трубой составляет 2 мм.

При ремонте иногда нужно подключиться к действующим тру­бопроводам соседних цехов. Такая необходимость возникает и при подключении нового аппарата к действующим цеховым трубопро­водам. Подобные врезки чаще всего осуществляются в период остановочных ремонтов. Врезка в действующий трубопровод вы­полняется с использованием специального приспособления. К трубопроводу в месте врезки подгоняется и приваривается патрубок с фланцем. К этому фланцу на шпильках присоединяется задвижка требуемой серии. К задвижке на фланце крепится приспособление, состоящее из сверла и ко­ронки, на которой укреплены резцы, шток, сальник, грундбукса, упорный шарикоподшипник и штурвал. Вращением коронки при помощи штурвала в стенке основ­ного трубопровода вырезается отверстие требуемого диаметра. После этого шток с коронкой поднимается выше клинкета задвижки и последняя закрывается. Затем с задвижки снимается приспособление и к отводящему патрубку присоединяется новый трубопровод.

Рисунок – Приспособление для врезки отвода в действующий трубопровод

1 – трубопровод; 2 – сверло; 3 – резец; 4 – коронка; 5 – патрубок; 6,9 – фланцы;

7 – шток; 8 – задвижка; 10 – сальник; 11 – грундбукса;

12 – упорный шарико­подшипник; 13 – штурвал.

После окончания капитального ремонта трубопроводов про­водятся проверка качества работ, промывка или продувка, а затем испытание на прочность и плотность. Технологическая аппаратура перед испытанием отключается, концы трубопровода закрываются заглушками. Заглушаются все врезки для контрольно-измери­тельных приборов. В наиболее низких точках ввариваются шту­церы с арматурой для спуска воды при гидравлическом испытании, а в наиболее высоких – воздушки для выпуска воздуха. В на­чальных и концевых точках трубопровода устанавливаются манометры с классом точности измерения не ниже 1,5.

Гидравлическое испытание на прочность и плотность обычно проводится до покрытия тепловой и антикоррозионной изоляцией. Величина испытательного давления должна быть равна 1,25 максимального рабочего давления, но не менее 0,2 МПа для стальных, чугунных, винипластовых и полиэтиленовых трубопроводов. Давление при испытании выдерживается 5 мин. После этого оно снижается до рабочего значения. Трубопровод тщательно осматривается. Сварные швы обстукиваются легким молотком. После проведения испытания открываются воздушки и трубопро­вод полностью освобождается от воды.

Читайте также  Бренды по запорной арматуре

Пневматическое испытание осуществляется воздухом или инертным газом. При этом выдерживается давление, равное 1,25 макси­мального рабочего давления, но не менее 0,2 МПа для трубопро­водов из стали.

Испытание на прочность чугунных и пластмассовых надземных трубопроводов не проводится. Пневматическое испытание трубо­проводов на прочность не проводится также в действующих цехах, на эстакадах, в каналах, т.е. там, где находятся действующие трубопроводы. Газопроводы, работающие при давлении до 0,1 МПа, испытывают давлением, которое устанавливается проектом.

Говорим про трубопроводы и методы их ремонта

Трубопроводы, их виды и особенности, а также методы их ремонта – тема нашего сегодняшнего материала. Своей компетенцией в данном вопросе с нами и нашими читателями поделился специалист одной из профильных белорусских компаний.

Трубопроводы – инженерные сооружения, с помощью которых осуществляется транспортировка различных веществ (жидкости, газы, растворы и т.п.). Трубопроводы применяются в самых разных сферах, поэтому имеют различные параметры. Часто они приходят в негодность и требуют обслуживания.

По словам нашего сегодняшнего собеседника, приводящего в пример данные собственного предприятия, диагностирование трубопроводов осуществляет специализированных компаниях имеющая лицензию.

Классификация

В зависимости от давления транспортируемого вещества:

От агрессивности транспортируемых веществ:

Исходя из места расположения:

По способу расположения:

По материалу исполнения:

Разделение на группы и категории

Все трубопроводы делятся на три группы (А, Б, В) и подгруппы (а, б, в), а также пять категорий (I, II, III, IV, V).

Группы разделяют транспортируемые вещества по степени опасности: пожароопасность, взрывоопасность, вредность.

Категории позволяют разделить транспортируемые вещества, исходя из их давления и температуры.

Диагностика

Обязательная составляющая эксплуатационных мероприятий – диагностирование технологических трубопроводов, которое включает:

  • контроль состояния и толщины материала трубопровода;
  • контроль сварных швов;
  • капиллярный контроль;
  • ультразвуковую проверку кольцевых сварных швов;
  • проверку вертикальных и горизонтальных отметок;
  • вибродиагностический контроль;
  • иные виды наблюдений.

Ремонт

Способы, позволяющие выполнить ремонт трубопроводов:

  1. Замена дефектного участка.
  2. Герметизация места повреждения снаружи.
  3. Герметизация места повреждения изнутри.
  4. Ремонт «труба в трубе».
  5. Смежные технологии: «чулок», U-лайнер.

Замена дефектного участка – самая распространенная технология ремонта. Как правило, этот способ применяется при наличии больших повреждений или существенного износа отдельного участка. Проще использовать этот способ на открытых трубопроводах. Данная технология весьма дорогостоящая и не всегда применима, однако, является эффективной при необходимости проведения экстренных работ.

Второй способ ремонта применяется, когда необходимо быстро локализовать утечку без замены полностью участка трубопровода. Здесь могут использоваться разные приспособления: металлические хомуты, муфты или иные прижимные устройства. В качестве уплотнителя могут использоваться резиновые прокладки, полимерные материалы, липкая лента, металлы. Если необходимо устранить мелкую трещину – применяется сварка. При этом большое распространение получил метод «холодной» сварки.

Третий вариант – это также устранение локальной утечки путем восстановления герметичности трубы, однако все работы выполняются изнутри. В трубу вводятся специальные вкладыши, кольцевые уплотнители, втулки. Другой вариант – нанесение на внутреннюю поверхность трубы восстанавливающего покрытия.

Четвертый способ ремонта – «труба в трубе» – является относительно дешевым (по сравнению с предыдущими тремя). Принцип этого метода заключается во введении внутрь поврежденного трубопровода новой трубы меньшего диаметра. Однако он имеет присущий только ему недостаток – уменьшение сечения трубопровода. При ремонте криволинейных участков вместо металлической используется гофрированная труба.

Существуют еще смежные технологии. Например, протягивание специального рукава или чулка, который с помощью клея или полимерных материалов прижимается к стенкам трубы изнутри – так называемая «чулочная технология». Другой вариант – технология «U-лайнер», которая заключается в том, что внутрь трубы на поврежденном участке вводится U-образная (или другой формы) полиэтиленовая плеть. В последствии под воздействием температуры она становится пластичной и облегает трубу изнутри.

По словам нашего приглашенного эксперта, какой бы способ ремонта не применялся, после окончания всех ремонтных работ обязательна промывка и продувка трубопровода для того, чтобы удалить остатки ремонтных веществ (песок, глина), сварную окалину или иные механические загрязнения.

Ремонт водопровода: разновидности поломок, популярные способы ремонта

Водопровод, как и любая другая система, рано или поздно может выйти из строя. Как правило, поломка этой коммуникации происходит в результате её износа. Однако возможны и другие варианты: механическое воздействие, повышение давления в системе и т. д. Последовательность устранения неполадок в коммуникации зависит от материала, из которого она выполнена, а также от её типа.

Поломки в водопроводной системе возникают по разным причинам, но большинство из них можно устранить своими руками

Разновидности поломок

Поломки водопроводных коммуникаций подразделяются, в зависимости от своей природы на следующие виды:

  • время от времени могут возникать кратковременные перерывы в подаче воды. В некоторых случаях перерыв может носить длительный характер;
  • полное исчезновение воды в коммуникации;
  • падение давления в сети;
  • возникновение шумов в системе, которые нехарактерны обычному передвижению воды по трубам;
  • появление конденсата на водопроводных трубах;
  • возникновение засора в трубопроводе;
  • выход элементов коммуникации из строя.

Важно! Металлические трубопроводы гораздо чаще выходят из строя, так как имеют слабую сопротивляемость к коррозийным воздействиям. Кроме этого, внутренние стенки металлических труб не такие гладкие, как у пластиковых аналогов, поэтому на них скапливаются солевые отложения. Это приводит к сужению просвета трубы, до полной его закупорки.

Низкое давление является довольно распространённой проблемой, из-за которой наблюдается прекращение поступления воды в краны. Это приводит к тому, что жильцы многоэтажек попросту перестают получать воду.

Для измерения давления в водопроводной коммуникации используют специальный прибор — манометр. Если он регистрирует низкие показатели давления — необходимо открыть заслонки в колодцах и на входе в коммуникацию. Также в водопроводной системе может выйти из строя различное оборудование: арматура, насосы и т. д. В том случае, если обнаружилась неисправность арматуры в водопроводной сети, следует провести проверку всех её типов: предохраняющую, запорную, водоразборную и водорегулирующую.

Большинство поломок приводит к падению давления в системе и снижению напора воды в кранах

Для того, чтобы выявить поломку насоса, используется манометр, который необходимо установить на входе трубопровода в здание и после насосного оборудования. Таким образом удастся выявить разницу в давлении и диагностировать неполадку.

Какие трубы используют при ремонте трубопроводов?

Для замены повреждённых участков водопровода используются разные по материалу трубы. Рассмотрим материалы, из которых они выполняются:

  • полипропиленовые (ПП);
  • полиэтиленовые (ПЭ);
  • металлопластиковые;
  • металлические (стальные или чугунные).

Рассмотрим основные достоинства труб, которые изготавливаются из полипропилена:

  • высокие показатели герметизации соединения;
  • высокая износостойкость;
  • резистентность к губительному воздействию коррозии;
  • устойчивость к агрессивным химическим веществам;
  • гладкие внутренние стенки, препятствующие образованию солевых отложений;
  • лёгкость установки;
  • низкая стоимость;
  • долгий срок службы.

Детали из полиэтилена, как правило, используются только для прокладки наружных сетей водоснабжения. Рассмотрим основные достоинства полиэтиленовых изделий:

  • бюджетность;
  • доступность деталей и их разнообразие;
  • долгий срок службы полиэтиленовых изделий;
  • ремонт наружного водопровода с помощью полиэтиленовых деталей отличается простотой.

Поврежденный участок водопровода можно заменить на полиэтиленовую трубу

Полиэтиленовые трубопроводы плохо переносят высокие температуры, поэтому используются только для коммуникаций, которые транспортируют холодную воду. Также их активно эксплуатируют для монтажа канализационных сетей. Канализационный трубопровод из полиэтилена, как правило, является безнапорным. Это значит, что стоки в нём перемещаются под наклоном естественным путём. Ремонт водопровода и канализации из полиэтилена проводится в основном с заменой повреждённых участков.

Металлопластиковые трубопроводы являются невероятно популярными на сегодняшний день. Они совмещают в себе три слоя: внешний и внутренний слои представлены полимерным материалом, а посередине располагается металлическая прослойка. Такие изделия очень востребованы при локализированных ремонтных работах.

Среди достоинств металлопластиковых труб можно выделить:

  • невысокая стоимость;
  • резистентность к коррозийным воздействиям;
  • устойчивость к агрессивным химическим реагентам;
  • лёгкость установки.

Но стоит отметить, что отдельные элементы металлопластиковых коммуникаций имеют более низкие показатели надёжности крепления и герметичности, чем пластмассовые аналоги. Кроме этого, при высоких температурах конструкция из таких труб может утратить свою плотность.

Читайте также  Pvc фитинги за канализация

Изделия из разных металлов сегодня не так популярны, так как довольно недёшево стоят и отличаются сложным монтажом и неустойчивостью к коррозии.

Как устранить протечку водопровода?

Протечка водопровода — наиболее частый вид поломки, который может возникнуть на любом участке промышленной или частной коммуникации.

Устранить небольшую протечку можно при помощи водостойкого герметика и бандажа

Важно! Перед началом ремонта протечки водопровода, в обязательном порядке необходимо перекрыть воду в системе. Далее, следует высушить место протечки и только после всех этих манипуляций можно приступать непосредственно к устранению этой поломки.

Для борьбы с течью существует несколько способов, на которые стоит обратить внимание:

  1. Использование специального герметика или эпоксидного клея. В этом случае перед началом устранения протечки нужно снять ржавчину вокруг повреждённого места. Рекомендуется освободить от ржавчины поверхность в радиусе 5 сантиметров вокруг протекающего места. Далее необходимо нанести герметик. Если для устранения течи будет использоваться эпоксидный клей — потребуется бандаж. Использовать водопровод после этого рекомендуется не раньше чем через 12 часов.
  2. С протечкой поможет справиться и специальное устройство — фланец. Стоит отметить, что использование фланца является временной мерой, однако, течь в таком случае будет устранена на длительный срок. Фланец является изделием, которое можно использовать многократно.
  3. И, наконец, ещё один метод по борьбе с течью — хомут из трубы большего диаметра. Для этого следует выполнить разрез в месте прорыва и обработать участок клеем. Затем на это место устанавливается труба, которая будет выполнять функцию хомута.

Ремонт металлических труб водоснабжения

Существует несколько распространённых методов ремонта разных поломок в металлической коммуникации. Рассмотрим их:

  1. Как правило, довольно распространённая проблема, связанная с водопроводами — выход из строя слива. Это происходит из-за пониженного давления. Ремонт можно выполнить довольно простым способом: обмотать повреждённое место марлей, пропитанной цементным раствором.

Ремонт трубы можно осуществить при помощи марли, пропитанной цементным или гипсовым раствором

Марлю, пропитанную цементным раствором, рекомендуется оборачивать вокруг трубы в несколько слоёв. Обматывается не только повреждённая точка, но и участки, которые располагаются по бокам от неё. Общая длина такой гипсовой накладки в результате должна составлять не менее 30 см.

После проведения ремонтных работ потребуется 24 часа на то, чтобы цемент застыл. После этого можно включать воду и продолжать эксплуатацию отремонтированной коммуникации.

Основным достоинством такого метода является прочность цементной повязки. К минусам можно отнести то, что таким способом нежелательно ремонтировать места сочленений труб. Также если труба находится вплотную к стене, то провести такое ремонтное мероприятие попросту не получится.

  1. Ко второму способу можно отнести усовершенствованный вариант первого метода. Для ремонта трубы в этом случае понадобится армированный цементный раствор. В качестве армирования выступает асбестовое волокно, которое отличается высокими прочностными характеристиками. При желании вместо цементного раствора можно использовать эпоксидный клей.

Технология ремонта повреждённого участка водопроводной коммуникации в этом случае ничем не отличается от первого метода. Запуск воды также производится спустя сутки после ремонтных работ.

  1. Существует ещё один способ, с помощью которого можно отремонтировать водопровод, однако, он актуален только в том случае, если отверстие в трубе отличается небольшим размером.

Полезная информация! Ещё один метод, который поможет устранить протечку — резиновый бандаж. В этом случае потребуется дополнительная фиксация в виде обычной проволоки.

При небольшом отверстии достаточно вкрутить в металлическую водопроводную трубу болт, подходящий по диаметру. Такой ремонт относится к временной мере и выполняется таким образом: отверстие расширяется до размеров болта, а затем вкручиваем в него болт с шайбой. Шайба должна быть эластичной, чтобы получить нужные показатели герметичности.

Трубу из любого материала можно починить, просто обмотав место протечки изолентой, но это очень кратковременная мера

Ремонт пластиковых труб водоснабжения

Пластиковые трубы для воды не только легче монтируются, но и ремонт водопроводных труб из такого материала провести проще, чем ремонт металлического трубопровода водоснабжения. Это касается даже тех случаев, когда необходима капитальная замена отдельных участков водопровода. Рассмотрим типы соединений, которые используются при монтаже полимерных деталей:

  • метод спайки (таким образом, стыкуются отдельные элементы полипропиленового трубопровода);
  • резьбовой способ (используется при монтаже металлопластиковых трубопроводов).

Спайка выполняется довольно просто, но обязательным фактором является наличие сварочного оборудования. Со спайкой пластмассовых труб может справиться даже новичок, не обладающий какими-либо специальными строительными знаниями и навыками.

Локальный ремонт пластиковых или металлопластиковых труб водоснабжения выполняется тремя способами:

  1. При небольших повреждениях ремонтные работы проводятся без использования специального бандажа. Достаточно взять самую обычную изоленту и намотать её на повреждённое место. Желательно обмотать повреждённый участок несколькими слоями изоленты. После этого отремонтированный таким образом элемент трубопровода сможет прослужить от нескольких месяцев до нескольких лет.
  2. В некоторых случаях можно выполнить ремонт повреждённого участка пластикового водопровода с помощью сварки. В результате повреждённый участок запаивается собственным пластиком. Для этого необходимо нагреть паяльник и приложить к повреждённой точке — пластик расплавится и заполнит повреждение. Такую манипуляцию можно выполнить даже с помощью обычной зажигалки, однако, следует проводить такой «кустарный» ремонт очень внимательно, так как может произойти перегрев трубы.
  3. Также существует способ, который можно назвать вставочным. Этот способ подойдёт для сочленения труб с разными показателями диаметра. Для этого необходимо смазать внешнюю поверхность трубы с меньшим диаметром клеем и вставить в трубу, обладающую большим диаметром. В конце обязательно нужно обжать место стыка железным бандажом.

Важно! Во всех случаях, где для устранения поломки используется клей, специалисты рекомендуют дополнительно подстраховывать отремонтированный участок трубы бандажом.

Способов ремонта повреждённых участков водопроводных труб довольно много. От самых простых, «кустарных» методов, до полной замены определённого участка трубопроводной конструкции. Выбор способа зависит от характера повреждения и, как правило, от конкретного случая. При желании всегда можно обратиться к опытным специалистам, которые могут провести быстрый и надёжный ремонт любых водопроводных сетей.

Ремонт трубопроводов

В процессе эксплуатации трубопроводы и их элементы изнашиваются. Характер износа определяется условиями эксплуатации, свойствами материала, из которого изготовлен трубопровод, его конструктивными особенностями, качеством изоляции и т.д. В основном трубопроводы подвержены коррозионному износу, а нарушение условий эксплуатации трубопровода приводит к разрыву трубы, отрыву фланца, выбиванию прокладок и ослаблению резьбовых соединений болтов фланцевого соединения.

Тщательная ревизия трубопроводов осуществляется при плановых ремонтах. Пропуски в действующих трубопроводах определяют визуально, по появлению запаха или изменению режима перекачивания (например, снижению давления в трубопроводе, изменению количества принимаемого и расходуемого продукта и т.д.).

На ответственных трубопроводах, работающих под высоким давлением, практикуется система «сверления безопасности», при которой на участках трубопроводов, где износ наиболее вероятен, до пуска в эксплуатацию высверливают несквозные отверстия. Остаточная толщина труб должна обеспечивать безаварийную работу. По мере износа трубопровода в процессе эксплуатации наиболее вероятен пропуск продукта через эти ослабленные сверлением стенки трубопровода. Контрольные отверстия забивают пробкой, временно накладывают хомут и осуществляют за их состоянием постоянный контроль в процессе эксплуатации до очередного ремонта. При первом плановом ремонте трубопровод ремонтируют.

Дефекты могут быть обнаружены при измерении толщины стенки ультразвуковыми дефектоскопами. Ликвидация пропусков на поверхности трубы или в сварных швах на действующем трубопроводе возможна наложением хомутов или скоб с накладками. Их ставят на дефектный участок так, чтобы при стягивании хомутов или скоб прокладка (поранит, свинец, фторопласт, резина и др.) оставалась зажатой между поверхностью трубы и хомутом (накладкой) и заполняла неплотность в трубе или сварном шве.

Хомут и накладка должны обладать достаточной жесткостью и прочностью, в соответствии с этим выбирается их толщина.

Если участок дефекта большой или образовавшийся дефект нельзя устранить наложением хомутов (например, разрыв трубы по образующей), такой участок трубы заменяют.

При разрыве сварного шва шов вырубается до чистого металла, и после зачистки заваривается вновь.

Читайте также  Ручей в трубе проект

Плановый ремонт трубопроводов предусматривает замену определенных участков с трубами, фланцами и крепежными деталями. Трубы отбраковывают, если их толщина стенки в результате износа более не обеспечивает заданные параметры эксплуатации. Для каждой категории трубопроводов устанавливаются отбраковочные нормы. Технологические трубопроводы диаметром более 75 мм при остаточной толщине стенки 2 мм и менее бракуются без предварительного расчета. При плановых ремонтах проверяют опоры и подвески трубопроводов; плотность прилегания трубы к подушке, подвижность опор, целостность поверхностей скольжения и т.д.

Пропуски во фланцевых соединениях являются результатом плохой подгонки соприкасающихся поверхностей, поврежденности этих поверхностей, некачественной прокладки и недостаточности подтяжки болтов или шпилек. Для ликвидации пропуска сначала подтягивают болты (особенно это эффективно для горячих трубопроводов, где регулярная подтяжка является обязательной). Если таким способом пропуск не устраняется, меняют прокладку.

За 2-3 часа до разборки фланцевых соединений трубопроводов резьбовую часть крепежных деталей смачивают керосином. Отворачивание гаек производится в два приема: сначала все гайки ослабляются поворотом на 1/8 оборота, затем отворачиваются полностью в любой последовательности. При разборке трубопроводов с целью замены прокладок весьма трудоемка раздвижка фланцев, поэтому, чтобы облегчить эту операцию, используют специальное приспособление, а для трубопроводов высокого давления применяют приспособление с гидроцилиндром.

При ремонте фланцевых соединений зеркало фланца, находящегося в эксплуатации, очищается от старой прокладки, следов коррозии, графита и проверяется на отсутствие на них раковин и забоин. Если фланцы имеют дефекты, они должны быть заменены.

Основным видом ремонта подземных трубопроводов является замена изношенного участка новым. При этом способе извлеченный из траншеи трубопровод разрезается на отдельные части и вваривается новая секция.

После окончания капитального ремонта трубопроводов проводится проверка качества работ, промывка или продувка, а затем испытание на прочность и плотность. Технологическая аппаратура перед испытанием отключается, концы трубопровода, все врезки для контрольно-измерительных приборов закрываются заглушками. В самых низких точках ввариваются штуцеры с арматурой для спуска воды при гидравлическом испытании, а в самых высоких – воздушники для выпуска воздуха при заполнении трубопровода водой.

Гидравлическое испытание на прочность и плотность обычно проводится до покрытия тепловой и антикоррозионной изоляцией. Величина пробного давления должна быть равна 1,25 максимального рабочего давления, но не менее 0,2 МПа.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ РЕМОНТА ТРУБОПРОВОДОВ

Разработки комплексных технологий капитального ремонта, требующие одновременного привлечения разнопрофильных творческих коллективов и значительных материальных инвестиций, уступают сегодня место менее масштабным направлениям совершенствования отдельных этапов ремонта линейной части магистральных газопроводов. Ниже рассмотрены наиболее перспективные, с нашей точки зрения, новые решения по технологиям ремонта, новой технике и методам ее применения.

Так, на грунтах с глубокими сезонными промерзаниями, а также в условиях распространения вечномерзлых грунтов особую трудность представляют ремонтные работы, связанные с разработкой мерзлого грунта над трубопроводом. Сам процесс разработки выполняется в несколько этапов: рыхление слоя грунта, извлечение грунта на поверхность, рыхление и извлечение грунта последующих слоев. Все известные способы связаны с необходимостью полной разработки грунта над трубопроводом и его участком. При потребности замены отбраковываемого участка трубопровода, уложенного подземно в мерзлых грунтах, может найти применение следующий способ извлечения и замены трубопровода.

Способ заключается в том, что с двух концов отбракованного участка трубопровода, уложенного подземно в мерзлых грунтах, разрабатывают два котлована: с одного конца — для разрезки и отделения отбракованного участка от основного трубопровода, а с другого — котлован размером, обеспечивающим возможность разрезки, изгиба и извлечения участка трубопровода на поверхность. После разработки котлована и разрезки трубопровода к нему подводят источник тепла и осуществляют нагрев по образующей трубопровода. При нагреве произойдет оттаивание околотрубного пространства с образованием водогрунтовой поверхности скольжения. Водогрунтовая площадка скольжения, контактирующая с образующей трубопровода, характеризуется очень низким коэффициентом трения (низкими величинами касательных напряжений). Этот факт является благоприятным для осуществления осевого извлечения трубопровода из грунтового месива без применения специальных материалоёмких конструкций. Извлечение осуществляется при помощи тяговых средств изгибом трубопровода и его продольным перемещением на поверхность. Образующаяся полость в мерзлом грунте может быть использована в качестве скважины для рыхления мерзлого грунта с последующим его извлечением землеройной техникой в отвал и устройством траншеи под трубопровод.

Применяемые за рубежом технологии ремонта трубопроводов наряду с комплексным решением всех его проблем обеспечивают экономичное производство отдельных его этапов.

Так, компания British Gas (Великобритания) с 1992 г. успешно использует разработанную ею технологию ремонта подземных газо-, нефте- и нефтепродуктопроводов без вскрытия траншей. для ремонта применяют эластичную оболочку, предварительно заполняемую эпоксидным адгезивом. По мере протаскивания такой оболочки внутри ремонтируемого трубопровода она выворачивается наизнанку, в результате чего адгезив, после своей полимеризации, обеспечивает прочное сцепление оболочки со стенками трубопровода. За время применения этой технологии в полевых условиях отремонтировано более 1250 км трубопроводов различных диаметров, в том числе нефтепроводов диаметром от 254 до 1067 мм и высоконапорных газопроводов диаметром от 152 до 508 мм.

Ввиду сложности использования комплексных технологий ремонта трубопроводов более широкое распространение могут найти различные способы ремонта дефектов труб, а также совершенствование устройств, применяемых в ремонте.

Отечественные и зарубежные изобретатели предлагают более совершенные устройства и механизмы:

приспособление для ликвидации свищей на магистраль ном трубопроводе без снижения в нем давления газа;

устройства для обнаружения и определения местоположения подземных трубопроводов (ФРГ, США);

приемо-передающее устройство излучает и принимает сигнал, отраженный от подземных объектов. При этом характеристики сигнала зависят от динамических характеристик объекта. Это позволяет после обработки отраженного сигнала в аналитическом блоке не только обнаруживать, но и идентифицировать объект. Зрительная информация о результатах обработки выдается на дисплей;

запатентованная принципиальная схема системы определения местоположения подземных трубопроводов, уложенных параллельно друг другу, позволяет исключить взаимное влияние сигналов, отражающихся от различных трубопроводов;

устройство для вскрытия и извлечения трубопровода из траншеи;

агрегат для вскрытия, подкопа и удаления грунта из-под трубопровода, который позволяет повысить производительность путем сокращения технологических операций и землеройной техники, а также расширения возможностей агрегата;

устройство для подъема в траншее участка трубопровода при его ремонте;

комплекс для демонтажа подземного трубопровода, который включает в себя тяговое устройство, соединенное с ним буксиром, размещенное на дне траншеи под трубопроводом, средство очистки трубопровода и трубоподъемное устройство. Использование комплекса эффективно практически для любых категорий грунтов и позволяет значительно снизить энергозатраты за счет снижения несущей способности грунта на извлекаемом участке трубопровода. Кроме того, комплексное воздействие на подземный трубопровод позволяет извлекать его без появления в стенке трубы опасных напряжений от изгиба в грунте, что способствует повторному использованию извлеченных труб и получению экономии труб;

устройство для аварийного перекрытия трубопровода, которое при ремонте позволит повысить надежность за счет введения в его конструкцию подпружиненных направляющих запорного клапана, обходного канала, плунжера с круговой проточкой, фиксатора, защелки и кнопки возврата плунжера в исходное состояние. Таким образом, значительно уменьшаются потери перекачиваемого по трубопроводу продукта;

надувную заглушку, предназначенную для перекрытия трубопроводов больших диаметров;

установку для очистки наружной поверхности трубопроводов от противокоррозионной изоляции движением с большой скоростью цепей, охватывающих наружную поверхность трубопровода;

утяжелитель трубопровода, устанавливаемый на трубопроводе путем фиксации за счет упругой деформации стенок, предназначенный для ремонта в сложных условиях обводненных грунтов. Обладает незначительной массой, достаточной прочностью, компактно пакетируется, что существенно упрощает транспортировку и установку на трубопровод;

Эти устройства, наряду с более совершенным исполнением, являются также более технологичными, а если объединяют несколько технологических операций позволяют совершенствовать весь технологический процесс.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: