Факторы размещения трубопроводного транспорта

Факторы размещения

1.2 Факторы размещения.

Факторы, определяющие развитие и размещение транспортной системы.

Капитальные вложения, направляемые на развитие транспорта.

Размещение отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Плотность размещения отдельных видов транспорта по территории страны.

Развитие межотраслевых и межтерриториальных связей.

Базовое состояние отрасли.

Развитие внешней торговли.

Обеспеченность высококвалифицированными кадрами.

Размещение городов, курортов и административных центров.

Уровень развития производительных сил и в том числе по регионам.

Вот те основные факторы, способствующие развитию и размещению транспорта в целом, а так как автомобильный транспорт является неотъемлемой частью единой транспортной системы России, то эти факторы справедливы и к автотранспорту. Я считаю нужным обосновать их и применить к ним различные примеры. Начнем с первого фактора: капитальные вложения, направленные на развитие транспорта. Безусловно, капитальные вложения играют первостепенную роль в развитии транспорта, и не только транспорта, но и в развитии других отраслей экономики. Ведь сегодня Российский автопарк находится в таком положении, что не может в полной мере обеспечить себя средствами производства, поэтому для него особенно важны капитальные вложения.

Размещение отраслей промышленности и сельского хозяйства. По карте автомобильного транспорта 11 можно заметить, что автотранспорт развит в основном в европейской части страны. Я думаю, это связанно с тем, что большинство промышленных, перерабатывающих предприятий находится именно в европейской части страны, а восточная часть это что-то в роде «сырьевого придатка» и поэтому там преобладает такой транспорт, которым удобнее и дешевле перевозить сырье: железнодорожный и речной. А как нам известно, автомобильным менее всего удобно и дешевле перевозить сырье, на такой огромной части как Восточная Сибирь, поэтому там так мало автодорог. Из этого следует вывод, что размещение промышленности играет огромную роль на расположение автотранспорта и транспорта в целом.

Развитие межотраслевых и межтерриториальных отношений.

Россия это территориально большое государство с развитой промышленностью и сельским хозяйством, которые расположены в разных частях страны. С помощь транспорта эти отрасли превращаются в единый промышленный комплекс России. И транспорт важная составляющая. При развитии промышленности и сельского увеличиваются грузопотоки, следовательно развивается транспорт: увеличивается транспортный парк, так как для увеличения перевозок требуется увеличение транспортных средств, если увеличивают количество транспортных средств, модернизируют дороги, делая их более грузопроводными.

Обеспеченность высококвалифицированными трудовыми кадрами. Этот фактор влияет и на размещение так и на развитие. О нем я расскажу далее.

Подвижность населения влияет на размещение и развитие пассажирского транспорта. С учетом этого фактора пассажирский транспорт размещается около источников спроса ( в городах, селах, районных центрах и т.д. ). Чем выше подвижность населения тем быстрее развивается пассажирский транспорт.

Значительное положение в развитии автотранспорта играет научно технический прогресс. С его помощью создается более совершенный подвижной состав, с его помощью можно уменьшить влияние автотранспорта на окружающую среду, увеличить скорость передвижения грузов, пассажиров и вообще все то, что мы сегодня имеем это результат научно-технического прогресса.

Развитие автотранспорта будет определять стиль и содержание жизни людей, подобно тому, как быт современного человека немыслим, например, без электронной аппаратуры.

Автотранспорт и автодороги имеют свою нишу деятельности – местные перевозки. Это как бы стартовая позиция, но, как показывает мировой опыт, автотранспорт и автодороги имеют совершенно исключительные потенции для расширения этой ниши и выхода в магистральную сферу. Для этого нужны более совершенные дороги и соответствующий подвижной состав. При скорости 100-120 кмч современные грузовики и магистральные автобусы способны эффективно выполнять функции железной дороги по перевозке грузов и пассажиров на расстояния, по крайней мере, до 2-3 тыс.км( хотя сейчас имеются прецеденты провоза товаров на автомобилях по стране на расстояния до 5 тыс.км) . Существенная экономия времени компенсирует большие денежные затраты. Ясно, что предстоит конкурентная борьба с железной дорогой за перевозки на средние и дальние расстояния, в которой автотранспорт может выиграть, если существенно не повысится скорость движения поездов.

2. Территориальное размещение.

Уровень развития транспортной системы экономических районов неодинаков. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности ( километров пути на 1000 кв. км.) отличается в десять и более раз. Наиболее развитой транспортной системой выделяются Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-западный, Северо — Кавказский, Волго-Вятский районы; наименее развитой – Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы. Считаю нужным заметить, что транспортно развитыми регионами являются те регионы, в которых находятся развитая сеть машиностроительных предприятий, т.е. где производят, выпускают транспорт. Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где в межрайонном масштабе разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге. Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т.е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно- пассивный, т.е. ввоз превышает вывоз.

В отраслях экономики больше всего перевозок автотранспортом приходится на промышленность, затем на сельское хозяйство и строительство. В структуре перевозок выделяются строительные и хлебные грузы, черные металлы, каменный уголь, лес, товары народного потребления , сельскохозяйственные грузы. Массовыми перевозками промышленных и строительных грузов отличаются Санкт-Петербург, лесопромышленные районы европейского Севера, нефтепромысловые районы Поволжья, район Курской магнитной аномалии. Большое количество сельскохозяйственных грузов перевозится в Поволжье, Центрально — Черноземном районе, на Северном Кавказе и Южном Урале. Около ѕ грузовых автомобильных перевозок осуществляется в пределах европейской части страны. Высокая плотность перевозок характерна для Центрального и Уральского экономических районов.

В восточных районах автомобильные грузовые перевозки развиты в Кузбассе, нефтепромысловых зонах Западной Сибири, земледельческих районах Сибири и Дальнего Востока. Основные грузы — лес, строительные материалы, зерно, вскрышные породы на открытых разрезах.

Автотранспорт общего пользования выполняет большой объем пассажирских перевозок. В пределах европейской части России самые массовые перевозки пассажиров автобусным транспортом характерны для пригородов Москвы и Санкт-Петербурга. В междугородних автобусных перевозках выделяются Центральный, Северо-Кавказский районы. В восточных регионах высокая интенсивность автомобильных перевозок пассажиров свойственна южным земледельческим областям Западной Сибири.

Размещение транспортного комплекса России

В целом по стране транспортный комплекс размещен неравномерно. В основном он располагается в европейской части нашей страны. Это объясняется тем, что здесь располагаются основные промышленные центры и населенные пункты.

Рассмотрим размещение транспорта более подробно.

Железнодорожный транспорт Цифры и факты// Железнодорожный транспорт, 2016. №5. с. 2-10.

Железнодорожный транспорт — вид транспорта, выполняющий перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или мотор-вагонной тяги.

Среди всех видов транспорта во многих странах ведущее место занимает железнодорожный транспорт, что объясняется его универсальностью: возможностью обслуживать все отрасли экономики и удовлетворять потребности населения в перевозках практически во всех климатических зонах и в любое время года.

Основные преимущества железнодорожного транспорта:

  • 1. Высокая провозная способность;
  • 2. Эффективность перевозок массовых грузов на большие расстояния;
  • 3. Сравнительно большие скорости;
  • 4. Надежность и безопасность;
  • 5. Низкая себестоимость перевозок;
  • 6. Меньшее воздействие на окружающую среду, чем другие виды транспорта.

Доля железнодорожного транспорта в общем объеме перевозок каждой страны складывается с учетом экономико-географических, демографических и других факторов:

  • 1. Размещения природных ресурсов и производительных сил;
  • 2. Численности населения;
  • 3. Размера территории;
  • 4. Наличия незамерзающих водных путей.

В Российской Федерации с ее обширной территорией и природными особенностями, удаленностью сырьевой базы от перерабатывающих предприятий железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы, выполняя более 80% грузооборота всех видов транспорта (без трубопроводного) и свыше 40% пассажирооборота транспорта общего пользования в дальнем и пригородном сообщениях.

Российские железные дороги — крупнейшая, хорошо развитая, динамично и эффективно функционирующая система. Железнодорожная сеть и имеет протяженность более 85 тыс. км.

Как и железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт размещен неравномерно. Основные дороги расположены в европейской части России, за Уралом плотность автодорог уменьшается. Это связано с тем, что наибольшее сосредоточение население располагается именно в европейской части страны.

Читайте также  Участок с трубами отопления

Среди всех выделяются дороги федерального назначения. Этим дорогам уделяется большое значение, так как по ним передвигаются основные грузопотоки. От состояния этих дорог будет зависеть качество доставляемого груза.

Кроме дорог федерального назначения выделяют дороги республиканского значения. Эти дороги связывают республики СНГ. Им также уделяется большое значение так как эти дороги улучшают экономические связи между государствами бывшего СССР.

Как и в железнодорожном транспорте, Москва является крупным дорожным узлом России. Все дороги более или менее ориентированы на Москву. Конфигурация дорог — радиально-кольцевая. От Москвы отходят важнейшие автомагистрали во всех направлениях.

1. Морской транспорт

Размещение водного транспорта в целом, а в частности морского транспорта зависит от природных условий. Резко сократили возможности применения морского транспорта в международной торговле изменения в геополитическом положении России, так как большая часть крупных и хорошо оснащенных морских портов Черноморского и Балтийского бассейнов отошла к другим государствам.

Первое место в грузообороте принадлежит к Дальневосточному бассейну (46,5 % всех отправленных грузов морским транспортом России). Через его порты осуществляются внешнеторговые связи с прибрежными регионами Дальнего Востока. На втором месте — Черноморско-Азовский бассейн (23,7 % всех отправленных грузов). Через оставшиеся у России порты Черноморского бассейна ведется в основном экспорт нефти. В бассейне Северного Ледовитого океана (третье место по грузообороту — 15 % грузов) выделяют два порта — Мурманск на побережье Баренцева моря и Архангельск в Белом море. На их долю приходится более половины грузооборота всего бассейна. Архангельск — специализированный лесоэкспортный порт России. Мурманск — единственный незамерзающий порт России на севере. Большое значение для обеспечения районов Крайнего Севера России имеют порты, расположенные на трассе Северного морского пути. Балтийский бассейн занимает примерно такое же место по отправлению грузов, как и бассейн Северного Ледовитого океана (14,5 % всего грузооборота). В его пределах расположен самый крупный и универсальный российский порт на Балтике — Санкт-Петербург. Меньший грузооборот имеет Калининградский порт.

2. Внутренний речной транспорт

Внутренний речной транспорт располагается в основном в течениях больших рек, главное требование, к которым — судоходность.

Внутренние судоходные водные пути относятся к различным речным бассейнам. Преобладающую часть грузовых перевозок и грузооборота выполняют пароходства трех воднотранспортных бассейнов: Волжско-Камского, Западно-Сибирского и Северо-Западного.

Первый магистральный трубопровод на территории РФ был еще построен в 1907 г. Им стал керосинопровод Баку — Батуми протяженностью 853 км. Однако начало быстрого развития нефтепроводного транспорта относится ко второй половине 50-х годов, когда ежегодные приросты добычи нефти достигали 20-25 млн т. В это же время началось строительство нефтепроводов из труб большого диаметра, что резко увеличило их пропускную способность и снизило себестоимость перекачки.

Современная сеть магистральных нефтепроводов имеет протяженность 48 тыс. км и образует несколько систем.

Газопроводный транспорт более молодой, чем нефтепроводный. В начале 60-х годов был построен газопровод Ростов-на-Дону — Серпухов — Ленинград протяженностью около 2 тыс. км. В 70-х годах были сооружены ещё несколько газопроводов. В 1984 году введена в строй газопроводная система «Западная Сибирь — Европа», протяженностью 4,5 тыс. км, давшая выход в Европу российскому газу. Среди них выделяется экспортный газопровод «Союз», протяженностью 2750 км. На Дальнем Востоке построен газопровод от месторождения природного газа Северного Сахалина до Комсомольска-на-Амуре. Небольшие по протяженности газопроводы действуют также в Якутии и на севере Восточной Сибири.

Наиболее устойчивые пассажиропотоки сконцентрированы на авиалиниях от Москвы по пяти основным направлениям: Кавказскому, Южному, Восточному, Центроазиатскому и Западному. Воздушный транспорт перевозит пассажиров почти по всем основным направлениям железных дорог. При этом доля воздушных перевозок больше железнодорожных на линиях от Москвы до Екатеринбурга и Новосибирска и далее на восток, а также от Москвы до Сочи, Минеральных Вод, столиц стран СНГ. Основные пассажиропотоки концентрируются в восточном направлении (Сибирь и Дальний Восток).

Крупнейшим авиатранспортным узлом России и стран СНГ является Москва. На четыре московских аэропорта (Шереметьево, Домодедово, Внуково и Быково) приходится 30 % всех отправлений пассажиров воздушным транспортом России. Крупными (более 500 тыс. отправлений пассажиров) авиатранспортными узлами являются также Санкт-Петербург (Пулково) — второй по значению после Москвы, Уфа, Самара, Екатеринбург (Кольцово), Минеральные Воды, Сочи — в европейской части страны, Нижневартовск, Сургут, Тюмень, Новосибирск (Толмачово) — в Западной Сибири, Красноярск и Иркутск — в Восточной Сибири, Хабаровск и Владивосток — на Дальнем Востоке.

Развитие и размещение трубопроводного транспорта России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Магистральный трубопроводный транспорт является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса России. В стране создана разветвленная сеть магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, которые проходят по территории большинства субъектов Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Развитие трубопроводного транспорта России……………………………………..5
Первоначальное развитие трубопроводного транспорта………………..5
1.2 Трубопроводный транспорт в начале ХХ века……………………………7
2. Развитие и управление трубопроводного транспорта…………………………….10
2.1. Современные планы развития…………………………………………..10
2.2. Государственное управление……………………………………………13
3. Анализ основных угроз в трубопроводном транспорте………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………………………………..25
Приложение 1………………………………………………………………………………. 26
Приложение 2………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

Кафедра экономической теории

Курсовая работа по дисциплине

«Экономическая география и регионалистика»

« Развитие и размещение трубопроводного транспорта России »

  1. Развитие трубопроводного транспорта России……………………………………..5
    1. Первоначальное развитие трубопроводного транспорта………………..5

    1.2 Трубопроводный транспорт в начале ХХ века……………………………7

    2. Развитие и управление трубопроводного транспорта…………………………….10

    2.1. Современные планы развития…………………………………………..10

    2.2. Государственное управление……………………………………………13

    3. Анализ основных угроз в трубопроводном транспорте………………………………….15

    Список использованной литературы…………………………………………………… ..25

    Магистральный трубопроводный транспорт является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса России. В стране создана разветвленная сеть магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, которые проходят по территории большинства субъектов Российской Федерации.

    За последние годы резко возросла роль трубопроводного транспорта в российской экономике. Это связано с рядом факторов — увеличение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней вследствие роста объемов транспорта нефти, создание новых рабочих мест, развитие экономики регионов и т.д. Итак рассмотрим основные показатели работы трубопроводного транспорта в 1994 – 2002 годах. Объём транспортировки газа с 483 млн.т. в 1994 г. возрос до 514 млн. т. в 2004 г. Объёмы перевозки нефти также значительно увеличились с 300 млн. т. в 1994 г. до 360 млн. т. в 2002г. Транспортировка нефтепродуктов не притерпела значительных изменений по увеличению объёмов.

    Системы трубопроводного транспорта являются эффективным инструментом реализации государственной политики, позволяющим государству регулировать поставки нефтепродуктов на внутренний и внешний рынки.

    Трубопроводный транспорт активно влияет на формирование и развитие ТЭК страны и отдельных регионов, являясь его неотъемлемой частью, и обеспечивает:

    • перекачку добытых и переработанных энергоресурсов;
    • выполняет роль распределительной системы комплекса;
    • транспортировку энергоресурсов на экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья.

    К трубопроводному транспорту относятся магистральные нефте- и газопроводы, а также продуктопроводы. Значимость трубопроводного транспорта для Российской Федерации определяется значительной удаленностью основных месторождений нефти и газа от потребителей, а также высокой долей нефти, нефтепродуктов и газа в экспортном балансе России.

    Трубопровод – это магистраль из стальных труб диаметром до 1500 мм. Укладывают на глубину до 2,5 метров. Нефтепроводы оснащены оборудованием для обезвоживания и дегазации нефти, оборудованием для подогрева вязких сортов нефти. На газопроводах — установки для осушения газа, для одоризации (придание газу резкого запаха) и распределительные станции. Для поддержания необходимого давления устанавливают специальные перекачивающие станции. В начале магистрали – головные, затем через каждые 100 – 150 км. — промежуточные. Протяженность магистральных трубопроводов России составляет 217 тыс. км., в т.ч. 151 тыс.км. газопроводных магистралей, 46,7 тыс. км. нефтепроводных, 19,3 тыс.км. нефтепродуктопроводных. В состав сооружений трубопроводного транспорта входят 487 перекачивающих станций на нефте- и нефтепродуктопроводах, резервуарные парки вместимостью 17,4 млн. куб.м., а также 247 компрессорных станций, 4053 газоперекачивающих агрегата и 3300 газораспределительных станций. По магистральным трубопроводам перемещается 100% добываемого газа, 99% нефти, более 50% продукции нефтепереработки. В общем объеме грузооборота трубопроводного транспорта доля газа составляет 55,4%, нефти – 40,3%, нефтепродуктов – 4,3%.

    1. РАЗВИТИЕ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ
      1. Первоначальное развитие трубопроводного транспорта.

    В начале ХХ века в России были сооружены два основных трубопровода: Баку-Батуми (1896-1906 гг.), протяженностью 833 км и диаметром 200 мм для перекачки 900 тысяч тонн керосина в год; Махачкала-Грозный (1913-1914 гг.), протяженностью 162 км и диаметром 200 мм для перекачки 700 тыс. тонн нефти в год. До 1917 года были построены нефтепродуктопроводы общей протяженностью 1300 км, средний диаметр труб составлял 197мм. Однако эти трубопроводы не могли составить конкуренцию мощной системе железнодорожного транспорта. Так, например, в 1913 году по трубопроводу Баку — Батуми перекачивалось только 6% всей транспортируемой нефти. Ключевой датой в истории развития трубопроводной системы России считается 17 марта 1920 года.

    До Второй мировой войны общая протяженность системы магистральных трубопроводов СССР составляла 4100 км, 70% которых применялись для перекачки сырой нефти. В конце 40-х годов по мере освоения нефтяных месторождений Башкирии, Татарстана, Самары, Перьми и Оренбурга, а также месторождений Северного Кавказа началось активное строительство магистральных нефтепроводов. Начало 50-х годов считается периодом интенсивной добычи нефти в Волго-Уральском районе. Для перекачки сырой нефти были построены нефтепроводы: Туймазы — Уфа-2 и 3, Бавлы — Куйбышев-1 и 2, Туймазы — Омск, Ромашкино — Куйбышев, Шкапово — Ишимбай, Куйбышев — Саратов, Субханкулово — Азнакаево — Альметьевск, Муханово — Куйбышев, Омск — Татарск, Ишимбай — Орск и др. Развитие новых нефтяных месторождений и рост производства явились предпосылками для создания принципиально новых методов для перекачки нефти и нефтепродуктов, а также современного оборудования.

    Магистральный трубопроводный транспорт является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса России. В стране создана разветвленная сеть магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, которые проходят по территории большинства субъектов Российской Федерации.

    За последние годы резко возросла роль трубопроводного транспорта в российской экономике. Это связано с рядом факторов — увеличение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней вследствие роста объемов транспорта нефти, создание новых рабочих мест, развитие экономики регионов и т.д. Итак рассмотрим основные показатели работы трубопроводного транспорта в 1994 – 2002 годах. Объём транспортировки газа с 483 млн.т. в 1994 г. возрос до 514 млн. т. в 2004 г. Объёмы перевозки нефти также значительно увеличились с 300 млн. т. в 1994 г. до 360 млн. т. в 2002г. Транспортировка нефтепродуктов не притерпела значительных изменений по увеличению объёмов.

    Системы трубопроводного транспорта являются эффективным инструментом реализации государственной политики, позволяющим государству регулировать поставки нефтепродуктов на внутренний и внешний рынки.

    Трубопроводный транспорт активно влияет на формирование и развитие ТЭК страны и отдельных регионов, являясь его неотъемлемой частью, и обеспечивает:

    • перекачку добытых и переработанных энергоресурсов;
    • выполняет роль распределительной системы комплекса;
    • транспортировку энергоресурсов на экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья.

    К трубопроводному транспорту относятся магистральные нефте- и газопроводы, а также продуктопроводы. Значимость трубопроводного транспорта для Российской Федерации определяется значительной удаленностью основных месторождений нефти и газа от потребителей, а также высокой долей нефти, нефтепродуктов и газа в экспортном балансе России.

    1.2. Трубопроводный транспорт в России в начале XX века

    В начале XX века строительство трубопроводов приобретает

    Важное значение для армии и флота. В 1896 году в Военном министерстве России решался вопрос об отводе земли инженеру Е. В. Глушкову под строительство нефтепровода от Грозного до Поти или Сухуми.Получив

    концессию, Глушков не смог найти средства ни в России, ни за рубежом.

    Бурный рост промышленности требовал все более широкого использования нефти и продуктов ее переработки в качестве источников энергии, что в свою очередь стимулировало развитие магистрального трубопроводного транспорта. Однако в России этот процесс шел медленно.

    В 1912 — 1914 годы США значительно опережали Россию по добыче нефти

    и, главным образом, благодаря развитию нефтепроводного транспорта: по трубопроводам ежегодно перекачивали 27,5 млн тонн нефти. В России магистральные трубопроводы из районов нефтедобычи в центральные регионы, где потреблялась нефть, в то время еще не были проложены. Продуктопровод Баку — Батуми был ориентирован исключительно на перекачку экспортного керосина, объемы поставок которого за границу с 1905 года из-за трудностей сбыта стали значительно сокращаться. Позднее керосинопровод был переоборудован под перекачку нефти.

    Только в июле 1914 года в России был введен в эксплуатацию нефтепровод Грозный — Порт Петровский (ныне Махачкала) протяженностью 162 км, диаметром 203 мм с четырьмя насосными станциями. Впоследствии трубопровод подвергся реконструкции, и с 1933 года по нему осуществлялась подача нефти в обратном направлении — от Махачкалы в Грозный.

    В этот же период были сооружены нефтепроводы Туха —Краснодар протяженностью 102 км, диаметром 203 мм и Доссор — Ракуша — Каспий — 154 км и 152 мм соответственно.

    Общая протяженность нефте- и нефтепродуктопроводов (включая промысловые), построенных в России до 1917 года, составляла порядка 1300 км; суммарная подача нефти достигала 2,5 млн тонн в год.

    По своей конструкции первые трубопроводы характеризуются как сборно-разборные, ручной сборки. И только при строительстве нефтепроводов Грозный — Туапсе и Баку — Батуми в 1926 — 1930 годы была применена газовая и электросварка.

    В период с 1917 по 1941 год строительство нефте- и нефтепродуктопроводов продолжалось, хотя скудные средства и ресурсы не позволяли вести работу с желаемым размахом.

    Индустриализация страны и коллективизациясельского хозяйства обусловили дальнейший рост добычи и переработки нефти, необходимость сооружения новых транспортных артерий. Так, к 1929 году в стране насчитывалось около 35, в 1930 — 72, к концу первой пятилетки — 200 тыс. тракторов. Для обеспечения техники керосином в 1931 году был построен продуктопровод Армавир — Никитовка диаметром 325 мм, протяженностью 425 км с двумя насосными станциями — в Армавире и Ростове-на-Дону. По нему тракторный керосин доставлялся с кавказских нефтеперерабатывающих заводов в сельскохозяйственные районы России и Украины. В 1932 году продуктопровод в районе Конаково был подключен

    Факторы, определяющие развитие и размещение мировой транспортной системы

    К числу основных таких факторов относят:

    • • капиталовложения, направляемые на развитие транспорта;
    • • размещение отраслей промышленности и сельского хозяйства;
    • • плотность размещения отдельных видов транспорта по территории страны;
    • • развитие внешней торговли страны;
    • • размещение городов, курортов и административных центров;
    • • экологический фактор;
    • • научно-технический прогресс.

    Переход к постиндустриальной стадии развития мировой экономики поставил совершенно другие задачи в области развития транспортных отраслей. Все большее значение в современной экономике приобретают такие факторы, как надежность, компактность и доступ к информационным системам на любом отрезке транспортной сети, ответственность транспортных служб. Соответственно возросли страховые сборы на транспорте. В итоге издержки на перевозки существенно возросли.

    Роль отдельных видов транспорта в той или иной стране во многом предопределяется ее географическими особенностями. Например, в островных странах (таких как Япония) большое место в грузо- и пассажироперевозках занимает морской транспорт. В странах с большой территорией (США, Канада, Россия) относительно велика роль железнодорожного транспорта, а в странах с небольшими расстояниями и хорошо освоенной территорией доминирует автомобильный (Западная Европа). В некоторых странах значительную роль играет внутренний водный транспорт (США, Россия, Канада, Германия, Нидерланды, Китай). Здесь же находится большинство внутренних судоходных каналов (например, Среднегерманский, Беломоробалтийский и Волгодонский каналы и др.). Главным районом озерного судоходства являются Великие озера США и Канады, соединяющиеся с Атлантическим океаном глубоководной рекой Святого Лаврентия, озеро Бодензее в Европе, связующее Германию, Австрию и Швейцарию.

    По густоте транспортной сети, уровню развития отдельных видов транспорта и их роли в пассажиро- и грузоперевозках между развитыми и развивающимися странами существуют заметные различия. Более густая транспортная сеть в экономически развитых странах, около 20 км на 100 кв. км, а в развивающихся этот показатель уже падает до 5—10 км на 100 кв. км. Наиболее развита транспортная система Северной Америки, в ней сосредоточено примерно 30% общей протяженности путей сообщения всего мира.

    В экономически развитых странах транспорт имеет разветвленную структуру и представлен практически всеми видами. Получают развитие новые его виды — водные и наземные средства передвижения на воздушной подушке, монорельсовые и канатные дороги, трубопроводы для сыпучих грузов. По всем главным показателям работы транспорта (грузо- и пассажирооборот) развитые страны занимают ведущие места. Транспорт Восточной Европы и России по густоте дорожной сети, ее качеству и грузообороту уступает Западной Европе. По сравнению с западноевропейскими странами здесь относительно большую роль играет железнодорожный транспорт, что объясняется меньшей автомобилизацией.

    В развивающихся странах транспорт является отстающей отраслью экономики и в целом характеризуется не сформированностью транспортных систем. В 30 странах мира отсутствуют железные дороги (Афганистан, Непал, Нигер, Центрально-Африканская республика и др.). Железнодорожный транспорт преобладает в Индии, Пакистане, Бразилии, Аргентине; трубопроводный — на Ближнем и Среднем Востоке, речной — в Тропической Африке. Характерная черта транспорта в развивающихся странах его низкий технический уровень.

    За последние десятилетия в транспорте мира произошли значительные изменения, затрагивающие мировую транспортную сеть и роль отдельных видов транспорта в пассажиро- и грузоперевозках. Так, в структуре грузооборота мирового транспорта возросла роль таких его видов, как морской, трубопроводный и газопроводный, снизилась роль железнодорожною транспорта.

    На дальность перевозки грузов в мире влияют следующие факторы:

    • • размер территории и размещение природных богатств, предприятий по отношению к источникам сырья, топлива и районам потребления продукции;
    • • степень развитости самой транспортной сети (наличие кратчайших или только кружных линий).

    В мировых пассажирских перевозках лидирующее положение занимает легковой автомобильный транспорт индивидуального пользования (более 60% всех пассажироперевозок). А если учитывать автобусное сообщение, то в целом в мире на автомобильный транспорт приходится почти 80% всех перевозок пассажиров.

    Одной из важнейших современных тенденций развития мирового транспорта и важным фактором дальнейшего размещения производительных сил в мировой экономике явилось создание в последние годы международных транспортных коридоров (МТК). Главным образом это происходило в целях обеспечения международного экономического сотрудничества между европейскими государствами. К началу XXI в. проделана большая

    работа по формированию МТК в Европе и Азии. Россия активно включилась в данный процесс. В результате наибольшую актуальность приобрели проблемы выбора коммуникаций различных видов транспорта для включения в состав коридоров, разработки направлений развития транспортной инфраструктуры международного значения на территории страны и совершенствования государственного регулирования процесса формирования системы МТК в Российской Федерации.

    Факторы размещения трубопроводного транспорта

    Код ОГЭ по географии: 5.4.5. География важнейших видов транспорта.

    Транспортная система России характеризуется развитием всех видов транспорта, значительной протяжённостью транспортных путей и крайней неравномерностью их размещения по территории страны.

    Плотность транспортной сети пони жается от центра к северу и вое току. К отдельным населённым пунктам из-за отсутствия транспортных путей можно добраться в опредс ленный сезон.

    Железнодорожный транспорт

    Общая протяжённость железных дорог России — около 86 000 км. Почти 50 % дорог электрифицировано. По длине электрифицированных дорог Россия занимает 1-е место в мире.

    Средняя плотность железнодорожной сети — 5 км/1000 км 2 . Наибольший показатель плотности характерен для Центрально-Чернозёмного и Центрального районов. Здесь железнодорожная сеть имеет радиальный вид: железные дороги сходятся к Москве. В азиатской части железнодорожная сеть имеет широтное простирание и небольшую плотность.

    Самая длинная и главная железнодорожная ветка России — Транссибирская магистраль (Транссиб).
    Её протяжённость — 9289 км. Магистраль соединяет Москву и Владивосток. Она проходит через 87 городов, среди которых Ярославль, Киров, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск,. Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Хабаровск, Владивосток.

    К числу основных железнодорожных магистралей России также относятся:

    • Приволжская — проходит по территории Волгоградской, Саратовской, Астраханской областей;
    • Северная — проходит по территории Архангельской, Ивановской, Кировской, Костромской, Вологодской, Ярославской, Владимирской областей и Республики Коми;
    • Среднесибирская — проходит по территории Омской, Новосибирской областей и Алтайского края;
    • Байкало-Амурская (БАМ) — вторая по длине магистраль после Транссиба (4300 км), проходит от Тайшета (Иркутская область) до Советской Гавани (Хабаровский край).

    Автомобильный транспорт

    Общая длина автомобильных дорог России составляет около 1 643 000 км. Средняя плотность 34 км/1000 км2.

    По обеспеченности дорожной сетью выделяются три зоны. Первая — Европейская — характеризуется развитой сетью автомобильных дорог преимущественно с твёрдым покрытием. Плотность дорог здесь около 100 км/1000 км2. Вторая зона охватывает юг России. Сеть автомобильных дорог здесь неравномерна, а плотность близка к средней по стране. В третьей зоне, включающей большую часть Сибири и Дальнего Востока, основная часть из редких, не имеющих твёрдого покрытия дорог используется лишь сезонно. Большие территории здесь лишены транспортных путей.

    Трубопроводный транспорт

    Общая длина всех трубопроводов России — около 252 000 км. Из них 178 000 км — газопроводы, 55 000 км — нефтепроводы.

    Основные трубопроводы России:

    • нефтепровод «Дружба» (Альметьевск — Самара — Унеча — Мозырь — Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы);
    • Балтийская трубопроводная система (связывает месторождения нефти Тимано-Печорского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с портом Приморск);
    • нефтепровод Сургут Новополоцк;
    • нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» (связывает город Тайшет в Иркутской области с портом Козьмино в заливе Находка);
    • газопровод «Ямал — Европа» (соединяет город Торжок в Тверской области и немецкий город Франкфурт-на-Одере);
    • газопровод «Сияние Севера» (проходит по линии Ухта — Грязовец — Торжок);
    • газопровод «Союз» (проходит по линии Оренбург — граница России и Украины — Ужгород);
    • газопровод «Северный поток» (соединяет русский Выборг и немецкий Грайфсвальд);
    • газопровод «Голубой поток» (проложен по дну Чёрного моря, связывает берега России и Турции).

    Водный транспорт

    Приморское положение России обусловило достаточно большое значение морского транспорта в обслуживании внешнеторговых связей и перевозке грузов между российскими портами.

    Перевозка грузов и пассажиров осуществляется в пределах пяти крупных бассейнов.

    • Бассейн Балтийского моря:
      • имеет наибольший грузооборот;
      • статьи экспорта — нефть, лес, металлы, статьи импорта — машины, промышленные и продовольственные товары;
        крупнейшие порты — Приморск, Санкт-Петербург, Высоцк, Калининград, Усть-Луга.
    • Черноморско-Азовский бассейн:
      • статьи экспорта — нефть и нефтепродукты, уголь, металлы, лес, строительные материалы, статьи импорта — зерно, сахар, машины и оборудование, продукты питания;
      • крупнейшие порты — Новороссийск, Кавказ, Ростов-на-Дону, Туапсе, Керчь.
    • Каспийский бассейн:
      • преобладают каботажные перевозки;
      • транспортируются преимущественно нефть и нефтепродукты, соль, зерно, хлопок, шерсть, рыба;
      • крупнейшие порты — Махачкала, Астрахань, Оля.
    • Дальневосточный бассейн:
      • осуществляются каботажные и экспортно-импортные перевозки;
      • статьи экспорта — рыба, лес, уголь, нефть, продовольствие, статьи импорта — машины, оборудование, металлы;
      • крупнейшие порты — Восточный, Ванино, Находка, Пригородное, Владивосток.
    • Северный бассейн:
      • статьи экспорта — уголь, лес, нефтепродукты, руды цветных металлов, оборудование, статья импорта — продовольствие;
      • крупнейшие порты — Мурманск, Архангельск, Варандей, Дудинка.

    Большинство крупных рек России судоходны. Это способствует развитию внутреннего водного транспорта. Около 40 % его грузооборота приходится на Волго-Камский бассейн. Крупнейшие речные порты — Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград, Астрахань. На втором месте по объёму грузооборота находится Западно-Сибирский бассейн, включающий Обь с притоками. Основные порты — Новосибирск, Тобольск, Сургут, Лабытнанги, Тюмень. Третий в России — бассейн Северной Двины с притоками Сухона и Вычегда. Значительную долю в перевозках здесь составляют лесные грузы. Главные порты — Архангельск и Котлас.

    Воздушный транспорт

    На территории России расположены 233 аэропорта. Самые загруженные из них: Шереметьево (Москва), Домодедово (Москва), Внуково (Москва), Пулково (Санкт-Петербург), Сочи (Сочи), Кольцово (Екатеринбург), Симферополь (Симферополь).

    Крупнейшим узлом международных и внутренних авиалиний является Москва. На её долю приходится более 30 % всех отправлений пассажиров воздушным транспортом страны. На внутренних авиалиниях (многие из них проходят параллельно железным дорогам) особенно масштабны перевозки пассажиров ил Москвы в Санкт-Петербург, в вое точном направлении —- в Сибирь и на Дальний Восток (Иркутск, Хабаровск, Владивосток) и на курорты юга (Адлер, Сочи, Симферополь).

    Конспект урока по географии»География транспорта России».
    Следующая тема: Природно-хозяйственное районирование России

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: