Технология конца трубы это

Резьбовой способ соединения стальных труб: плюсы и минусы

Соединение стальных труб на резьбе позволяет провести стыковочные работы, не имея специального оборудования и навыков. Стыковка выполняется с помощью фитингов. Главные преимуществ метода – универсальность и простота.

Общие сведения

Существует два способа соединения двух стальных труб:

  • с помощью сварки (газовой или электро, сегодня применяют даже клеевой метод), он называется неразъемный;
  • разъемный – резьба и фланцы.

Последний способ считается удобным в плане проведения ремонта. К тому же не всегда встречаются условия, где можно работать открытым огнем или электрической искрой. Поэтому соединение на резьбе, он же разъемный способ, используется довольно часто, когда необходимо состыковать трубы диаметром до 100 мм.

Технология соединения получила такое название из-за резьбы, которую нарезают на концах двух соединяемых труб. Это делают на токарных станках. Если диаметр труб небольшой (до 50 мм), то нарезку можно провести вручную с помощью лерки и плашки.

Соединение можно проводить только при помощи специальных устройств, которые называются фитингами. И если на трубных поверхностях резьба нарезается по внешней плоскости изделий, то в фитингах по внутренней. Выпускаются они в широком ассортименте под каждый типоразмер стальных труб.

Именно фитинги определяют правила соединения в плане пространственного расположения труб:

  1. Двусторонняя муфта. Ее задача соединить между собой две стальные трубы, расположенные на одной линии.
  2. Уголок, соединяющий два элемента под углами или 45, или 90͒.
  3. Тройник. Соединяются три элемента – два на одной линии, один перпендикулярно оси соединения двух первых.
  4. Крестовина. Соединяются четыре трубы.
  5. Переходник. Эта та же муфта, только с ее помощью можно состыковать два трубных элемента разного диаметра.

К фитингам также относятся еще два элемента:

  • заглушка, которой герметично закрывают свободный конец стального патрубка;
  • штуцер – по сути, это переходник, но по конструкции тройник, в состав входит муфта и патрубок, к которому прикрепляют шланг.

Фитинги для соединения трубных элементов

Виды разъемных соединений

Название говорит о том, что такое соединение создается элементами, которые в любой момент можно разъединить (разобрать). К этой категории стыков относятся не только соединения на резьбе, но и фланцевая разновидность.

Последняя – это стальные фланцы, которые собой представляют два блина с отверстиями посередине под трубы того же диаметра и по краям – под болты. Фланцы надо обязательно приварить электро- или газосваркой к трубам.

В процессе соединения в первую очередь между стальными фланцами устанавливают герметичную прокладку – резиновую, полимерную, паронитовую. А крепление проводят болтами с гайками и широкими стальными шайбами.

Это самый простой способ соединить стальные трубы между собой, но у него есть один недостаток – прокладка быстро выходит из строя. Ее часто приходится менять, особенно в трубопроводах с агрессивными средами или с материалами, движущимися с высокой температурой и давлением.

Фланцевое разъемное соединение

Что касается резьбового соединения, то проводить его несложно. Но необходимо четко соблюдать последовательность операций:

  1. На один свободный конец трубы, обычно на нем резьба нарезана большей длины, накручивается контргайка.
  2. Далее накручивается муфта так, чтобы из нее торчал конец патрубка.
  3. На конец второй наматывается герметизирующий материал: ФУМ-лента или нить, суриковая нить, любая ХБ ткань (бинт, например), обработанная краской.
  4. Концы двух трубных элементов стыкуются плотно друг к другу.
  5. Муфту скручивают в обратную сторону, чтобы она вошла на конец второй трубы. Крутить надо до тех пор, пока стык не окажется приблизительно посередине длины муфты.
  6. Со стороны контргайки, между ней и муфтой, по резьбе наматывается герметизирующий материал. После чего гайка вращается в обратную сторону, пока плотно не прижмется к торцу муфты. Чем плотнее, тем лучше, но здесь важно не переусердствовать.

Процесс разъединения (разборки) проводится в обратном направлении. То есть по резьбе откручивается контргайка, затем стальная муфта, высвобождая конец второго трубного элемента. Все работы производят вручную с использованием газового или разводного ключа.

Последовательность резьбового соединения

Достоинства и недостатки соединения стальных труб на резьбе

У соединения резьбой есть свои плюсы и минусы. К положительным моментам надо отнести:

  1. Простоту проведения сборочного процесса. Никакие особые знания здесь не нужны. Главное – точно соблюдать последовательность проводимых операций.
  2. Возможность стыковать стальные трубы разного диаметра.
  3. Высокую устойчивость стыка к осевым нагрузкам на трубопровод.
  4. Гарантию долгосрочной эксплуатации соединения (при правильном проведении работ).
  5. Возможность обойтись энергонезависимым процессом, проводимым без дорогих аппаратов и приборов.
  6. Возможность проведения всех работ самостоятельно, не привлекая мастера, которому надо платить.
  7. Стопроцентную точность стыка по оси, что немаловажно в большом количестве случаев.

Отрицательные стороны тоже имеются:

  1. Если на стальных трубах нет резьбы, то ее придется нарезать вручную. Это займет время, а процесс не самый легкий. Иногда вместо нарезки используют патрубки с уже нарезанной резьбой, которые необходимо к трубам приварить.
  2. При неоднократном скручивании и раскручивании фитингов резьба быстро изнашивается и приходит в негодность.
  3. В помещениях, где присутствует вибрация, дополнительно к фитингам устанавливают приспособления, которые противостоят их самораскручиванию. Это увеличивает стоимость монтажа.

Правильная герметизация стыка

При правильном подходе к стыковке стальных труб резьбовым способом можно гарантировать достаточно надежное соединение, которое проработает много лет. Основное требование к стыку – стопроцентная герметичность. Поэтому важно грамотно использовать герметизирующий материал. Даже самая малая протечка выведет из строя соединение за несколько месяцев.

Если Вам понравилась статья, просим оставить комментарии. Интересно знать и Ваше мнение по этой теме. Сохраните полезную информацию в закладках, сделайте репост в социальных сетях.

Предлагаем ознакомиться с несколькими видео по теме статьи.

Соединение стальных труб: резьба или сварка.

Резьбовые соединения — какие бывают, монтаж труб, вид резьбы на трубах.

Как делают бесшовные трубы

Бесшовные трубы — это разновидность металлопроката, технология производства которого предусматривает отсутствие каких-либо швов по всей длине изделий. Такие детали не содержат и других соединений. Такие сплошные заготовки изготавливаются на специальных прокатных станках. Поэтому производственный процесс получил название «прокатка».

Бесшовные трубы являются цельными изделиями и не содержат швов, а также других соединений. В первую очередь в зависимости от технологии производства бесшовные трубы подразделяются на два вида:

Также существуют цельнотянутые детали, которые относятся к особой группе бесшовного металлопроката. Такие изделия отличаются тем, что имеют толстые стенки.

Изделия, которые имеют шов, в свою очередь, выполняются с помощью двух основных методов:

— сварка (заготовка сваривается по спирали);

— фальцовка (согнутый лист закрепляется продольно специальным фальцем).

Бесшовные трубы отличаются высокими прочностными характеристиками, поэтому их, как правило, используют в коммуникациях с высокими показателями давления.

Материалом для таких деталей в большинстве случаев выступает сталь. Это связано с тем, что этот материал обладает высокой прочностью. Рассмотрим и другие достоинства этих изделий:

высокий коэффициент теплопроводности;

Читайте также  Сварочные аппараты для сварки пропиленовых труб

низкий показатель линейного расширения;

антикоррозийная стойкость толстостенной продукции.

К основным недостаткам таких изделий можно отнести:

Для того, чтобы проложить коммуникацию из таких труб, важен правильный расчёт основных параметров. К ним можно отнести показатели сечения труб и толщину их стенок.

Бесшовные трубы используются в ответственных конструкциях, которые работают под высоким давлением. Для транспортировки токсичных веществ применяются преимущественно горячекатаные бесшовные изделия.

Кроме этого, изделия, выполненные методом горячей прокатки, широко эксплуатируются в автомобилестроении, авиации и т. д. А также используются для транспортировки агрессивных химических веществ и нефти (химическая и нефтяная отрасли).

Использование таких деталей также востребовано в коммунальной сфере. Из них монтируются различные хозяйственные коммуникации, которые осуществляют транспортировку горячей воды, холодной воды, газа, а также отвод стоков (канализационная система).

В угледобывающей сфере такие изделия используются для отвода пара и других продуктов от оборудования. Кроме этого, сплошные трубы используются в оборонной промышленности, кораблестроении, металлургии. Обширность эксплуатации бесшовных изделий объясняется их высокой надёжностью. Из них выполняются довольно сложные, с конструктивной точки зрения, коммуникации, которые используются в тяжелых областях производства.

Как делают бесшовную трубу с помощью метода горячей прокатки? Этот процесс сопровождается большими финансовыми расходами, поэтому стоимость таких изделий также является довольно большой. Рассмотрим поэтапно производство бесшовных труб, посредством наиболее популярного метода — горячей прокатки:

На первом этапе происходит подготовительная работа. Заготовка подготавливается к последующей обработке. Заготовка является полым элементом, который имеет определённые показатели сечения и длины. Изготовление такой заготовки происходит из особого вида стали. Перед прокаткой этого первичного элемента, его нагревают до высоких температур (1180–1200 °C).

На втором этапе выполняется формирование гильзы. Гильзу получают с помощью специального высокомощного сверла, которое пробуривает в заготовке отверстие определённых размеров. После завершения процесса деталь уже напоминает трубу, однако, не является окончательным продуктом.

И, наконец, на третьем этапе происходит основной процесс — прокатка. Прокатка включает в себя ряд процессов: гильзу помещают на специальные прокатные станки, в состав которых входит несколько валиков, далее расположенная между двумя валиками гильза постепенно вытягивается в одном из направлений. Элементом контроля диаметра будущей трубы выступает специальный ограничительный элемент.

Для того, чтобы готовая труба соответствовала необходимым параметрам, вышеперечисленные манипуляции проводятся несколько раз, до получения нужного изделия.

А также стоит отметить, что производство бесшовных труб — сложный процесс, который требует соблюдения всех технических норм и правил безопасности. Производство бесшовного металлопроката выполняется только на специальных предприятиях, оснащённых всем необходимым для этого оборудованием.

Холоднокатаные изделия отличаются высокими прочностными характеристиками, а также имеют идеально гладкую поверхность, что является очень важным фактором для различных коммуникаций.

Как делают трубы с помощью холодной прокатки? Рассмотрим поэтапно этот процесс:

В первую очередь заготовка проходит комплекс мер по очистке. К таким мерам можно отнести:

очистка с помощью химических веществ;

Помимо этого, стоит отметить, что нередко заготовка обрабатывается фосфатами или медью, что повышает её прочностные характеристики. Впоследствии такие изделия имеют хорошую резистентность к деформации.

Затем с помощью валиков происходит формирование круглого сечения. Стоит отметить, что угол поворота валиков может меняться, что, в свою очередь, влечёт смену калибра трубы.

При выполнении круглого калибра трубы, обладающей большим диаметром, проводится дополнительная процедура — сжатие.

В случае необходимости уменьшения показателя сечения изделия, процесс повторяется, после чего необходимым условием является проведение дополнительных процедур — протравки и промывки.

Разновидности трубных изделий без швов

Бесшовные или литые изделия в первую очередь классифицируются по длине и бывают:

— кратные мерной длине;

По ГОСТу существует чёткое подразделение бесшовных труб по размерам. Например, показатели сечения горячекатаных бесшовных изделий варьируются от 25 до 700 мм, а толщина их стенок может быть от 2,5 до 75 мм. Длина немерных деталей колеблется от 4 до 12 м. Холоднотянутые изделия имеют показатели сечения от 8 до 450 мм и толщину стенки — 20 мм. Длина холоднотянутых бесшовных деталей колеблется в пределах от 4,5 до 9 м.

Цельнотянутые трубы подразделяются на 4 основные категории, каждая из которых, в свою очередь, имеет по 4 подгруппы.

Цельнотянутые детали считаются наиболее надёжными, так как обладают самыми высокими прочностными характеристиками и выпускаются из литых заготовок. В процессе изготовления цельнотянутой трубы в монолитной заготовке выполняется отверстие, имеющее необходимые показатели сечения. Стоит также отметить, что в случае с цельнотянутыми стальными изделиями толщина их стенок составляет — 6–13 мм.

СНиП III-42-80 : Сборка, сварка и контроль качества сварных соединений трубопроводов

4.1. Перед сборкой и сваркой труб необходимо:

произвести визуальный осмотр поверхности труб (при этом трубы не должны иметь недопустимых дефектов, регламентированных техническими условиями на поставку труб);

очистить внутреннюю полость труб от попавшего внутрь грунта, грязи, снега;

выправить или обрезать деформированные концы и повреждения поверхности труб;

очистить до чистого металла кромки и прилегающие к ним внутреннюю и наружную поверхности труб на ширину не менее 10 мм.

При стыковой сварке оплавлением следует дополнительно зачищать торец трубы и пояс под контактные башмаки сварочной машины.

4.2. Допускается правка плавных вмятин на торцах труб глубиной до 3,5 % диаметра труб и деформированных концов труб безударными разжимными устройствами. При этом на трубах из сталей с нормативным временным сопротивлением разрыву до 539 МПа (55 кгс/мм2) допускается правка вмятин и деформированных концов труб при положительных температурах без подогрева. При отрицательных температурах окружающего воздуха необходим подогрев на 100—150°С. На трубах из сталей с нормативным временным сопротивлением разрыву 539 МПа (55 кгс/мм2) и более — с местным подогревом на 150—200° С при любых температурах окружающего воздуха.

Участки и торцы труб с вмятиной глубиной более 3,5 % диаметра трубы или имеющие надрывы необходимо вырезать.

Допускается ремонт сваркой забоин и задиров фасок глубиной до 5 мм.

Концы труб с забоинами и задирами фасок глубиной более 5 мм следует обрезать.

4.3. Сборка труб диаметром 500 мм и более должна производиться на внутренних центраторах. Трубы меньшего диаметра можно собирать с использованием внутренних или наружных центраторов. Независимо от диаметра труб сборка захлестов и других стыков, где применение внутренних центраторов невозможно производится с применением наружных центраторов.

4.4. При сборке труб с одинаковой нормативной толщиной стенки смещение кромок допускается на величину до 20 % толщины стенки трубы, но не более 3 мм при дуговых методах сварки и не более 2 мм при стыковой сварке оплавлением.

4.5. Непосредственное соединение на трассе разнотолщинных труб одного и того же диаметра или труб с деталями (тройниками, переходами, днищами, отводами) допускается при следующих условиях:

если разность толщин стенок стыкуемых труб или труб с деталями (максимальная из которых 12 мм и менее) не превышает 2,5 мм;

если разность толщин стенок стыкуемых труб или труб с деталями (максимальная из которых более 12 мм) не превышает 3 мм.

Читайте также  Виды и функции сварочных флюсов

Соединение труб или труб с деталями с большей разностью толщин стенок осуществляется путем вварки между стыкуемыми трубами или трубами с дeтaлями переходников или вставок промежуточной толщины, длина которых должна быть не менее 250 мм.

При разнотолщинности до 1,5 толщины допускается непосредственная сборка и сварка труб при специальной разделке кромок более толстой стенки трубы или детали. Конструктивные размеры разделки кромок и сварных швов должны соответствовать указанным на рис. 1.

Смещение кромок при сварке разностенных труб, измеряемое по наружной поверхности, не должно превышать допусков, установленных требованиями п. 4.4 настоящего раздела.

Подварка изнутри корня шва разностенных труб диаметром 1000 мм и более по всему периметру стыка обязательна, при этом должен быть очищен подварочный слой от шлака, собраны и удалены из трубы огарки электродов и шлак.

Рис. 1. Конструктивные размеры разделки кромок и сварных швов разнотолщинных труб (до 1,5 толщины стенки)

4.6. Каждый стык должен иметь клеймо сварщика или бригады сварщиков, выполняющих сварку. На стыки труб из стали с нормативным временным сопротивлением разрыву до 539 МПа (55 кгс/мм2) клейма должны наноситься механическим способом или наплавкой. Стыки труб из стали с нормативным временным сопротивлением разрыву 539 МПа (55 кгс/мм2) и более маркируются несмываемой краской снаружи трубы.

Клейма наносятся на расстоянии 100—150 мм от стыка в верхней полуокружности трубы.

4.7. Приварка каких-либо элементов, кроме катодных выводов, в местах расположения поперечных кольцевых, спиральных и продольных заводских сварных швов, не допускается. В случае если проектом предусмотрена приварка элементов к телу трубы, то расстояние между швами трубопровода и швом привариваемого элемента должно быть не менее 100 мм.

4.8. Непосредственное соединение труб с запорной и распределительной арматурой разрешается при условии, что толщина свариваемой кромки патрубка арматуры не превышает 1,5 толщины стенки стыкуемой с ней трубы в случае специальной подготовки кромок патрубка арматуры в заводских условиях согласно рис. 2.

Во всех случаях, когда специальная разделка кромок патрубка арматуры выполнена не в заводских условиях, а также когда толщина свариваемой кромки патрубка арматуры превышает 1,5 толщины стенки стыкуемой с ней трубы, соединение следует производить путем вварки между стыкуемой трубой и арматурой специального переходника или переходного кольца.

Рис. 2. Подготовка промок патрубков арматуры при непосредственном соединении их с трубами

4.9. При сварке трубопровода в нитку сварные стыки должны быть привязаны к пикетам трассы и зафиксированы в исполнительной документации.

4.10. При перерыве в работе более 2 ч концы свариваемого участка трубопровода следует закрыть инвентарными заглушками для предотвращения попадания внутрь трубы снега, грязи и т. п.

4.11. Кольцевые стыки стальных магистральных трубопроводов могут свариваться дуговыми методами сварки или стыковой сваркой оплавлением.

4.12. Допускается выполнение сварочных работ при температуре воздуха до минус 50°С.

При ветре свыше 10 м/с, а также при выпадении атмосферных осадков производить сварочные работы без инвентарных укрытий запрещается.

4.13. Монтаж трубопроводов следует выполнять только на монтажных опорах. Применение грунтовых и снежных призм для монтажа трубопровода не допускается.

4.14. К прихватке и сварке магистральных трубопроводов допускаются сварщики, сдавшие экзамены в соответствии с Правилами аттестации сварщиков Госгортехнадзора России, имеющие удостоверения и выдержавшие испытания, регламентируемые требованиями пп. 4.16—4.23 настоящего раздела.

4.15. Изготовление сварных соединительных деталей трубопровода (отводов, тройников, переходов и др.) в полевых условиях запрещается.

4.16. При производстве сварочных работ каждый сварщик (бригада или звено сварщиков в случае сварки стыка бригадой или звеном) должен (должны) сварить допускной стык для труб диаметром до 1000 мм или половину стыка для труб диаметром 1000 мм и более в условиях, тождественных с условиями сварки на трассе, если:

он (они) впервые приступил(и) к сварке магистрального трубопровода или имел(и) перерыв в своей работе более трех месяцев;

сварка труб осуществляется из новых марок сталей или с применением новых сварочных материалов, технологии и оборудования;

изменился диаметр труб под сварку (переход от одной группы диаметров к другой — см. а — в на рис. 3);

изменена форма разделки торцов труб под сварку.

Рис. 3. Схема вырезки образцов для механических испытаний

а — трубы диаметром до 400 мм включительно; б — трубы диаметром от 400 мм до 1000 мм; в — трубы диаметром 1000 мм и более; 1 —образец для испытания на растяжение (ГОСТ 6996-66, тип XII или XIII); 2 — образец на изгиб корнем шва наружу (ГОСТ 6996—66, тип XXVII или XXVIII) или на ребро; 3 — образец на изгиб корнем шва внутрь (ГОСТ 6996—66, тип XXVII или XXVIII) или на ребро

4.17. Допускной стык подвергается:

визуальному осмотру и обмеру, при котором сварной шов должен удовлетворять требованиям пп. 4.26; 4.27 настоящего раздела;

радиографическому контролю в соответствии с требованиями п.4.28 настоящего раздела;

механическим испытаниям образцов, вырезанных из сварного соединения в соответствии с требованиями п. 4.19 настоящего раздела.

4.18. Если стык по визуальному осмотру и обмеру или при радиографическим контроле не удовлетворяет требованиям пп.4.26,4.27, 4.32 настоящего раздела, то производится сварка и повторный контроль двух других допускных стыков; в случае получения при повторном контроле неудовлетворительных результатов хотя бы на одном из стыков бригада или отдельный сварщик признаются не выдержавшими испытание.

4.19. Механическими испытаниями предусматривается проверка образцов на растяжение и изгиб, вырезанных из сварных соединений. Схема вырезки и необходимое количество образцов для различных видов механических испытаний должны соответствовать указанным на рис. 3 и в табл. 3.

Диаметр трубы, мм

Количество образцовдля механических испытаний

Как монтировать канализацию из раструбных соединений

Проще всего монтировать канализацию из деталей с раструбами. Для этого не требуется уметь собирать трубопроводы на профессиональном уровне специальными инструментами. Достаточно знать, что это такое — раструб, и что требуется для его сборки и герметизации.

  1. Что такое раструб
  2. Где используют раструбные конструкции
  3. Типы раструбов для канализации
  4. Безраструбные трубные конструкции
  5. Особенности раструбов из бетона
  6. Раструбы из чугуна и пластмассы
  7. Монтаж
  8. Полимерные материалы
  9. Чугунные или керамические изделия

Что такое раструб

Что такое раструб канализационной трубы понять легко – это расширение на одном торце трубы, по форме напоминающее воронку. Второй торец остается ровным.

Такая особенность позволяет плотно вставлять в расширение первой гладкий торец второй трубы. Так собирается вся ветка канализации с дополнительной герметизацией раструбных соединений.

Где используют раструбные конструкции

Трубопроводы, элементы которых стыкуют с помощью расширительных воронок, чаще всего используют для транспортировки технической воды и канализационных стоков по внутренним и наружным сетям.

На их монтаж уходит минимум затрат, а способ отличается простотой. Поэтому такие конструкции имеют значение в обслуживании объектов промышленно-гражданского строительства:

  • жилых домов и производственных зданий,
  • гидротехнических сооружений.

Кроме этого, раструбное соединение используют в сельском хозяйстве и для защиты электрических кабелей от повреждений. Различают несколько типов таких изделий.

Читайте также  Футляр 300 для трубы

Типы раструбов для канализации

Канализационные раструбные трубы соответствуют материалу трубопроводов, на которых устраивается это расширение.

Чаще всего под раструбные соединения предназначены бетонные трубы. Они прочные и легко монтируются. Вставляемый в расширение торец уплотняется смесью из бетоно-смоляных компонентов.

В качестве уплотнителя можно использовать резиновые кольца, которые обеспечивают герметичность стыков.

Бетонные конструкции с расширительными воронками используют для прокладки наружных сетей канализации. Для них характерны крупные размеры, обеспечивающие прохождение больших объемов сточных вод.

Внутри помещений канализацию и водопроводы монтируют из чугунных или пластиковых канализационных раструбов. Независимо от типа оборудованные расширениями для стыковки трубы монтируются против направления движения жидкости.

Безраструбные трубные конструкции

Иногда в связи с конструктивными особенностями трубопровода или условиями монтажа не требуется раструбная труба. Чаще всего такие ситуации возникают во время строительства безнапорных канализационных систем.

В качестве соединителей для бетонных труб используют фланцы, а для чугунных – хомуты. Если эти соединители уплотнить манжетами, то стыки смогут обеспечивать качественную работу напорных систем.

Особенности раструбов из бетона

Бетонная труба с раструбом изготавливается больших размеров – длиной 5 метров, с внутренним диаметром 1 метр и с толщиной стенки 75 миллиметров. Такие габариты обеспечивают прочность и длительный срок работы бетонных конструкций.

Используют их для устройства канализации, дождевых стоков, транспортировки воды под дорогами.

Для монтажа объектов промышленного назначения выпускают раструбы трех видов — Т, ТБ и ТВ. Каждый из них имеет характерные особенности.

К виду Т принадлежат раструбы для монтажа безнапорных конструкций, укладываемых как под землей, так и на ее поверхности. По ним перемещают большие объемы стоков или других жидкостей, химический состав которых не может разрушить материал магистрали. Популярность этого вида обусловлена низкой себестоимостью и простотой монтажа.

Категория ТБ включает в себя изделия для работы под увеличенными нагрузками. Из них монтируют канализационные коллекторы. В комплекте идут резиновые уплотнители для повышения качества герметизации стыков.

К третьему виду (ТВ) относят трубы для устройства проходов под дорогами.

Соединения уплотняются за счет резиновых вставок, а вся конструкция способна выдержать вес находящейся над ней почвы, покрытия дороги и проезжающих транспортных средств.

Технология изготовления основана на усилении прочности бетона армированной сеткой. Поэтому расчетный срок их эксплуатации составляет 50 лет. Это преимущество, а также невысокая цена способствуют выбору бетонных раструбов строительными компаниями для сборки канализационных сетей. В домашних условиях такие конструкции не используются.

Раструбы из чугуна и пластмассы

Поскольку раструбные соединения труб из пластмассы и чугуна разрушаются при замерзании находящейся в них жидкости, применяют такие изделия для строительства отводных сетей внутри помещений.

Чугунные трубы подвержены коррозии, поэтому требуют гидроизоляции, что ведет к дополнительным затратам. Большой вес тоже влияет на сферу применения этих изделий.

Перечисленные недостатки стали причиной вытеснения чугунных трубопроводов пластиковыми. Последние имеют один минус – их легко повредить механически.

Во всем остальном пластиковые трубы ни в чем не уступают чугунным и даже превосходят их в том, что не поддаются коррозии. В качестве уплотнителя стыков применяют резиновые кольца.

Способы монтажа раструбов каждого вида имеют свои особенности.

Монтаж

Монтаж по раструбной технологии подходит для стальных труб, чугунных, керамических, ПВХ и комбинированных на основе пластика. Раструбы труб стыкуются разными способами. Для герметизации соединения пластиковых используют кольца из резины или клей, для чугунных – сварку и зачеканку, керамических – только зачеканку.

Полимерные материалы

Проще всего уплотнять стыки раструбных пластиковых труб резиновыми кольцами. Если в расширении есть специальный паз, то в него вставляется кольцо. Предварительно стоит убедиться в отсутствии повреждений и эластичности прокладки. После этого прямой торец плавно вставляется в уплотнительное кольцо до упора. Так монтируется весь участок трубопровода.

В случае отсутствия в расширительной воронке паза под кольцо стык уплотняют клеем или герметиком. Для этого сначала зачищают гладкий конец наждачной бумагой крупной фракции, и наносят на него клеящее вещество, отступив 2 см от торца. После того, как клей начнет застывать, трубу вставляют в воронку и дожидаются полного высыхания. После этого собирают следующий канализационный узел.

Чугунные или керамические изделия

Раструб на чугунных и керамических трубах имеет значительно больший внутренний диаметр, чем наружный размер вставляемой в него детали.

Большой промежуток предназначен для уплотнения стыка материалом из льна и цементным раствором. Это продолжительный и трудоемкий процесс, который выполняют в такой последовательности:

  1. От края гладкого торца стыкуемой трубы отмеряют расстояние, равное глубине раструба и ставят метку.
  2. От края торца спиралью наматывают уплотнитель так, чтобы до отметки осталось около 3 сантиметров.
  3. Вставляют подготовленный конец в раструб и уплотняют стамеской для зачеканки.
  4. Готовят раствор из цемента с добавлением клея ПВА, и заливают в пространство между уплотнителем и краем раструба.
  5. Выдерживают раствор до полного высыхания.

Чугунные изделия разрешается стыковать сваркой. Этот метод не является основным, а лишь дополняет зачеканку. В этом случае пустое пространство чеканят так, чтобы оставить от верхней кромки раструба паз глубиной около 1 сантиметра.

После застывания раствора паз заполняют флюсом и сваривают раструб со стенкой вставленной в него трубы.

Стоит проверить герметичность сварного шва после его полного охлаждения.

После изучения разновидностей раструбных труб и способов их стыковки нетрудно будет спроектировать и собрать канализацию для личного пользования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: